Программа "Движение+радость=здоровье"
рабочая программа по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Программа физкультурно-оздоровительной работы "Движение+радость=здоровье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_detskiy_sad_programma.doc | 455 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Управление образования Администрации города Бийска»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« ЦРР-ДЕТСКИЙ САД №7»
ПРОГРАММА
Оздоровления дошкольников
«Движение + радость = здоровье».
на 2015-2020 годы.
Автор :
Инструктор по физической культуре
МБДОУ «ЦРР- Детский сад №7»
Казанина Татьяна Константиновна
г. Бийск
2015г.
Содержание:
- Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель программы.
1.3. Законодательно-нормативное обеспечение программы.
1.4.Основные принципы программы.
1.5. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.
1.6. Участники программы.
1.7. Объекты программы
1.8. Ожидаемые результаты.
2.Содержательный раздел программы.
2.1. Содержание области «Физическая культура» и интеграция с другими областями.
2.3. Обеспечение реализации основных направлений программы.
3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
3.1. Схема взаимодействия специалистов ДОУ по реализации программы
3.2. Система и содержание оздоровительной деятельности.
3.3.Планирование оздоровительной работы.
3.4. Педагогический контроль физического воспитания.
3.5. Физическая подготовленность ребёнка.
3.6. Организация рациональной двигательной активности
3.7. Диагностика физических качеств и умений дошкольника.
3.8. Полноценное питание.
3.8. Система эффективного закаливания.
3.9. Организация работы ДОУ в летний период.
4 Организационный раздел .
4.1. Материально- техническое обеспечение ДОУ.
4.2.Реализация кружковой работы в МБДОУ.
4.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
5 РАЗДЕЛ
5.1. Преемственность в работе с семьёй и школой.
6 РАЗДЕЛ
6.1 Литература.
7 РАЗДЕЛ
7. Приложения.
РАЗДЕЛ 1
- Пояснительная записка.
1). Общие сведения
1.1.1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - Детский сад №7» города Бийска, в дальнейшем именуемое МБДОУ «ЦРР-Детский сад №7», создано в соответствии с ГК РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О некоммерческих организациях», «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» и другого действующего законодательства РФ, иные нормативно-правовых актов РФ, регламентирующих вопросы образования и деятельности некоммерческих организаций. МБДОУ «ЦРР - Детский сад №7» функционирует с 1969 года. В настоящее время МБДОУ является центром развития ребенка.
В дошкольном учреждении – 8 групп для детей дошкольного возраста.
МБДОУ работает по программам дошкольного образования. Организация воспитательно-образовательного процесса строится на психолого - педагогически обоснованном выборе педагогами учебных планов, программ, средств, форм и методов воспитания и развития детей, обеспечивающих получение образования, соответствующего образовательным стандартам.
Приоритетными направлениями учреждения являются:
1) физическое развитие;
2) познавательное развитие;
3) речевое развитие;
3) социально-коммуникативное развитие;
4) художественно-эстетическое развитие.
1.1.2. Полное наименование: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №7».
Сокращенное название : МБДОУ «ЦРР -Детский сад №7».
1.1.3. Юридический адрес: 659322 Россия Алтайский край г.Бийск, ул. Декабристов, 3.
1.1.4. Фактический адрес: 659322 Россия Алтайский край г.Бийск, ул. Декабристов, 3.
1.1.5. Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение
1.1.6. Регистрационное свидетельство № 003210776 от 01.10. 2001 г.
1.1.7. Лицензия серия А № 0001180 от 03.02.2012 г. устанавливает, что МБДОУ «ЦРР -Детский сад №7» имеет право осуществлять образовательную деятельность. Срок действия лицензии – 5 лет.
1.2). Организационно-педагогическая структура:
1.3). Характеристика микрорайона:
МБДОУ – отдельно стоящее здание, расположено внутри жилого квартала АБ. Ближайшее окружение – МУ «Поликлиника №6», СОШ №18, спортивный комплекс «Заря», ФГУП «ФНПЦ «Алтай», библиотека №7, МУМЦ «Родина», планетарий, МБДОУ ДОД ДШИ «Современник», КГБОШИ «Бийский лицей-интернат» Алтайского края.
Участок озеленен, оснащен навесами, имеет спортивную площадку.
1.4). Социально-бытовое обеспечение воспитанников
№ п/п | Наличие социально-бытовых условий, пунктов |
1 | Медицинское обслуживание, лечебно-оздоровительная работа: Медицинский кабинет – 1; Изолятор – 1; Процедурный кабинет – 1. |
2 | Общественное питание: Варочный цех – 1; Заготовочный цех – 1; Доготовочный цех – 1. |
3 | Объекты физической культуры и спорта: - физкультурная площадка; - физкультурный зал. |
4 | Спальные помещения: Спальня – 8. |
5 | Групповые помещения: Группа – 5. |
Хозяйственно-бытовое и санитарно-гигиеническое обслуживание: хозяйственная кладовая – 1; подсобное помещение – 2; комната кастелянши – 1; элеватор – 1; комната рабочего по текущему ремонту - 1; туалет для персонала – 1 | |
Методический кабинет – 1 | |
Трудовое воспитание: Огород – 1; Цветник – 7. | |
Патриотическое воспитание: Музей «Русская изба» - 1. | |
Экологическое воспитание: Экологический центр – 1 | |
Досуг, быт, отдых: Музыкальный зал – 1; Физкультурный зал – 1. | |
Кружковая работа: Кабинет дополнительных образовательных услуг – 1. | |
Иное: Участки озеленены, оснащены оборудованием для развития двигательной активности детей, навесами. |
МБДОУ постоянно работает над укреплением материально-технической базы. В здании ежегодно осуществляется ремонт помещений. Дополнительно приобретаются: мебель, мультимедийная техника, игрушки, настольно-печатные игры, методические пособия, демонстрационный материал, спортивный инвентарь.
Самое ценное, что есть у человека- это жизнь, а самое ценное в его жизни- здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не заботится о своём здоровье, здоровье своих детей и близких.
Исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей приходят в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.
Рост числа заболеваемости связан с экологическими, социальными и нравственными факторами. Способствует хроническим заболеваниям и ухудшение показателей физического и психического развития большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни. На период поступления в детский сад дети имеют врождённые и хронические заболевания. Среди хронических патологий преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, нарушения сердечно- мышечной системы и опорно-двигательного аппарата.
Группы здоровья:
2014год
1 группа- 7,2%;
2 группа- 86,4 %%
3 группа- 6,4%.
Общая заболеваемость по МДОУ составляет 0,94% случаев на каждого ребёнка.
На основе анализа заболеваемости детей дошкольного возраста, уровня физической подготовленности, показателей физического и психического развития детей перед коллективом МДОУ острым вопросом встала проблема разработки программы «Движение + радость = здоровье».
Она привела коллектив МДОУ к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического воспитания детей, но и обучения в целом, организации режима, профилактической работы, индивидуальной работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми.
- Цель программы:
Программа «Движение + радость = здоровье» направлена на создание условий для обеспечения здоровья и формирования здорового образа жизни у всех участников педагогического процесса.
