консультация - практикум
консультация по физкультуре на тему

Что такое осанка?

Осанка – это правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.

Эта консультация-практикум поможет вам предотвратить нарушение осанки ребенка или восстановить ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosultatsiya_-_praktikum_osanka.docx89.3 КБ

Предварительный просмотр:

               Консультация – практикум

Тема: «Использование спортивного оборудования и инвентаря при нарушении осанки в дошкольном  

     возрасте.

Цель:

* Дать представление о роли осанки в жизни человека;

* Рекомендации по воспитанию правильной осанки;

* Познакомить со спортивным оборудованием и инвентарем, которое можно использовать в упражнениях при нарушении осанки.

*Показать упражнения при нарушении осанки.

                                 Консультация

Что такое осанка?

«Осанка – это правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма».

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.

При нарушении осанки происходит изменение костного скелета, ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания , пищеварения.

К нарушению осанки приводят некоторые заболевания, например: рахит, ожирение, инфекционные заболевания, плоскостопие, врожденная слабость опорно - двигательного аппарата, а также неполноценное питание, недостаточное содержание в пище белка, минеральных солей, витаминов, неравномерное распределение нагрузки (неправильная подобранная мебель, неудобная одежда, обувь, длительное катание на велосипеде, неправильная поза при рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах).

Нарушение осанки приводит к снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, изменяют рессорную функцию позвоночника, что в свою очередь отражается на деятельности центральной нервной, сердечно – сосудистой и дыхательных систем. Нарушение осанки относятся к предпатологическим состояниям, которые при своевременно начатых реабилитационных мероприятиях проходят бесследно.

 При незначительном нарушении осанки назначают лечебную гимнастику. Воспитание правильной осанки можно рассматривать как важное условие общего укрепления организма. Между тем не во всех семьях уделяется этому внимание. За положением спины многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает из-подконтроля. Нельзя сидеть, скрестив голени, зацепившись ступнями за передние ножки стула, сдвинувшись на край. Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот возникают в результате неправильной позе ребенка. Со слабостью мышц надо бороться с помощью утренней гимнастики, подвижных игр, катания на санках, лыжах, коньках, игр с мячом, скакалкой.

После долгого сидения ребенку необходимо подвигаться, выполнить несколько упражнений.

Во время ходьбы ребенок должен идти, не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы научить ребенка не наклонять голову, надо предложить ему поносить на голове мешочек с песком(200-300 г).

При прыжках в длину, с высоты, со скакалкой надо следить за мягкостью приземления. При этом надо упражнять правую и левую руки, чтобы развивать мышцы симметрично.

Для контроля  за осанкой применяется такой прием: ребенка ставят спиной к стене, чтобы он касался затылком, спиной, ягодицами и пятками. Отойдя от стены, ребенок должен сохранять эту позу. Хорошо подвести ребенка к зеркалу в этой позе, поставить боком, чтобы он сам посмотрел, какая у него спина, как это красиво смотреться.

Вовремя  сна ребенок должен лежать вытянувшись на спине, на животе, на боку, но не «калачиком». Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка -  высокой.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом.

Правильная поза при посадке:

_ мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

- ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым  углом;

- голову слегка наклонить при рисовании, конструировании;

- расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

- расстояние между грудной клеткой ребенка и краем стола – ладонь прижать во внутрь большим пальцем.

Дома можно использовать любой стол, подложив на стул, деревянные дощечки, а под ноги ребенка – скамеечку.

Освещение  должно находиться слева от ребенка, кроме настольной лампы дожжен быть включен и общий свет.

Укреплению осанки способствуют занятия любым видом спорта, особенно плаванием.

Хорошо дома иметь спортивные снаряды в виде качелей, каната, веревочной лестницы, колец. Если условия не позволяют разместить в квартире домашний стадион, то всегда можно укрепить хотя бы перекладину в коридоре или в дверном проеме. Укрепляйте осанку детей, и вы сохраните им здоровье!

