«Развитие двигательных умений у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»
консультация по физкультуре по теме

Вихлянцева Елена Викторовна

Выступление на теоретико-практическом семинаре "К гармонии и здровью через движение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gotovyy.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г. ВОРКУТЫ

Тема: «Развитие двигательных умений у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»

(выступление на теоретико-практическом семинаре

 «К гармонии и здоровью через движение»)

                                                                                                                 Е.В.Вихлянцева

                                                                                                                 воспитатель МБДОУ «ЦРР-

                                                                                                                 детский сад» № 26 г. Воркуты

г.Воркута

2013 г.

Содержание

1.        Двигательные умения детей как фактор сохранения и укрепления здоровья        

2.        Направление и задачи образовательной области «Физическая культура» по возрастным группам        

3.        Развитие двигательных умений дошкольников        

4.        Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями        

Заключение        

Приложение 1        


  1. Двигательные умения детей как фактор сохранения и укрепления здоровья

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Поэтому приоритетом работы дошкольного учреждения является физическое развитие ребенка, сохранение и укрепление его здоровья. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребёнок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, плохая память. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать непосредственно образовательную физическую деятельность именно в детстве.

Задачи по развитию двигательных навыков реализуются в образовательной области «Физическая культура».

  1. Направление и задачи образовательной области «Физическая культура» по возрастным группам

Образовательная область «Физическая культура» направлена на достижение целей формирования у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

                ЗАДАЧИ

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.
  3. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
  4. Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:
  •  уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;
  •  соблюдению и контролю правил в подвижных играх;
  •  самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;
  •  умению ориентироваться в пространстве;
  • восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;
  • развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
  1.  Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.
  2. Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей:
  • добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих упражнений);
  • формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях;
  • учить детей анализировать (контролировать и оценивать свои движения и движения товарищей);
  •  побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;
  • воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
  1. Развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.
  2. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей:
  •  добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений;
  •  закреплять двигательные умения и знание правил в спортивных играх и упражнениях;
  •  закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;
  •  закреплять умение осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности;
  •  развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
  1. Развивать у детей физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту, ловкость и координацию движений.
  2.  Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

  1. Развитие двигательных умений дошкольников

Основными методами приобщения детей к физической культуре являются:

  • привлечение внимания ребенка к физическим упражнениям как особому объекту познания: используются показ в сочетании с объяснением, частичный показ движений, показ некоторых упражнений ребенком, указания, анализ, оценка движений ребенка, побуждение к оценке движений товарища и элементарной самооценке;
  • рассматривание физкультурных пособий, выделение их свойств и выполнение движений с ними в соответствии с этими свойствами;
  • использование специальных подводящих упражнений, создающих мышечное ощущение правильного выполнения элемента техники основного движения, спортивного упражнения;
  • развитие физических качеств с помощью равномерного, посменного, игрового, соревновательного методов;
  • организация подготовительного периода, направленного на развитие физических качеств у детей перед обучением технике наиболее сложных основных движений: прыжков в длину и высоту с разбега, лазания по лестнице разноименным способом, метания вдаль способами «прямой рукой сверху», «прямой рукой снизу», «из-за спины через плечо»;
  • беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста;
  • дидактические игры, моделирующие структуру основного движения, общеразвивающего упражнения, расширяющие представления о физических упражнениях.
  • изобразительная деятельность, позволяющая детям в рисунке отразить свое отношение к физической культуре, свои интересы.

