Инновационный педагогический опыт физинструктора
методическая разработка по физкультуре на тему
«Формирование основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через организацию физического развития и познавательно-игровой деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innov._opyt_kiyaevoy_yu.i.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через организацию физического развития и познавательно-игровой деятельности»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Детство - уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально-исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Отсюда, чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно-содержательным будет и культура мира детей. Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития многонационального общества на данный момент приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования на данном этапе развития общества является воспитание поликультурной личности в современном обществе. На современном этапе развития общества отмечен рост национального самосознания, стремление познать историю и культуру своего народа. В связи с этим проблема учета национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождение национально-культурного наследия представляется особо актуальной.
Формирование поликультурного образования начинается с дошкольного учреждения, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Обращение к проблеме поликультурного образования в современном обществе, как средству воспитания основ толерантности, связано с происходящими в стране значительными демографическими изменениями. Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребенка понимать богатое многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности является актуальной задачей дошкольного воспитания. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. Становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи.
Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание развиваться в данном направлении. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: организация мероприятий, посвященных русским народным праздникам, проведение игр разных народов, беседы с детьми на данную тему и т.д. Необходимо проводить работу с семьей: приглашать родителей на мероприятия, посвященные национальным праздникам, устраивать выставки совместных работ родителей и детей, привлекать к изготовлению атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам, к участию в играх, активному обсуждению вопросов воспитания на родительских собраниях и семинарах. Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные занятия, мероприятия, игры, во время которых дети усваивают доступный им материал.
Теоретическая база опыта.
Становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Это результат длительного, систематического и целенаправленного взаимодействия родителей, педагогов и детей. Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание развиваться в данном направлении.
В своей работе я использую данную литературу:
-Поликультурное образование: опыт и перспективы: из опыта работы педагогов образовательных учреждений Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» / Ресурсный центр по реализации прогр. поликультур. Образования, Дет.сад № 114 ОАО «РЖД»; [сост. : Т.А. Вавилова, Н.В. Матренина]. – Рузаевка, 2015.;
- М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
-О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.
-Мы в Мордовии живём. Примерный региональный модуль программы
дошкольного образования. О.В. Бурляева, Л.П. Карпунина, Е.Н. Киркина
и другие Саранск. Мордов. КН. Изд-во, 2011г.;
-Брыжинский В.С. Мордовские народные игры/В.С. Брыжинский-
Саранск, мордов.книж.изд-во, 2009.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.составитель Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора :Учебно – методическое пособие/ Сост. : Анисимова Т.Г.; Под ред. Р. А. Ереминой; МО РМ, МРИО. – Саранск, 2008.
- Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. и др.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Проблема поликультурного образования в современных условиях приобретает особую актуальность и ставит перед нами, педагогами, ряд задач:
- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;
- привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.
Физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности.
Формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре способствует активизации патриотических качеств. Практическое решение данной проблемы заключается в поиске новых современных приемов и методов. С этой целью я разработала проект «Здоровые дети - здоровая страна».
Основной его задачей является: формирование основ патриотического воспитания через организацию физического развития детей и познавательно - игровой деятельности.
Основное отличие данного проекта от других состоит в том, что он решает проблему поликультурного воспитания через физическое развитие.
Разделами проекта определена последовательность решения поставленных задач.
1 раздел « С чего начинается Родина». В этом разделе дети знакомятся с историей своей Родины, обычаями, играми разных народов.
2 раздел «Саранск спортивный», основной задачей этого раздела является знакомство детей со спортивными сооружениями города.
3 раздел «Наша гордость». Дошкольники знакомятся со спортсменами, которые выросли в Мордовии и достигли больших спортивных результатов. 4 раздел «Здоровые дети-здоровая нация». В данном разделе работа направлена на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Анализ результативности.
Результативность проекта подтверждается данными проведенных анкет:
№1 «Условия здорового образа жизни в семье»
№2«Воспитание здорового гражданина».
