Кружковая работа дополнительного образования «Школа мяча»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему
Кпужковая работа дополнительного образования "Школа мяча" как средство развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
cтруктурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевичас.алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области детский сад «Светлячок»
Методическое обеспечение индивидуализации педагогического процесса в физическом развитии дошкольников
Кружковая работа дополнительного образования «Школа мяча» как средство развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Савенкова Людмила Викторовна,
инструктор по физической культуре
2015г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольного возраста показывают, что функциональные возможности детей старшего дошкольного возраста не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологической потребностью ребенка в движении.
Дети по своей сути невероятно деятельные, и деятельность их выражается в движениях. Двигательное развитие детей дошкольного возраста оказывает огромное влияние на организм. Интенсивная работа мышц предъявляет довольно высокие требования к системам организма. В движении у ребенка улучшается дыхательная система, улучшается деятельность сердечно - сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Более того, двигаясь, у ребенка углубляется дыхание и улучшается легочная вентиляция. Не зря же существует лозунг «Движение – жизнь», ведь двигаясь, ребенок растет более устойчивым к болезням, а при недостатке движения у малышей может нарушаться обмен веществ, появляется утомляемость и он чаще начинает болеть. Развитие двигательных способностей является составной частью физического воспитания, содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.
При недостатке двигательной активности влияющей на состояние здоровья и работоспособность растущего организма возникает целый ряд неблагоприятных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности необходимо совершенствовать содержания и методики физкультурно – оздоровительной работы.
С этой целью мною был организован кружок «Школа мяча», который предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Кружковая деятельность – особая сфера жизни детей дошкольного возраста. Максимальное разнообразие, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей – важные принципы её организации. Именно кружковая деятельность при правильной организации создает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.
Занятие в спортивной секции «Школа мяча» является одним из новых и эффективных средств повышения двигательной активности детей, в том числе детей с ОВЗ.
Мною была разработана рабочая программа кружка дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности детей старшего дошкольного возраста. Рабочая программа «Школа мяча» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях в качестве дополнительного образования.
Ведущие цели Программы -создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Одной из главных задач, которую ставит Программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, повышение двигательной активности.
Особое внимание в Программе уделяется воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Программа «ШКОЛА МЯЧА»:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа).
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия.
Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.
Основной упор в данной программе сделан на ознакомление, закрепление и совершенствование упражнений со всеми доступными видами мячей.
Основной целью программы является ознакомление детей со спортивными играми, закладывание основ техники игр. Однако, обучая и упражняя детей, происходит знакомство с различными видами спорта, историей возникновения. Цель этой работы - вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом, навыки здорового образа жизни.
Задачи программы:
1. воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями
2. способствовать обогащению и углублению знаний о спортивных играх, кубанских спортивных клубах, кубанских спортсменов.
3. расширять у детей двигательный опыт.
4. способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качеств личности.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
- Познавательное развитие, где дошкольников знакомят с историей возникновения спортивных игр, с основными правилами игр, с кубанскими спортивными клубами и их спортсменами.
- Физическое развитие, где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся пешие прогулки и экскурсии по станице к спортивным объектам.
Предполагаемый результат и целевые ориентиры:
- Повышение уровня владения мячом
- Повышение интереса детей к физической культуре, а именно, к спортивным играм
- Познавательное развитие дошкольников в области знаний о спортивных играх с мячом.
В системе физического воспитания дошкольников действия с мячом занимают важное место. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку.
Упражнения с мячами разного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение.
Они укрепляют мышцы, удерживают позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с приставным шагом.
Включается в работу левая рука, что важно для полноценного физического развития ребенка. Развиваются не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивается подвижность в суставах кисти пальцев рук. Структура занятий позволяет удовлетворить высокую двигательную потребность детей старшего дошкольного возраста. Занятие в кружке проходит 1 раз в неделю.
При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных организациях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
Формы работы с детьми:
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом. Итогом детской деятельности служат физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Срок реализации 2 года. Учебный год длится 9 месяцев - с сентября по май.
Количество детей, посещающих кружок, составляет 30 человек (15 - старшая группа, 15 - подготовительная группа). Предполагается проведение по одному занятию в неделю (в каждой группе) во вторую половину дня в музыкально-спортивном зале продолжительностью 25-30 минут.
