Здорово сберегающие технологии применяемые в бассейне
методическая разработка по физкультуре на тему

Мишина Татьяна Сергеевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zot_v_basseyne.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье-одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает  только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных  (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности  в сохранении  здоровья. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем  и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека (формулировка, разработанная  ВОЗ).

Признаки здоровья:

- специфическая и неспецифическая устойчивость к действиям повреждающих факторов;

- показатели роста и развития;

-функциональное состояние и резервные возможности организма;

- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

- уровень морально-волевых  и ценностно-мотивационных установок.

Здоровье зависит от следующих факторов:

20% - наследственные факторы

20% - условия внешней среды

10% - системы здравоохранения

50% - образ жизни самого человека

Необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально -личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно внедряя в воспитательно - образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, т.е здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.

Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании -обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и  укреплении здоровья.

Очень важно, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Области здоровьесбережения

-Медико-гигиеническая

-Медико-профилактическая

-Коррекционная

-Физкультурно-оздоровительная

-Информационно-просветительская

-Образовательная

-Спортивно-досуговая

-Экологическая

Основные физкультурно- оздоровительные направления в ДОУ

-определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;

-рациональная организация двигательной активности детей;

-система эффективного закаливания детей;

-обеспечение рационального питания;

-создание условий для оздоровительных режимов детей;

-комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий;

-учет влияния внешних факторов среды на здоровье ребенка и формирование начал экологических знаний;

-учет психолого-педагогических аспектов сексуального развития и здоровья детей;

-формирование основ валеологических знаний;

-физкультурные занятия/плавание;

-интегрированные оздоровительные занятия;

-занятия познавательного цикла по знакомству со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе;

-сотрудничество с семьей по пропаганде валеологических знаний;

-профилактика заболеваний и повышение защитных сил организма.

Самыми лучшими лекарственными средствами являются те, которые стимулируют наши собственные целебные силы и повышают сопротивляемость организма, его устойчивость к воздействию микробов и других вредоносных факторов. Этим средством является здоровый образ жизни и использование естественных защитно-приспособленных сил организма:

1) режим дня;

2) закаливание;

3) рациональное питание;

4) физическая культура и спорт, как важнейший фактор оздоровления организма.

Разные виды физической  активности неодинаково влияют на различные системы в организме человека.

 Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.

Плавание оказывает разностороннее развивающее действие на детей, способствует совершенствованию органов кровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Использование бассейна в ДОУ способствует:

- повышению двигательной активности детей;

- разнообразию закаливающих процедур;

-усилению оздоровительной направленности учебного процесса;

-снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;

А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные  виды здоровьесберегающих технологий.

Виды здоровьесберегающих технологий

Особенности методики проведения

Обеспечение температурного режима

Температура воды от +29 до +32,

температура воздуха от +24 до +28

Гигиенический душ

До и после занятий в бассейне.

Сауна с учетом групп здоровья

Жар сауны -сильный раздражитель. Сауна стимулирует деятельность сердца, кровь обильно орошает разные органы, в том числе спинной и головной мозг, нервы, обогащая их кислородом, что дает толчок многим физиологическим реакциям. Необходимо учитывать показания и противопоказания детей.

Массаж:

-самомассаж

-взаимомассаж

-точечный

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Проводится со старшего дошкольного возраста по специальной методике. Рекомендован детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал.

Закаливание

-босохождение

-солевое закаливание

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды; 0,5 кг на 5 л. воды.

Солевой раствор раздражает рецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. При этом увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло.

Фиточай

-отвар шиповника

Фиточай восполняет водный баланс, является дополнительным источником витаминов и минеральных веществ.

Игры на воде

-Подвижные

-На согласование речи с движением

-Пальчиковые

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр.

Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Психогимнастика

-Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

-Упражнения на релаксацию

Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопии. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Музотерапия

-Музсопровождение ритмических моментов

-Музоформление фона занятий

Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой.

Упражнения на дыхание

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Работа с родителями

-Консультации

-Уголки здоровья

-Папки - передвижки

Могут быть частью совместной деятельности   с целью познавательного развития.

Форма проведения зависит от поставленной задачи.

Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Проект по здоровье сберегающим технологиям «Здоровье – это здорово»

Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны....

Современные здоровье-сберегающие технологии, применяемые в ДОУ для сохранения и укрепления детского здоровья»

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...

. Здоровье сберегающие технологии применяемые в группе.

. Здоровье сберегающие технологии применяемые в группе....

Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья и повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий Рубрика «Наши технологии» презентация

Здоровье является полновесным «атрибутом» успешности. Успешность человека во многом зависит от уровня его эмоционально-волевого самоконтроля.  От состояния здоровья в первую очередь з...