«Теория и методика обучения физической культуре»
статья по физкультуре по теме
«Теория и методика обучения физической культуре»
Современные представления о физической культуре связаны с ее оценкой как специфической части общей культуры. Как и культура общества в целом, физическая культура включает в себя довольно широкий круг разнообразных процессов и явлений: тело человека с его характеристиками; физическое состояние человека; процесс его физического развития; занятия определенными формами двигательной деятельности; связанные с вышеназванным знания, потребности, ценностные ориентации, социальные отношения. Каждое из перечисленного, входит в мир культуры в качестве элементов более широкой системы, включающей не только социально сформированные физические качества человека, но и такие элементы социальной деятельности, как нормы и правила поведения, виды, формы и средства деятельности. Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным. У каждого человека, да и для общества в целом, нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств. В работе поставлены следующие задачи: - охарактеризовать понятия «физическая культура» - рассмотреть цели и задачи физического воспитания 1.Основные понятия предмета «Физическая культура» Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» – это относительно новая и все еще формирующаяся учебная дисциплина. Она представляет специальную область педагогического знания и отрасль педагогической науки в сфере теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Понятия, рассматриваемые в содержании данного курса, возникли в ходе формирования данной учебной дисциплины, они будут уточняться и конкретизироваться в процессе совершен-ствования ее теоретико-методологических основ. К основным понятиям относятся: «предмет "Физическая культура"», «физкультурное образование», «педагогическая система предмета "Физическая культура"», «педагогический процесс по предмету "Физическая культура"», «технология учебного процесса». Проблема понятий рассматривается многими науками, в основном логикой – наукой о человеческом мышлении, которая изучает мышление как средство познания. В логике понятие определено как форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. В логике описан порядок определения понятий: 1) определение должно быть соразмерным; 2) определение не должно заключать в себе круга; 3) определение должно быть ясным; 4) определение не должно быть отрицательным. Один из наиболее распространенных приемов формирования определения понятия – определение через род и видовое отличие: - подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие; - указание его видового отличия, т.е. выявление существенных признаков определяемого, отличных от других понятий. Обратимся к понятию «предмет "Физическая культура"». Для его определения необходимо конкретизировать исходные ключевые понятия: «физическая культура», «физическое образо-вание», «физическое воспитание», «физическое совершенствование», «учебный предмет», «учебный предмет "Физическая культура"», «система физического воспитания», «национальная система физического воспитания», «школьное звено национальной системы физического воспитания» и др. Рассмотрим два более широких по объему понятия – «учебный предмет» и «физическая культура». Учебный предмет определяется как дидактически обработанная в учебных целях система теорий, законов, фактов, понятий, идей и методов соответствующей науки, воплощенная в определенном отрезке учебного материала, удовлетворяющая требованиям учебной программы и подлежащая усвоению учащимися с целью овладения всеми компонентами содержания образования. Другое определение: целостность, включающая часть содержания, которую нужно усвоить, и средства для усвоения содержания учащимися, для их развития и воспитания. Третье: дидактически обусловленная система знаний, умений и навыков, отобранная из соответствующей отрасли науки или искусства для изучения в учебном заведении. Четвертое: особое образование, специально создаваемое для обучения и воспитания, учебный предмет – педагогически адаптированная совокупность знаний и умений из какой-либо отдельной области действитель-ности и соответствующей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений в процессе учебного взаимодействия. Анализ первого родового понятия «учебный предмет» не дает достаточного материала для определения понятия «предмет "Физическая культура"». Поэтому необходимо обратиться к понятийно-терминологической системе теории и методики физического воспитания, где анализируется другое родовое понятие – «физическая культура». Его сущность передается словами, используемыми в качестве ключевых: «процесс», «вид», «форма», «предмет», «совокупность», «часть», «единство», каждое из которых обозначает различные явления и предметы. Здесь, как и в случае с определением понятия «учебный предмет», очевидны разноречивые толкования. Определить понятие «учебный предмет "Физическая культура"» корректно возможно, если в формулировках дефиниций (определений) будут учтены следующие обстоятельства. 1. Физическая культура – это учебный предмет, представляющий инвариантную и одноимен-ную область содержания базовой части федерального компонента государственного стандарта общего образования. 2. Учебный предмет выражает специфическую часть общечеловеческой культуры – физиче-скую культуру. 3. Ориентация учебного предмета на реализацию социально значимой функции в содержании общего среднего образования. 