Отвечая на вопросы анкеты №1, родители считают, что в детском саду физическое воспитание находится на должном уровне. Но существует проблема вовлечения родителей в занятия физической культурой, следует чаще организовывать и привлекать их в совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия.
На основе вывода было принято решение: чаще организовывать и привлекать родителей в совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, экскурсии, праздники, развлечения и т.д., провести консультации по организации выходного дня в семье.
Проанализировав данные анкеты №2, можно сделать вывод, что родители проявляют желание принимать участие в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, заинтересованы в сохранении и укреплении здоровья детей, в формировании у них патриотических чувств. Не смотря на достаточную степень информированности в вопросах патриотического и физического воспитания детей, родители нуждаются в дополнительных рекомендациях и помощи педагогов детского сада по данным вопросам.
В ходе проделанной работы были получены следующие результаты:
- Возникновение у детей и родителей интереса к истории, традициям родного края.
- Расширение знаний детей о мордовских народных подвижных играх.
- Возникновение у детей интереса и стремления к познанию исторической культуры родного края, его традициям, ценностям.
-Активизации позиции родителей как участников педагогического процесса.
- Стремление родителей вести здоровый образ жизни и прививать детям данные навыки.
- Проявление у воспитанников интереса к занятиям по физическому развитию, различным видам спорта, оздоровительным мероприятиям.
- Возникновение у родителей интереса к организации и совместному проведению физкультурно-оздоровительных и тематических мероприятий, к участию в экскурсиях, конкурсах различного уровня.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В связи с тем, что проблема поликультурного воспитания дошкольников в многонациональном обществе не так давно начала приобретать особую актуальность, в начале работы над инновационной деятельностью возникали проблемы с поиском литературы, подбором методик на данную тематику. В настоящее время данная проблема является значимым вопросом, поэтому с каждым годом появляется все больше методического материала, разработок, пособий по формированию у детей представлений о различных культурах, приобщению детей к культурному богатству русского народа, воспитанию патриотизма, толерантности, гуманности.
Для проведения комплексных занятий с детьми по физическому развитию направленных на формирование поликультурной личности в полном объеме сталкиваемся с проблемой недостаточного количества спортивного инвентаря, методического, практического и наглядного материала для проведения занятий. В связи с этим из подручных средств изготавливается своими руками необходимый материал и игровое оборудование, такие как: наглядные пособия «Спортсмены Мордовии», «Герои Мордовии», «Саранск- город спорта», «Города- герои», оборудование на развитие координации движений «Бильбоке», для дыхательной гимнастики «Бабочки», массажные коврики, ориентиры для прыжков «Цветы» и др.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
1. На сайте детского сада http://ds69sar.schoolrm.ru/sveden/employees/11196/186553/
2. На сайте работников дошкольного образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/kiyaeva-yuliya-ivanovna
Наглядные приложения (представлены на вышеуказанных сайтах)
1. Консультации для педагогов: «Динамическая пауза в течение дня», «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».
2. Консультации для родителей: «Активный детский отдых зимой», «Подвижные игры с детьми в семье», «Роль физкультурных праздников в детском саду».
3. Спортивные мероприятия: «День защиты детей» - праздник для детей дошкольного возраста на открытом воздухе, «Бабушка, дедушка, я – лучшие друзья!» физкультурно - музыкальное мероприятие с участием старшего поколения, «В гостях у Смешариков» спортивное развлечение, «Слава Армии родной!» - спортивно-военное развлечение с детьми подготовительной к школе группы, «Веселые птички» -спортивно- экологическое мероприятие.
4. Кружок «Здоровый малыш».
5. Проект «Здоровые дети - здоровая страна».
6. Открытое занятие для детей 1 класса МОУ №25 « Детям о войне» (видео представлено на диске)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"
Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...
Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...
Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...
Собственный инновационный педагогический опыт
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...
Инновационный педагогический опыт "Сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений"
Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда.Цель работы: § Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение их готовности...
Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».
Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...
Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»
Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...