Здорово сберегающие технологии применяемые в бассейне
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Здоровье-одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.
Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека (формулировка, разработанная ВОЗ).
Признаки здоровья:
- специфическая и неспецифическая устойчивость к действиям повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
-функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Здоровье зависит от следующих факторов:
20% - наследственные факторы
20% - условия внешней среды
10% - системы здравоохранения
50% - образ жизни самого человека
Необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально -личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно внедряя в воспитательно - образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, т.е здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.
Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании -обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Очень важно, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Области здоровьесбережения
-Медико-гигиеническая
-Медико-профилактическая
-Коррекционная
-Физкультурно-оздоровительная
-Информационно-просветительская
-Образовательная
-Спортивно-досуговая
-Экологическая
Основные физкультурно- оздоровительные направления в ДОУ
-определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;
-рациональная организация двигательной активности детей;
-система эффективного закаливания детей;
-обеспечение рационального питания;
-создание условий для оздоровительных режимов детей;
-комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий;
-учет влияния внешних факторов среды на здоровье ребенка и формирование начал экологических знаний;
-учет психолого-педагогических аспектов сексуального развития и здоровья детей;
-формирование основ валеологических знаний;
-физкультурные занятия/плавание;
-интегрированные оздоровительные занятия;
-занятия познавательного цикла по знакомству со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе;
-сотрудничество с семьей по пропаганде валеологических знаний;
-профилактика заболеваний и повышение защитных сил организма.
Самыми лучшими лекарственными средствами являются те, которые стимулируют наши собственные целебные силы и повышают сопротивляемость организма, его устойчивость к воздействию микробов и других вредоносных факторов. Этим средством является здоровый образ жизни и использование естественных защитно-приспособленных сил организма:
1) режим дня;
2) закаливание;
3) рациональное питание;
4) физическая культура и спорт, как важнейший фактор оздоровления организма.
Разные виды физической активности неодинаково влияют на различные системы в организме человека.
Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.
Плавание оказывает разностороннее развивающее действие на детей, способствует совершенствованию органов кровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.
Использование бассейна в ДОУ способствует:
- повышению двигательной активности детей;
- разнообразию закаливающих процедур;
-усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
-снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;
А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.
Виды здоровьесберегающих технологий | Особенности методики проведения |
Обеспечение температурного режима | Температура воды от +29 до +32, температура воздуха от +24 до +28 |
Гигиенический душ | До и после занятий в бассейне. |
Сауна с учетом групп здоровья | Жар сауны -сильный раздражитель. Сауна стимулирует деятельность сердца, кровь обильно орошает разные органы, в том числе спинной и головной мозг, нервы, обогащая их кислородом, что дает толчок многим физиологическим реакциям. Необходимо учитывать показания и противопоказания детей. |
Массаж: -самомассаж -взаимомассаж -точечный | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводится со старшего дошкольного возраста по специальной методике. Рекомендован детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал. |
Закаливание -босохождение -солевое закаливание | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. 10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды; 0,5 кг на 5 л. воды. Солевой раствор раздражает рецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. При этом увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. |
Фиточай -отвар шиповника | Фиточай восполняет водный баланс, является дополнительным источником витаминов и минеральных веществ. |
Игры на воде -Подвижные -На согласование речи с движением -Пальчиковые | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр. Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами. |
Психогимнастика -Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы -Упражнения на релаксацию | Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. |
Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопии. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы |
Музотерапия -Музсопровождение ритмических моментов -Музоформление фона занятий | Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой. |
Упражнения на дыхание | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. |
Работа с родителями -Консультации -Уголки здоровья -Папки - передвижки | Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития. Форма проведения зависит от поставленной задачи. |
Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...
Проект по здоровье сберегающим технологиям «Здоровье – это здорово»
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны....
Современные здоровье-сберегающие технологии, применяемые в ДОУ для сохранения и укрепления детского здоровья»
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...
. Здоровье сберегающие технологии применяемые в группе.
. Здоровье сберегающие технологии применяемые в группе....
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья и повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий Рубрика «Наши технологии» презентация
Здоровье является полновесным «атрибутом» успешности. Успешность человека во многом зависит от уровня его эмоционально-волевого самоконтроля. От состояния здоровья в первую очередь з...