Конспект детско-родительского мероприятия по ЗОЖ "Правильное дыхание -залог здоровья!"
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

Петрова Татьяна Федоровна

Конспект заседания клуба "Здоровый малыш"

Правильное дыхание – залог здоровья.

Цель. Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.

Материалы и оборудование: Цветок ромашка с лепестками, волшебный сундучок, воздушные шарики по количеству родителей, одноразовые носовые платочки, тарелочки с кусочками фруктов и овощей, игрушка бычок, стрелы из бумаги, воротца, бумажные салфетки, мыльные пузыри.

1. Вступительная беседа. Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. А что такое здоровье?

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетие вперед – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».

Человек – это совершенство природы. Но для того чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье.

«Здоровье – не все, но без здоровья ничто» - говорил мудрый Сократ.

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем детсада и семьи.

Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровье?

Как сделать, чтобы укрепить и сохранить здоровье детей?

Здоровье детей – забота всех.

2.Блиц-опрос. Родители   отвечают на вопросы воспитателя:

.1) Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).
2)  Сколько раз в день нужно чистить зубы? 3) В какое время года лучше всего начинать закаляться?
 4) Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).
5)  Сок этого растения можно использовать вместо йода?
6) Можно ли давать свою расческу другим людям? (Нет, т.к. можно подхватить вшей, кожные заболевания).
7)  Как часто надо менять зубную щетку?
8) Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
 9) Почему нельзя пить воду из реки или лужи?(В грязной воде находятся различные микробы, которые переносят опасные заболевания).10) Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении?(Лопух, подорожник).
11)Как правильно дышать?

3.. Игра «Ромашка».

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы - продолжить…

1.      В здоровом теле, (здоровый дух)

2.      Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)

3.      Заболел живот, держи (закрытым рот)

4.      Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

5.      Землю сушит зной, человека (болезни)

6.      К слабому и болезнь (пристает)

7.      Поработал (отдохни)

8.      Любящий чистоту – (будет здоровым)

4.Лекторий. Человеку для жизни необходима – пища, вода, воздух. Как долго человек может обходиться без воды? Несколько дней. Без пищи человек может прожить несколько недель. Без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. В спокойном  состоянии человек не замечает своего дыхания. При выполнении физической работы, занятиях спортом человек устает, и его дыхание становится шумным, а иногда даже может причинять боль. Чтобы этого избежать, каждый человек должен уметь правильно дышать – через нос, спокойно, ровно, ритмично, и глубоко. И сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно дышать.Так, например, специалисты утверждают, что регулярныезанятия дыхательной гимнастикой помогут справиться со многими заболеваниями, в том числе, заболеваниями легких, горла, бронхов, сердечнососудистой системы и даже, зачастую, снижают риск развития женских недугов. Кроме того, дыхательные упражнения показаны людям с "расшатанной" нервной системой. Если наш организм будет получать оптимальное количество кислорода, то мы сможем отрегулировать обменные процессы в нем, вывести из организма шлаки и токсины, избавиться от плохого настроения и депрессивных состояний и даже от лишних килограммов.

Так какие же основные "техники" правильного дыхания существуют? Прежде всего, дышать всегда следует только через нос. Это необходимо для того, чтобы поступающий в организм воздух прошел естественный процесс фильтрации. Поступая в нос, воздух очищается от микробов и пыли, кроме того, он естественным образом согревается и увлажняется. Если этот процесс миновать, то плохо придется вашему горлу и бронхам.

Следующее правило призывает к тому, чтобы нужно стараться дышать животом. Научиться этому не трудно: во время вдоха округлите, выпятите живот, а во время выдоха - сдуйте "шар" так, чтобы живот опять впал под ребра. Такое дыхание еще называют диафрагмальным. Диафрагмальное дыхание более эффективно, чем - то, которым мы обычно пользуемся, называемое грудным. Во время такого глубокого и плавного дыхания из легких максимально выходит углекислый газ, оставляя место для новой порции кислорода.

И последнее правило, каждый день, можно даже всей семьей, заниматься дыхательной гимнастикой. Всего десять-пятнадцать минут в день простых упражнений позволят восстановить силы, улучшить настроение, снять усталость, добавить энергии и бодрости нашему организму.

Учиться правильному дыханию лучше всего в компании со своими детьми. Помните о том, что чем раньше человек начнет учиться правильно дышать, тем легче он справиться с поставленной задачей Кроме того, этот навык остается с человеком на долгие годы, а это, в свою очередь, гарантия того, что ребенок будет менее подвержен простудным заболеваниям. Кроме того, такое дыхание позволяет лучше контролировать свои эмоции, что является очень важным при процессе формирования личности и при становлении характера. Так, например, психологи считают, что глубокий вдох и медленный "протяжный" выдох являются одним из самых лучших способов для снятия волнения.

Учить свое чадо правильно дышать лучше всего в форме игры. Для этого можно предложить ребенку надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, или же устраивать "бурю" в стакане воды при помощи соломинки для коктейлей. Эти упражнения кажутся простыми и веселыми, но при этом.они прекрасно развивают объем легких малыша.

Для того, чтобы добиться необходимого результата, нужно следовать нескольким простым советам. Следите, чтобы ребенок набирал воздух только через нос, при этом, спинка малыша должна быть ровной, плечики не поднимались во время вдоха. Учите свое чадо выдыхать не резко и не быстро, напротив, выдох должен быть медленным и плавным. Скажите ребенку, чтобы не надувал свои щечки во время выполнения упражнений.