Задачи:
- сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение физической и умственной работоспособности;
- формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
- развивать физические качества (силу, быстроту, ловкость и т.д.);
- создание оптимального режима дня, способствующего укреплению нервной системы ребёнка;
- способствовать формированию основ здорового образа жизни, развитию задатков и склонностей к различным видам спорта.
- Обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта.
1.3.Законодательно- нормативное обеспечение программы.
- Закон РФ «Об образовании.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования-приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014.
- Закон РФ «О физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования России, Министерства здравоохранения России, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования от 16.07.2002г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» от 25.03.94г. № 35-М
- Инструктивно- методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» от 14.03.2000г. №65/223- 16.
- СП 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения ОУ»
- СанПиН 2.4.1 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
1.4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ.
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Участие - вовлечение всех участников проекта во все стадии планирования, реализации и оценки своих действий.
- Принцип целостности - проект направлен на укрепление физического, умственного и социального здоровья.
- Принцип системности - физическое развитие происходит не хаотично, а по определённой системе.
- Принцип результативности - гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
- Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.
К началу дошкольного возраста (к 3 годам);
- Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действиями с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении своих действий;
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, и карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- Ребёнок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
- У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
К завершению дошкольного образования (к 7 годам):
- Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении ,конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- Обладает начальными правилами о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.6.Участники программы.
Руководитель программы-
Заведующий МДОУ «ЦРР-Детский сад №7» - Деменкова Наталия Борисовна.
Совет программы:
Старший воспитатель-Казакеева Елена Андреевна .
Старшая медсестра – Кудрявцева Екатерина Евгеньевна.
Инструктор по физической культуре - Казанина Татьяна Константиновна.
1.7.Объекты программы.
- Дети, посещающие детский сад.
- Семьи воспитанников.
- Педагогический коллектив МБДОУ.
- Медицинский персонал МБДОУ.
1.8.Ожидаемые результаты.
- Формирование отношения детей к своему здоровью, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
- Снижение наиболее часто встречающихся детских заболеваний.
- Создание единого пространства ДОУ и семьи в работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАМЫ.
2.1. Содержание области «Физическая культура» и интеграция с другими областями.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования. Образовательный процесс организован так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а так же родителей и воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить проблемы интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Связь с другими образовательными областями.
«Социально-коммуникативное развитие» | Реализация партнёрского взаимодействия «взрослый- ребёнок», воспитание у детей чувства взаимовыручки. Развитие свободного отнощения с взрослыми и детьми по поводу организации и проведения подвижных игр, соревнований, эстафет: практическое овладение воспитанниками нормами речи. Формирование осторожного отношения к незнакомым людям, умения действовать в опасных ситуациях при контактах с незнакомыми людьми, а тапк же сверстниками и подростками. |
«Познавательное развитие» | Сенсорное развитие (различение цвета, формы) Формирование умения рассчитаться на «первый-второй», «первый-третий», «по порядку номеров», элементарных математических представлений. Расширение кругозора, формирование понятий здорового образа жизни, лекарства, витамины. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере безопасности, формирование элементарных способов действия в экстремальных ситуациях в быту, в природе, на улице. |
«Речевое развитие» | Использование художественных произведений для обогащения словаря, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области безопасности, практическое овладение воспитанниками нормами речи и правилами общения с взрослыми в чрезвычайных ситуациях. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Развитие детского творчества, умение создавать сюжетные картины на тему «Здоровье» и здорового образа жизни. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
2.2. Основные направления программы.
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями воспитанников.
- Укрепление материально-технической базы.
2.3. Обеспечение реализации основных направлений программы.
Осуществляется воспитателями МБДОУ, младшими воспитателями, медицинской сестрой, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
Она состоит из:
- Мониторинга;
- Полноценного питания;
- Закаливания;
- Организации двигательной активности детей;
- Создания условий организации оздоровительных режимов детей;
- Создания представлений о здоровом образе жизни.
- Оздоровительно-профилактической работы;
- Летних оздоровительных мероприятий.
- Проверки условий санитарно-гигиенического состояния.
3раздел. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
3.1. Схема взаимодействия специалистов ДОУ по реализации программы.
3.2. Система и содержание оздоровительной деятельности.
3.3. Планирование оздоровительной работы.
3.4. Педагогический контроль физического воспитания.
3.5. Физическая подготовленность ребёнка.
3.6. Организация рациональной двигательной активности
3.7. Диагностика физических качеств и умений дошкольника.
3.8. Полноценное питание.
3.9. Система эффективного закаливания.
3.10. Организация работы ДОУ в летний период.
3.1. Схема взаимодействия специалистов ДОУ по реализации программы
Руководитель Программы в лице заведующей связывает, объединяет, гармонизирует все усилия педагогов, специалистов и воспитателей.
Старший воспитатель координирует работу педагогов и специалистов, а так же разработку педагогической документации: координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики.
Образовательная область | Ответственные специалисты | Индивидуально взаимодействие | Групповое взаимодействие | Информационное воздействие |
Физическое развитие | Инструктор по ФИЗО, старшая медицинская сестра, старший воспитатель, воспитатели. | Попарное взаимодействие каждого с каждым. Связь с другими образовательными областями. | Формы самоуправления, работа в методических объединениях, творческих группах, способствующих повышению эффективности работы, педагогический совет. | Ф Формирование банка инноваций по проектно-исследовательской деятель -ности |
Взаимодействие по работе с педагогами. | ||||
Взаимодействие по работе с детьми. | ||||
Взаимодействие по работе с родителями. |
3.2. Система и содержание оздоровительной деятельности.
Эта работа осуществляется в следующих формах:
- Подгрупповые и индивидуальные занятия.
- Утренняя зарядка с элементами коррекции и дыхательными упражнениями.
- Музыкально- ритмические движения.
- Гимнастика после сна, дыхательные упражнения, коррекционные упражнения.
- Физкультурные занятия на улице.
- Подвижные игры и физические упражнения на воздухе.
- Элементы точечного самомассаж после сна.
- Воздушное и водное закаливание.
- Спортивные досуги, развлечения и праздники. (Приложение 1).
Оздоровительно- профилактическая работа.
Эта работа направлена на профилактику заболеваемости детей. В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённых инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма.
Для успешной работы в этом направлении медицинская сестра собирает сведения о ребёнке при поступлении в детский сад через анкету и личную беседу. После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей проведения и развития намечает план профилактических процедур.
Оздоровительно- профилактическая работа взаимосвязана с физкультурной работой и осуществляется в МБДОУ в тесной взаимосвязи между медсестрой и педагогами.
Профилактика инфекций верхних дыхательных путей, бронхита, пневмонии.
- Проводить у детей утренний осмотр.
Требование к одежде: не кутать, но и не переохлаждать детей, отдавать предпочтение х/б и шерстяным изделиям.
- Наблюдать за детьми в течение дня. В случае заболевания ребёнка- изоляция, оказание первой медицинской помощи и обращение к врачу.
- Контролировать температурный режим в группах. Устанавливать в групповых и спальных помещениях термометры на 1м от уровня пола. Регулярно проветривать помещения.
- Закаливание: дневной сон при открытых фрамугах, обливание ног, обширное умывание, полоскание рта прохладной водой после каждого приёма пищи, прогулки на свежем воздухе, воздушные, солнечные ванны, хождение по ребристой доске, массажным коврикам.
