ВОЗДЕЙСТВИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по физкультуре (подготовительная группа) на тему
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.
Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания потому что:
- увеличилось количество детей, поступающих в детский сад с хроническими заболеваниями, приобретенными с рождения;
- много гиперактивных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности;
- ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, и недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает умственную работоспособность.
- в организации педагогической работы не в полном объеме используются новые технологии (оздоровительные, развивающие и т.п.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritm_gimnastika.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №141»Пилеш» г. Чебоксары
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ВОЗДЕЙСТВИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила:
инструктор по физической культуре
Игумнова М.М.
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Актуальность проблемы:
- Нормативные документы
- Теоретические аспекты
- Цель и задачи
- Условия
- Предварительная работа
- Этапы обучения.
- Методика проведения ритмической гимнастики
- Оценка результатов
- Предполагаемые результаты:
- Выводы
- Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы:
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.
Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания потому что:
- увеличилось количество детей, поступающих в детский сад с хроническими заболеваниями, приобретенными с рождения;
- много гиперактивных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности;
- ограничения двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, и недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает умственную работоспособность.
- в организации педагогической работы не в полном объеме используются новые технологии (оздоровительные, развивающие и т.п.).
В настоящее время здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. В Законе РФ «Об образовании», в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), в СанПиН(Сан. правила и номах), прописано, что воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей каждого дошкольного учреждения.
Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. От уровня сформированности этих составляющих во многом зависит здоровье ребенка.
По мнению Алямовской В.Г. занятия по физическому воспитанию проводимые в ДОУ, не способствуют всестороннему развитию физических качеств. Как отмечает Е.А. Пименова, данные занятия не являются эффективными для освоения основных двигательных качеств.
Поэтому, на сегодняшний день является одним из актуальных вопросов, совершенствование старых здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания. Ни в одной из комплексных программ, используемых в доу, не предусмотрено обучение ритмической гимнастике, которая известна оздоровительной направленностью. Обсудив данную проблему с администраций доу, было принято решение внедрить в практику работы авторскую технологию «Ритмическая гимнастика». Цель которой направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей.
Данная технология обеспечивает решение следующих задач:
Оздоровительные задачи:
- повышение защитных свойств организма и устойчивости к заболеваниям.
Образовательные задачи:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
Развивающие задачи:
- развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации движений, ритма в процессе двигательной деятельности.
Воспитательные задачи:
- сформировать потребность, а в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни.
Обучение по данной технологии, позволяет качественно улучшить процесс физического воспитания и физической подготовленности дошкольников в силу своей доступности, универсальности и эмоциональности. На занятиях создается положительный психологический настрой, необходимый двигательный режим. Здесь и темп, и интенсивность движений, работа всех мышц и суставов, ритмическая музыка. Всё это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию, обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Вся работа строится с учетом физической подготовленности детей. Нагрузка адекватна возрасту ребенка, уровню его физического развития.
Перед разучиванием комплекса ритмической гимнастики необходима предварительная работа, которая подразумевает:
- определение задачи комплекса;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту детей и физической подготовке;
- определение количества упражнений в каждой части комплекса, их дозировку;
- подбор музыкального сопровождения.
Структура «Ритмической гимнастики»
- Основной структурой единицей ритмики является композиция, то есть слитное по технике выполнения и непрерывное по содержанию двигательное упражнение, которое состоит из трех частей (вводной или подготовительной, основной и заключительной), представленных разными по направленности воздействия движениями.
- Целью вводных упражнений является настрой на занятие, организация детей, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимании. К таким упражнениям относятся вводная ходьба легкий бег; чередование ходьбы, бега, прыжков, галопа).
- В основной части идет основная работа над развитием двигательных способностей; гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и всех других качеств. Для основной части характерны упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклоны, повороты, упражнения для туловища и специальные упражнения для ног.
- В заключительной части занятия постепенно снижается нагрузка и обеспечивается постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей, используются упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания.
Важное место на занятиях коррекционной ритмикой занимают:
- упражнения на внимание развивают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, а также все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Дети учатся сосредотачиваться и проявлять волевые усилия.
- упражнения на развитие дыхания вырабатывают правильное диафрагмальное дыхание, увеличивают продолжительность выдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы.
- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Данные упражнения способствуют развитию координации движений, повышают общую работоспособность ребенка на занятиях.
- При разучивании движений, применяются два метода: целостный и расчлененный. Относительно простые по координации движения осваиваются целостно, по показу; более трудные упражнения разучиваются отдельно, без музыки, поэлементно. Каждое упражнение имеет свое название-позу, что позволяет сделать исполнение более выразительным и облегчает его запоминание. Одним из основных условий выполнения этой гимнастики, в отличие от традиционной, является одновременное выполнение комплекса инструктором и детьми. Инструктор, не только демонстрирует образец исполнения, но и способствует непрерывной организации движений. У всех детей разный темперамент, разная степень переключаемости, разный уровень памяти, поэтому показ инструктора является в первую очередь подсказкой и залогом одновременного и синхронного исполнения движений, ребенок в этом случае концентрирует внимание не на запоминание композиции, а на эмоциональности, выразительности, качестве исполнения. Все движения должны исполняться в левую и в правую стороны, равномерная нагрузка способствует развитию симметрии и гармонии движений.
Работа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей.
Ритмическая гимнастика реализуют все программные задачи образовательной области «Физическое развитие»:
- Развитие физических качеств
(скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); привитие навыков правильной осанки. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка.
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
«Социально-коммуникативное развитие» - использование на занятиях логоритмических и танцевальных упражнений, ритмических жестов выраженых с помощью движений характера персонажа.
«Познавательное развитие» - создание образов окружающей среды, с помощью танцевальных упражнений.
«Художественно-эстетическое развитие» - использование музыкальных произведений для создания различных художественных характеров на занятиях ритмикой.
Вывод.
Сравнительный анализ данных диагностики, показывающий положительную динамику уровня развития детей, подтверждает эффективность использования ритмической гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, трудоспособность, усидчивость, в движениях свобода и непринуждённость, они стали выдержаннее и внимательнее.
Можно сделать вывод, что у детей, занимающихся ритмической гимнастикой, повысился интерес к занятиям физической культуры, снизилась заболеваемость, улучшились показатели физической подготовленности и появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу.
Список использованной литературы
- Комплексная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. М., «Мозаика-Синтез», 2010г.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968г.
- Н.А.Фомина «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» Методические рекомендации. – Баллас,2005
- Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Просвещение, 2000г.
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1972
- Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М.:Просвещение, 1978г.
- Раевская Е. П., Руднева С. Д. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М.: Просвщение, 1991г.
- Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 1989г.
- «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей/Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика для младших дошкольников
Комплекс дыхательной гимнастики...
презентация" Значение гимнастики пробуждения для дошкольников"
В ней представлены несколько интересных комплексов гимнастики пробуждения ....
Влияние дыхательной гимнастики на здоровье дошкольника
Предлагаю вашему вниманию статью "Влияние дыхательной гимнастики на здоровье дошкольника"...
комплексы гимнастики пробуждения для дошкольников.
комплексы гимнастики пробуждения очень нравятся детям, дети просыпаются, с удовольствием выполняют упражнения....
дыхательная гимнастика Стрельниковой для дошкольников
Полезен материал в первую очередь для воспитателей групп компенсирующей направленности....
Картотека пальчиковой гимнастики для старших дошкольников
развиваем мелкую моторику...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....