Развить в малыше способность правильно дышать можно и с помощью различных духовых инструментов. Так, например, можете подарить своему ребенку простенькую губную гармошку или какую-нибудь дудочку. Детки обычно с удовольствием играют с такими музыкальными инструментами и, кроме того, при этом еще и тренируют свои легкие.

Помните также, что за все успехи ребенка обязательно нужно поощрять. Крайне полезно правильно дышать и женщинам, находящимся в состоянии беременности. Ученые установили, что к концу беременности, организму, для своего нормального функционирования, требуется на одну третью часть больше кислорода, чем обычно. Получить необходимую дозу кислорода также поможет дыхательная гимнастика. Существует множество различных методик дыхания, при которых упражнения могут выполняться в любом положении: стоя, сидя или даже лежа. Можете выбрать те, которые лучше всего подойдут именно для вас. Продолжительность гимнастики - десять минут ежедневно. Помните также о том, что все должно быть в меру. Если перестараетесь, то

Обучение правильному дыханию – одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка также, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества.

Постепенно надо приучать ребенка к дыханию через нос – это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка, и развивались мышцы живота. Помните, что дети запоминают  и овладевают навыками произвольного  управления дыханием гораздо быстрее взрослых.  Но если занятия нерегулярны, то они так, же быстро утрачивают полученные навыки.

5.Внимание!Волшебный сундучок! Угадайте, что находится в нашем волшебном сундучке?

Это -  уникальный   аппарат-тренажер для развития дыхательной системы. Правильно это воздушные шарики.     Вспомните, какой сказочный герой использовал силу своего дыхания для разрушения домов? (волк из сказки « Три поросенка».)

Мы можем сами определить примерный объем наших легких. Для этого сделайте глубокий вдох, выдохните в отверстие шара зажмите его, чтобы воздух не выходил. Шар увеличится в размере, и вы увидите, какой объем занимает выдыхаемый вами воздух. Объем выдыхаемого воздуха у всех  разный.

Регулярные занятия спортом, подвижные игры, выполнение дыхательных упражнений способствуют хорошей работе легких.

6.Воспитатель приглашает детей в зал.

Воспитатель:

Прежде чем нам поиграть

. Будем носик очищать.

(дети выполняют длительный выдох в салфетку из каждой ноздри, при выдохе из одной ноздри другая прижимается указательным пальцем)

Носик, носик баловник!
Он шалить у нас привык.

(дети на вдохе – поглаживают указательными пальцами крылья носа, на выдохе стучат ими по крыльям носа)

Тише, носик, не спеши,
Ароматом подыши.

(дети зажимают пальцем сначала правую ноздрю и делают 4 вдоха и выдоха, затем тоже самое с левой ноздрей)

Хорошо гулять в саду!
И поёт нос: “Ба – бобу”.

(на выдохе дети постукивают указательными пальцами по крыльям носа и поют)

Носом животик мы надуваем,
А рукою проверяем.

(дети делают вдох носом и надувают живот, выдыхают носом – втягивают живот)

Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.

(поглаживание крыльев носа).

7.Игра «Чей носик лучше?»

Дети определяют  с помощью носика, с закрытыми глазами что находится в тарелочках.

.(Апельсин, чеснок, лук, укроп, мандарин)

8. Игра «Бычок».

Выходите на лужок

и вставайте все в кружок

в  гости к нам пришел бычок

очень мягонький бочок

ты уж не бодайся с нами занимайся.

- Ребята, давайте поиграем с ним в “Мычалки”.

 

(Дети набирают воздух и длительно произносят звук:“М-М-М…)

9. .Поиграем в « Блоуспорт» и поставим все рекорд!

Воздуха много набираем

Далеко стрелу пускаем.

10.Игра «Воздушный футбол».

.Внимание! Внимание! продолжаем наши соревнование!

«Воздушный футбол» Мяч из салфетки, воротца. Кто первый « задует» гол в ворота соперника.

11.Песенка о дыхании.

Носиком дышу, дышу свободно,
Громче или тише как угодно!
Выполню задание: наберу дыхание….
И пойму я мудрое сказание.

Припев:

Без дыханья жизни нет.
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты!...

12.Загадка.

Воды обыкновенной в стаканчик набери

Пускать из мыльной пены

Мы будем ……(пузыри)

Воспитатель дарит детям пузыри, дети выходят из зала.

Заключительная часть. Что нового вы открыли для себя на этом занятии?
Расскажите, как вам работалось, что вы  сейчас чувствуйте, с какими мыслями уходите домой?  (родители делятся своими впечатлениями).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Программа по обучению детей плаванию.

 

  «Учимся плавать, играя!»

 Возраст обучающихся:  4 -7 лет

 Срок реализации программы:  3 года

 Пояснительная записка.

 Программа «Учимся плавать, играя! » имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе «Программы обучения детей плаванию в детском саду», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации – автор Воронова Е. К.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

 Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

 Обучающие:

 • сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

 • освоить технические элементы плавания;

 • обучить основному способу плавания «Кроль»;

 • познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).

Развивающие:

 • развивать двигательную активность детей;

 • способствовать развитию навыков личной гигиены;

• способствовать развитию костно-мышечного корсета;

 • развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

 • формировать представление о водных видах спорта.