- Научно-обоснованное питание:
- Возрастные нормы белков, жиров, углеводов, калорийность. В рацион включать в достаточном количестве кисломолочные продукты, мясо, рыбу, свежие овощи и фрукты, соки;
- Проводить круглогодичную витаминизацию третьего блюда аскорбиновой кислотой. Веси учёт расходуемых продуктов.
- Соблюдать сроки профилактических прививок.
- Вести диспансерное наблюдение за часто болеющими детьми, проводить лабораторное обследование детей с хроническими заболеваниями.
- Проводить санитарно-просветительскую работу с родителями.
- В случае необходимости обращаться за консультативной помощью к врачу- специалисту.
- Составить алгоритм (по месяцам) проведения оздоровительных мероприятий по группам , с учётом возраста.
- Ежедневно (после сна) проводить профилактическую, дыхательную гимнастику.
- Проводить витаминотерапию.
- Проводить мероприятия, назначаемые двумя противорецидивными курсами (осенью, весной). (Приложение №2)
Закаливание.
Закаливание предполагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма.
Основные принципы закаливания:
Постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Ни в коем случае нельзя лишать ослабленного ребёнка закаливания, так как именно ему оно необходимо для здоровья.
При организации закаливания соблюдается ряд требований:
1. Проводится комплексная проверка здоровья ребёнка.
- Определяется тип и дозировка закаливания.
- Выбирается метод.
- Корректируются действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания.
- Учитываются противопоказания к закаливанию организма.
3.3. Планирование оздоровительной работы.
Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей. Воспитательно -образовательная работа МБДОУ направлена на решение целого комплекса задач физического воспитания. Большое внимание уделяется организации разных видов двигательной деятельности: утренней и пальчиковой гимнастике, физкультминуткам, оздоровительным прогулкам, подвижным играм, физкультурным занятиям, праздниками досугам, самостоятельной двигательной активности. (Приложение №3)
3.4.Педагогический контроль физического воспитания.
Роль педагогического контроля за физическим воспитанием детей заключается в успешном решении задач физического воспитания дошкольников. Анализ и оценка физического воспитания в дошкольном учреждении- одна из главных задач педагогов.
Педагогический контроль- это система показателей, дающих объективную информацию о динамике физических параметров детей в процессе их жизнедеятельности, определяющая перспективы роста и развития.
Контроль заключается в следующем:
- Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей.
- Наблюдение и оценка содержания двигательного режима
- Проверка условий санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий и физкультурного оборудования.
Анализ организации занятия по физической культуре, определение его программных задач и объёма физической нагрузки должны проводиться заведующим, старшим воспитателем, инструктором по ф/ культуре, воспитателями не менее двух раз в месяц.
Осуществляя наблюдения на физкультурных занятиях, медицинская сестра , старший воспитатель предварительно знакомятся с планом работы инструктора. Они проверяют, соответствует ли содержание занятия требованиям программы, учитываются ли индивидуальные особенности детей, их состояние здоровья, функциональные и двигательные возможности.
Одно из важнейших условий укрепления психического здоровья детей заключается в создании доброжелательной обстановки, в которой он чувствует себя уверенным, спокойным, защищённым в любой ситуации.
Показателями двигательной активности на занятии по физической культуре служат следующие показатели:
Для детей 5-и лет 1500-1800 движений за 21-23 мин., что составляет в минуту 70-75 движений.
Для детей 6-и лет 1850-2300 движений за 23-26 мин., что составляет в минуту 80-85 движений.
Для детей 7-и лет 1500-1800 движений за 25-27 мин., что составляет в минуту 83-90 движений.
Для определения правильности построения физкультурного занятия и распределения физической нагрузки по его частям м/сестра измеряет частоту пульса у ребёнка до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных видов движений, игр. Затее фиксируется пульс ребёнка после заключительной части и восстановительный период в течение 3-5 минут.
Полученные результаты в процессе обследования ребёнка заносятся в определённый бланк. (Приложение№4)
3.4. Организация рациональной двигательной активности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
В процессе оптимизации двигательной активности детей в ДОУ созданы условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач:
- оздоровительные задачи направлены на удовлетворению потребностей движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепления здоровья.
- Воспитательные задачи направлены на развитие на развитие умственных, духовных и физических способностей детей в их полном объёме;
- Образовательные задачи направлены на овладение детьми определённым объёмом знаний, умений, навыков, развитием физических качеств.
Формы организации физического воспитания:
- физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке;
- утренняя гимнастика;
- физкультминутки;
- спортивные развлечения;
- спортивные праздники;
- неделя здоровья;
- индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная двигательная деятельность; ходьба на лыжах.
Физкультурные занятия разнообразны по содержанию:
- традиционные;
- игровые;
- сюжетные;
- тематические;
- интегрированные;
- занятия- тренировки;
- занятия-зачёты.
Утренняя гимнастика.
1 часть: дыхательная гимнастика:
- Стрельниковой;
- Дыхательные упражнения со звуковой гимнастикой.
2 часть: ритмическая гимнастика:
- пальчиковая гимнастика;
- общеразвивающие упражнения;
- танцевальные упражнения;
- использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и т.д.
Физкультминутки на занятиях:
- дыхательные упражнения;
- пальчиковая гимнастика.
Перед сном:
- релаксация;
- саморегуляция.
После сна:
- гимнастика пробуждения;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика.
- Ходьба с использованием нестандартного оборудования(предупреждение плоскостопия, профилактика осанки).
Спортивные развлечения:
Организовывается 1-2 раза в месяц, длительностью 30-40 минут. Развлечения различны по содержанию и организации:
1. Развлечение строится на хорошо знакомых играх и упражнениях.
- Состоит из спортивных игр.
- Построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнений.
- Построен на играх-эстафетах, имеющих разное содержание и объём физических нагрузок.
- С музыкальным сопровождением, что развивает творческую инициативу, воображение, музыкальный слух.
Спортивные праздники:
Праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. При планировании. При планировании и подготовке праздника необходимо:
- обозначить задачи праздника, дату, время, место проведения;
- подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
- выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;
- обозначить порядок проведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.
Неделя здоровья:
Неделя здоровья - это такая форма активного отдыха детей, когда отменяются все занятия, режим дня наполняется играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Целью такой недели является:
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- вызвать эмоционально-положительные отношения к играм, спортивным упражнениям и соревнованиям, к занятиям спортом.
Самостоятельная двигательная деятельность:
Организуется в разное время дня: *утром до завтрака;
* между занятиями;
* после дневного сна;
* во время прогулок.
Для самостоятельной деятельности должна быть создана физкультурно- оздоровительная среда (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование игрушек). В режиме дня выделяется специальное время для самостоятельных игр детей.
Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная цель- создание ценности здоровья, как основы всех дальнейших успехов в формировании личности ребёнка.
Для развития целостного понимания здоровья у детей определены следующие задачи:
- содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
- воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
- формировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний;
- вести систематическую работу по основам безопасности жизнедеятельности, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуация.
3.5.Мониторинг физических качеств и умений дошкольника.