                   Гимнастические палки

Предложенный ниже комплекс упражнений с использованием гимнастической палки может использоваться при выполнении утренней гимнастики, гимнастики после дневного  сна, как средство для профилактики нарушений осанки.

1.И.п.: о.с., палка внизу, хват сверху.

 В.: 1- палка вверх, встать на носки;

       2- палка на плечи, стоять на носках;

       3- палка вверх, стоять на носках;

       4 – И.п.;

2. И.п.: ноги шире плеч, палка у груди, хват сверху.

В.: 1- наклон вперед, палка в вытянутых руках, ноги не сгибать.

      2- И.п.

3.И.п.: ноги шире плеч, палка за плечами, хват сверху.

      1- поворот вправо;

      2- И.п.;

      3 – поворот влево;

      4 – И.п.;

4.И.п. – о.с., палка над головой;

      1- соединяем правое колено с палкой, на уровне пояса;

      2 – И.п.;

      3 – соединяем левое колено с палкой, на уровне пояса;

      4 – И.п.;

5. И.п. – о.с., палка у груди;

       1 – присед, палка в вытянутых руках впереди;

       2- И.п.;

6. И.п. -  сидя на полу, ноги прямые  вместе, палка у груди;

       1- ноги сгибая приподнять, палку под ноги;

       2 – выпрямиться , ноги выпрямить, палка под ногами;

       3 – ноги сгибая приподнять;

       4 – И п.;

7.И.п.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, палка перед собой;

   В.:1 -  лечь на спину, палка за головой в прямых руках;

        2 – И.п.;

8. И.п.: лежа на животе, ноги слегка расставлены  прямые, руки вытянуты вперед  – держат палку;

    В.: 1 – поднять одновременно ноги и палку( задержаться на секунду) ;

         2 – И.п.;

9. И.п. – сидя на полу, ноги вместе прямые, руки держат палку над головой;

    В.: 1-2-3- наклониться вперед и тянуться к носкам, не сгибая ног;

          4 – И.п.;

10. И.п. лежа на животе ноги слегка расставлены, руки вытянуты вперед  прямые;

      В.: одновременно поднять руки и ноги, в этом положении задержаться на несколько секунд (от 10 сек. – до 1 мин.).

                      Мешочки и  кольца

Данные упражнения повторяются от 6 – до 10 раз, во время выполнения упражнений необходимо держать голову прямо, чтобы не уронить мешочек (кольцо).

1. И.п.: о.с, руки на поясе, мешочек на голове.

    В.: 1 - поворот головы вправо;

          2 – И.п.;

          3 – поворот головы влево;

          4 – И.п.

2.И.п.: то же;

    В.: 1 -  правую ногу вперед  на носок;

          2 – И.п.;

          3 – левую ногу вперед на носок;

          4 – И.п.

3. И.п.: то же,  ноги на ширине  плеч, руки на поясе.

В.: 1 – поворот вправо, руки в стороны;

      2 – И.п.;

      3 – поворот влево, руки в стороны;

      4 – И.п.

5. И п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на поясе, мешочек на голове.

  В.: 1 – полуприсед, руки вверх;

        2-  И.п.

6. И.п.: стоя на четвереньках, мешочек на голове.

    В.: 1- отвести правую ногу назад;

          2- И.п.;

          3- отвести левую ногу назад;

          4 – И.п.

7. И.п.: сидя на полу, ноги врозь, руки с мешочком над головой.

           1- наклон к правой ноге, дотянуться мешочком до носка ноги;

           2 – И.п.

           3 – наклон к левой ноге, дотянуться мешочком до носка ноги;

           4 – И.п.;

           5 – 7 – поднять оба плеча одновременно;

           6 – 8 – И.п.;

8. И.п.: о.с., мешочек на голове.

           1 – поднять правое плечо;

           2 – И.п.;

           3 – поднять левое плечо;

           4 – поднять оба плеча одновременно;

            6 – 8 – И.п.;

9. И.п.: ноги на ширине ступни, мешочек на полу.

