Картотека народных игр старшего возраста
картотека по физкультуре (старшая группа) на тему

Свистунова Анна Николаевна

Картотека народныхных игр для календарного планирования с номером, целью, кратким ходом на формате А5.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 1                         «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают  их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к  ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг  друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 3              

«Звонарь»

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

 

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три  раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

 

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

№    4    «Кукушка»

 

Ход:    Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет

Ты кукушка не зевай

Кто кукует  отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу. Ребенок  пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать

   № 5                «Бубенцы»


Дети встают в кpуг. Hа сеpедину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому завязывают глаза. Все остальные поют:
«Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!»

После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.

по голосу

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 2             «Колечко, колечко»

Выбирают  считалкой ведущего.

Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на  место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги» Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

                 Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

Найди золотое колечко!

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

№    6              «Петух» («Сон казака»)

Цель: Внимание, ловкость и импровизация голоса.

Ход игры: Из играющих выбирается «КАЗАК», который становится в середине круга. Казаку завязывают глаза или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

«Кто с утра курей гоняет, песни звонкие спевает,

Спать мешает казаку и кричит ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по –петушинному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать , кто кричал. Если ему это удается, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе размыкались на заре.

Не понятно никому, почему «му-му-му»?

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает и забирает его к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять, но недолго ему спать.

Утка уточек не зря учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется—казак забирает утку.

Надоело казаку «кря-кря-кря», «ку-ка-ре-ку»

Я не лягу больше спать, вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образуют хоровод, поднимают руки—воротики, а казак догоняет детей, которых он забирал в круг.

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 8

«Мы веселые ребята»

 

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:

Мы, весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

№ 9          «Игра с Солнцем»

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

 

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

 

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

         №  10                  «Кукушка»

 

Дети стоят в кругу.

В центре водящий с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет

Ты кукушка не зевай

Кто кукует  отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу.

 Ребенок  пропевает «Ку-ку».

Водящий должен угадать по голосу .

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

№   7            

                                    « Ручеёк»

Ход игры: Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.

Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

№11    «Золотые ворота»

Цель: Развивать ловкость и внимание

Ход игры: Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой—наливное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря: В золотые ворота

                Проходите господа!

                В первый раз прощается,

                Второй раз запрещается,

                А на третий раз

                Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!». Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь серебряное блюдечко или наливное яблочко?» Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встает за спину ведущего и поднимает руки. То же самое происходит с другими игроками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой—берут длинную веревку и перетягивают её.

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

  №  13

У бабушки маланьи.

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все  без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами,

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

 №14                Баба Яга.

По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:

Бабка Ёжка  - костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала

А потом и говорит:

-У меня нога болит.

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на базар

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку

Испугала зайку.

Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

№  12  

«Перетяни веревку»

 

Цель: Воспитывать выдержку, скорость и быстроту реакции

 

Ход игры: На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

           №  15

Молчанка.

        Играющие выбирают ведущего , садятся вокруг него и поют:

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе,

Чаю пили, чашки мыли,

По – турецки говорили:

-Чаб – чаляби, чаб – чаляби.

Прилетели журавли

И сказали нам: «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

        Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами. Если кто – то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняют различные действия (поют, читают стих…)

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

             № 17         «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!» 

Описание игры: Количество игроков: четное. Играющие, выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин – дон, дин – дон,
Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

                № 18      

Огуречик… огуречик…

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: на одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.    

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

       №16

«Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами.

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)

ПЕРЕЧЕНЬ

  1. «Горелки»
  2. «Колечко, колечко»
  3. «Звонарь»
  4. «Кукушка»
  5. «Бубенцы»
  6. «Петух»
  7. « Ручеёк»
  8. «Мы веселые ребята»
  9. «Игра с Солнцем»
  10. «Кукушка»
  11. «Золотые ворота»
  12. «Перетяни веревку»
  13. У бабушки маланьи.
  14. Баба Яга.
  15. Молчанка.
  16. «Коршун и наседка»
  17.  Гори, гори ясно
  18. «Огуречик…огуречик»

                                          Народные подвижные игры

                                                             (старший дошкольный возраст)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр старшего возраста

Игры для развития звуковысотного слуха...

картотека скороговорок старший возраст

материал для развития речи для старшего возраста...

Картотека прогулок старший возраст "Весна"

Организация и проведение прогулок старшего дошкольного возраста (Весна)...

ЗОЖ. Картотека. Физкультминутки. Старший возраст

ЗОЖ. Картотека. Физкультминутки. Старший возраст...

картотека физкультминуток старший возраст

картотека физкультминуток старший возраст...

КАРТОТЕКА «Сказкотерапия» (старший возраст)

X. КАРТОТЕКА(старший возраст)№ 9 «Сказкотерапия»           В этом возрасте дети начинают ощущать себя как отдельную личность. У них м...


 

Комментарии

Белая Анна Борисовна

Очень познавательная картотека! Мне понравилось оформление, а материал интересный и для меня и для моих дошколят. Спасибо за работу, ведь это такой труд! Поиск информации, оформление! Молодец!