Основная задача мониторинга – определение степени освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в детском саду на развитие ребенка.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы представляет собой совокупность апробированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
Периодичность промежуточного мониторинга - 2 раза в год.
Итоговый мониторинг проводится в подготовительной к школе группе: в сентябре – предварительный, в мае – окончательный.
Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различных видах деятельности, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические пробы, проведение тестовых и диагностических методик, организуемых педагогами. Результаты заносятся в карты мониторинга развития детей (специальные таблицы). На основе анализа данных карт заполняются сводные таблицы.
- Процесс обследования должен выглядеть естественно и непринужденно для ребенка, проходить в привычной для него среде. Поэтому нужно использовать игровые ситуации в организации мониторинга и обычные для воспитанника виды деятельности.
- Дети отличаются друг от друга, а это требует индивидуального подхода к ним в организации мониторинга, учета индивидуально-типологических и личностных особенностей ребенка в ходе диагностического взаимодействия.
(Приложение№5)
3.6. Полноценное питание.
Организация рационального питания детей ДОУ основана на соблюдении утверждённых наборов продуктов и примерных меню, и осуществляется в соответствии с десятидневным меню.
Принципы организации питания:
- адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая к энергозатратам детей;
- сбалансированность рациона;
- максимальное разнообразие;
- высокая технологическая и кулинарная обработка;
- учёт индивидуальных особенностей детей.
В МБДОУ осуществляется общий контроль за соблюдением технологии приготовления пищи, контролируется правильность закладки продуктов и выхода блюд, проводится витаминизация.
3.7. Система эффективного закаливания.
Оздоровительные мероприятия:
1. Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении.
2. Следить за рациональной одеждой детей.
3. Ежедневное проведение утренней гимнастики.
4. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.
5. Соблюдение времени, отведённого для сна.
- Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание.
- Полоскание рта кипячёной водой комнатной температуры после приёма пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.
- В летний период:
- хождение босиком по траве, земле, асфальту;
- игры детей с водой;
- все виды занятий проводить на свежем воздухе.
- используется босоногохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.
- Проводится контрольное обследование детей в группах ДОУ.
Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания.
1. Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу.
2. Нельзя вообще лишать ослабленного ребёнка закаливания, так как именно оно необходимо для его здоровья.
3. Любое закаливание может принести положительный результат лишь в том случае, если сила воздействия применяющегося фактора будет увеличиваться постепенно.
4. Закаливание проводится с учётом индивидуальных возрастных особенностей ребёнка.
В качестве средств закаливания в ДОУ используются естественные факторы естественные факторы:
- вода, воздух, солнечная радиация;
- соблюдение температурного режима;
- правильная организация прогулок;
- сон дошкольников в трусиках;
- гимнастика после сна;
- мытьё прохладной водой рук по локоть и шеи;
- полоскание рта прохладной водой;
- ходьба на занятиях по физической культуре босиком;
- контрастное обливание ног (летом);
- ходьба по солевым дорожкам;
- дыхательная гимнастика;
- искусственная тропа здоровья. (Приложение №8).
3.8. Организация работы в МБДОУ в летний период.
Лето - благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками Основная цель организации воспитательно-образовательной работы в этот период заключается в оздоровлении ребят, укреплении их иммунной системы (см. Приложение № 6).
Цель: Эффективное использование благоприятного для укрепления здоровья детей время летнего отдыха.
Задачи на летний оздоровительный период:
- Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
- Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
- Осуществить педагогическое и медицинское просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Формы организации физкультурно-оздоровительной работы:
- закаливание организма посредством природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком.
- Физкультурные занятия на улице.
- Физкультурные досуги и развлечения.
- Утренняя гимнастика на свежем воздухе.
- Витаминизация блюд.
- Игры с водой в надувных бассейнах. (Приложение №6).
- Организационный раздел.
4.1. Материально-техническое обеспечение ДОУ.
Для реализации цели и задач программы в МБДОУ имеется:
- Спортивный участок на территории ДОУ.
- Спортивный зал.
- Гимнастическая стенка: 2 пролёта.
- Приставные лестницы и наклонные доски.
- Верёвочные лестницы.
- Канат.
- Кольца.
- Гимнастические скамейки.
- Гимнастические маты.
- Кубы полые, кубики.
- Разновозрастные дуги для подлезания.
- Доска ребристая.
- Обручи.
- Палки гимнастические.
- Шнуры.
- Скакалки.
- Разноцветные флажки и ленты.
- Погремушки.
- Мешочки с песком.
- Мячи набивные.
- Мячи резиновые: 3 размера.
- Баскетбольное кольцо.
- Волейбольная сетка.
- Бадминтонные ракетки и воланы.
- Кольцебросы.
- Кегли.
- Вертикальные и горизонтальные мишени.
- Шапочки-маски, игрушки, эмблемы для подвижных и спортивных игр.
- Гимнастический комплекс «Здоровье».
- Фитоболы.(большие резиновые мячи).
- Футболки для сборной команды ДОУ.
- Мягкие модули.
- Спортивные уголки в каждой возрастной группе.
- Реализация кружковой работы в МБДОУ.
Здоровье детей- будущее страны.
В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Основная направленность программы «Здоровячок»- сохранение и укрепление здоровья детей.
На это оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
- наследственность,
- неблагоприятная экологическая обстановка,
- образ жизни.
Отклонения в опорно- двигательном аппарате являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению оказывают не менее серьёзное влияние на здоровье и развитие ребёнка.
Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях,мы обратили внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является развитием плоскостопия, нарушений функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей.
Понимая небходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепления здоровья детей, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, мы разработали программу физкультурно- оздоровительного кружка «Здоровячок».
Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Цель программы:
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребёнку гармоническое развитие, укрепление здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре.
Задачи программы:
Оздоровительные:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
- Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц,, содействие профилактике плоскостопия.
Образовательные:
- Создание условий для реализации потребности ребёнка в двигательной активности.
- Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).
- Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные:
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Воспитывать положительные черты характера.
- Воспитывать чувство уверенности в себе.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового ребёнка.
Пути реализации программы:
- Консультации с врачами- специалистами поликлиники.
- Поиск информации в специальных источниках (литература по профилактике плоскостопия, по оздоровления детей, методическая литература по проведению НОД по физическому развитию детей в детском саду).
Принципы реализации программы:
- Принцип индивидуальности.
- Принцип доступности.
- Принцип систематичности.
- Принцип активности, самостоятельности, творчества.
- Принцип последовательности.
- Принцип эмоционального благополучия каждого ребёнка.
- Принцип научности.
- Принцип оздоровительной направленности.
Структура программы:
Комплектование группы детей для занятий в кружке «Здоровячок» проводится с учётом общего функционального состояния детей старшего дошкольного возраста, данных медицинского осмотра, рекомендаций врачей-специалистов(педиатра, ортопеда, хирурга).
Занятия проводятся с учётом предусмотренного учебного плана 1 раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. (всего 36 часов в год).
В структуру кружка тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и тд., дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию).
Способ организации детей в кружке зависит от поставленной цели и задач каждого занятия Используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Методика составления комплексов оздоровительных занятий состоит из трёх частей. В подготовительную часть включают общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие нарушения осанки и коррекции плоскостопия. Темп выполнения- медленный, умеренный, средний, дозировка 6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения лёжа на спине, на боку, животе, сидя и стоя. Дозировка зависит от самочувствия. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Создание полноценной физкльтурно-оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалка, гимнастические палки, тренажёры и т.д.).