     В.: перепрыгивание мешочка вперед – назад, ходьба вокруг мешочка.

                         

   Гимнастический мяч

Упражнения с гимнастическим  мячом способствуют укреплению мышц спины, особенно вокруг позвоночника, делает позвоночник сильным и гибким. Мяч можно использовать для расслабления мышц  в конце дня перед сном или в конце любой гимнастики.

Рекомендации  по выполнению упражнений на гимнастическом мяче:

  • Подберите мяч по росту ребенка.
  • Начинайте выполнять упражнения, с простых исходных положений постепенно подготавливая организм к физической нагрузке, примерно 5 минут. Затем, переходите к более сложным заданиям, тренируя различные мышечные группы примерно 15 минут. Заканчивайте занятие постепенным переходом от повышенной мышечной деятельности к спокойной  - 5 минут.
  • Упражнения не должны причинять боль и вызывать дискомфорт.
  • Исключите упражнения на скручивании в шейном и в поясничном отделах позвоночника, упражнения с интенсивным напряжением мышц шеи и спины, быстрые и резкие движения.
  • Выполняя упражнения в положении лежа на спине или на животе, голова и позвоночник должны составлять одну  прямую  линию.
  • При выполнении упражнений  лежа на животе с упором руками о пол , ладони располагаются параллельно  на уровне плечевого сустава.
  • Занимаясь с ребенком, соблюдайте страховку,  следите за техникой выполнения упражнений.
  • Очень важно создавать у ребенка положительный эмоциональный фон и бодрое настроение.
  • Занятие проводить в очень хорошо проветренном помещении.
  • Время для занятий утром до обеда или вечером до ужина.
  • Продолжительность не более 25 минут

                                Уважаемые родители!

Предлагаем вам примерный комплекс упражнений с использованием художественного слова для хорошего настроения. Стихи использовать, как рифмовку вместо счета раз – два, три – четыре.

 Упражнение №1 « Я расту».

И.П. Стоя на полу, ноги на ширине ступни, мяч внизу. 1 - 3 держать мяч за рожки, поднять вверх, посмотреть на него, встать на носки. 2 – 4 вернуться в исходное положение. Повтор: 5-6 раз.

 Упражнение №2 «Силачи».

И.П. Сидя на мяче, руки в стороны ладонями вверх. 1 -3 согнуть с силой  руки к плечам. 2 -4 вернуться в исходное положение. Повтор: 5-6 раз.

Силачи, силачи,

Съели калачи.

Съели все калачи,

Вот такие силачи.

Упражнение №3 «Мельница».

И.П. Сидя на мяче, одна рука вверху, другая внизу, пальцы разведены. 1 -8 вращение прямыми руками вперед, 9 -16 вращение прямыми руками назад.

Дуйте, дуйте ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи.

Чтобы завтра из муки,

Испекли нам пирожки.

Упражнение №4 «Колобок».

И.П. Стоя на коленях, мяч перед собой. 1 -2 прокатывать мяч пальцами вокруг себя вправо, влево, сесть на пятки, 3 -4 поменять за спиной руку, прокатывать мяч вперёд, встать на колени, поменять руку. Повтор: по 3-4 раза.                                        

Упражнение №5 «Горка».

И.П. Сидя на полу, мяч за спиной держать за рожки. 1-3 приподнять туловище, опираясь на стопы, спина упирается в мяч, голову держать на одной  линии с позвоночником. 2-4 вернуться в исходное положение. Повтор 5-6 раз.        

   Упражнение №6 «Прятки».      

         И.П. Сидя на полу, ноги врозь, мяч между ног, руки на мяче. 1-3 наклоняться, прокатывая мяч вперёд, спрятаться за него. 2-4 вернуться в исходное положение. Повтор: 5-6 раз.  

http://www.mbdou74.ru/sites/default/files/styles/large/public/bufer_obmena00qeq.jpg                 Раз, два, три, четыре пять,

                                                Начинаем мы играть.

