Статья "Вместе с мамой, вместе с папой."
статья по физкультуре на тему
Реализация психолого-педагогической технологии эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ГБДОУ. М.Н.Попова "Навстречу друг другу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urbanizatsiya_naseleniya.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
ВМЕСТЕ С МАМОЙ, ВМЕСТЕ С ПАПОЙ.
(Реализация психолого-педагогической технологии эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ГБДОУ. М.Н.Попова « Навстречу друг другу»)
Никитина Лариса Викторовна, инструктор по физической культуре ГБДОУ №43 Невского района Санкт-Петербурга.
Урбанизация населения, компьютеризация, большая занятость родителей, не умение, а порой и не желание родителей тесно общаться с детьми, приводит к тому что:
- у 70% родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с детьми.
- родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказывается на психофизическом развитие ребенка.
- в каждой второй семье нарушены эмоциональные связи (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки).
А семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей. Но этому мешает отсутствие у них необходимых умений и опыта.
Десять лет назад педагоги нашего сада познакомились с психолого-педагогической технологией эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных досугах М.Н.Поповой «Навстречу друг другу». Эта технология привлекла нас тем, что содержала много практического материала по выстраиванию взаимоотношений взрослого и ребенка в процессе занятий физкультурой. Мы поняли, что при активном участии всех педагогов ДОУ, сможем реализовать эту технологию в нашем саду. Результатом данной работы явилось бы эмоциональное сближение взрослого и ребенка не только в процессе физкультурных досугов, но и имело бы свое продолжение в повседневной жизни.
В работу по реализации технологии родители младших групп вовлекались поэтапно. Этапы реализации технологии «Навстречу друг другу».
1. Диагностический
2. Подготовительный
3. Основной
4. Заключительный
1. Диагностический этап
Цель: выявить характер эмоциональных отношений родителей с ребенком.
В начале учебного года проводилось анкетирование родителей с целью выявления проблемы:
- как осознают родители значимость эмоционально-тактильного контакта с ребенком;
- как часто и в каких формах оно используется;
- насколько чувствительны родители к своим детям.
Так же проводилось интервью с ребенком с целью выявления наличия ритуалов и традиций в семейных отношениях и форм их проявления.
Проводился рисуночный тест «Моя семья» с целью исследования особенностей внутрисемейных отношений и получения информации о субъективной оценке ребенком собственного места в семье, его отношений с членами семьи.
Анализ результатов используемых диагностик (анкеты для родителей,
интервью с детьми - диагностики были проведены в сентябре 2011 года, апреле 2012), таблица № 1, №2 позволяет нам классифицировать семьи, взяв за основу следующие критерии:
- осознание родителями значимости положительного эмоционально –
тактильного контакта с ребенком;
- частота эмоционального взаимодействия родителей с ребенком;
- адекватность эмоциональных проявлений родителей в процессе
взаимодействия с ребенком.
Анализ анкет для родителей
Таблица №1
Группы | Количество человек | Критерии | ||
Осознание значимости эмоционально- тактильного контакта с ребенком. | Частота эмоционального взаимодействия родителей с ребенком . | Адекватность эмоциональных проявлений родителей в процессе взаимодействия с ребенком. | ||
Младшая гр. № 1 | 16 | 75% (12) | 69% (11) | 88% (14) |
Младшая гр.№2 | 17 | 59% (10) | 53% (9) | 76% (13) |
Анализ интервью с детьми
Таблица №2
Группы | Количество человек | Наличие ритуалов и традиций в семейных отношениях. |
Младшая группа №1 | 16 | 88% (14) |
Младшая группа №2 | 17 | 76% (13) |
В соответствии с этими критериями были выделены следующие группы семей:
«Любящие» - родители осознают важность прикосновений к ребенку, тонко чувствуют его, эмоционально отзывчивы, активно взаимодействуют с ним в различных ситуациях.
«Игнорирующие» - родители (чаще папы) плохо чувствуют своего ребенка ввиду явной дистантности отношений и у них нет желания изменить это. Для них прикосновение к маленькому ребенку - это глупость, «сюсюканье», «телячьи нежности».
«Формально-любящие» - родители (чаще папы) не осознают или недопонимают значимость для ребенка эмоционально- тактильного контакта, недостаточно чувствительны к нему. Если они и прикасаются к ребенку, то чаще в бытовых ситуациях. Если играют, то чаще по инициативе ребенка. У этих родителей формальное понимание любви к ребенку.
Анализ результатов анкетирования на начало 2011-2012 учебного года сведен в таблицу №3.