Таким образом, акцент в оздоровительной работе программы кружка «Здоровячок» делается на повышение сопротивляемости организма к ОРВИ, профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей.
4.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
РЕЖИМ ДНЯ
Вторая младшая группа
3 – 4 года
Дежурная группа присмотра и ухода | 7.00-7.30 |
Прием, индивидуальное, подгрупповое общение, утренняя гимнастика | 7.30-8.15 |
Подготовка к завтраку | 8.10-8.15 |
Завтрак | 8.15-8.50 |
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности | 8.50-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 9.00-9.40 |
Самостоятельная деятельность, игры, беседы | 9.40-10.10 |
Подготовка ко 2-му завтраку | 10.10-10.20 |
2-й завтрак | 10.20-10.30 |
Подготовка к прогулке | 10.30-10.40 |
Прогулка | 10.40-12.05 |
Возвращение с прогулки | 12.05-12.15 |
Подготовка к обеду | 12.15-12.20 |
Обед | 12.20-12.50 |
Подготовка ко сну, спокойные игры | 12.50-13.00 |
Дневной сон | 13.00-15.00 |
Подъем, воздушно-водные процедуры | 15.00-15.10 |
Образовательная и самостоятельная деятельность, в режимных моментах | 15.10-15.25 |
Подготовка к полднику + ужин | 15.25-15.30 |
Полдник + ужин | 15.30-15.45 |
Подготовка к прогулке | 15.45-15.55 |
Прогулка. Уход детей домой | 15.55-17.30 |
РЕЖИМ ДНЯ
Средняя группа
4 - 5 л
Дежурная группа присмотра и ухода | 7.00-7.30 |
Прием, индивидуальное, подгрупповое общение и обучение разным видам деятельности, утренняя гимнастика | 7.30-8.10 |
I часть занятия (мотивация деятельности) | 8.10-8.15 |
Подготовка к завтраку (умывание, опробование продуктов), завтрак | 8.15-8.50 |
Индивидуальные игры, совместные игры | 8.50-9.00 |
Продолжение I занятия (II и III части) Второе занятие (физкультурное или музыкальное) | 9.00-9.50 |
Минутка шалости, подготовка к прогулке (минутка тишины, одевание), прогулка | 9.50-11.55 |
Возвращение с прогулки, игры, индивидуальные беседы с воспитателем | 11.55-12.15 |
Подготовка к обеду (умывание, опыты, развивающие игры), обед | 12.15-12.40 |
Индивидуальные беседы с воспитателем, спокойные игры, подготовка ко сну | 12.40-12.55 |
Дневной сон | 12.55-14.55 |
Индивидуальный подъем, воздушно-водные процедуры, речевое общение, игры | 14.55-15.10 |
Музыкальная разминка, умывание | 15.10-15.25 |
Подготовка к полднику + ужин, полдник+ ужин | 15.25-15.50 |
Вечерняя целенаправленно организованная деятельность (игра, труд, познание) | 15.50-16.25 |
Подготовка к прогулке | 16.25-16.35 |
Прогулка. Уход детей домой | 16.35-17.30 |
РЕЖИМ ДНЯ
Старшая группа
5 – 6 лет
Дежурная группа присмотра и ухода | 7.00-7.30 |
Прием, индивидуальное. Подгрупповое общение, утренняя гимнастика | 7.30-8.15 |
Подготовка к завтраку | 8.10-8.15 |
Завтрак | 8.15-8.50 |
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности | 8.50-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 9.00-10.35 |
Подготовка ко 2-му завтраку, 2-й завтрак | 10.35-10.55 |
Подготовка к прогулке | 10.55-11.05 |
Прогулка | 11.05-12.40 |
Возвращение с прогулки Подготовка к обеду | 12.40-12.45 |
Обед Подготовка ко сну | 12.45-13.00 |
Дневной сон | 13.00-15.00 |
Подъем, воздушно-водные процедуры | 15.00-15.10 |
Совместная и самостоятельная деятельность | 15.10-15.35 |
Подготовка к полднику + ужин | 15.35-15.40 |
Полдник + ужин | 15.40-15.55 |
Подготовка к прогулке | 15.55-16.05 |
Прогулка. Уход детей домой | 16.05-17.30 |
РЕЖИМ ДНЯ
Подготовительная к школе группа
6 – 7 лет
Дежурная группа присмотра и ухода. | 7.00-7.30 |
Прием, индивидуальное, подгрупповое общение, утренняя гимнастика | 7.30-8.15 |
Подготовка к завтраку | 8.10-8.15 |
Завтрак | 8.15-8.50 |
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности | 8.50-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 9.00-10.50 |
Подготовка ко 2-му завтраку, 2-й завтрак | 10.50-11.05 |
Подготовка к прогулке Прогулка. Возвращение с прогулки | 11.05-12.40 |
Подготовка к обеду Обед | 12.40-13.00 |
Дневной сон | 13.00-15.00 |
Подъем, воздушно-водные процедуры | 15.00-15.15 |
Образовательная и самостоятельная деятельность, в режимных моментах | 15.15-15.45 |
Подготовка к полднику + ужин | 15.45-15.50 |
Полдник + ужин | 15.50-16.00 |
Подготовка к прогулке | 16.00-16.05 |
Прогулка. Уход детей домой | 16.05-17.30 |
5 раздел.
5.1. Преемственность в работе с семьёй .
Весь процесс образования и коррекции рассчитан на совместную работу детского сада и семьи, их взаимодействие. Работа с семьёй является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения.
Цель: разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
- формировать у детей стремление к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- обеспечить физическое и эмоциональное развитие ребёнка в ДОУ и семье;
- стимулировать родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребёнком.
Принципы совместной работы с семьёй:
- Единство целей и задач воспитания здорового ребёнка.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания в ДОУ.
- Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе их интересов и способностей.
- Взаимодоверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
- Укрепление авторитета педагогов в семье, а родителей- в ДОУ.
В соответствии с этими принципами система работы с семьёй включает:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка и его психомоторного развития;
- участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей;
- целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ;
- обучение конкретным приёмам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ;
- обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Этапы оптимизации современных видов деятельности педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей:
1 этап- информационный.
Для родителей.
- анкетирование, интервьюирование;
- социологическое исследование по определению социального статуса, физического воспитания и микроклимата в семье.
Для детей:
- интервьюирование, диагностика;
- диагностика уровня физического развития детей;
- выявление динамики и состояния здоровья детей;
- мониторинг посещаемости детей, их потребность в здоровом образе жизни.
Для педагогов:
- изучение программы развития, пакета материалов оздоровительной работы;
- оценка воспитателями своих умений;
- разработка и проектирование нового метода работы.
2 этап- практический.
Для родителей:
- составление фотоальбома, отражающего спортивную жизнь семьи;
- изготовление спортивного оборудования для игровых уголков;
- конкурс коллажей « Наш любимый вид спорта»;
- участие в конкурсе «Папа, мама, я- спортивная семья».
