ТУРИЗМ В ДЕТСКОМ САДУ
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) по теме

Дубова Светлана Николаевна

Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №10 «СКАЗКА»   Г. НАВАШИНО

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ТУРИЗМОМ В ДЕТСКОМ САДУ

СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ

ДУБОВОЙ

ИНСТРУКТОРА  ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

г. НАВАШИНО   2013год.

Содержание

 Введение ……………………………………………………………………..     3

1. Программа содержательного обеспечения занятий туризмом

    детей дошкольного возраста ………………………………...……………     8

1. 1. Программа занятий туризмом для детей дошкольного возраста.    13

2. Экспериментальная апробация эффективности программ по туризму

    для  детей дошкольного возраста …………………………… …………   22

 Вывод………………………………………………………………………....      26

Литература  …………………………………………………………………..      27

Приложение 1…………………………………………………………………..   28

Приложение 2…………………………………………………………………..   30

Приложение 3…………………………………………………………………...  31

Приложение 4 ………………………………………………………………….  36

Приложение 5………………………………………………………………….   37

ВВЕДЕНИЕ

          Люди всегда высоко ценили гармонию силы, интеллекта, духовно–нравственных качеств. Об этом свидетельствуют высказывания известных людей:                        “Надо стремиться, чтобы дух был здоровым в теле здоровом”, (Д.Ювенал);                    “Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа”, (В.Гюго).                                                                                                             Обладание высоким уровнем здоровья является одним из основных прав человека, независимо от национальной принадлежности и социального положения. Многие тысячелетия человек отстаивает право на жизнь, опираясь не только на разум, но и на физическую силу и выносливость. Развивая физические навыки средствами физической культуры, он тем самым обеспечивает себе одно из благ – долголетие.

          «Туризм», по сведениям Большой Советской Энциклопедии, (франц. От – прогулка, поездка), означает путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. К сожалению, данные понятия не являются предельно ясными и не отражают в достаточной степени значения и сущности туризма. Однако из данных определений следует, что туристское путешествие включает два понятия: поездку и поход. Поездка – это путешествие по туристско-экскурсионному, заранее разработанному маршруту с использованием транспорта. Поход – активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, лодках и т.д.).                                                                                                                                                                                   Основоположником детского туризма являются Эразм Роттердамский и Мишель Монтей. В России основоположником является Пётр l. Первые рекомендации писал  М. В. Ломоносов. В начале ХХ века вышел первый журнал «Русский туризм».    В 1965 г состоялся Всесоюзный слёт юных туристов в г. Брест                                                                                                                                            Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала 19 века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начал путешествия.
Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая и др.                                                                                                                           В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, а также природный материал (шишки, палки, камешки и др.) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег озера) ребёнок проявляет творчество, мышечную раскрепощённость.  Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Исследования подтверждают положительную динамику показателей основных видов движений и спортивных упражнений в ходе походов. Значимые изменения происходят  в совершенствовании не только выносливости, а также силы, быстроты, координационных способностей.                                                                                                                
Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.                                                                                                                            На радикальное изменение критического состояния здоровья и демографического положения направлена «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.», одобренная распоряжением Правительства РФ        от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р, представляющая собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов. Концепция разработана на основе Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации». В соответствии с этой концепцией Правительством РФ принят ряд федеральных целевых программ, которые рассматривают отдельные проблемы сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения России (В.И.Жолдак, А.В.Куприянов, 2004). «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» среди целей, задач и принципов содержит направления повышения качества физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовленности и физического развития детей. Важнейшей задачей воспитания и образования подрастающего поколения, решающим условием формирования нового уровня культуры жизнедеятельности населения национальной и мировой культуры физической активности, актуализированных в здоровом стиле жизни (В.К.Бальсевич,2002).                                                                                                                                                                                                         В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности детей (Р. Стеркина, 1996), что приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей (А. Б. Лагутин, 1994; И. М. Козлов, 1996 и др.). В связи с этим поиск такой формы организации физического воспитания, в которой на фоне высокого уровня двигательной активности, можно развивать познавательные способности и формировать личность ребенка, представляется целесообразным.            В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М. А. Васильевой написано: «В зависимости от… материально-технической оснащённости детского сада,…профессиональной подготовленности педагогических кадров, видовой направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения педагоги могут вносить определённые изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствующие укладу конкретного учреждения…». От сюда можно сделать вывод: совершенствование физического воспитания в ДОУ, учет современной социально-экономической ситуации приводит многие педагогические коллективы к необходимости более активного применения средств и форм туризма (А. А. Остапец, 1995). Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.
Все вышеизложенное определило направление настоящей работы.                         Цель, которой совершенствование учебного процесса за счёт средств туризма. Разработка методических условий для реализации программы на основе туризма в процессе занятий физической культурой в детском саду.                                     Гипотеза: эффективность двигательной и функциональной подготовленности  в учебном процессе может быть существенно повышена за счет рационализации методики с преимущественным использованием средств и методов туризма в детском саду.                                                                                                                    Практическая значимость состоит в том, что преимущественное использование средств туризма на занятиях в детском саду  способствует повышению физической, функциональной подготовленности и индекса здоровья детей.