4. Признание в качестве составляющей результатов учебно-воспитательного процесса – сформированность физической культуры личности учащегося. 5. Необходимость отражения в содержании определения связи учебного предмета с отраслями наук, которые он представляет, педагогической теорией и методикой физического воспитания. Таким образом, учебный предмет «Физическая культура» – это часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников. Образование по предмету «Физическая культура» – понятие, которое дополнило понятийно-терминологический аппарат науки теории и методики физического воспитания сравнительно недавно. Ранее вместо данного понятия применялось другое – «физическое образование». Оно рассматривалось как одно из основных в теории физического воспитания. Понятие «физическое образование» обязано своим возникновением основателю учения о физическом образовании детей школьного возраста, известному российскому ученому П.Ф. Лесгафту. Сущность данного вида образования П.Ф. Лесгафт видел в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физическую работу. Считают, что П.Ф. Лесгафт вкладывал в понятие «физическое образование» идею обучения двигательным действиям. Идеи П.Ф. Лесгафта о разложении движений воспринимали как тенденцию приблизить физическое образование к образованию, которое получают учащиеся по предмету «Физика». Вместе с тем, современники П.Ф. Лесгафта, включая и поборников идей физического воспитания учащейся молодежи, высоко оценивая его научно-педагогическую деятельность (например известный русский педагог П.Ф. Каптерев), критически высказывались об отдельных аспектах теории физического образования. Особой критике подвергались позиции П.Ф. Лесгафта по части уравнивания методов физического и умственного образования. В настоящее время под понятием «физическое образование» рассматривается система научно-педагогической подготовки специалистов высшей квалификации к исследовательской и педагогической деятельности в области физики и смежных с ней отраслях науки и техники. Педагогические процессы, в том числе и их результаты по предмету «Физическая культура» могут быть выражены понятием «физкультурное образование». Физкультурное образование в зависимости от его направленности и содержания может условно подразделяться на три разновидности – общее, дополнительное и профессиональное. Общее физкультурное образование – это процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура», ориентированные на формирование физической культуры личности школьников. Общее физкультурное образование может подразделяться на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образования: начальное, основное, среднее (полное). Оно регламентируется государственным образовательным стандартом общего образования. Дополнительное физкультурное образование – это процесс и результат учебно-воспитательной работы учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры с ориентацией на формирование спортивных резервов. Это – детско-юношеские спортивные школы (специализированные, олимпийского резерва, школы-интернаты спортивного профиля и др.) Профессиональное физкультурное образование – процесс и результат учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, с ориентацией на подготовку педагогов в сфере физической культуры. Оно дифференцируется на среднее, высшее и послевузовское и осуществляется в училищах олимпийского резерва, педагогических колледжах (отделение физической культуры), техникумах и колледжах физической культуры, институтах, академиях и университетах физической культуры, факультетах физической культуры, классических и отраслевых (например педагогических) университетов. Физкультурное образование базируется на соответствующей педагогической технологии. Функционирование педагогической системы учебного предмета направляется учителем с учетом условий конкретного учреждения общего образования. Разработка, обоснование и реализация педагогической системы предмета «Физическая культура» составляет технологию учебного процесса по данной дисциплине. Основные понятия теории и методики обучения предмету «Физическая культура» будут детально рассмотрены в последующих главах. 2.Цели и задачи предмета «Физическая культура» Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования. В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные разновидности: 1) учебный предмет "Физическая культура"; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная спортивно-массовая работа; 4) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Предмет "Физическая культура", представляя одноименную область общего образования, обязателен для реализации образовательными учреждениями и для усвоения учащимися. Программой регламентируются: объем учебного времени, образовательный минимум, трудоемкость для изучения, результаты, которые выносятся на итоговую государственную аттестацию Государственным образовательным стандартом РФ общего образования. Предмет "Физическая культура" интегрирует (объединяет) другие виды физкультурной деятельности школьников в единый процесс физического воспитания. Данное обстоятельство в совокупности с тем, что предмет выступает как инвариантная область общего образования, выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи. Постоянно возрастает его значимость в формировании психофизического состояния детей школьного возраста. Все это обусловливает потребность данной дисциплины базироваться на современных теории и методике обучения. Предмет "Физическая культура" в силу специфики функций в структуре содержания общего образования значительно отличается от других учебных дисциплин. Учебно-воспитательный процесс по предметам, представляющим филологические, общественные, естественные, математические науки, отличается определенной общностью использования дидактических принципов, методов, форм организации. Учебный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и средства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны. Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания. Базовые (дидактика общая и средней школы; теория физической культуры или физического воспитания; психология общая, педагогическая, физического воспитания; физиология человека: общая, возрастная, физических упражнений; гигиена: общая, школьная, физических упражнений; биомеханика; спортивная метрология; информатика и др.) и смежные (методика физического воспитания, теории и методики спортивно-педагогических дисциплин, теории и методики внеурочных форм организации физического воспитания в школе и др.) науки с теорией и методикой обучения предмету "Физическая культура" получили значительное развитие. Разработаны альтернативные концептуальные подходы к обновлению этой области общего образования. Накоплен фактический материал по проблеме теории и методики урока физической культуры в школе. Возрастают потребности общества и формирующейся личности в результативности учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Все это в совокупности составляет объективные и субъективные предпосылки для создания теории и методики обучения предмету "Физическая культура". Курс теории и методики обучения предмету "Физическая культура" может быть представлен как единство двух составляющих: дидактики и методики преподавания предмета "Физическая культура". В педагогической литературе эти два понятия – предметная (частная) дидактика иметодика преподавания – анализируются с различных позиций. Одни ученые их не разделяют, считая синонимами; другие отмечают сравнительно большую практическую направленность методик; третьи полагают, что предметные методики не отражают полноты самой науки, которую они представляют. Те, кто идентифицируют частные дидактики с методиками преподавания, исходят из общности объекта исследования обеих наук – обучения. Это верно, процесс обучения пронизывает содержание и дидактики, и методики. В одном случае акцент переносится на научно-теоретический, методологический аспекты, в другом – на научно-методический, технологический, процессуально-практический. Методика обходит проблемы содержания науки или дисциплины, которую она обслуживает. Вместе с тем, вне сферы методики остаются и многие проблемы, составляющие научно-теоретическую и методологическую основу школьной физической культуры. Они входят в содержание частной дидактики – теории образования. В таком пониманиидидактику (или теорию образования) предмета "Физическая культура" можно рассматривать как часть двух отраслей педагогической науки – общей дидактики и теории физического воспитания, объединенных в науку, изучающую образование и обучение по данной дисциплине. В этом случае методика физической культуры – раздел общей методики и методики физического воспитания, представляющий науку о закономерностях преподавания и учения по предмету "Физическая культура". Предмет теории образования (дидактики) по физической культуре включает следующие вопросы: - место, значение, функции, цель физической культуры в содержании общего образования; - содержание предмета; - дидактические процессы, дидактические системы предмета и концепции ее обновления на разных этапах развития общества; - разработка педагогических технологий. Предмет методики преподавания физической культуры – взаимодействие преподавания и учения, ориентированное на достижение целей и задач дисциплины: - выбора оптимальных, соответствующих целям и задачам средств, форм, методов обучения, воспитания, развития; - программирования учебно-воспитательного процесса; - организации непосредственного взаимодействия процессов преподавания и учения; - оценки и анализа результатов взаимодействия учителя и учащихся и разработки рекомен-даций для очередных дидактических циклов. Содержание предмета "Методика физической культуры" состоит из разработки на базе достижений частной дидактики теории образования и общих закономерностей физического воспитания дидактических систем дисциплины, отражающих специфику регионов страны, субъектов Федерации, конкретных общеобразовательных школ и отдельных групп учащихся (учебных классов) и их реализации, что является функцией педагогической технологии. Цель теории и методики обучения предмету "Физическая культура" – исследование путей формирования у студентов методических навыков и умений. физический воспитание образование молодежь Отсюда теория и методика обучения предмету "Физическая культура" - это совокупность знаний частной дидактики и методики преподавания физической культуры. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" представляет собой общий курс, интегрирующий образование, воспитание и развитие учащихся на уроках физический культуры в целостный педагогический процесс. Цель дисциплины "Теория и методика обучения физической культуре" – формирование у студентов знаний основ теории и методики обучения физической культуре и применение их в своей профессиональной деятельности. В преподавании дисциплины теория и методика обучения предмету "Физическая культура" решается комплекс педагогических задач: показать с научных позиций становление, состояние и развитие теории и методики обучения физической культуре; раскрыть значение, роль и место теории и методики обучения физической культуре в познании общепрофессиональных дисциплин; способствовать формированию научного мировоззрения и критического мышления; содействовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта. В результате обучения и воспитания студенты должны знать: историю становления теории и методики обучения физической культуре, ее интегри-рующую роль и место в дисциплинах направления "Физическая культура"; понятийный аппарат теории и методики обучения физической культуре; методологию обобщающих теоретических исследований по проблематике физической культуры и спорта; научно-методические, программно-нормативные основы системы физического воспи-тания; средства, методы и формы физической культуры и спорта; теорию и технологию обучения двигательным действиям и воздействие физических упражнений на развитие личности. Уметь: организовывать и проводить учебные занятия по физической культуре; способствовать развитию профессиональных, экстремальных, технических видов спорта; применять эффективно принципы, методы, средства спортивной тренировки; осуществлять оздоровительные и рекреационные формы физической культуры; воспитывать психологические качества средствами и методами физической культуры и спорта; совершенствовать профессиональное мастерство специалистов-педагогов физической культуры и спорта; организовывать и проводить научную деятельность в области физической культуры и спорта. Заключение Дисциплина "Теория и методика обучения физической культуре" является составной частью социально-гуманитарного образования, общекультурной и профессиональной подготовки выпускника. Она направлена на решение образовательных, развивающих, воспитательных задач, обеспечения всесторонней подготовленности личности студента. В процессе изучения дисциплины "Теория и методика обучения физической культуре" студенты углубляют свои знания в области теории и методики обучения физической культуре и учатся творчески использовать полученные знания в процессе своей жизни и профессиональной деятельности. Литература: 1.Железняк Ю.Д. Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» 2.Ильинич, В.И. Физическая культура студента.- Москва, 2002. 3.Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Теория и методика обучения физической культуре»
Современные представления о физической культуре связаны с ее оценкой как специфической части общей культуры. Как и культура общества в целом, физическая культура включает в себя довольно широкий круг разнообразных процессов и явлений: тело человека с его характеристиками; физическое состояние человека; процесс его физического развития; занятия определенными формами двигательной деятельности; связанные с вышеназванным знания, потребности, ценностные ориентации, социальные отношения.
Каждое из перечисленного, входит в мир культуры в качестве элементов более широкой системы, включающей не только социально сформированные физические качества человека, но и такие элементы социальной деятельности, как нормы и правила поведения, виды, формы и средства деятельности.
Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным.
У каждого человека, да и для общества в целом, нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств.
В работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятия «физическая культура»
- рассмотреть цели и задачи физического воспитания
1.Основные понятия предмета «Физическая культура»
Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» – это относительно новая и все еще формирующаяся учебная дисциплина. Она представляет специальную область педагогического знания и отрасль педагогической науки в сфере теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
Понятия, рассматриваемые в содержании данного курса, возникли в ходе формирования данной учебной дисциплины, они будут уточняться и конкретизироваться в процессе совершен-ствования ее теоретико-методологических основ.
К основным понятиям относятся: «предмет "Физическая культура"», «физкультурное образование», «педагогическая система предмета "Физическая культура"», «педагогический процесс по предмету "Физическая культура"», «технология учебного процесса».
Проблема понятий рассматривается многими науками, в основном логикой – наукой о человеческом мышлении, которая изучает мышление как средство познания. В логике понятие определено как форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.
В логике описан порядок определения понятий: 1) определение должно быть соразмерным;
2) определение не должно заключать в себе круга; 3) определение должно быть ясным;
4) определение не должно быть отрицательным. Один из наиболее распространенных приемов формирования определения понятия – определение через род и видовое отличие:
- подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;
- указание его видового отличия, т.е. выявление существенных признаков определяемого, отличных от других понятий.
Обратимся к понятию «предмет "Физическая культура"». Для его определения необходимо конкретизировать исходные ключевые понятия: «физическая культура», «физическое образо-вание», «физическое воспитание», «физическое совершенствование», «учебный предмет», «учебный предмет "Физическая культура"», «система физического воспитания», «национальная система физического воспитания», «школьное звено национальной системы физического воспитания» и др.
