"Инновационные здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании детей"
статья по физкультуре по теме
Выступление на педсовете из опыта работы по внедрению инновационных здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей В МБДОУ №10 "Маленький принц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_zdorovesbereg.tekhnol.2013.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 10 «Маленький принц» города Набережные Челны РТ
«Инновационные здоровьесберегающие технологии
в физическом воспитании детей»
подготовила: инструктор по физ. культуре
высшей квалификационной категории
Коловская Л.И.
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский.
Уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вашему вниманию опыт своей работы по внедрению инновационных здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников нашем МБДОУ №10 «Маленький принц».
Здоровье-это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Критериями оценки здоровья служат:
- рациональное питание,
- оптимальный двигательный режим,
- закаливание и личная гигиена,
- положительные эмоции,
- социальное благополучие,
- уровень работоспособности.
Эффективность здоровьесберегающих технологий обеспечивают принципы: системность и последовательность всестороннего и гармоничного развития личности, принцип сознательности, активности и непрерывности здоровьесберегающего процесса, учет доступности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
В нашем МБДОУ сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.
Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц.
На сегодняшний день, по результатам статистических данных Министерства Здравоохранения и социального развития РФ можно понять, что состояние здоровья детей резко ухудшается:
1. Физически здоровыми рождаются не более 14% детей,
2. К 6-7 годам, т. е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым.
3. Количество здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем МБДОУ – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения. Основополагающим принципом моей работы является постоянное совершенствование знаний по физической культуре, осознание большой ответственности за здоровье детей, что дает стимул к овладению новыми методиками и технологиями.
В своей работе я опираюсь на программу “ От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,которая направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, а также использую своей работе программу Детство «Программа развития и воспитания детей в детском саду» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. Внедряю элементы программы «Здравствуй» Л.А. Лазарева, программы «Физической культура дошкольника» А.Д. Глазырина. Методическое пособие «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова,«Занимательная физкультура в детском саду» К. К. Утробина, здоровьесберегающая технология « Веселая физкультура для детей и их родителей» О.Б. Казнина
Веду оздоровительный кружок «Растишка», использую авторскую свою программу «Веселые движения». Стремлюсь сделать непосредственную образовательную деятельность по физической культуре радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольников. Стараюсь повысить интерес к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях НОД, таких как:
Формы организации здоровьесберегающей работы:
- физкультурные занятия;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион);
- физкультурные досуги;
- спортивные праздники;
- танцевально-ритмическая гимнастика;
- традиционные виды упражнений;
- игровой самомассаж;
- пальчиковая гимнастика;
- музыкально-подвижные игры;
- игровой стретчинг;
- игры-путешествия.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Достижение эффективности в работе по здоровьесбережению возможно только за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. В связи с этим в 2011-12 учебном году я разработала и реализовала здоровьесберегающий проект на тему: «Здоровые дети-здоровое будущее».
Использую ИКТ в непосредственной образовательной деятельности, которая дает возможность лучше познакомить детей с техникой выполнения упражнений и самомассажа, с различными видами спорта и др.
Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий помогает мне в повышении профессионального мастерства и формировании компетентности в области физического воспитания и сохранения здоровья детей.
Применение в работе нашем МБДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации нашего МБДОУ.
Таким образом, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей детей.
В заключении мне хочется процитировать слова, что «Здоровый человек – самое дорогое произведение природы». Н.М.Карлель.
Современные здоровьесберегающие технологии
Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный | |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Инструктор по физической культуре |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог. |
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В МБДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, Инструктор по физической культуре. |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, Инструктор по физической культуре, психолог. |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, Инструктор по физической культуре. |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги. |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги. |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий МБДОУ | Воспитатели. |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, Инструктор по физической культуре. |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, Инструктор по физической культуре. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-оздоровительный проект "Нетрадиционное использование классических здоровье сберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников".
Физкультурно-оздоровительный проектНетрадиционное использование классических здоровье сберегающих технологий ...
Инновационное использование классических здоровье сберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Помните! Ваше здоровье и здоровье детей в ваши руках.Восточная мудрость гласит:Если ты думаешь на год вперед – посади семя.Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.Если ты думаешь на век ...
Здоровье сберегающие технологии в экологическом воспитании детей.
Аннотация. В статье представлен опыт работы реализации здоровьесберегающих технологий по средствам экологического воспитания дошкольников. Annotation. The article presents the ...
Роль здоровье сберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная и эффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса....
«Роль здоровье сберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста».
. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном воз...
План по самообразованию Тема: «Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»
laquo;Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»...
«Роль здоровье сберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста».
формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взросл...