      Главной целью всех доступных для детей форм туризма  является оздоровление детей. Наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:

  • оздоровительные
  • учебные
  • спортивные
  • познавательные.

Кроме того, можно выделить и другие группы целей.

Содержательные цели туризма: 

  • Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей  к занятиям  туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
  • Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься  туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.
  • Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует к подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.

     

     Решение задач физического воспитания осуществляется в форме активного отдыха, в котором туризм представлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; туристских эстафет, туристских полос препятствий в физкультурных досугах и праздниках.
Таким образом, применение экскурсий, прогулок, прогулок – походов могут решать различные
задачи: 

  • оздоровление детского организма,
  • совершенствование двигательных навыков,
  • развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость),
  • развития координационных способностей,
  • развитие нравственных качеств: самостоятельности, чувство ответственности, отзывчивости, взаимовыручки и умения преодолевать трудности,
  • развитие познавательных способностей – ознакомление с природой,
  • воспитание бережного отношения к ней,
  • изучение ближайшего социального окружения,
  • воспитание любви к родному краю.

На мой взгляд, целесообразно уточнить понятия, определяющие сущность прогулок и экскурсий, применяемых в системе обучения детей дошкольного возраста.          Выявлено: экскурсии и прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.

Принципы детского туризма:

  • личностно-деятельный
  • диалогический
  • индивидуально-творческий
  • целесообразности
  • краеведческий
  • единство педагогического влияния, воспитательного процесса – целостности.

 В теории и практике туризма определены следующие его формы: 

  • прогулки,
  • экскурсии,
  •  походы,
  • путешествия.

Существуют и такие формы как:

  • слеты,
  • туристские соревнования.  

Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени                      (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.
Туристская
экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.
Туристский
поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха.                                                        Впервые в 80-х годах авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаевой вводится понятие «прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения» (1978), в более позднем издании его заменяет термин «детский туризм» (1985). В исследовании        Г.В. Шалыгиной (1977) используется термин «прогулки в природных условиях». Варианты «дальних прогулок», «турпоходов» - предлагает М.А. Рунова (1988). Т.И.Осокина (1986) рассматривает «простейший туризм» как прогулки за пределы участка в природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях. Е.Н.Вавилова (1986) раскрывает некоторые вопросы организации «пешеходных и лыжных прогулок», но обоснования данным понятиям не дает.                                                                                         Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.

Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.

     К спортивному содержанию похода относятся:

  • естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),
  • ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,
  • автономное жизнеобеспечение,
  • туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

        Уточнив понятия простейшего туризма, представленного в форме экскурсий, прогулок и прогулок – походов, необходимо представить их  место в системе физического воспитания дошкольников.
Система средств физического воспитания включает физические упражнения, которые представлены следующими видами:

1)        гимнастикой;

2)        подвижными и спортивными играми;

3)        спортивными упражнениями;

4)        простейшим туризмом (Д.В. Хухлаева, 1984; Т.И.Осокина, 1986).