Для детей:
- чтение литературы о пользе физических упражнений, беседы;
- выставка рисунков «Путешествие в страну здоровья», «Мой выходной день»;
- конкурсы «Спортсмен года», «Самая спортивная группа»;
- фотовыставка «Как я участвовал в городском конкурсе «Спортивная мозаика»;
- совместный с родителями конкурс «Папа, мама, я- спортивная семья».
Для педагогов:
- информирование коллектива по проблемным вопросам организации физического воспитания в дошкольном учреждении и семье;
- методическая поддержка;.
3 этап.
Для родителей:
- заполнение опросников по выявлению представлений о факторах, определяющих здоровье детей;
- внедрение положительного опыта физического воспитания детей.
Для детей:
- подведение итогов диагностической работы для реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании.
Для педагогов:
- итоговая беседа;
- исследование адекватности родительской оценки динамики развития физических способностей детей;
- анкетирование по выявлению представлений о результативности работы по данной проблеме. ( Приложение №7).
6 раздел.
Литература:
- Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ».
Воронеж «Учитель», 2004-236с.
- Волошина Л.И. «Воспитание двигательной культуры дошкольников»
М: АРКТИ, 2004г.-104с.
- Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду».
М.: Мозаика-синтез, 2005-2008с.
- Вавилова Е.Н. «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость».
Просвещение, 1981-96с.
- Губа В.П. «Что может ваш ребёнок»
М: Советский спорт, 1991-32с.
- Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим»
М: ТЦ Сфера, 2004-384с.
- КенеманА.В. «Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе»
М: Просвещение, 1980-140с.
- КенеманА.В., Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»
М.Просвещение, 1972-271с.
- Лайзане С.Я. «Физическая культура для малышей»
М.: Просвещение, 1987-160с.
- Лысова В.Я. «Спортивные праздники и развлечения для дошкольников».
М.: АРКТИ, 1999-96с.
- Макарова З.С.,Голубева Л.Г, «Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольном учреждении».
М.: Владос, 2001-270с.
- Мартынов С.М. «Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей»
М: Владос, 2005г.-223с.
- Осокина Т.С. «Физическая культура в детском саду»
М.: Просвещение, 1973-288с.
- Пономарёв С.А. «Растите малышей здоровыми».
М.: «Спарт», 1992.-95с.
- Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду».
М.: Мозаика-Синтез 2000-256с.
- Третьяков П.И.,Белая К.Ю. «Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам».
М.: Новая школа, 2001-304с.
- Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста».
М.: ТЦ Сфера, 2005-176с.
- Шукшина С.Е. «Я и моё тело».
М,: Школьная пресса, 2004-48с.
- Шилкова И.К. «Здоровьеформирующее физическое развитие».
М.: Владос, 2001-336с.
20. Шустова А.И. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста».
М.: Просвещение, 1982.-159с.
21.Шишкина В.А. «Движение + движения».
М.: Просвещение, 1992.-96с.
22.Щербак А.П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении»
М.: Владос, 2001-72с.
23.Янкелевич Е. «Физкультура и здоровье»
М.: Физкультура и спорт,1977.-120с.
24.Яковлева Л.В., Юдина Л.А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет».
М.: Владос, 2003 г.
7 раздел.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение №1
Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы
МДОУ «ЦРР- Детский сад № 7»
№ п/п | Мероприятия | Группа | Сроки исполнения | Ответственный | Примечания. |
1. | Утренняя гимнастика | Все группы | 7.50-8.35 ежедневно | Инструктор по ф/к | По плану |
2. | Занятия в физкультурном зале | Все группы | постоянно | Инструктор по ф/к | По сетке НОД |
3. | Сюжетно- ритмическая гимнастика | Старшие, подготовительные | 2 р. в неделю | Инструктор по ф/к | Комплекс применять по мере изучения |
4. | Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой | Старшие, подготовительные | ежедневно | Инструктор по ф/к | |
5. | Дыхательно- звуковая гимнастика | Все группы | ежедневно | Инструктор по ф/к | |
6. | Пальчиковый массаж | Все группы | 1 р. в неделю | Инструктор по ф/к | |
8. | Упражнения для мелкой моторики рук. | Все группы | 1 р. в неделю | Инструктор по ф/к | |
9. | Искусственная «тропа здоровья». | Все группы | 1 р. в неделю | Инструктор по ф/к | С 01.09.-30.05. |
10. | Летняя «тропа здоровья». | Все группы | ежедневно | Инструктор по ф/к | С 01.06.-31.08. |
11. | Строевые упражнения. | Все группы | ежедневно | Инструктор по ф/к | В течение года |
12. | Подвижные игры. | Все группы | ежедневно | Инструктор по ф/к, воспитатели | По плану. |
13. | Элементы: волейбол, баскетбол. | Старшие, подготовительные | 2-3 раза в неделю. | Инструктор по ф/к | По плану. |
14. | Элементы футбола | Старшие, подготовительные | 2-3 раза в неделю | Инструктор по ф/к, воспитатели | По плану |
15. | Игры- соревнования | Средние, старшие, подготовительные | ежедневно | Инструктор по ф/к, воспитатели | |
16. | Физкультурный досуг | Все группы | 4 р. в месяц. | Инструктор по ф/к | |
17. | Физкультурный праздник | Все группы | 2 раза в год | Инструктор по ф/к | |
18. | Гимнастика в постели после сна | Все группы | ежедневно | Воспитатель | |
19. | Закаливающие мероприятия:
| Все группы
| Ежедневно Постоянно Ежедневно ежедневно | Инструктор по ф/к, воспитатели | На зарядке, на занятиях, Постоянно В течение года , Не менее 3-х часов в день, В соответствии с сезоном. |
Приложение № 2
Формы и методы оздоровления детей
МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 7»
№ п/п | Формы и методы | Содержание |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни. |
|
2. | Физические упражнения. |
|
3. | Гигиенические и водные процедуры. |
|
4. | Свето-воздушные ванны. |
|
5. | Активный отдых. |
|
6. | Питание. |
|
7. | Свето и цветотерапия |
|
8. | Музтерапия. |
|
9. | Аутотренинг и психогимнастика |
|
10. | Спецзакаливание |
|
11. | Витаминотерапия. |
|
12. | Пропаганда ЗОЖ. |
|
Приложение № 3
Организация двигательного режима дошкольников
МБДОУ « ЦРР-Детский сад № 7»
Формы организации | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа. | |
Организованная деятельность | 6 часов в неделю | 8 часов в неделю | 8-10 часов в неделю | 8-10 часов в неделю. | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | |
Упражнения после дневного сна. | Ежедневно 5-10 мин. | Ежедневно 5-10 мин. | Ежедневно 5-10 мин. | Ежедневно 5-10 мин. | |
Подвижные игры. | |||||
15 мин. | 15 мин. | 20-25 мин. | 25-30мин. | ||
Физкультурные упражнения на прогулке. | Ежедневно 10-12 мин. | Ежедневно 15мин. | Ежедневно 15 мин. | Ежедневно 15 мин. | |
Индивидуальная работа по развитию движений. | Ежедневно 5-8 мин. | Ежедневно 8-10 мин. | Ежедневно 12-15 мин. | Ежедневно 12-15 мин. | |
Спортивные развлечения | |||||
15 мин. | 20мин. | 25 мин. | 30мин. | ||
Спортивные праздники | |||||
- | 40 мин. | 60-90 мин. | 60-90 мин. | ||
День здоровья. | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц | |
Самостоятельная двигательная деятельность. | |||||
Физкультурные занятия. | 2 раза в неделю 15 мин. | 2 раза в неделю 20 мин. | 2 раза в неделю 25 мин. | 2 раза в неделю 30 мин. | |
Двигательная гимнастика | Ежедневно между занятиями 3-5 мин. | Ежедневно между занятиями 5-7 мин. | Ежедневно между занятиями 7-10 мин. | Ежедневно между занятиями 7-10 мин. | |
Физкультминутки | Ежедневно 2-3 мин | Ежедневно 2-3 мин | Ежедневно 3-5 мин | Ежедневно 3-5 мин. |
Приложение № 4
Оценка объёма физической нагрузки на организм ребёнка во время физкультурного занятия.