Воспитывающие:

• воспитывать морально-волевые качества;

• воспитывать самостоятельность и организованность;

 • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

 • воспитывать интерес к занятиям физической культуры;

 Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В процессе ее реализации на занятиях используются: элементы акваэробики, синхронного плавания, художественное слово и нестандартное спортивное оборудование.

 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 4-7 лет.

Сроки реализации программы –  3 года.

Формы и режим занятий.

 Содержание программы ориентировано на детские группы в количестве от 10 до 12 человек.  Ведущей формой организации обучения является групповая.  Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.  Занятия проводятся 2 раза в неделю.

 Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

Дети должны знать:

 - основные правила безопасности поведения на воде;

 - правила личной гигиены;

 - основы здорового образа жизни.

 Дети должны иметь представление:

 - о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин») ;

 - о водных видах спорта.

 Дети должны уметь:

 - погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;

 - выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;

 - плавать способом «кроль» («брасс»- индивидуально, на груди и спине с полной координацией движений.

 Способами определения результативности реализации данной программы является тестирование сформированности навыков плавания, которое проводится  2 раза в год (  декабрь, май) в виде контрольных упражнений.

 Формами подведения итогов реализации данной программы являются: 

• открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;

 • спортивные развлечения и праздники на воде;

Способы проверки ожидаемого результата

Критерии Показатели Методы

 1. Потребность в познании.

 1.1. Знания названий атрибутов для плавания, правил поведения в бассейне и на открытой воде. 1. Информирование, беседа, игра, лекция, просмотр и анализ видеоматериалов, тестирование знаний.

 1.2. Знание способов и стилей плавания, водных видов спорта.

 2. Потребность заниматься.

 2.1. Посещаемость занятий.

2.2. Активность на занятиях. Анализ журнала посещаемости, мотивация, игровой метод, метод одобрения и поощрения.

 3. Самостоятельность и коммуникабельность, гуманное отношение со сверстниками

 3.1. Умение самостоятельно организовать игры в воде, демонстрировать свои успехи другим сверстникам.

 3.2. Активное участие в спортивной жизни ДОУ.

3.3. Умение исправить ошибки в элементах у себя и у своих сверстников.. Игровой метод, мотивация, личный пример, метод анализ, метод одобрения.

 4. Опыт ЗОЖ.

4.1. Потребность в самостоятельных дополнительных занятиях.

 4.2. Самообслуживание, гигиена.. Мотивация, наблюдение, прогноз, метод одобрения, личный пример.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 I год обучения. Средняя группа (4-5 лет)

№ Тема Часы

 1 Техника безопасности 1

 2 Теория 4

 3 Практика 24

 4. Итого:  29

Содержание программы:

Техника безопасности

 Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые ситуации). Посещение занятий детей старшей группы. Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в бассейне. Просмотр видеофильма.

Теория

 Использование художественного слова: загадки, стихи, сказки.

 Закрепление представлений о купании и плавании через рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, энциклопедий; беседы, просмотр мультфильмов «Русалочка», «Приключение рыбки Немо» «Уроки тетушки Совы» и др.

 Изготовление вместе с воспитателями и родителями игрушек и атрибутов для занятий плаванием, выполнения ОРУ на суше и в воде.

 Ознакомление со спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток, картин, кинофильмов, диафильмов) .

 Реализация проекта в группе: «Приключение капельки».

Практика

 Упражнения для специальной подготовки.

 Спуск в воду с последующим погружением, с выполнением заданий («крокодил», «лягушата», «рыбки плещутся») .

 Упражнения для ОФП (строевые упражнения, ОРУ, направленные на укрепление всех групп мышц) в зале сухого плавания.

 Передвижения в воде шагом: на носках, с высоким подниманием колена, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (например: руки к плечам) и т. д. Передвижения бегом: парами, «змейкой», со сменой темпа, чередуя с ходьбой. Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки вверх из воды и др.

 Погружения под воду до уровня шеи, подбородка, глаз; с головой; задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный и многократный) .

 Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду? », «Достань игрушку» и др. игры и упражнения.

 Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Насос», «Ракета – самолет», «Сердитый еж» и др.

 Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Раз, два, три – пузыри» и др.

 Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания (положение туловища, движение рук и ног) .

 Упражнения на освоение с водой: «поплавок», «медуза», «стрелка», «запятая», «звездочка» (на груди и спине, выполняя у опоры; самостоятельно, лежа свободно на воде) .

 Движения ног кролем: сидя в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду, держась за поручень, за плавательную доску, свободно.

 Движения рук как при плавании способом кроль: у опоры, в движении (при ходьбе, беге, стоя на месте («Мельница», «Пропеллер», «Лодка с веслами» и др.) .

 Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно; скольжение на груди с работой ног как при плавании способом кроль, с выдохом в воду, с задержкой дыхания.

 Техника плавания облегченным кролем на груди с работой рук (без выноса рук из воды) .

Игры для освоения передвижений в воде: «Невод», «Водолазы», «Торпеда», «Качалки», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Море волнуется», «Жучок – паучок» и др.

 Акваэробика: ОРУ под музыку в воде (движения имитационного характера, подражание разным животным, комплексы упражнений: «Два пингвина», «Танец маленьких утят», «Веселые лягушки» и др.

Тестирование (контрольное упражнение) .

Праздник на воде.