Указанные физические упражнения реализуются в учебной работе, проводимой в виде физкультурных занятий; физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня. К ней относятся – утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на утренней и вечерней прогулках, физкультминутки; в самостоятельной двигательной деятельности, протекающей под наблюдением педагога, в работе с семьей, в активном отдыхе, проводимом в виде физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, походы выходного дня.  В настоящее время простейший туризм в системе дошкольного физического воспитания применяется только в таких формах организации как физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых. В физкультурно-оздоровительной работе простейший туризм представлен в виде утренних и вечерних прогулок на территории участка и за его пределы.

Известно, что необходимым условием нормального развития растущего организма является двигательная активность ребенка (А.Н.Крестовников, 1951; Н.А.Фомин, 1991). Причем, важное значение имеет организация двигательной активности детей на воздухе. В связи с этим, процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен предусматривать определенный научно-обоснованный режим, включающий двигательную деятельность в условиях пониженной температуры воздуха, что способствует повышению устойчивости организма к изменениям внешней среды.
Высокую оздоровительно-воспитательную ценность двигательной деятельности на открытом воздухе отмечали видные физиологи и педагоги (В.В. Гориневский, 1928; Е.Г. Леви-Гориневская, 1955). Именно поэтому во многих научных исследованиях ставится и положительно решается вопрос максимального использования эффекта рационального сочетания естественных сил природы и разнообразной двигательной деятельности детей. Целью одних исследований являлось изучение эффективности круглогодичного проведения отдельных форм организации физического воспитания на воздухе (М.П. Голощекина, 1970), других – возможность переноса всех организационных форм физического воспитания из помещения на участок детского сада (З.И.Ермакова, 1974), третьих – организация двигательной деятельности дошкольников в природных условиях (Т.И.Осокина, 1971; Е.Н.Вавилова, 1971; Г.В. Шалыгина, 1977). Результатом проведенных исследований было значительное снижение случаев простудных заболеваний и уменьшение числа часто болеющих детей. В связи с этим, стимулирование развития данного качества в дошкольные годы создает определенные предпосылки в подготовке ребенка к школе, к более успешному преодолению нагрузок, меньшей утомляемости, а, следовательно, лучшему усвоению знаний. (В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, 1987).

            Таким образом, двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность. При этом физические нагрузки умеренной интенсивности, к которым относятся циклические виды движений (ходьба, бег, ходьба на лыжах), направлены на развитие общей выносливости и являются оптимальными для детского организма.
Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для детей дошкольного возраста.

1. Программа содержательного обеспечения занятий туризмом для детей дошкольного возраста.

          Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни. Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками. Выявленный в результате комплексного диагностирования средний уровень развития изучаемых показателей у детей на пороге перехода в школу не отвечает требованиям современной жизни и обосновывает необходимость применения новых подходов к использованию средств физической культуры, в частности средств туризма.                                                                                 В изложенном опыте раскрыта предварительная работа по подготовке детей старшей и подготовительной к школе групп к туризму, методика проведения занятий и походов.

     Основным направлением в работе нашего учреждения является оздоровление детского организма. С этой целью в нашем учреждении созданы необходимые условия. Летом дошкольники занимаются в открытом плескательном бассейне. Круглогодично функционируют: спортивная площадка, спортивный и гимнастический залы. Во время учебного года наши дети посещают спортивную секцию: плавание.                               Наши дети  выступают на Спартакиадах вне детского сада. В прошлом году  заняли           1 место на районных соревнованиях и 2 место на областных соревнованиях в городе Кулебаки, где принимали участие 11 районов! Активное участие принимают во всех проводимых соревнованиях в нашем городе: это «Кросс Нации 2013» -  1 место заняла Майорова Карина.  3место занял Цепов Егор. 4-тые  места заняли Максимова Яна и Кочетков Егор. А дедушка Кочеткова Егора тоже принимал участие и занял 1 место!

