Использование природных факторов и объектов социального окружения в системе физического воспитания в доу.
статья по физкультуре на тему

Болховитина Елена Анатольевна

В статье раскрываются некоторые особенности использования природных факторов и объектов соцокружения в системе физического воспитания в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование природных факторов и объектов социального окружения в системе физического воспитания в доу.

Физическое воспитание детей играет важную роль в общем воспитательном процессе. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется созданию условий для физкультурно-оздоровительной работы. Так, на каждой группе имеются физкультурные уголки и оборудование для закаливания, оборудован спортивный зал.

Немаловажным в детском саду является использование природных факторов и объектов социального окружения. Так, в нашем детском саду есть оборудованная спортивная площадка с “полосой препятствий” (дуги, яма для прыжков, гимнастические стенки), где удобно выполнять различные физические упражнения, бегать, лазать, играть в спортивные игры. Есть 30-метровая асфальтированная дорожка для бега, футбольное поле с травяным покрытием.

Большое внимание уделяется созданию условий для свободных физкультурных занятий на участках детского сада. На территориях групп достаточно места для подвижных игр, имеются условия для лазания. В теплый период года на асфальте мы чертим классики, лабиринты для прыжков, размещаем место для игр в мяч. Зимой используем горку, разной длины лыжню в пределах детского сада.

Материальная база каждой группы позволяет детям заниматься в свободное время заниматься различными физическими упражнениями. Воспитатели планируют физкультурно-оздоровительную работу, учитывая возраст, интересы, индивидуальные особенности, погодные условия. Так, в теплое время года физкультурные занятия, зарядка, спортивные праздники и развлечения проводятся на улице: на участке, спортивной площадке, футбольном поле, в сосновом бору.

На территории детского сада есть участок соснового бора, где проводятся оздоровительный бег (2р. в неделю), подвижные игры, зимой – ходьба на лыжах. Прилегающий к детскому саду бор – великолепное место для проведения прогулок, туристических походов. Туристические походы планируются во время каникул в День здоровья, когда режим дня насыщается активной деятельностью детей, включая мероприятия, предусмотренные программой физического воспитания, разнообразные движения в играх, эстафетах, аттракционах. Организуя День здоровья, мы стараемся максимально использовать особенности сезона, климатические условия, природные факторы. Так, для детей старших групп пеший поход мы проводим в 2 перехода: 30-40 минут движения в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры, упражнения в природных условиях, игры-забавы), либо осуществляется ознакомление с природой (растения нашего края, ориентировка на местности (определение сторон света по мху на старых деревьях) и т.д.). Для детей подготовительной к школе группы продолжительность пеших походов может достигать 3-4 часов: 30-40 минут в одну сторону с привалом более 1 часа. Для маршрута выбирается местность с более сложным рельефом. Так, традиционный поход на луг проходит через сосновый бор с привалом на месте “малая сосна”. По дороге встречаются поваленные деревья (перелезание, перешагивание через них), канавы (перепрыгивание). Цель таких походов  - развитие выносливости, движение, умение ориентироваться на местности, воспитание нравственных качеств.

Планируя поход, мы продумываем такие вопросы, как места отдыха (например, железнодорожный парк при походе к железнодорожному полотну), экипировка детей (в соответствии с возрастом, погодой), их подготовке к маршруту, программа развлечений, спортивные моменты. Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному плану-сценарию, предусматривающему и появление сказочных героев: Лешего, Бабы Яги, гриба Боровика, и завтрак на свежем воздухе, и подвижные игры, соревнования, наблюдения.

Одним из видов активного отдыха являются так же спортивные праздники, в организации и проведении которых принимают участие весь коллектив сотрудников детского сада. Традиционными стали спортивные праздники: зимний – Масленица, летние – День Нептуна, “Цирк”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Веселые старты”.

Большое внимание уделяется организации и проведению спортивных игр в детском саду. Так, была проведена консультация “Спортивные игры – источник радости и здоровья”, где воспитателям предлагались методические рекомендации к организации и планированию спортивных игр, изготовления оборудования для них. В нашем детском саду планируются элементы спортивных игр: баскетбол, футбол, городки, бадминтон, спортивные игры по упрощенным правилам: городки, футбол. Спортивные игры и упражнения проводятся на участках, спортивной и футбольной площадках.

Рядом с нашим детским садом находится городской спортивный комплекс. Несмотря на плотный график, администрация выделила нам время для проведения занятий по обучению элементам игры футбол, проведения игр по упрощенным правилам. Дети получили возможность понаблюдать профессиональные тренировки легкоатлетов, тренировки в тренажерном зале, игру “Ручной мяч”.

Целью такого сотрудничества является профилактика образа жизни, привитие интереса к занятию спортом, создание положительного эмоционального настроя, ситуации успеха при занятиях физкультурой.

Дети, занимающиеся в спорткомплексе, с нетерпением ждут занятий, называя их тренировками, занимаются с большим желанием и интересом. За графиком физкультурных занятий внимательно следят родители, стараются, чтобы в дни занятий ребенок не пропускал детский сад. И сами родители, и воспитатели заметили, что дети стали более организованными, дисциплинированными, меньше болеют, появилось желание и стремление заниматься спортом.

Таким образом, использование природных факторов и объектов соц-окружения является важным элементом физкультурно-оздоровительной работы нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание летом - использование природных факторов для укрепления здоровья детей

Закаливание летом - использование природных факторов для укрепления здоровья детей...

Консультация для родителей «Использование природных факторов для закаливания детей летом»

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.Основные эффекты закаливающих п...

Использование элементов тимбилдинга в системе физического воспитания дошкольников.

Тимбилдинг, как инновационная форма проведения детских спортивно-массовых мероприятий.В своей профессиональной практической деятельности, отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при пр...

"Использование игровых технологий в системе физического воспитания"

В данном материале раскрывается понятие "игровые педагогические технологии", которые включают обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагог...

Организация и проведение прогулки с дошкольниками с использованием природных факторов: солнца, воздуха и воды

Целью данной консультации является правильная организация летнего отдыха и оздоровление и укрепление физического и психического здоровья дошкольника...

Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)

Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)...