 Учебно-тематический план  II год обучения

 Старшая группа (5-6 лет)

№ Тема Часы

1 Техника безопасности 1

 2 Теория   4

 3 Практика  24

 4 Итого: 29

 Содержание программы

Техника безопасности

 Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и проблемных ситуаций. Посещение занятий детской спортивной школы, беседа с тренером. Основы правильного поведения на воде (на открытых водоемах, использование схем, моделей, картинок, знаков, просмотр видеофильма.

Теория

 Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, просмотр и обсуждение картин, фотографий, диафильмов.

 Формирование представления о водных видах спорта. Просмотр записей спортивных соревнований по водным видам спорта (телеканал «Спорт») : плавание разными стилями, прыжки в воду, синхронное плавание.

   Реализация проекта в группе «Волшебница вода». Опыты, эксперименты с водой, изготовление атрибутов и игрушек для занятий в бассейне.

 Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами: использование схем упражнений (карточки с изображением отдельных элементов) ; графические изображения подвижных игр; показ упражнений преподавателем, заранее подготовленного ребенка (формирование у детей психологической установки: доступность упражнения) .

Практика

 Упражнения для специальной подготовки.

 Спуск в воду с погружением, с подныриванием  , со скольжением в обруч и т. д.

 Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения; ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц.

 Передвижения в воде шагом: гимнастический, приставной, противоходом, «змейкой», в полуприседе и др.

 Передвижения бегом: челночный, в разном темпе, галопом, выполняя гребковые движения руками.

 Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу, из обруча в обруч, которые лежат на воде и др.

 Погружение под воду: с головой (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за игрушками «Водолазы»; ныряние («Тоннель», «Дельфины на охоте») .

 Открывание глаз в воде: «Кто спрятался под водой? », «Раз, два, три – что увидел, расскажи» и др.

 Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Парус», «Гуси летят», «Пчелы» и др.

 Упражнения на дыхание в воде: «Веселая игра», «Дровосек», «Трубач» и др.

 Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.

 Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль и брасс (из разных исходных положений, на месте, у опоры, в движении, в согласовании с дыханием) .

 Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, поручень и без опоры; с работой ног как при плавании способом кроль и без работы ног; с круговыми движениями рук (отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха.

 Скольжение на спине: лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх; с опорой на плавательную доску и без; с работой ног; отталкиваясь от дна двумя ногами; скользить, сочетая движения рук и ног.

Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног; без выноса рук из воды; облегченный кроль на груди с выдохом в воду; согласование работы рук и ног у неподвижной опоры, с опорой на плавательную доску, в скольжении.

Прыжки в воду: из положения стоя («солдатик», «падающая звезда», «бабочка») ; в группировке («мячик», «рыба – шар») ; прыжки в воду головой вперед из положения сидя на бортике бассейна.

 Игры со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Кто лучше? », «Торпеда», «Прыжок дельфина», «Зеркало», «Море волнуется». Игры – эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров».

 Игры с элементами водных видов спорта: «Раз, два, три – за мной повтори», «Озорные лягушата», «Веселая игра» и др.

Акваэробика: комплексы упражнений в воде под музыку: «Волшебный цветок», «Белые кораблики», на муз. А. Петрова «Утро», «Голубая вода» и др.

 Комплексы упражнений в воде под музыку с элементами синхронного плавания: «Рыбки», «Неваляшки», «Капельки», «Ручейки» и др. (элементы: «танцую не один», «воротики», «звездочка, цветок», «на кого похож? »…

Тестирование (контрольное упражнение).  Праздник на воде.

 Учебно – тематический план

  3 год обучения  Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

 № Тема Часы

1 Техника безопасности 2

 2 Теория  4

 3 Практика  24

 3 Итого  30

Содержание программы:

Техника безопасности

 Закрепление правил поведения на воде: в бассейне и на открытых водоемах через рассматривание картин, знаков, схем; просмотр фильмов, слайдов, мультфильмов. Посещение занятий детской спортивной школы, беседа с тренером. Экскурсия в ОСВОД, встреча с работником спасательной службы (беседа «Осторожно – вода). Моделирование знаков «Правила поведения на воде».

 Теория

Закрепление знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, рассматривание картин, иллюстраций, обсуждение видеофильмов, фотографий.

 Расширение представления о водных видах спорта: плавание разными стилями, прыжки в воду с трамплина, синхронное плавание, ватерполо.

Обзор и обсуждение соревнований по плаванию (телеканал «Спорт»).

 Получение наглядного представления о правильных движениях спортивными способами: использование схем упражнений, графическое изображение подвижных игр; показ упражнений детьми, наиболее успешно владеющими навыками плавания.

 Реализация проекта в группе: «По морям, по волнам… ».

Практика

Упражнения для специальной подготовки

 Спуск в воду: уходя под воду с головой; со скольжением в обруч, в тоннель; с прыжком в воду, с перепрыгиванием .

 Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения, ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц; развития координации; упражнения с отягощением для мышц рук и ног.

 Передвижения в воде шагом: на носках, пятках; приставным шагом, на коленях; с мешочком на голове, с приседанием, с продольной и поперечной «змейкой».

 Передвижения в воде бегом: чередуя с ходьбой, в разных построениях, спиной вперед, высоко поднимая колени, помогая руками.

 Передвижения в воде прыжками: выбрасывая ноги вперед, с подныриванием; с выпрыгиванием из воды, доставая подвешенный предмет;

 отталкиваясь от воды руками.

 Погружение под воду: собирать предметы со дна, с задержкой дыхания (на 8, 16, 20, 32 счета) ; с открытыми глазами собирать части целого («Собери картинку») ; проходить в тоннель и др.