На занятиях в кружке «Школа мяча» с детьми, а также в работе с родителями широко используются ИКТ. Использование компьютера, интерактивной доски и мультимедийной техники в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Отличительные особенности данной программы: систематизирована структура организации занятий; направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Режим работы кружка дополнительного образования «школа мяча» | ||
Количество занятий в неделю | 1 | |
Время проведения | Подготовительная группа «Медвежата» | Подготовительная группа «Теремок» |
15.20 - 15.45 | 15.20 - 15.50 | |
День недели | в соответствии с сеткой занятий | |
Количество детей, посещающих кружок | 30 детей | |
Место проведения | Музыкально-спортивный зал, спортивная площадка. |
Работа с родителями:
Достичь высокого физического развития детей, возможно, только при взаимодействии детского сада и семьи. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем. Нами поддерживается контакт с семьей, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
Дать знания родителям о том, что должны уметь дети в работе с мячом по программе.
Совместная деятельность детей и родителей эмоции от игр с мячом.
Организация фотовыставки «Школа мяча».
Наглядная информация для родителей:
- Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» ю.(содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д.)
- Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.)
- Папка «Физкультура - это здорово» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)
- Пополнение картотек « Игры на улице»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности, что влияет на сохранение и укрепление здоровья детей.
Однако постоянное использование только классической структуры изкультурно – оздоровительной работы зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности.
Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес детей к ним, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.
Кружковая работа «Школа мяча» представляет собой программный материал дополнительного образования, нацеленный, прежде всего на воспитание здорового образа жизни и сохранение здоровья, повышение уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя элементы фитболгимнастики и различные виды мячей в подвижных играх. Мячи, своим разнообразием и влиянием на разные группы мышц, позволяют рационально распределить и разнообразить двигательную активность детей в течение дня. Дошкольники получают приятные эмоции от общения с мячами, от победы над своим неумением, от понимания того, что они делают что – то очень важное для своего здоровья. В заключение хотелось бы отметить, что эффективность оздоровительной работы с детьми способствует собственная физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и активный участник детских подвижных игр и физических упражнений, когда он стимулирует двигательную активность детей собственным примером.
Внедрение кружковой работы показало, что это эффективная организационно - методическая форма физической подготовки детей старшего дошкольного возраста обеспечивает оптимальный уровень нагрузки.
Это подчеркивает значимость и необходимость использования кружковой работы дополнительного образования «Школа мяча» в дошкольных образовательных учреждениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» [Текст]: Кн.для воспитателей дет.сада./ Э.Й. Адашкявичене.М.: Просвещение,1992.159с.
2. Ашмарина, Б.А. Теория и методики физического воспитания [Текст]: учеб. для студентов ффк / Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.- с. 176-180.
3. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. [Текст]: Пособие для воспитателей д/сада / Е.Н. Вавилова.- М.: Просвещение, 1986.- 128с.
4. Волошина, Л.Н. «Играйте на здоровье!» [Текст]: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет/Л.Н. Волошина. М.: АРКТИ, 2004. - 144с.
5. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» - издательство НЦ ЭНАС, 2004.
6. Николаева Н.И. Школа мяча [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений/Н.И. Николаева СПб. «Детство - Пресс», 2008.-96с.
7. Осокина Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников [Текст]: / Т.И. Осокина, Е.А Тимофеева.- Изд.2-е, доп., М., «Просвещение», 1971.-210с.
8. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - «Детство-пресс»,2009.
9. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.
10. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Школа мяча"
«Школа мяча» - форма организации дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности в условиях ДОУ.Увлеченность игрой с мячом мобилизует физиологические ресурсы ребенка, улучшает ...
Рабочая программа дополнительного образования "Школа мяча"
Рабочая программа дополнительного образования "Школа мяча"Возраст детей: 5-7 летСрок обучения: 1 год...
Программа по дополнительному образованию «Школа мяча» (5-7лет)
Аннотация. Направленность пособия: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитан...
Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча»
Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча»Возраст детей: 5-7 летСрок обучения: 1 год...
Программа дополнительного образования «Школа мяча»
laquo;Школа мяча» - одна из форм организации процесса физического воспитания детей в условиях ДОУ, позволяющая системно решать комплекс задач физкультурного образования детей дошкольного возрас...
Программа дополнительного образования "Школа мяча" для детей старшего дошкольного возраста.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа мяча" для детей старшего дошкольного возраста имеет физкультурно-спортивную направленность. Данная программа разработана н...
Рабочая программа дополнительного образования "Школа мяча"
Рабочая программа по обучению навыкам футбола и баскетбола....