Картотека народных игр старшего возраста
картотека по физкультуре (старшая группа) на тему
Картотека народныхных игр для календарного планирования с номером, целью, кратким ходом на формате А5.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 1 «Горелки» Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят: -Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! «Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары | Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 3 «Звонарь» Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон, Отгадай, откуда звон. Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон, Отгадай, откуда звон. На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим. | |
Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 4 «Кукушка»
Ход: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют: К нам кукушка в огород Прилетела и поет Ты кукушка не зевай Кто кукует отгадай» Воспитатель указывает на любого в кругу. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать № 5 «Бубенцы»
по голосу | Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 2 «Колечко, колечко» Выбирают считалкой ведущего. Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги» Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят: Колечко, колечко, катись на крылечко, Через поле, через луг возвращайся, сделав круг! Найди золотое колечко! Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо. | |
Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 6 «Петух» («Сон казака») Цель: Внимание, ловкость и импровизация голоса. Ход игры: Из играющих выбирается «КАЗАК», который становится в середине круга. Казаку завязывают глаза или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами: «Кто с утра курей гоняет, песни звонкие спевает, Спать мешает казаку и кричит ку-ка-ре-ку»? Один из стоящих в кругу кричит по –петушинному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать , кто кричал. Если ему это удается, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается: Все коровы во дворе размыкались на заре. Не понятно никому, почему «му-му-му»? Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает и забирает его к себе в круг. Игра продолжается: Вот казак заснул опять, но недолго ему спать. Утка уточек не зря учит крякать «кря-кря-кря». Действие повторяется—казак забирает утку. Надоело казаку «кря-кря-кря», «ку-ка-ре-ку» Я не лягу больше спать, вас я буду догонять! По окончании слов дети, образуют хоровод, поднимают руки—воротики, а казак догоняет детей, которых он забирал в круг. | Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 8 «Мы веселые ребята»
На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают: Мы, весёлые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три – лови! После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается. | |
Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 9 «Игра с Солнцем» В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче – Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей. № 10 «Кукушка»
Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют: К нам кукушка в огород Прилетела и поет Ты кукушка не зевай Кто кукует отгадай» Воспитатель указывает на любого в кругу. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу . | Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 7 « Ручеёк» Ход игры: Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть. Если играет очень много народу, водящих может быть несколько. Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек). | |
Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) №11 «Золотые ворота» Цель: Развивать ловкость и внимание Ход игры: Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой—наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря: В золотые ворота Проходите господа! В первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!». Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь серебряное блюдечко или наливное яблочко?» Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встает за спину ведущего и поднимает руки. То же самое происходит с другими игроками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой—берут длинную веревку и перетягивают её. | Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 13 У бабушки маланьи. Дети идут хороводом, приговаривая: «У маланьи, у старушки, Жили в маленькой избушке Семь сыновей, Семь дочерей, Все без бровей, С вот такими вот носами, (показывают жестами) С вот такими бородами, Все они сидели, Ничего не ели, Делали вот так…» (воспроизводят действия, показанные Ведущим) | |
Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) №14 Баба Яга. По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят: Бабка Ёжка - костяная ножка, С печки упала, ножку сломала А потом и говорит: -У меня нога болит. Пошла она на улицу, Раздавила курицу. Пошла на базар Раздавила самовар. Пошла на лужайку Испугала зайку. Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом. | Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 12 «Перетяни веревку»
Цель: Воспитывать выдержку, скорость и быстроту реакции
Ход игры: На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней. | |
Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 15 Молчанка. Играющие выбирают ведущего , садятся вокруг него и поют: Кони, кони, мои кони, Мы сидели на балконе, Чаю пили, чашки мыли, По – турецки говорили: -Чаб – чаляби, чаб – чаляби. Прилетели журавли И сказали нам: «Замри!» А кто первый отомрет, Тот получит шишку в лоб. Не смеяться, не болтать, А солдатиком стоять! Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами. Если кто – то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняют различные действия (поют, читают стих…) | Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 17 «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!» Описание игры: Количество игроков: четное. Играющие, выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают: | |
Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) № 18 Огуречик… огуречик… Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. Ход игры: на одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик, После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям. | Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) №16 «Коршун и наседка» Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость. Ход игры: В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна. 2 вариант. Если детей много можно играть двумя группами. | |
Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) ПЕРЕЧЕНЬ
| Народные подвижные игры (старший дошкольный возраст) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок старший возраст "Весна"
Организация и проведение прогулок старшего дошкольного возраста (Весна)...
КАРТОТЕКА «Сказкотерапия» (старший возраст)
X. КАРТОТЕКА(старший возраст)№ 9 «Сказкотерапия» В этом возрасте дети начинают ощущать себя как отдельную личность. У них м...
Комментарии
Картотека Свистуновой А.Н.
Очень познавательная картотека! Мне понравилось оформление, а материал интересный и для меня и для моих дошколят. Спасибо за работу, ведь это такой труд! Поиск информации, оформление! Молодец!