 Открывание глаз в воде: «Самый внимательный», «Собери все красного цвета», «Найди ракушку», «Сосчитай все игрушки» и др.

 Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Маятник», «Змея», «Хлопок» и др.

Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Пароход», «Мотор».

 Обучение и закрепление техники выполнения упражнений целиком и по частям в зале и в воде.

 Отработка движений рук и ног как при плавании способом кроль и брасс: в зале, на воде; из разных положений, на месте, в движении, с опорой, в разном темпе, в согласовании с дыханием.

 Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, свободное скольжение; только с работой рук или ног как при плавании способом кроль; с поворотом головы для вдоха; с многократным вдохом и выдохом, отталкиваясь одной ногой от бортика.

 Скольжение на спине: с опорой на плавательную доску и без опоры; с работой ног, сочетая движение рук и ног; отталкиваясь ногой от бортика, отталкиваясь двумя ногами от бортика бассейна, взявшись руками за поручень (старт в воде) .

 Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног или рук; с опорой на плавательную доску, на бортик бассейна; облегченным кролем, без выноса рук из воды; сочетая работу рук и ног; в согласовании работы рук, ног и дыхания.

 Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску) ; в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания.

 Прыжки в воду: из положения сидя и стоя; выполнять прыжок вперед – вверх, в длину (войти ногами в воду) ; сидя на бортике бассейна, руками вперед; спиной, обхватив голени руками, медленного заваливаясь назад («сесть в воду) .

 Игры со скольжением и плаванием: «Тюлени», «Винт», «Чье звено скорее соберется? », «Катера», «Пятнашки – стрела», «Карасик и щука» и др.

 Игры – эстафеты: «Байдарки», «Передай мяч», «Быстрые лягушки», «Кто дольше? », «Самый ловкий».

 Игры с элементами водных видов спорта: «Пушбол», «Забавные упражнения», «Циркачи», «Фонтаны», «Утки – нырки» и др.

 Акваэробика (в воде под музыку) : комплексы «Морячка», «Аквариум», «Воздушная кукуруза», «Большая стирка» (муз. в стиле «диско», и др.

 Комплексы упражнений в воде с элементами синхронного плавания: «Морские коньки», «Русалочки», «Вальс цветов», «Дельфины» (элементы: «звездочка в кругу», «чехарда», «осьминожки») .

Тестирование (контрольное упражнение). Праздник на воде.

 Методическое обеспечение.

Обеспечение программы методическими видами продукции:

 1. Принцип дифференцированного подхода к детям.

 2. Принцип индивидуализации процесса обучения.

 3. Принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания.

 4. Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей) .

5. Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности) .

 6. Принцип сознательности и активности.

7. Принцип наглядности.

 8. Методы и приемы: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.

9. Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».

 10. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.

 11. Картинки с изображением морских животных.

12. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.

13. Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.

 14. Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания».

 15. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.

 16. Комплексы дыхательных упражнений.

17. Комплексы упражнений с элементами акваэробики и синхронного плавания.

 18. Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.

Материально-техническое обеспечение программы.

1. Плавательные доски.

2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.

3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.

4. Надувные круги разных размеров.

 5. Нарукавники.

 6. Очки для плавания.

 7. Поролоновые палки (нудолсы) .

 8. Мячи разных размеров.

 9. Обручи плавающие и с грузом.

 10. Шест.

 11. Поплавки цветные (флажки) .

 12. Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.

13. Музыкальный плеер.

14. Диски с музыкальными композициями.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-80 с.

2. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар - сауна: Методическое пособие/ Коллектив авторов, под ред. Б. Б. Егорова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.- 160 с.

 3. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.

 4. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.

 5. Программы начального обучения плаванию/ Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с.

 6. Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.

7. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.

 8. Рокосовская Л. Г. Обучение плаванию способом брасс. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 55.

 9. Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38.

 10. Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94.

11. Полунина Н. С. Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания. // Инструктор по физкультуре. – 2010. – с. 98.

 12. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.

Литература для родителей.

 1. Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., 1983.

 2. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.

 3. Левин Г. Плавание для малышей. – М., 1974.

 4. Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.

 5. Литвинов А. А., Иванчин Е. В. Азбука плавания. – СПб. 1995.

 6. Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru

 



Предварительный просмотр:

 Программа по обучению детей плаванию.

 

  «Учимся плавать, играя!»

 Возраст обучающихся:  4 -7 лет

 Срок реализации программы:  3 года

 Пояснительная записка.

 Программа «Учимся плавать, играя! » имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе «Программы обучения детей плаванию в детском саду», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации – автор Воронова Е. К.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

 Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

 Обучающие:

 • сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

 • освоить технические элементы плавания;

 • обучить основному способу плавания «Кроль»;

 • познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).

Развивающие:

 • развивать двигательную активность детей;

 • способствовать развитию навыков личной гигиены;

• способствовать развитию костно-мышечного корсета;

 • развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

 • формировать представление о водных видах спорта.

Воспитывающие:

• воспитывать морально-волевые качества;

• воспитывать самостоятельность и организованность;

 • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

 • воспитывать интерес к занятиям физической культуры;

 Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В процессе ее реализации на занятиях используются: элементы акваэробики, синхронного плавания, художественное слово и нестандартное спортивное оборудование.

 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 4-7 лет.

Сроки реализации программы –  3 года.

Формы и режим занятий.

