Рабочая учебная программа "Обучение элементам спортивных игр (баскетбол) для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа".
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Предлагаю вашему вниманию авторскую программу по дополнительному образованию "Обучение элементам спортивных (баскетбол) для детей подготовительной к школе группы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебная программа по дополнительному образованию | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на методическом совете приказом заведующего
МАДОУ «ДС КВ №16»г. Усинска. МАДОУ«ДС КВ № 16» г.Усинска Протокол №1от 30.08.2013г. от 03.09.2013 года № 282
Рабочая учебная программа
Обучение элементам спортивных игр (баскетбол)
для детей старшего дошкольного возраста
(подготовительная к школе группа)
Срок реализации 1год Автор-составитель: Инструктор по физической культуре: Мергер Г.О. |
Усинск 2013г.
Пояснительная записка.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Оптимальный объем развития двигательных качеств — одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей 6-7 лет. Уровень физической подготовленности принято определять в основном по степени развития мышечной силы, быстроты и выносливости. Базовыми двигательными качествами детей являются: сила, ловкость, быстрота реакции.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
Программа «Обучение элементам спортивных игр» (баскетбол) для детей старшего дошкольного возраста составлена на основе программы и технологии физического воспитания детей 6-7 лет «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошиной.- М.: ООО «Аркти» (раздел «Баскетбол»),2009., учебно-методических пособий Н.И.Николаевой «Школа мяча».-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010., Э. Й. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников».- М.: Издательство «Просвещение»,2009.
Программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет. Общее количество занятий 62, периодичность 2 раза в неделю.
Формы подведения итогов реализации программы: мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы, проведение открытых занятий для родителей, участие воспитанников в городских соревнованиях, в спортивных развлечениях.
Цель программы: содействие повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию дошкольников. Использование эффективных средств развития двигательной активности ребенка через подвижные игры с мячом, для развития интереса к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Задачи:
- Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.
- Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, умение применять их в игровой ситуации.
- Научить детей передавать, ловить, вести и бросать мяч, сочетать эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.
- Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом, ориентироваться на площадке.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
- Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений.
- Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.
Новизна и актуальность: программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития старших дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. В игре ребёнок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности своих действий.
Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен играми народов Севера.
Направленность программы: при обучении игре в мини баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребёнка. Например, при передвижении по площадке (с мячом или без мяча) ребёнок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге приставным шагом (вперёд, спиной вперёд, в стороны) и т. п. Действие бросания мяча в высоко расположенную цель по структуре близко к тому, которое ребёнок совершает, стремясь достать высоко подвешенный предмет. В методической литературе по физическому воспитанию ребёнка-дошкольника последнее рекомендуется как специальное упражнение для воспитания правильной осанки.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условиями игры, ребёнок усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, попадать им в корзину, что его действия должны способствовать успеху всей команды. Ради интересов команды ребёнку часто приходится передавать мяч партнёру, когда тот имеет более благоприятные условия для ведения успешной игры. Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовывать в игре способствуют воспитанию уверенности, решительности.
Упражнения и игры, подготавливающие к обучению технике передачи – ловле мяча:
- Бросание мяча вверх и ловля его двумя (одной) руками.
- Бросание мяча вниз перед собой и ловля его двумя (одной) руками.
- Перебрасывание мяча партнёру любым удобным способом.
- Передачи мяча правой и левой рукой, ловля его двумя руками.
Игры: «Играй, играй, мяч не теряй», «Сделай фигуру», «Вызов по имени», «Подвижная цель», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Поймай мяч», «За мячом», «Обгони мяч».
Упражнения, подготавливающие к ведению мяча:
- отбивание мяча на месте правой и левой руками;
- ведение мяча на месте правой и левой руками;
- ведение мяча на месте правой, левой руками с последующей передачей мяча двумя р.р;
Упражнения и игры подготавливающие к броску мяча в корзину:
- перебрасывание мяча через сетку или верёвку, натянутую выше головы ребёнка;
- метание мяча в обруч или цель распложенную на полу ( с расстояния 2 – 2,5м);
- метание в баскетбольный щит, установленный на разной высоте;
-удары мячом об пол и бросок его в баскетбольный щит.
Игры: «У кого меньше мячей», «Мяч в корзину», «Метко в корзину», «Чья команда больше?».
К концу года дети должны уметь:
• вести мяч:
- с продвижением вперёд,
- змейкой, по кругу;
- приставным шагом;
- с поворотом,
- бегом;
- правой и левой рукой,
- правой, левой руками и остановка после него;
- свободно продвигаясь по площадке;
- с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;
- с изменением высоты отскока;
- с передачей напарнику;
- с дополнительными заданиями
- ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
• бросать мяч в кольцо:
- двумя руками из-за головы;
- двумя руками от груди;
- забрасывание с двух шагов;
- после ведения (с фиксацией остановки);
- одной рукой от плеча;
- бросать мяч в корзину поставленную на пол;
- бросок мяча в цель (высота 1,5 м) двумя руками от груди с места через верёвку или сетку.
Игры: «10 передач», «Мяч водящему», «Успей поймать», «Гонка мячей по кругу», «Поймай мяч», «Займи свободный кружок», «Мотоциклисты», «Скажи какой цвет», «Вызов по номерам», «Ведение мяча парами», «Ловец с мячом», «Эстафеты с ведением мяча», «Пять бросков», «Чья команда больше», «Метко в корзину».