Номер МБДОУ ______________ Дата обследования ___________
Номер и тип занятия ___________ Место проведения ___________
Длительность занятия __________
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________________
Возраст ребёнка на момент обследования ____________________________
Группа здоровья _________________________________________________
Уровень физической подготовленности _____________________________
Уровень двигательной активности _________________________________
Двигательная активность ребёнка. | Моторная плотность занятия | Тренирующий эффект занятия, средняя ЧСС (уд./мин ) ребёнка. | ||
Объём (движений) | Продолжительность (мин) | Интенсивность (дв/мин) | ||
№п/п | Компоненты занятия | ЧСС (уд. /мин.) | Увеличение ЧСС (%) |
До занятия (исходный уровень) | |||
1. | Вводная часть | ||
2. | Общеразвивающие упражнения. | ||
3. | Основные виды движений | ||
4. | Дифференцированные игры | ||
5. | Подвижная игра | ||
6. | Заключительная часть. | ||
После занятия. (через 2-3 мин.) |
Способы организации детей __________________________________________
Педагогические приёмы и методы _____________________________________
Оценка двигательных навыков детей __________________________________
Замечания и предложения ___________________________________________
Приложение №6.
План
летних оздоровительных мероприятий
МБДОУ «ЦРР -Детский сад № 7»
№п/п | Содержание работы | Возраст детей | Срок | Ответственный | |
Работа с детьми. | |||||
1. | Праздник, посвящённый Дню защиты детей: «Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!» | Старший возраст. | Июнь. | М/руководитель, инструктор по ф/в. | |
2. | «Мама, папа, я- спортивная семья!» | Средний возраст. | июнь | Инструктор по ф/в | |
3. | Неделя осторожного пешехода(развлечения, прогулки, беседы) | Все группы | июнь | Воспитатели. | |
4. | Конкурс рисунков на асфальте | Все группы | июнь | Воспитатели | |
5. | Беседы с детьми «Мой дом, моя страна!» | Старший возраст | июнь | Воспитатели. | |
6. | «День Нептуна». | Старший возраст | июль | Инструктор по ф/в | |
7. | «Джунгли зовут»-развлечение | Средний и старший возраст | июль | Инструктор по ф/в | |
8. | Неделя здоровья (мероприятия по оздоровлению, беседы, развлечения) | Все группы | июль | М/сестра, инструктор по ф/к | |
9. | Беседы с детьми о безопасности, правилах поведения дома и на улице «Как ребёнку не попасть к злому волку прямо в пасть». | Все группы | июль | воспитатели | |
10. | «Мисс Дюймовочка» | Старший возраст | июль | Воспитатели, муз. рук. ,инстр. по ф/в | |
11. | Малые Олимпийские игры. | Старший возраст | август | Воспители, м/рук., инстр. по ф/к | |
12. | Неделя любимого города:
| Все группы | август | воспитатели | |
Оздоровительная работа с детьми. | |||||
1. | Максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний приём, гимнастика, ф/занятия, прогулки, развлечения) | Все группы | В течение всего летнего оздоровительного периода. (ЛОП) | Воспитатели, инструктор по ф/к | |
2. | Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе путём расширения ассортимента выносного оборудования | Все группы | июнь | Воспитатели | |
3. | Осуществление различных видов естественного закаливания в течение дня (воздушные и солнечные ванны, босохождение) | Все группы | В течение ЛОП | М/сестра, воспитатели | |
4. | Индивидуальная и групповая работа с детьми по развитию основных движений на прогулке. | Все группы | В течение ЛОП | Инструктор по ф/к, воспитатели | |
5. | Ежедневная витаминизацию блюд | Все группы | В течение ЛОП | М/сестра. | |
Профилактическая работа | |||||
1. | Инструктажи для работников детского сада: По охране жизни и здоровья детей; Предупреждению травматизма; Предупреждению отравлениями детей ядовитыми растениями и грибами; Охране труда и выполнению требований ТБ не рабочем месте; Оказанию первой помощи при солнечном и тепловом ударе; Профилактике пищевых и кишечных инфекций | Май-июнь | Зав. МБДОУ | ||
2. | Собеседование с воспитателями: О правильной организации закаливающих процедур; По оказанию первой медицинской помощи. | июнь | М/сестра, врач | ||
3. | Оформление санитарных бюллетеней: «Кишечная инфекция», «Профилактика глазного травматизма», «Овощи, фрукты, витамины». | Июнь-август | Врач, м/сестра | ||
4. | Беседы с детьми: «Болезни грязных рук», «Ядовитые грибы и растения», «Как уберечься от пагубного воздействия солнца», «Что можно и что нельзя», «Наш друг- светофор», «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» | Июнь-август | Врач, м/сестра, воспитатели. | ||
Воспитательно-образовательная работа с детьми. | |||||
1. | Календарное планирование согласно методическим рекомендациям «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период». | В течение ЛОП | Воспитатели | ||
2. | Одно обязательное занятие в день (музыкальное, физкультурное, изо) согласно сетке занятий на ЛОП | Все группы | Июнь-август | М/руководитель, инструктор по ф/к., воспитатели. | |
3. | Музыкальные и физкультурные развлечения 1 раз в неделю, согласно планам | Все группы | В течение ЛОП | Муз. рук.,инстр. по ф/к., воспитатели | |
4. | Игровая деятельность, согласно требованиям программы | Все группы | В течение ЛОП | Воспитатели | |
5. | Экскурсии и целевые прогулки с детьми за территорию ДОУ: В библиотеку; Целевая прогулка к школе. | Старший возраст | Июнь- август | Воспитатели | |
6. | Экологическое воспитание детей: беседы, прогулки, экскурсии в ближайшее природное окружение, наблюдения, эксперименты с живой и неживой природой и пр. | Все группы | Июнь-август | Воспитатели | |
Контроль и руководство оздоровительной работой. | |||||
1. | Смотр-конкурс по подготовке групп и участков МДОУ к ЛОП | июнь | Зав. ДОУ, воспитатели | ||
2. | Утренний приём (гимнастика на воздухе, прогулки) | В течение ЛОП | М/сестра, воспитатели | ||
3. | Проверка наличия и сохранности выносного материала | В течение ЛОП | Зав. ДОУ | ||
4. | Организация питания: Документация по питанию, 10-дневное меню; Витаминизация, контроль калорийности пищи | В течение ЛОП | М/сестра | ||
5 | Закаливание, проведение физкультурных игр и развлечений | В течение ЛОП | воспитатели | ||
6. | Организация работы по изучению ПДД | В течение ЛОП | Воспитатели | ||
7. | Работа с родителями | В течение ЛОП | Воспитатели | ||
Методическая работа | |||||
1. | Консультации для воспитателей: «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период»; «Оздоровление детей в ЛОП»; «Подвижные игры на участке летом»; «Организация работы по развитию движений на прогулке»; «Экологическое воспитание детей летом»; «Нравственно-патриотическое воспитание детей летом». | Июнь-август | Воспитатели, инстр. по ф/к | ||
2. | Выставка методических пособий, статей, журналов по работе с детьми в летний период | июнь | Зав ДОУ | ||
Работа с родителями. | |||||
1. | Оформление «Уголка для родителей» в группах: Режим дня, сетка занятий; Рекомендации по воспитанию детей летом; Рекомендации по экологическому воспитанию; Рекомендации по познавательному развитию. | июнь | Воспитатели | ||
2. | Оформление «Уголка здоровья для родителей»: Профилактика солнечного и теплового ударов; Профилактика кишечных инфекций; Организация естественных закаливающих процедур. | июнь | Воспитатели, ст. м/сестра. | ||
3. | Консультация для родителей вновь поступивших детей «Адаптация детей к условиям детского сада». | Июль, август | Ст. воспитатель, врач, зав. МБДОУ, ст. м/сестра. | ||
4. | Консультации для родителей «Как организовать летний отдых ребёнка». | июнь | Воспитатели, ст. м/сестра. | ||
5. | Посильное участие родителей в озеленении участка и ремонта групп. | В течение ЛОП | Воспитатели. |
Приложение № 7
Организационно-методическое обеспечение оздоровления детей.
МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 7»
РЕЖИМ ДНЯ (Приложение 1).
Вторая младшая группа
3 – 4 года
Дежурная группа присмотра и ухода | 7.00-7.30 |
Прием, индивидуальное, подгрупповое общение, утренняя гимнастика | 7.30-8.15 |
Подготовка к завтраку | 8.10-8.15 |
Завтрак | 8.15-8.50 |
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности | 8.50-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 9.00-9.40 |
Самостоятельная деятельность, игры, беседы | 9.40-10.10 |
Подготовка ко 2-му завтраку | 10.10-10.20 |
2-й завтрак | 10.20-10.30 |
Подготовка к прогулке | 10.30-10.40 |
Прогулка | 10.40-12.05 |
Возвращение с прогулки | 12.05-12.15 |
Подготовка к обеду | 12.15-12.20 |
Обед | 12.20-12.50 |
Подготовка ко сну, спокойные игры | 12.50-13.00 |
Дневной сон | 13.00-15.00 |
Подъем, воздушно-водные процедуры | 15.00-15.10 |
Образовательная и самостоятельная деятельность, в режимных моментах | 15.10-15.25 |
Подготовка к полднику + ужин | 15.25-15.30 |
Полдник + ужин | 15.30-15.45 |
Подготовка к прогулке | 15.45-15.55 |
Прогулка. Уход детей домой | 15.55-17.30 |
РЕЖИМ ДНЯ
Средняя группа
4 - 5 л
Дежурная группа присмотра и ухода | 7.00-7.30 |
Прием, индивидуальное, подгрупповое общение и обучение разным видам деятельности, утренняя гимнастика | 7.30-8.10 |
I часть занятия (мотивация деятельности) | 8.10-8.15 |
Подготовка к завтраку (умывание, опробование продуктов), завтрак | 8.15-8.50 |
Индивидуальные игры, совместные игры | 8.50-9.00 |
Продолжение I занятия (II и III части) Второе занятие (физкультурное или музыкальное) | 9.00-9.50 |
Минутка шалости, подготовка к прогулке (минутка тишины, одевание), прогулка | 9.50-11.55 |
Возвращение с прогулки, игры, индивидуальные беседы с воспитателем | 11.55-12.15 |
Подготовка к обеду (умывание, опыты, развивающие игры), обед | 12.15-12.40 |
Индивидуальные беседы с воспитателем, спокойные игры, подготовка ко сну | 12.40-12.55 |
Дневной сон | 12.55-14.55 |
Индивидуальный подъем, воздушно-водные процедуры, речевое общение, игры | 14.55-15.10 |
Музыкальная разминка, умывание | 15.10-15.25 |
Подготовка к полднику + ужин, полдник+ ужин | 15.25-15.50 |
Вечерняя целенаправленно организованная деятельность (игра, труд, познание) | 15.50-16.25 |
Подготовка к прогулке | 16.25-16.35 |
Прогулка. Уход детей домой | 16.35-17.30 |
РЕЖИМ ДНЯ
Старшая группа
5 – 6 лет
Дежурная группа присмотра и ухода | 7.00-7.30 |
Прием, индивидуальное. Подгрупповое общение, утренняя гимнастика | 7.30-8.15 |
Подготовка к завтраку | 8.10-8.15 |
Завтрак | 8.15-8.50 |
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности | 8.50-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 9.00-10.35 |
Подготовка ко 2-му завтраку, 2-й завтрак | 10.35-10.55 |
Подготовка к прогулке | 10.55-11.05 |
Прогулка | 11.05-12.40 |
Возвращение с прогулки Подготовка к обеду | 12.40-12.45 |
Обед Подготовка ко сну | 12.45-13.00 |
Дневной сон | 13.00-15.00 |
Подъем, воздушно-водные процедуры | 15.00-15.10 |
Совместная и самостоятельная деятельность | 15.10-15.35 |
Подготовка к полднику + ужин | 15.35-15.40 |
Полдник + ужин | 15.40-15.55 |
Подготовка к прогулке | 15.55-16.05 |
Прогулка. Уход детей домой | 16.05-17.30 |
РЕЖИМ ДНЯ
Подготовительная к школе группа
6 – 7 лет
Дежурная группа присмотра и ухода. | 7.00-7.30 |
Прием, индивидуальное, подгрупповое общение, утренняя гимнастика | 7.30-8.15 |
Подготовка к завтраку | 8.10-8.15 |
Завтрак | 8.15-8.50 |
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности | 8.50-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 9.00-10.50 |
Подготовка ко 2-му завтраку, 2-й завтрак | 10.50-11.05 |
Подготовка к прогулке Прогулка. Возвращение с прогулки | 11.05-12.40 |
Подготовка к обеду Обед | 12.40-13.00 |
Дневной сон | 13.00-15.00 |
Подъем, воздушно-водные процедуры | 15.00-15.15 |
Образовательная и самостоятельная деятельность, в режимных моментах | 15.15-15.45 |
Подготовка к полднику + ужин | 15.45-15.50 |
Полдник + ужин | 15.50-16.00 |
Подготовка к прогулке | 16.00-16.05 |
Прогулка. Уход детей домой | 16.05-17.30 |
Приложение №8.
Система воспитательно-образовательной, оздоровительной, профилактической работы
МБДОУ «ЦРР –Детский сад №7».
Комментарии
спасибо
спасибо