 Содержание программы ориентировано на детские группы в количестве от 10 до 12 человек.  Ведущей формой организации обучения является групповая.  Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.  Занятия проводятся 2 раза в неделю.

 Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

Дети должны знать:

 - основные правила безопасности поведения на воде;

 - правила личной гигиены;

 - основы здорового образа жизни.

 Дети должны иметь представление:

 - о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин») ;

 - о водных видах спорта.

 Дети должны уметь:

 - погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;

 - выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;

 - плавать способом «кроль» («брасс»- индивидуально, на груди и спине с полной координацией движений.

 Способами определения результативности реализации данной программы является тестирование сформированности навыков плавания, которое проводится  2 раза в год (  декабрь, май) в виде контрольных упражнений.

 Формами подведения итогов реализации данной программы являются: 

• открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;

 • спортивные развлечения и праздники на воде;

Способы проверки ожидаемого результата

Критерии Показатели Методы

 1. Потребность в познании.

 1.1. Знания названий атрибутов для плавания, правил поведения в бассейне и на открытой воде. 1. Информирование, беседа, игра, лекция, просмотр и анализ видеоматериалов, тестирование знаний.

 1.2. Знание способов и стилей плавания, водных видов спорта.

 2. Потребность заниматься.

 2.1. Посещаемость занятий.

2.2. Активность на занятиях. Анализ журнала посещаемости, мотивация, игровой метод, метод одобрения и поощрения.

 3. Самостоятельность и коммуникабельность, гуманное отношение со сверстниками

 3.1. Умение самостоятельно организовать игры в воде, демонстрировать свои успехи другим сверстникам.

 3.2. Активное участие в спортивной жизни ДОУ.

3.3. Умение исправить ошибки в элементах у себя и у своих сверстников.. Игровой метод, мотивация, личный пример, метод анализ, метод одобрения.

 4. Опыт ЗОЖ.

4.1. Потребность в самостоятельных дополнительных занятиях.

 4.2. Самообслуживание, гигиена.. Мотивация, наблюдение, прогноз, метод одобрения, личный пример.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 I год обучения. Средняя группа (4-5 лет)

№ Тема Часы

 1 Техника безопасности 1

 2 Теория 4

 3 Практика 24

 4. Итого:  29

Содержание программы:

Техника безопасности

 Закрепление правил поведения в бассейне (через игровые ситуации). Посещение занятий детей старшей группы. Изучение схем, моделей, картинок, обозначающих правила поведения в бассейне. Просмотр видеофильма.

Теория

 Использование художественного слова: загадки, стихи, сказки.

 Закрепление представлений о купании и плавании через рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, энциклопедий; беседы, просмотр мультфильмов «Русалочка», «Приключение рыбки Немо» «Уроки тетушки Совы» и др.

 Изготовление вместе с воспитателями и родителями игрушек и атрибутов для занятий плаванием, выполнения ОРУ на суше и в воде.

 Ознакомление со спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток, картин, кинофильмов, диафильмов) .

 Реализация проекта в группе: «Приключение капельки».

Практика

 Упражнения для специальной подготовки.

 Спуск в воду с последующим погружением, с выполнением заданий («крокодил», «лягушата», «рыбки плещутся») .

 Упражнения для ОФП (строевые упражнения, ОРУ, направленные на укрепление всех групп мышц) в зале сухого плавания.

 Передвижения в воде шагом: на носках, с высоким подниманием колена, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (например: руки к плечам) и т. д. Передвижения бегом: парами, «змейкой», со сменой темпа, чередуя с ходьбой. Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки вверх из воды и др.

 Погружения под воду до уровня шеи, подбородка, глаз; с головой; задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный и многократный) .

 Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду? », «Достань игрушку» и др. игры и упражнения.

 Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Насос», «Ракета – самолет», «Сердитый еж» и др.

 Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Раз, два, три – пузыри» и др.

 Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания (положение туловища, движение рук и ног) .

 Упражнения на освоение с водой: «поплавок», «медуза», «стрелка», «запятая», «звездочка» (на груди и спине, выполняя у опоры; самостоятельно, лежа свободно на воде) .

 Движения ног кролем: сидя в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду, держась за поручень, за плавательную доску, свободно.

 Движения рук как при плавании способом кроль: у опоры, в движении (при ходьбе, беге, стоя на месте («Мельница», «Пропеллер», «Лодка с веслами» и др.) .

 Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно; скольжение на груди с работой ног как при плавании способом кроль, с выдохом в воду, с задержкой дыхания.

 Техника плавания облегченным кролем на груди с работой рук (без выноса рук из воды) .

Игры для освоения передвижений в воде: «Невод», «Водолазы», «Торпеда», «Качалки», «Караси и щука», «Охотники и утки», «Море волнуется», «Жучок – паучок» и др.

 Акваэробика: ОРУ под музыку в воде (движения имитационного характера, подражание разным животным, комплексы упражнений: «Два пингвина», «Танец маленьких утят», «Веселые лягушки» и др.

Тестирование (контрольное упражнение) .

Праздник на воде.

 Учебно-тематический план  II год обучения

 Старшая группа (5-6 лет)

№ Тема Часы

1 Техника безопасности 1

 2 Теория   4

 3 Практика  24

 4 Итого: 29

 Содержание программы

Техника безопасности

 Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и проблемных ситуаций. Посещение занятий детской спортивной школы, беседа с тренером. Основы правильного поведения на воде (на открытых водоемах, использование схем, моделей, картинок, знаков, просмотр видеофильма.