Спортивные упражнения и подвижные игры приведены в таблице№1 (Приложение 1)

  1. Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями

Серьезным моментом в организации здоровьесберегающего педагогического процесса является возможность интеграции образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Интеграция проявляется в переносе осваиваемых ребенком двигательных навыков в другие виды деятельности, в использовании общих приемов, стимулирующих проявления самостоятельности и творческой инициативы. В свою очередь в двигательной активности дети могут использовать опыт, полученный при освоении других образовательных областей. Использование двигательной деятельности важно также для повышения умственной работоспособности детей, развития мелкой моторики. Возможны следующие варианты интеграции. Например, измерение расстояний условными мерками, подсчет количества движений, ориентировка в пространстве, придумывание новых образных названий упражнениям, выполнение различных упражнений, отражающих сезонные явления, объекты природы, выполнение упражнений под музыку. Интеграция физического, математического, природоведческого развития эффективна в овладении способами сравнения, оценки, обобщения исходя из существенных и несущественных признаков. Интеграция проявляется в правильном использовании невербальных средств общения: мимики, жестов, поз.

Остановимся более подробно на примерах такой интеграции.

Освоение краеведческих представлений: определение мест в районе, где можно играть в спортивные игры, осваивать спортивные упражнения, установление мест, где можно кататься на санках, качаться на качелях; наблюдать спортивные состязания.

Логико-математическое развитие: «лепка» цифр из собственного тела, изображение в движении некоторых математических терминов (например, косая сажень), составление планов пространства, карты физкультурного зала и осуществление ориентировки по ним (определение расположения спрятанного предмета, движение по заданному маршруту и т. п.), освоение временных интервалов и некоторых их показателей (скорости: быстрее/медленнее, выявление факторов, влияющих на скорость передвижения) в ситуации наблюдения и непосредственного участия в движениях в условиях соревнования; использование секундомера и обсуждение временных, пространственно-временных эталонов (длительность, последовательность движений, направление, амплитуда); определение удаленности (дальше/ближе), расчет длины маршрута и др.; упражнения на накопление тактильно-двигательного опыта, необходимого для освоения счета: счет движений, выполняемых ребенком; участие в эстафетах с заданиями: разложить цифры по порядку, сгруппировать предметы по форме; решение сложных задач, требующих экспериментирования (например, детям предлагается пробежать по контурам разных фигур: квадрата, треугольника, овала, круга, прямоугольника; сказать, какая дорога длиннее; для проверки измерить расстояния; осуществить сравнение; выбрать, по какой трассе бежать легче, а по какой — труднее).

Художественно-эстетическое развитие: развитие быстроты реакции (простой и сложной) на различные сенсорные сигналы; выполнение эскизов, скульптурных изображений новых движений с последующим их выполнением; конструирование из изображений отдельных элементов и целых упражнений и их выполнение; выполнение движений под музыкальное сопровождение различного характера.

Экологическое развитие: «Зоологические эстафеты», эстафета «Варим суп» и т. п.; организация образовательных физкультурных ситуаций на экологической тропе; продолжительный бег по участку с определением, с какого дерева лист в букете воспитателя («С чьей ветки эти детки?»); самооценка своих физических качеств с помощью приборов-измерителей: спидометра, секундомера, динамометра.

Ведение дневников: дневников самоконтроля, в которых регулярное выполнение упражнений фиксируется закрашиванием ступеней лестницы, кирпичей пирамиды и т. п.; ведение дневника понравившихся физкультурных пауз.

Заключение

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворением потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, и напротив, недостаток - ведёт к снижению работоспособности организма.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться,, выполнять физические упражнения с ранних лет, дает возможность заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.


Приложение 1

ВОЗРАСТ

ДЕТЕЙ

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

МЛАДШАЯ ГРУППА

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.
  3. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
  4. Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

Спортивные упражнения

Катание на трехколесном велосипеде по прямой, с поворотами, по кругу.

Хождение на лыжах ступающим шагом, с поворотами, переступанием.

Подготовка к плаванию: передвижение в воде, обливание водой лица, головы.

Катание на санках кукол, друг друга с невысоких горок.

Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах с помощью взрослого.

Подвижные игры

Подвижные игры с ходьбой, бегом, прыжками, подлезанием и лазанием, бросанием и ловлей.

Музыкально-ритмические упражнения

Ходьба, бег под музыку в заданном темпе, выполнение упражнений с предметами (лентами, флажками, платочками, султанчиками) в соответствии с характером музыки.

