Физминутки, дидактические игры
картотека по физкультуре (средняя группа) на тему

Чикал Тамара Олеговна

В стиле русского народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Назови правильно»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал и оборудование. Планшет с изображением народных промыслов России.

Игровое правило. Дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Дидактическая задача: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

Материал и оборудование. Карточки с изображением различных узоров росписей.

Игровое правило. Дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Материал и оборудование: Трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Игровое правило. Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете на трафарете посуды методом аппликации.

Настольная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Материал и оборудование: Карточки поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом.

Игровое правило. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, каргопольская игрушка к каргопольской и т.д.

Дидактические игры «Собери матрёшку».

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование. Матрешки, поделенные на несколько частей.

Игровое правило. Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

«Найди домик матрёшки»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование. Карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровое правило. Правильно «заселить» матрешек в свои домики.

Разминка с кисточкой – 2.

Держим кисточку вот так: (рука на локте. Кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону. Затем вверх и вниз).

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком, (выполняют тычки без краски на листе)

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит, (вращаем кисточкой по кругу)

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем (положить кисть на стол)

И опять стучать начнем. (держим кисточку вертикально)

Мы рисуем: раз, раз…(выполняют тычки без краски на листе)

Все получится у нас!

Птички.

Птички полетели, (на первую строчку большой палец отогнут в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы)

Крыльями махали, (на вторую – взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами)

На деревья сели, (на третью – руки вверх, все пальцы широко расправить)

Вместе отдыхали. (на четвертую – то же что на первую)

Алые цветы.

Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно разгибают пальцы из кулачков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивание кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленное сжимание пальцев в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают... (Покачивание кулачков вперед-назад.)

Дружба.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Первые 2 строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Следующие две строки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.)

Один, два, три, четыре, пять,

Пять, четыре, три, два, один.

(В последних строчках – соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять начиная с мизинца.)

Матрешки.

Все они матрешеньки, (На первые две строчки ритмично сгибать и разгибать пальцы.)

Все они милашеньки.

С аленькими щечками (На две следующие строчки коснуться ладошками щек и покачать головой из стороны в сторону.)

Под пестрыми платочками.

Нарядные, пригожие, (На последние две строчки хлопки в ладоши.)

На нас чуть-чуть похожие.

Теремок.

Стоит терем-теремок (сложить из ладоней «крышу»)

Между двух лесных дорог. (прямые руки вперед от себя)

В этом тереме тетери (скрестить ладони и помахать)

Захотели печь пирог. (хлопки ладонями)

Если любишь пироги –(

Заходи, заходи. (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

Дом.

На опушке дом стоит, (сложить из ладоней «крышу»)

На дверях замок висит. (руки в «замок»)

За дверями стоит стол. (правый кулак накрыть левой ладонью)

Вокруг дома частокол. (скрестить ладони перед собой)

Тук, тук, дверь открой! (правым кулаком стучим по левой ладони)

Заходите, я не злой. (развести ладошки вертикально)

Кузнец.

Ой, кузнец-молодец, («зовем» к себе раками)

Захромал мой жеребец. (сжимать и разжимать большой палец на обеих руках)

Ты подкуй его опять. (стучать кулачками)

Отчего ж не подковать. (круговые движения ладонями)

Вот гвоздь, вот подкова, (выставить поочередно каждую раскрытую ладошку)

Раз, два и готово. (хлопать в ладоши)

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Материал и оборудование: Карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровое правило. Дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

Дидактическая задача: умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Материал и оборудование. Трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты)

Игровое правило. Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Дидактическая игра «Распиши платок»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Материал и оборудование. Квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого т.д.), растительные и цветочные элементы.

Игровое правило. Детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.

Дидактическая игра «Художественные часы»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

Материал и оборудование. Планшет в виде часов. Вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов. Кубик и фишки.

Игровое правило. Играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. Если ответил правильно – получаешь фишку. Побеждает тот, кто больше наберет фишек.

Физкультурные минутки при знакомстве с народными промыслами.

Курица с цыплятами.

Вышла курочка-хохлатка. (движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю)

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: ко-ко, (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем пальцы в кулачок)

Не ходите далеко, (правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)

Лапками гребите, зернышки ищите.(перебираем пальцами обеих рук по столу)

Давайте поиграем

Пальчик о пальчик тук да тук. (указательными пальцами постукивают палец о палец)

Весело пляшут пальчики наши. (поднимают руки вверх, делают «фонарики»).

Ножками топ, да и топ, топ, да и топ. (дети топают ногами)

Весело пляшут детки наши. (ритм убыстряется).

Ручками хлоп, да и хлоп, хлоп, да и хлоп. (Дети хлопают ладонями.)

Весело хлопают ручки наши. (ритм убыстряется).

Разминка с кисточкой.

Держим кисточку вот так: (рука на локте. Кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону. Затем вверх и вниз).

Побежала наша кисть. (движения убыстряются)

А потом, а потом (держим кисточку вертикально)

Кисточка бежит кругом.(вращаем кисточкой по кругу)

Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе)

Лошадки.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок.

(пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения)

Рисовали.

Мы сегодня рисовали, (ритмичное сжимание кулачков обеих рук)

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем, (встряхивание кистями рук)

Рисовать опять начнем.

Прятки.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

(ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках)

На лужок.

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок!

(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно)

Рисовали.

Мы сегодня рисовали, (ритмичное сжимание кулачков обеих рук)

Наши пальчики устали.

Пусть намного отдохнут (встряхивание кистями рук)

Рисовать опять начнут.

Руки вместе, руки врозь (свести и развести ладошки рук)

Заколачиваем гвоздь. (имитировать забивание гвоздя)

Утята.

Встали как-то утром в ряд (постепенно разжать кулаки, по одному пальцу)

Десять маленьких утят. (показать 10 пальцев)

Посчитались, удивились, (указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят)

На две группы разделились.( развести ладони в стороны)

Перышки почистили, (растопырить пальцы, щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки)

Головками повертели, (пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону)

Червячка склевали, (хватательные движения клювами – пальцами)

К речке побежали. (движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю)

Конь.

Конь меня в дорогу ждет, (на 1 и2 стр. постукивание пальцами по столу)

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой (3-4 стр. махи ладонями из стороны в сторону)

Пышной, сказочно красивой.

Быстро я в седло вскочу (постукивание кулачками по столу)

Не поеду – полечу.

Цок-цок-цок-цок (имитация «топота копыт» пальцами по столу)

Там за дальнею рекой (ритмичное сжимание и разжимание кулачков обеих рук)

Помашу тебе рукой. (помахать ладонями обеих рук)

Мак.

На пригорке вырос мак. (ладони рук плотно сжаты)

Он склонил головку – так. (наклоны сжатых ладошек влево и вправо)

Бабочка над ним порхает, (кисти рук перекрестить)

Быстро крыльями мелькает. (помахать ладошками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Картотека по теме посуда (физминутки, пальчиковые игры, стихи, чистоговорки, загадки)

Физминутки ПОСУДАВот большой стеклянный чайник.Очень важный, как начальник.Вот фарфоровые чашки,Очень крупные, бедняжки.Вот фарфоровые блюдца,Только стукни — разобьются.Вот серебряные ложки,Голов...

Картотека по теме посуда (физминутки, пальчиковые игры, стихи, чистоговорки, загадки)

Расширять и активизировать словарный запас по теме «Посуда»....

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Картотека по теме посуда (физминутки, пальчиковые игры, стихи, загадки) 12.03.23г.

Картотека по теме посуда (физминутки, паоьчиковые игры, стихи, загадки) 12.03.23г....