Воспитательные: 1. Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм с использованием фитбола. 2. Воспитание нравственно-волевых качеств личности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков. 3. Способствование развитию самоконтроля и самооценки. Образовательные: 1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. 2. Развитие физических качеств, мелкой моторики рук. 3. Развитие речи детей. 4. Развитие умственной сферы посредством выполнения двигательных действий, с помощью которых ребенок усваивает элементарные знания об окружающем мире и о способах взаимодействия с ним, а также познает собственное тело и его многочисленные возможности. 5. Развитие культуры движений и телесной рефлексии. Оздоровительные: 1.Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и координационных способностей. 2. Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигательной активности. 3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой. 4. Совершенствование эмоционально-волевой сферы дошкольников. Цели занятий 1. Профилактика различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней легких, внутренних органов и др.) 2. Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия и др.) 3. Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей в целях рекреации, досуга, отдыха и развлечения (игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения). Ожидаемые результаты 1. Развитие двигательных качеств (ловкости, гибкости, выносливости). 2. Развитие и совершенствование координации движений и равновесия. 3. Создание навыка правильной осанки. 4. Развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. 5. Развитие мелкой моторики рук. 6. Развитие речи. Содержание программы Для организации работы по программе необходимо создать следующие условия: - физкультурный зал;
- фитбол-мячи, магнитофон, диски;
- разработать перспективный план занятий;
- составить график работы.
Данная программа состоит из двух блоков: 1 блок – работа с детьми старшей группы, 2 блок – работа с детьми подготовительной к школе группы. Таким образом, работа по программе «Фитбол-гимнастика» рассчитана на 2 года. Возраст детей от 5 лет (старшая группа) до 7 лет (подготовительная к школе группа). Работа по программе «Фитбол-гимнастика» начинается с сентября и в старшей и в подготовительной к школе группе. Каждое занятие с фитболами включает в себя вводную, основную и заключительную часть. Во вводной части для разогрева организма детей и подготовки его к выполнению упражнений на все группы мышц используются ходьба, бег и прыжки с различными их вариантами, выполнение корригирующей гимнастики для сводов стоп. Дети при этом могут двигаться змейкой между фитболами, лежащими на полу на индивидуальных ковриках, друг за другом в колонне по одному, врассыпную между фитболами, или, держа фитбол за ушки на спине, что обеспечивает выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение, возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника, тренирует правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища. В основную часть занятий включены комплексы упражнений с фитболами и на фитболах. Упражнения выполняются из разных исходных положений: стоя, фитбол на полу; стоя с фитболом в руках; сидя на полу с фитболом в руках; сидя на фитболе; лежа на полу на животе с фитболом в руках; лежа на фитболе на животе; лежа на полу на спине с фитболом в руках; лежа на фитболе на спине. Упражнения постепенно усложняются от комплекса к комплексу. С детьми 5-6 лет используются комплексы упражнений с фитболами без предметов, в подготовительной к школе группе с предметами: обручами, гимнастическими палками, массажными мячиками, лентами. В каждое занятие включены виды движений, направленные на овладение фитболом: подбрасывание фитбола, перебрасывание, отбивание, прокатывание и т.д. Основная часть заканчивается подвижной игрой с использованием фитбола – это кульминация всего занятия. Игра должна проходить эмоционально, в хорошем темпе, весело и задорно. Один раз в месяц в занятие дополнительно к подвижной игре включается танец-игра на фитболах с различными интересными движениями. В заключительной части занятия необходимо организм детей привести в спокойное состояние, организуя с фитболом игру малой подвижности, включив упражнения, направленные на восстановление дыхания. Занятия фитбол-гимнастикой, как в старшей группе, так и в подготовительной к школе группе, рекомендуется проводить 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия в старшей группе 25-30 минут, в подготовительной группе 30 минут. Важно, чтобы каждое занятие имело музыкальную окраску. Музыкальное сопровождение желательно подбирать с учетом возрастных интересов детей. Приветствуются детские песни с русским текстом. Структура занятий Часть занятия |
Время |
Содержание составных частей занятия |
Повторяемость | I. Вводная | 5-7 минут | Различные виды ходьбы и бега, игровые упражнения. | 1 месяц (8 занятий) | II. Основная |
18-19 минут | 1. Комплекс упражнений с фитболами. 2-3. Упражнения на развитие движений с фитболом. 4. Подвижная игра с использованием фитбола. 5. Танец-игра (с фитболом или без). | 1 месяц (8 занятий) 1 неделя (2 занятия) 1 неделя (2 занятия) 4-ая неделя месяца (2 занятия) | III. Заключи- тельная | 3-4 минуты | Игра спокойного характера с использованием фитбола. | 1 неделя (2 занятия) |
Условия проведения занятий фитбол-гимнастикой - Правильный подбор фитбола каждому ребенку по росту (при посадке угол в 90% между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой). - - Удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
- - Начинать занятия с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным.
- Исключить во время занятий быстрые и резкие движения. - - При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
- - Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся детей.
- - Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.
- - На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных средств для создания положительного настроения является музыкальное сопровождение.
|