Игры и упражнения на развитие скоростно-силовых качеств

Игры: «Толкай мяч», «Доползи до погремушки», «Скачем около пенечка», «Воробышки и автомобиль», «Сильные руки», «Поймай бабочку».

Упражнения: прокатывание ногами набивных мячей весом 0,5 кг, то же между кеглями. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед на расстояние 2—3 м.

Упражнения на развитие координации движений

Упражнения с предметами: перекладывание предметов стоя, под согнутой в колене ногой, подбрасывание и ловля платочков, кружение с размахиванием ленточкой над головой; из положения лежа на животе, перевороты на спину.

Игры и упражнения на развитие быстроты

Игры: «Быстро возьми», «Быстро возьми — быстро положи», «Кто соберет больше цветочков», «Птички в гнездышках», «Мыши и кот», «Карусель», «Скорее в круг».

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:
  •  уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;
  •  соблюдению и контролю правил в подвижных играх;
  •  самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;
  •  умению ориентироваться в пространстве;
  • восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;
  • развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
  1.  Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.
  2.  Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

Упражнения и игры для развития быстроты движений

Общеразвивающие упражнения с предметами и без них

Игры и упражнения с предметами:

  •  с обручами:
  •  «Юла»: подбросить обруч, покружиться и поймать до падения;
  •  «Догони обруч»: энергичное отталкивание обруча и бег за ним, не допуская падения;
  •  «Кто дальше?»: прокатывание обруча и бег за ним;
  •  с бумажными стрелами, самолетиками:
  •  «Догони голубя», «Чей самолет пролетит дальше?», «Подбрось и быстро поймай», «Поиграем с бумажным мячиком»;
  •  игры: «Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Мы — веселые ребята», «Совушка», «Кто скорее добежит до флажка?».

Игры для развития скоростно-силовых качеств

Для развития этих качеств воспитатель организует образовательные ситуации, в которые включает наиболее эффективные упражнения.

«Лошадки»: бег с высоким подниманием бедра, через препятствия, с ускорением.

«По дорожке»: прыжки в длину с места и с продвижением вперед.

«С кочки на кочку»: впрыгивание на предметы высотой 12—15 см.

«Мячики»: подскоки на месте.

«Часики»: стоя у гимнастической стенки и держась одной рукой за рейку, поочередные махи ногами (по 5—6 раз каждой ногой).

«Кузнечик»: стоя лицом к гимнастической лестнице и взявшись обеими руками за одну рейку, быстро вставать на вторую (третью) снизу рейку и спускаться на пол (усложнение: толчком двух ног запрыгивать на вторую рейку).

«До свидания, мячик!»: прокатывание набивного мяча весом 500 г на расстояние 3—4 м в паре из исходного положения сидя, ноги врозь.

«Из домика в домик»: прыжки толчком двух ног с мягким приземлением из обруча в обруч (диаметром 30—35 см), разложенные на полу на расстоянии 30—35 см.

«Кругом, кругом, кругом»: прыжки вокруг предмета  сначала в одну сторону, затем — в другую.

«Радуга»: прыжки через ленты, лежащие на расстоянии 1 м, цвет которых соответствует цветам радуги.

«Кенгуру»: прыжки через резинки или рейки, расположенные на расстоянии 1 м, на высоте 12—15 см.

«Кто соберет больше лент?»: прыжки вверх с места, снимая по одной короткие ленточки с веревки, натянутой выше поднятых рук ребенка на 20— 25 см.

Игры для развития силы.

«Из круга в круг»: прыжки из обруча в обруч.

Прыжки через рейки, выложенные на расстоянии 1 м, высота 15— 17 см.

«Сильные руки»: шаги вокруг обруча, опираясь на руки сначала в одну, затем в другую сторону.

«Влево-вправо»: поочередное усаживание на набивной мяч справа или слева от него.

«Лягушки», «Скок-поскок», «Кто соберет больше лент?»: прыжки вверх с места. Правила: прыгать вверх толчком двумя ногами, снимать только по одной ленте.