Таблица №3
Группы | Группы семей | ||
«Любящие» | «Игнорирующие» | «Формально- любящие» | |
Младшая гр. №1 | 81% (13) | ----- | 19%(3) |
Младшая гр. №2 | 70%(12) | 6%(1) | 24%(4) |
Анализ анкет на конец 2011-2012 учебного года
Таблица №4
Группы | Группы семей | ||
«Любящие» | «Игнорирующие» | «Формально-любящие» | |
Младшая гр.№1 | 88%(14) | ----- | 12%(2) |
Младшая гр.№2 | 82%(14) | 6%(1) | 12%(2) |
Анализ результатов анкетирования на конец учебного года (табл.№4) показал, что «любящих» родителей стало больше, правда «игнорирующий» родитель (папа) у нас остался и на конец учебного года. Он продолжил посещать досуги со своим ребенком, и когда в начале нового 2012-2013 учебного года Сергей Иванович П. сам ко мне подошел и спросил, будем ли мы заниматься и в этом году, я поняла, что мне удалось переломить ситуацию в данной семье. Они вместе с сыном продолжили посещать досуги, и я видела, как светились глаза Пети, когда папа прикасался к нему во время выполнения различных заданий. Для меня это была самая высокая награда за мою работу: видеть счастливые глаза своего воспитанника, что может быть лучше! В конце 2012-2013 учебного года его отношение к ребенку изменилось. Анкетирование показало, что из «игнорирующего» папа Пети перешел в разряд «формально-любящего».
Для того чтобы привлечь как можно больше родителей к занятиям с детьми была проведена серьезна работа.
2. Подготовительный этап включал:
а) Заведующий детского сада, выступая на родительских собраниях, приглашала родителей воспитанников к сотрудничеству.
б) Инструктор по физической культуре на родительских собраниях групп выступала с сообщениями о важности совместных досугов для психического и физического развития детей, говорила о том, что дети с нетерпением ждут этих занятий и хотят быть как можно дольше с родителями.
в) Большую роль в привлечении родителей к совместной деятельности на физкультурных досугах играют воспитатели групп: проводят индивидуальные беседы с родителями, вывешивают информационные материалы о значимости совместных досугов. За две недели до досуга размещают объявления о дате и времени проведения.
3. Основной этап
Данный этап заключается в организации системы совместных физкультурных досугов, которые проводятся 1 раз в месяц.
Продолжительность досугов варьируется от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей. Досуги проводятся под звуковое оформление. Музыка - существенная часть занятия. Она не только создает радостное настроение, но и активизирует движения.
Готовясь к досугу, я тщательно продумываю предметно - пространственную среду, стараюсь расположить инвентарь, так, чтобы он был доступен как ребенку, так и взрослому и занимающиеся не тратили время на поиск необходимого предмета. Созданная эстетическая среда вызывает чувство радости, эмоционально - положительное отношение к двигательной деятельности как взрослого так и ребенка.
В вводной части досуга используются модули «полуцилиндры» для перешагивания, обручи для прыжков, канаты для ходьбы. В осеннее время досуг проходит с использованием природного материала: кленовых листьев, шишек. Когда дети вместе с родителями выполняют задания и по окончанию досуга каждый уходит со своим осенним букетом.
В подвижной игре дети вместе с родителями активно используют атласные ленточки, маски различных животных (в зависимости от тематики досуга). В заключительной части используются мячи-массажеры. Я заметила: после занятия дети и родители не хотят расходиться по домам, поэтому предлагаю некоторое время еще побыть в зале, поиграть друг с другом, используя различные пособия. Этот вид деятельности мы называем «Ералаш».
Для отслеживания эффективности взаимодействия родителей с детьми, предлагается заполнить анкету 3 раза в год (октябрь, декабрь, апрель).
У М.Н.Поповой анкетирование проводится чаще, но мы считаем нецелесообразным после эмоционального взаимодействия с детьми на каждом занятии, заполнять анкету.
4. Заключительный этап.
На заключительном этапе проводится работа по осмыслению, осознанию и анализу того опыта, который получили все участники педагогического процесса (дети, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели).
Наблюдение за детьми в процессе совместных физкультурных досугов, беседы с ними, показали, что совместная двигательно-игровая деятельность для них предпочтительна.
Они активно усваивают и присваивают приобретаемый опыт, перенося его в домашние условия. Беседуя с родителями, я узнаю, что выполняя дома утреннею гимнастику, они используют те упражнения, которые мы выполняли с ними на досугах.
Анализируя свою работу, хочу сделать вывод, что технология позволяет сблизить родителей и детей, для взрослых открываются новые возможности и стороны развития ребенка. Можно сказать, что проведение совместных физкультурных досугов стала доброй традицией нашего сада.
Литература
- Попова М.Н. «Навстречу друг другу». Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ. Санкт-Петербург, 2004г.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. 2009г.
- Основная общеобразовательная программ дошкольного образования ГБДОУ №43 Невского района Санкт-Петербурга. 2011г.
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Санкт-Петербург, «Просвещение» 1986г.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Санкт-Петербург, «Детство-пресс» 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...
"Рисование вместе мамой, вместе с папой - это здорово!"
В статье рассказывается о нетрадиционных способах рисования....
Вместе с мамой, вместе с папой
Рекомендации для родителей о проведении выходного дня с ребёнком...
Конспект занятия «Вместе с мамой, вместе с папой на зарядку становись!»
Программное содержание:- способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;- закрепить название некоторы...