Рассмотрим два более широких по объему понятия – «учебный предмет» и «физическая культура». Учебный предмет определяется как дидактически обработанная в учебных целях система теорий, законов, фактов, понятий, идей и методов соответствующей науки, воплощенная в определенном отрезке учебного материала, удовлетворяющая требованиям учебной программы и подлежащая усвоению учащимися с целью овладения всеми компонентами содержания образования. Другое определение: целостность, включающая часть содержания, которую нужно усвоить, и средства для усвоения содержания учащимися, для их развития и воспитания. Третье: дидактически обусловленная система знаний, умений и навыков, отобранная из соответствующей отрасли науки или искусства для изучения в учебном заведении. Четвертое: особое образование, специально создаваемое для обучения и воспитания, учебный предмет – педагогически адаптированная совокупность знаний и умений из какой-либо отдельной области действитель-ности и соответствующей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений в процессе учебного взаимодействия.
Анализ первого родового понятия «учебный предмет» не дает достаточного материала для определения понятия «предмет "Физическая культура"». Поэтому необходимо обратиться к понятийно-терминологической системе теории и методики физического воспитания, где анализируется другое родовое понятие – «физическая культура».
Его сущность передается словами, используемыми в качестве ключевых: «процесс», «вид», «форма», «предмет», «совокупность», «часть», «единство», каждое из которых обозначает различные явления и предметы.
Здесь, как и в случае с определением понятия «учебный предмет», очевидны разноречивые толкования.
Определить понятие «учебный предмет "Физическая культура"» корректно возможно, если в формулировках дефиниций (определений) будут учтены следующие обстоятельства.
1. Физическая культура – это учебный предмет, представляющий инвариантную и одноимен-ную область содержания базовой части федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Учебный предмет выражает специфическую часть общечеловеческой культуры – физиче-скую культуру.
3. Ориентация учебного предмета на реализацию социально значимой функции в содержании общего среднего образования.
4. Признание в качестве составляющей результатов учебно-воспитательного процесса – сформированность физической культуры личности учащегося.
5. Необходимость отражения в содержании определения связи учебного предмета с отраслями наук, которые он представляет, педагогической теорией и методикой физического воспитания.
Таким образом, учебный предмет «Физическая культура» – это часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников.
Образование по предмету «Физическая культура» – понятие, которое дополнило понятийно-терминологический аппарат науки теории и методики физического воспитания сравнительно недавно.
Ранее вместо данного понятия применялось другое – «физическое образование». Оно рассматривалось как одно из основных в теории физического воспитания.
Понятие «физическое образование» обязано своим возникновением основателю учения о физическом образовании детей школьного возраста, известному российскому ученому
П.Ф. Лесгафту. Сущность данного вида образования П.Ф. Лесгафт видел в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физическую работу. Считают, что П.Ф. Лесгафт вкладывал в понятие «физическое образование» идею обучения двигательным действиям.
Идеи П.Ф. Лесгафта о разложении движений воспринимали как тенденцию приблизить физическое образование к образованию, которое получают учащиеся по предмету «Физика».
Вместе с тем, современники П.Ф. Лесгафта, включая и поборников идей физического воспитания учащейся молодежи, высоко оценивая его научно-педагогическую деятельность (например известный русский педагог П.Ф. Каптерев), критически высказывались об отдельных аспектах теории физического образования. Особой критике подвергались позиции П.Ф. Лесгафта по части уравнивания методов физического и умственного образования.
В настоящее время под понятием «физическое образование» рассматривается система научно-педагогической подготовки специалистов высшей квалификации к исследовательской и педагогической деятельности в области физики и смежных с ней отраслях науки и техники.
Педагогические процессы, в том числе и их результаты по предмету «Физическая культура» могут быть выражены понятием «физкультурное образование».
Физкультурное образование в зависимости от его направленности и содержания может условно подразделяться на три разновидности – общее, дополнительное и профессиональное.
Общее физкультурное образование – это процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура», ориентированные на формирование физической культуры личности школьников.
Общее физкультурное образование может подразделяться на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образования: начальное, основное, среднее (полное). Оно регламентируется государственным образовательным стандартом общего образования.
Дополнительное физкультурное образование – это процесс и результат учебно-воспитательной работы учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры с ориентацией на формирование спортивных резервов. Это – детско-юношеские спортивные школы (специализированные, олимпийского резерва, школы-интернаты спортивного профиля и др.)