Игры для развития выносливости

Подвижные игры с многократным повторением движений, выполняемых длительное время: «Поезд», «Жеребята», «Солнце и дождик», «Найди свой лист», «На прогулке», «Найдите флажки», «Козочки».

Спортивные упражнения:

  •  ходьба на лыжах;
  •  катание на санках;
  •  катание на велосипеде;
  •  качание на качелях.

Упражнения на развитие гибкости

Игры для развития координации

«Самый ловкий» (бег по зигзагообразной линии длиной 5—6 м), «Найди свою пару», «Ловишки с лентами», «Зайцы и сторож.

СТАРШАЯ ГРУППА

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей:
  • добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих упражнений);
  • формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях;
  • учить детей анализировать (контролировать и оценивать свои движения и движения товарищей);
  •  побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;
  • воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
  1. Развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.
  2. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании

Подвижные игры

Игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием; игры-эстафеты.

Городки: бросание биты сбоку, выбивание городка.

Баскетбол

Бадминтон

Футбол

Упражнения для развития быстроты

Упражнения для развития быстроты реакции

Упражнения для развития способности в короткое время увеличивать темп движения:.

Игры на развитие быстроты: «Топотушки»,  «Найди свое место», «Змейка», «Не наступи!»,  «Перемена мест», «Быстро шагай — стоп!», «Собери грибы», «Брось мяч в стену», «Кто быстрее?», «Бег наперегонки», «Бабочки и стрекозы».

Упражнения и игры для развития скоростно-силовых качеств

Подвижные игры: «Лягушки и цапли», «Кто сделает меньше прыжков?», «Парашютики» (прыжки по дорожке с поворотом на 90—180° произвольно и по сигналу), «На одной ножке по дорожке».

Упражнения для развития силы

Упражнения и игры для развития выносливости

Упражнения и игры для развития ловкости

Подвижные игры: «Мишень-люлька», «Будь ловким», «Передай мяч», «Не задень» (обегание предметов), «Маятник» (подскоки влево-вправо).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей:
  •  добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений;
  •  закреплять двигательные умения и знание правил в спортивных играх и упражнениях;
  •  закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;
  •  закреплять умение осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности;
  •  развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
  1. Развивать у детей физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту, ловкость и координацию движений. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Подвижные игры

Игры с бегом: «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Не намочи ноги», горелки.

Игры с прыжками: «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».

Игры с метанием и ловлей: «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».

Игры с подлезанием и лазанием: «Перелет птиц», «Ловля обезьян».

Игры-эстафеты: «Кто быстрее пробежит через препятствия к флажку?», «Веселые соревнования», «Чья команда больше мячей забросит в корзину?».

Дорожка препятствий. 

Элементы спортивных игр

Городки

Баскетбол

Футбол. 

Хоккей

Бадминтон. 

Настольный теннис.

Упражнения для развития быстроты реакции

Упражнения для развития способности в короткое время увеличивать темп движения

Игры на развитие быстроты: «Волчок» и «Петрушка» (ходьба с поворотом вокруг себя по сигналу), «Перемена мест», «Лошадки», «Быстрые строители», «Лук и стрелы», «Кто больше соберет лент?», «Успей поймать», «Третий — лишний», «Будь внимателен!»

В подготовительной к школе группе особое значение приобретают игры и упражнения, позволяющие преодолеть излишнюю медлительность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние релаксации на физическую выносливость детей старшей группы ДОУ в ходе реализации образовательной области «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГТ"

Данный проект показывает, как с помощью упражнений на релаксацию увеличить физическую активность детей старшей группы....

Опыт работы по ФЭМП «Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны реша...

Статья «Использование оздоровительных технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие»

Статья «Использование оздоровительных технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие» Использование оздоровительных технологийОдной из задач Федер...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие».

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие».Что такое здоровьесберегающие технологии?Здоровье – естественное сост...

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ " Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ  "Использование подвижных игр,  направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте  в пр...