Предполагаемые результаты по реализации программы: укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе, умение владеть мячом на достаточно высоком уровне.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Содержание |
1 | Диагностика 2 занятия |
|
|
2 | Теория |
|
|
3 | Теория
|
|
|
4 | Бросание мяча |
|
П/и «Сбей Кеглю», П/и «Ловкий стрелок» |
5 | Бросание мяча |
|
П/и «Ловишка с мячом» |
6 | Бросание мяча |
|
П/и «Ловишка с мячом». |
7 | Передача и ловля мяча |
|
П/и «Сделай фигуру», «Мяч в воздухе» |
8 | Передача и ловля мяча 2 занятия |
|
П/и «Вызов по имени» |
9 | Упражнения с набивным мячом 2 занятия |
|
П/и «Играй, играй, мяч не теряй», «Вызов по имени» |
10 | Забрасывание мяча в цель 2 занятия |
|
П/и «Вышибалы» |
11 | Упражнения с набивным мячом 2 занятия |
|
П/и «Вышибалы». |
12 | Забрасывание мяча в цель |
|
|
13 | Ведение мяча |
|
П/и «Вышибалы» |
14 | Ведение мяча 2 занятия |
|
П/и «Защита крепости» |
15 | Бросок мяча в корзину 2занятия |
|
П/и «10 передач», «Защита крепости». |
16 | Ведение мяча |
|
П/и «Мотоциклисты», «День, ночь». |
17 | Передача и ловля мяча 2 занятия |
|
П/и «Ловишка с мячом», «У кого меньше мячей». |
18 | Бросок мяча в корзину |
|
П/и «У кого меньше мячей» |
19 | Бросок мяча в корзину |
|
П/и «Не урони мяч», «Мотоциклисты». |
20 | Передачи и ловля мяча 2 занятия |
|
П/и «Охотники и утки» |
21 | Ведение мяча |
|
П/и «Мельница», «Охотники и утки». |
22 | Передача и ловля мяча |
|
П/и «Лови – не лови» |
23 | Забрасывание мяча в цель 2 занятия |
|
П/и «Вышибалы». |
24 | Упражнения с набивным мячом |
|
П/и «Мяч в воздухе» |
25 | Бросок мяча в корзину |
|
«Метко в корзину», «Чья команда больше». |
26 | Ведение мяча |
|
П/и «За мячом», «Вышибалы» |
27 | Бросок мяча в корзину |
|
П/и «Попади мячом в цель», «Охотник и зайцы» |
28 | Бросок мяча в корзину |
|
П/и «Догони мяч». |
29 | Упражнения с набивным мячом |
|
П/и «Вышибалы». |
30 | Передача и ловля мяча 2 занятия |
|
П/и «5 передач» |
31 | Сочетание приёмов владения мячом |
|
|
32 | Сочетание приёмов владения мячом |
|
|
33 | Сочетание приёмов владения мячом |
|
П/и «5 передач». |
34 | Упражнения с набивным мячом 2 занятия |
|
П/и «Перестрелка». |
35 | Защитные действия |
|
П/и «Лови, бросай, упасть не давай!» |
36 | Защитные действия |
|
П/и «5 передач». |
37 | Сочетание приёмов владения мячом |
|
|
38 | Защитные действия 3 занятия |
|
|
39 | Сочетание приёмов владения мячом 3 занятия |
|
И. м. п. «Попади в мяч» |
40 | Сочетание приёмов владения мячом 3 занятия |
|
И.м.п. «Мяч передай соседу». |
41 | Диагностика 2 занятия | Выявить уровень физической подготовленности детей. |
|
42 | Развлечение «Разноцветный быстрый мяч» | По отдельному сценарию | |
43 | Соревнование по мини-баскетболу | 1.Формировать навыки точного выполнения правил игры в мини баскетбол. 2.Развивать двигательную реакцию и ориентировку в пространстве. 3. Воспитывать чувство взаимопомощи. |
Виды движений: | Средний уровень (2-й год обучения) | |
Ведение мяча в движении- 10 м не теряя мяча (дети передвигаются на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно, согласованно с передвижением) | Ведение перемещаясь бегом, незначительные ошибки в технике ведения, 1-2 раза потерял мяч. | |
Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы (с расстояния 3м, высота – 2м) | Из 5 бросков 4 попадания | |
Передача мяча друг другу
| Расстояние3метра, (20 сек.) Технически правильно выполняет действия, проявляет усилия. 15-16 передач. | |
Ведение мяча на месте | Не менее 20 раз одной рукой, за 10 сек. 1-2 раза потерял мяч. | |
Подбрасывания мяча с хлопками в движении | Ловит и бросает мяч, удерживает кистями рук, гасит скорость летящего предмета. Не менее 15 раз подряд, за 20 сек. 1-2 раза потерял мяч. | |
Подбрасывание и ловля мяча двумя руками на месте | ||
Бросок н/ мяча из-за головы двумя руками, на дальность сидя | Вес н/мяча: 2кг, 4-5м. |
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Высокий уровень | 4 - 5 баллов |
Средний уровень | 2 - 3 балла |
Низкий уровень | до 2 баллов |
Список использованных источников и литературы:
1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду.- М.: Издательство «Просвещение»,2008.
2. Адашкявичене Э. Й. Баскетбол для дошкольников».- М.: Издательство «Просвещение»,2009.
3. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! М.: ООО«Аркти» (раздел «Баскетбол»), 2009.
4. Николаева Н.И. Школа мяча. -СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010
5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- М.: Просвещение, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т\']"
Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей...
Комплексно-перспективный план по развитию конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
Материал будет полезен воспитателям старших групп...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...
Методическая разработка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
Методическая разработка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)...
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране букв и звуков»
Учебно-методическое пособиепо обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране букв и звуков»...