Теория

 Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, просмотр и обсуждение картин, фотографий, диафильмов.

 Формирование представления о водных видах спорта. Просмотр записей спортивных соревнований по водным видам спорта (телеканал «Спорт») : плавание разными стилями, прыжки в воду, синхронное плавание.

   Реализация проекта в группе «Волшебница вода». Опыты, эксперименты с водой, изготовление атрибутов и игрушек для занятий в бассейне.

 Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами: использование схем упражнений (карточки с изображением отдельных элементов) ; графические изображения подвижных игр; показ упражнений преподавателем, заранее подготовленного ребенка (формирование у детей психологической установки: доступность упражнения) .

Практика

 Упражнения для специальной подготовки.

 Спуск в воду с погружением, с подныриванием  , со скольжением в обруч и т. д.

 Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения; ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц.

 Передвижения в воде шагом: гимнастический, приставной, противоходом, «змейкой», в полуприседе и др.

 Передвижения бегом: челночный, в разном темпе, галопом, выполняя гребковые движения руками.

 Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу, из обруча в обруч, которые лежат на воде и др.

 Погружение под воду: с головой (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за игрушками «Водолазы»; ныряние («Тоннель», «Дельфины на охоте») .

 Открывание глаз в воде: «Кто спрятался под водой? », «Раз, два, три – что увидел, расскажи» и др.

 Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Парус», «Гуси летят», «Пчелы» и др.

 Упражнения на дыхание в воде: «Веселая игра», «Дровосек», «Трубач» и др.

 Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.

 Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль и брасс (из разных исходных положений, на месте, у опоры, в движении, в согласовании с дыханием) .

 Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, поручень и без опоры; с работой ног как при плавании способом кроль и без работы ног; с круговыми движениями рук (отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха.

 Скольжение на спине: лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх; с опорой на плавательную доску и без; с работой ног; отталкиваясь от дна двумя ногами; скользить, сочетая движения рук и ног.

Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног; без выноса рук из воды; облегченный кроль на груди с выдохом в воду; согласование работы рук и ног у неподвижной опоры, с опорой на плавательную доску, в скольжении.

Прыжки в воду: из положения стоя («солдатик», «падающая звезда», «бабочка») ; в группировке («мячик», «рыба – шар») ; прыжки в воду головой вперед из положения сидя на бортике бассейна.

 Игры со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Кто лучше? », «Торпеда», «Прыжок дельфина», «Зеркало», «Море волнуется». Игры – эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров».

 Игры с элементами водных видов спорта: «Раз, два, три – за мной повтори», «Озорные лягушата», «Веселая игра» и др.

Акваэробика: комплексы упражнений в воде под музыку: «Волшебный цветок», «Белые кораблики», на муз. А. Петрова «Утро», «Голубая вода» и др.

 Комплексы упражнений в воде под музыку с элементами синхронного плавания: «Рыбки», «Неваляшки», «Капельки», «Ручейки» и др. (элементы: «танцую не один», «воротики», «звездочка, цветок», «на кого похож? »…

Тестирование (контрольное упражнение).  Праздник на воде.

 Учебно – тематический план

  3 год обучения  Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

 № Тема Часы

1 Техника безопасности 2

 2 Теория  4

 3 Практика  24

 3 Итого  30

Содержание программы:

Техника безопасности

 Закрепление правил поведения на воде: в бассейне и на открытых водоемах через рассматривание картин, знаков, схем; просмотр фильмов, слайдов, мультфильмов. Посещение занятий детской спортивной школы, беседа с тренером. Экскурсия в ОСВОД, встреча с работником спасательной службы (беседа «Осторожно – вода). Моделирование знаков «Правила поведения на воде».

 Теория

Закрепление знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, рассматривание картин, иллюстраций, обсуждение видеофильмов, фотографий.

 Расширение представления о водных видах спорта: плавание разными стилями, прыжки в воду с трамплина, синхронное плавание, ватерполо.

Обзор и обсуждение соревнований по плаванию (телеканал «Спорт»).

 Получение наглядного представления о правильных движениях спортивными способами: использование схем упражнений, графическое изображение подвижных игр; показ упражнений детьми, наиболее успешно владеющими навыками плавания.

 Реализация проекта в группе: «По морям, по волнам… ».

Практика

Упражнения для специальной подготовки

 Спуск в воду: уходя под воду с головой; со скольжением в обруч, в тоннель; с прыжком в воду, с перепрыгиванием .

 Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения, ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц; развития координации; упражнения с отягощением для мышц рук и ног.

 Передвижения в воде шагом: на носках, пятках; приставным шагом, на коленях; с мешочком на голове, с приседанием, с продольной и поперечной «змейкой».

 Передвижения в воде бегом: чередуя с ходьбой, в разных построениях, спиной вперед, высоко поднимая колени, помогая руками.

 Передвижения в воде прыжками: выбрасывая ноги вперед, с подныриванием; с выпрыгиванием из воды, доставая подвешенный предмет;

 отталкиваясь от воды руками.

 Погружение под воду: собирать предметы со дна, с задержкой дыхания (на 8, 16, 20, 32 счета) ; с открытыми глазами собирать части целого («Собери картинку») ; проходить в тоннель и др.

 Открывание глаз в воде: «Самый внимательный», «Собери все красного цвета», «Найди ракушку», «Сосчитай все игрушки» и др.

 Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Маятник», «Змея», «Хлопок» и др.

Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Пароход», «Мотор».

 Обучение и закрепление техники выполнения упражнений целиком и по частям в зале и в воде.

 Отработка движений рук и ног как при плавании способом кроль и брасс: в зале, на воде; из разных положений, на месте, в движении, с опорой, в разном темпе, в согласовании с дыханием.

 Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, свободное скольжение; только с работой рук или ног как при плавании способом кроль; с поворотом головы для вдоха; с многократным вдохом и выдохом, отталкиваясь одной ногой от бортика.

 Скольжение на спине: с опорой на плавательную доску и без опоры; с работой ног, сочетая движение рук и ног; отталкиваясь ногой от бортика, отталкиваясь двумя ногами от бортика бассейна, взявшись руками за поручень (старт в воде) .

 Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног или рук; с опорой на плавательную доску, на бортик бассейна; облегченным кролем, без выноса рук из воды; сочетая работу рук и ног; в согласовании работы рук, ног и дыхания.

 Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску) ; в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания.

 Прыжки в воду: из положения сидя и стоя; выполнять прыжок вперед – вверх, в длину (войти ногами в воду) ; сидя на бортике бассейна, руками вперед; спиной, обхватив голени руками, медленного заваливаясь назад («сесть в воду) .

 Игры со скольжением и плаванием: «Тюлени», «Винт», «Чье звено скорее соберется? », «Катера», «Пятнашки – стрела», «Карасик и щука» и др.

 Игры – эстафеты: «Байдарки», «Передай мяч», «Быстрые лягушки», «Кто дольше? », «Самый ловкий».

 Игры с элементами водных видов спорта: «Пушбол», «Забавные упражнения», «Циркачи», «Фонтаны», «Утки – нырки» и др.

 Акваэробика (в воде под музыку) : комплексы «Морячка», «Аквариум», «Воздушная кукуруза», «Большая стирка» (муз. в стиле «диско», и др.

 Комплексы упражнений в воде с элементами синхронного плавания: «Морские коньки», «Русалочки», «Вальс цветов», «Дельфины» (элементы: «звездочка в кругу», «чехарда», «осьминожки») .

Тестирование (контрольное упражнение). Праздник на воде.

 Методическое обеспечение.

Обеспечение программы методическими видами продукции:

 1. Принцип дифференцированного подхода к детям.

 2. Принцип индивидуализации процесса обучения.

 3. Принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания.

 4. Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей) .

5. Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности) .

 6. Принцип сознательности и активности.

7. Принцип наглядности.

 8. Методы и приемы: показ, разучивание, имитация упражнений; использование средств наглядности; исправление ошибок; подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы; индивидуальная страховка и помощь; круговая тренировка; оценка (самооценка) двигательных действий; соревновательный эффект; контрольные задания.

9. Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».

 10. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.

 11. Картинки с изображением морских животных.

12. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.

13. Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.

 14. Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания».

 15. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.

 16. Комплексы дыхательных упражнений.

17. Комплексы упражнений с элементами акваэробики и синхронного плавания.

 18. Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.

Материально-техническое обеспечение программы.

1. Плавательные доски.

2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.

3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.

4. Надувные круги разных размеров.

 5. Нарукавники.

 6. Очки для плавания.

 7. Поролоновые палки (нудолсы) .

 8. Мячи разных размеров.

 9. Обручи плавающие и с грузом.

 10. Шест.

 11. Поплавки цветные (флажки) .

 12. Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.

13. Музыкальный плеер.

14. Диски с музыкальными композициями.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-80 с.

2. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар - сауна: Методическое пособие/ Коллектив авторов, под ред. Б. Б. Егорова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.- 160 с.

 3. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.

 4. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.

 5. Программы начального обучения плаванию/ Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с.

 6. Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.

7. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.

 8. Рокосовская Л. Г. Обучение плаванию способом брасс. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 55.

 9. Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38.

 10. Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94.

11. Полунина Н. С. Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания. // Инструктор по физкультуре. – 2010. – с. 98.

 12. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.

Литература для родителей.

 1. Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., 1983.

 2. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.

 3. Левин Г. Плавание для малышей. – М., 1974.

 4. Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.

 5. Литвинов А. А., Иванчин Е. В. Азбука плавания. – СПб. 1995.

 6. Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Правильное дыхание - залог здоровья.

Обучение правильному дыханию - одна из основных форм физического воспита­ния детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормаль­ному насыщению крови кислородом, приводит к н...

Познавательно-развлекательное мероприятие для дошкольников "Гигиена - залог здоровья"

Познавательно-развлекательное мероприятие для старших дошкольников "Гигиена - залог здоровья"...

"РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ И ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ!"

РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ-НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ И ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА ВЦЕЛОМ....

Консультация для родителей «Правильное дыхание – залог здоровья»

Дыхательная гимнастика — это упражнения лечебного и общеукрепляющего характера, которые назначаются детям часто болеющим простудными заболеваниями и имеющим проблемы с речью. Гимнастика мож...

Детско-родительское досуговое мероприятие "Здоровые мужчины - крепкая Армия"

Мероприятие приурочено к празднованию Дня защитника Отечества...

Консультации для педагогов на тему: «Дыхание – залог здоровья».

Дыхательная гимнастика — это упражнения лечебного и общеукрепляющего характера, которые назначаются детям часто болеющим простудными заболеваниями и имеющим проблемы с речью. Гимнастика мож...