Профессиональное физкультурное образование – процесс и результат учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, с ориентацией на подготовку педагогов в сфере физической культуры.
Оно дифференцируется на среднее, высшее и послевузовское и осуществляется в училищах олимпийского резерва, педагогических колледжах (отделение физической культуры), техникумах и колледжах физической культуры, институтах, академиях и университетах физической культуры, факультетах физической культуры, классических и отраслевых (например педагогических) университетов.
Физкультурное образование базируется на соответствующей педагогической технологии.
Функционирование педагогической системы учебного предмета направляется учителем с учетом условий конкретного учреждения общего образования.
Разработка, обоснование и реализация педагогической системы предмета «Физическая культура» составляет технологию учебного процесса по данной дисциплине.
Основные понятия теории и методики обучения предмету «Физическая культура» будут детально рассмотрены в последующих главах.
2.Цели и задачи предмета «Физическая культура»
Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.
В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные разновидности: 1) учебный предмет "Физическая культура"; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная спортивно-массовая работа;
4) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Предмет "Физическая культура", представляя одноименную область общего образования, обязателен для реализации образовательными учреждениями и для усвоения учащимися. Программой регламентируются: объем учебного времени, образовательный минимум, трудоемкость для изучения, результаты, которые выносятся на итоговую государственную аттестацию Государственным образовательным стандартом РФ общего образования.
Предмет "Физическая культура" интегрирует (объединяет) другие виды физкультурной деятельности школьников в единый процесс физического воспитания. Данное обстоятельство в совокупности с тем, что предмет выступает как инвариантная область общего образования, выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи. Постоянно возрастает его значимость в формировании психофизического состояния детей школьного возраста. Все это обусловливает потребность данной дисциплины базироваться на современных теории и методике обучения.
Предмет "Физическая культура" в силу специфики функций в структуре содержания общего образования значительно отличается от других учебных дисциплин. Учебно-воспитательный процесс по предметам, представляющим филологические, общественные, естественные, математические науки, отличается определенной общностью использования дидактических принципов, методов, форм организации. Учебный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и средства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны.
Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания.
Базовые (дидактика общая и средней школы; теория физической культуры или физического воспитания; психология общая, педагогическая, физического воспитания; физиология человека: общая, возрастная, физических упражнений; гигиена: общая, школьная, физических упражнений; биомеханика; спортивная метрология; информатика и др.) и смежные (методика физического воспитания, теории и методики спортивно-педагогических дисциплин, теории и методики внеурочных форм организации физического воспитания в школе и др.) науки с теорией и методикой обучения предмету "Физическая культура" получили значительное развитие.
Разработаны альтернативные концептуальные подходы к обновлению этой области общего образования. Накоплен фактический материал по проблеме теории и методики урока физической культуры в школе. Возрастают потребности общества и формирующейся личности в результативности учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Все это в совокупности составляет объективные и субъективные предпосылки для создания теории и методики обучения предмету "Физическая культура".
Курс теории и методики обучения предмету "Физическая культура" может быть представлен как единство двух составляющих: дидактики и методики преподавания предмета "Физическая культура".
В педагогической литературе эти два понятия – предметная (частная) дидактика иметодика преподавания – анализируются с различных позиций. Одни ученые их не разделяют, считая синонимами; другие отмечают сравнительно большую практическую направленность методик; третьи полагают, что предметные методики не отражают полноты самой науки, которую они представляют. Те, кто идентифицируют частные дидактики с методиками преподавания, исходят из общности объекта исследования обеих наук – обучения. Это верно, процесс обучения пронизывает содержание и дидактики, и методики. В одном случае акцент переносится на научно-теоретический, методологический аспекты, в другом – на научно-методический, технологический, процессуально-практический. Методика обходит проблемы содержания науки или дисциплины, которую она обслуживает. Вместе с тем, вне сферы методики остаются и многие проблемы, составляющие научно-теоретическую и методологическую основу школьной физической культуры. Они входят в содержание частной дидактики – теории образования. В таком пониманиидидактику (или теорию образования) предмета "Физическая культура" можно рассматривать как часть двух отраслей педагогической науки – общей дидактики и теории физического воспитания, объединенных в науку, изучающую образование и обучение по данной дисциплине. В этом случае методика физической культуры – раздел общей методики и методики физического воспитания, представляющий науку о закономерностях преподавания и учения по предмету "Физическая культура".