                                               Раз, два, три, четыре, пять  

                                               Будем прятаться опять.

  Упражнение №7 «Самолёт».     

И.П. Лёжа  животом на мяче, упор на стопы, руки ладонями упираются в пол. 1-3 руки в стороны, голову держать прямо, смотреть вниз. 2-4 вернуться в исходное положение. Повтор – 6 раз.  http://www.mbdou74.ru/sites/default/files/styles/large/public/bufer_obmena01gge54.jpg Самолёт построим сами,

                                           Понесёмся над лесами,

                                           Понесёмся над лесами,

                                           А потом вернёмся к маме.

Упражнение № 8 «Покатаемся»

И.П. Лёжа  животом на мяче, руки упираются ладонями в пол, ноги вытянуты.1-2-3-4  на мяче, голову держать прямо, смотреть вниз, 5-6-7-8 тоже назад. Вернуться в исходное положение. Повтор: по 3 раза.

 http://www.mbdou74.ru/sites/default/files/styles/large/public/bufer_obmena02hbtryh44.jpg Мы катились, мы катились.

                                              А потом, мы воротились.

                                              Покатились мы вперёд,

                                              А потом, наоборот.

 

Упражнение №9 «Мостик».

И.П. Лёжа на спине, на полу, ладони упираются в пол, ноги на мяче. 1-3 приподнять туловище, упор на пятки и лопатки. 2-4 вернуться в исходное положение. Повтор:5-6 раз. По мосточку пойдём,

В гости к солнышку придём.

По мосточку шли, шли,

В гости к солнышку пришли.

Упражнение №10 «Вверх – вниз».

И.П. Лёжа на спине, на мяче, руки держат мяч сбоку, ноги прямые. 1-3 скатиться по мячу вниз, сесть, 2-4 принять исходное положение. Повтор: 5-6 раз. Произносить: Вверх – вниз», при выполнении упражнения.

Упражнение №11 «Мой весёлый звонкий мяч».

И.П. Сидя на мяче, держась за рожки, выполнять прыжки на месте, или с продвижением вперёд.         

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

                          Упражнения в паре

Для укрепления мышц спины, развития координации движений, гибкости, силы.

- «Качалочка». Партнеры стоят спиной к друг к другу. Ребенок поднимает руки вверх, а взрослый, чуть присев и взяв его за руки, кладет его себе на спину и слегка покачивает.

- «Лодочка».Взрослый и ребенок сидят лицом друг к другу. Их ноги вытянуты вперед и разведены в стороны. Ноги ребенка лежат на ногах взрослого. Партнеры держаться за руки. Сначала ребенок ложится на спину, а взрослый наклоняется к нему вперед, затем наоборот.

- «Бревнышко». Взрослый и ребенок лежат на животе лицом друг к другу, вытянув руки вперед и соединив их. Затем они одновременно, не расцепляя рук, начинают переворачиваться на спину, потом на живот и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей

Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...

Консультация-практикум для педагогов "Организация деятельности воспитателя по освоению дошкольниками основных движений"

Даннный материал представляет консультацию-практикум с педагогами ДОУ , включающую теоретический и практический материал для успешного решения задач физического развития дошкольников.Содержание данной...

Консультация-практикум для воспитателей "Таинственные картинки"

В художественно - творческой деятельности существует много приемов и техник работы на бумаге.С одним из приемов подготовки бумаги к живописной работе хочу вас познакомить. Прием называется « Рис...

консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!

консультация -практикум  знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье....

Консультация - практикум "Играем со звуками" (для педагогов детского сада)

Консультация - практикум "Играем со звуками" (игровая программа для педагогов детского сада (мастер класс), родителей и детей.  Цель: понакомить педагогов, родителей с различными вариантами...

Консультация – практикум для родителей «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».

Целью данной консультации является знакомство родителей с гимнастикой для глаз иразучивание комплекса упражнений для сохранения зрения у детей.Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то во...