Предмет теории образования (дидактики) по физической культуре включает следующие вопросы:
- место, значение, функции, цель физической культуры в содержании общего образования;
- содержание предмета;
- дидактические процессы, дидактические системы предмета и концепции ее обновления на разных этапах развития общества;
- разработка педагогических технологий.
Предмет методики преподавания физической культуры – взаимодействие преподавания и учения, ориентированное на достижение целей и задач дисциплины:
- выбора оптимальных, соответствующих целям и задачам средств, форм, методов обучения, воспитания, развития;
- программирования учебно-воспитательного процесса;
- организации непосредственного взаимодействия процессов преподавания и учения;
- оценки и анализа результатов взаимодействия учителя и учащихся и разработки рекомен-даций для очередных дидактических циклов.
Содержание предмета "Методика физической культуры" состоит из разработки на базе достижений частной дидактики теории образования и общих закономерностей физического воспитания дидактических систем дисциплины, отражающих специфику регионов страны, субъектов Федерации, конкретных общеобразовательных школ и отдельных групп учащихся (учебных классов) и их реализации, что является функцией педагогической технологии.
Цель теории и методики обучения предмету "Физическая культура" – исследование путей формирования у студентов методических навыков и умений. физический воспитание образование молодежь
Отсюда теория и методика обучения предмету "Физическая культура" - это совокупность знаний частной дидактики и методики преподавания физической культуры. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" представляет собой общий курс, интегрирующий образование, воспитание и развитие учащихся на уроках физический культуры в целостный педагогический процесс.
Цель дисциплины "Теория и методика обучения физической культуре" – формирование у студентов знаний основ теории и методики обучения физической культуре и применение их в своей профессиональной деятельности.
В преподавании дисциплины теория и методика обучения предмету "Физическая культура" решается комплекс педагогических задач:
показать с научных позиций становление, состояние и развитие теории и методики обучения физической культуре;
раскрыть значение, роль и место теории и методики обучения физической культуре в познании общепрофессиональных дисциплин;
способствовать формированию научного мировоззрения и критического мышления;
содействовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.
В результате обучения и воспитания студенты должны знать:
историю становления теории и методики обучения физической культуре, ее интегри-рующую роль и место в дисциплинах направления "Физическая культура";
понятийный аппарат теории и методики обучения физической культуре;
методологию обобщающих теоретических исследований по проблематике физической культуры и спорта;
научно-методические, программно-нормативные основы системы физического воспи-тания; средства, методы и формы физической культуры и спорта;
теорию и технологию обучения двигательным действиям и воздействие физических упражнений на развитие личности.
Уметь:
организовывать и проводить учебные занятия по физической культуре;
способствовать развитию профессиональных, экстремальных, технических видов спорта;
применять эффективно принципы, методы, средства спортивной тренировки;
осуществлять оздоровительные и рекреационные формы физической культуры;
воспитывать психологические качества средствами и методами физической культуры и спорта;
совершенствовать профессиональное мастерство специалистов-педагогов физической культуры и спорта;
организовывать и проводить научную деятельность в области физической культуры и спорта.
Заключение
Дисциплина "Теория и методика обучения физической культуре" является составной частью социально-гуманитарного образования, общекультурной и профессиональной подготовки выпускника. Она направлена на решение образовательных, развивающих, воспитательных задач, обеспечения всесторонней подготовленности личности студента. В процессе изучения дисциплины "Теория и методика обучения физической культуре" студенты углубляют свои знания в области теории и методики обучения физической культуре и учатся творчески использовать полученные знания в процессе своей жизни и профессиональной деятельности.
Литература:
1.Железняк Ю.Д. Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»
2.Ильинич, В.И. Физическая культура студента.- Москва, 2002.
3.Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия",
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»
«Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...
Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»
«Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...
Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»
«Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...
МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
Статья посвещена описанию понятия о Детском Церебральном Параличе (ДЦП) и методики обучения таких детей Адаптивной физической культуре (АФК) в дошкольном и младшем школьном возрасте...
Теория и методика обучения иностранным языкам в дошкольных учреждениях
Обучение иностранным языкам день ото дня приобретает все более популяризированный характер. Данное явление обосновывается тем фактом, что в современном мире увеличивается значение межкультурной коммун...
«Теория и методика обучения и развития детей дошкольного возраста»
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...