    Зимой мы участвовали в соревнования на лыжах «Лыжня России», где наши дети тоже побывали на пьедестале  почёта: это Беспорточнова Полина 1 место, Мелентьев Серёжа 3 место, да и я сама тоже участвовала и заняла 3 место среди своих ровесников.

    1 июня проводились соревнования, посвящённые Дню защиты детей «Папа, мама, я – спортивная семья», где мы опять не остались в стороне и наша семья Суздальцевых заняла 1 место, среди 5-ти участников.

    Каждый день наполнен заботой о здоровье наших воспитанников. Разработана система оздоровительных мероприятий, предусматривающая разнообразные формы и методы работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Данная система включает такие формы работы, как зарядка, подвижные и спортивные игры, физкультурные занятия, спортивные развлечения и праздники, летние и зимние спартакиады, а также доступные для дошкольников  виды спорта: плавание, лыжи, лёгкая атлетика, туризм. Оздоровительный эффект туризма заключается в сочетании выполнения разнообразных движений с длительным пребыванием детей на свежем воздухе. Кроме того, в походе раскрываются широкие возможности для интеллектуального, экологического, трудового, нравственного, эстетического, эмоционального – всестороннего развития ребёнка. Расширяя кругозор детей, учим видеть их прекрасное, испытывать радость от общения с природой. Существует много разных видов туризма. Но, учитывая условия нашего детского сада и возрастные особенности дошкольников, мы организуем  только пешие и лыжные походы.                                                           Прежде чем отправиться с детьми в дальний туристический поход, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Для этого были разработаны серии конспектов теоретических занятий, через которые дети узнают: кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. Практические занятия, на которых дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, двигаться в соответствии с топографическими знаками, пользоваться компасом и маршрутной картой, раскладывать палатку, готовить место для костра, уметь проверять снаряжение и подготавливать средства передвижения (лыжи). Дидактические игры, основным содержанием которых является закрепление знаний о туризме. Только овладев необходимыми знаниями, можно отправляться в поход. А продолжением этой работы является туристический районный слёт, который ежегодно проходит на озере «Свято» Навашинского района Нижегородской области  в мае для педагогов, где наш коллектив принимает активное участие.                                                                                                                 В разработке методики и определении ее содержательной стороны Т. П. Завьялова рекомендует включать в общую подготовку туриста различные по содержанию виды туристской подготовки: теоретическую, физическую, техническую и тактическую, а также формирование личностных качеств. При подборе средств для каждого вида подготовки учитываются возрастные запросы ребенка-дошкольника, а также возможности их содействия в решении программных задач детского сада. В результате этого ей было определено содержание методики использования средств туризма в работе с дошкольниками старшей и подготовительной группы.

Рис. 1. Содержание физкультурно-оздоровительной работы с использованием средств туризма с дошкольниками 5-7 лет (Т. П. Завьялова «Дошкольный туризм» 2003г.)  

                                                    

Рис 2.        Общая подготовка туриста – дошкольника (Т. П. Завьялова «Дошкольный туризм» 2003г.)                                                                                                                                                                                                                                                              

По мнению Т. П. Завьяловой – туризм как средство физического воспитания включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия. Задачи физического совершенствования могут решаться лишь в совокупности с другими средствами физического воспитания – играми, спортивными упражнениями, гимнастикой. Исходя из содержания всех видов туристской подготовки к основным средствам туризма в работе с дошкольниками она относит:                                                                                                        а) физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;                                                        б) специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;                                                                                                                             в) подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;                       г) доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т.п.);                                                                                                   д) к средствам туризма относится и сама туристская деятельность, через которую формируются нравственные качества ребенка, и познается окружающий мир, а сменяемые туристские должности в этой деятельности являются средством познания самих себя.                                                                                                                 Перечисленные средства туризма могут включаться не только в физкультурно-оздоровительную работу и активный отдых детей, как сложилось в практике работы детских садов, но и в учебную работу по физическому воспитанию дошкольников.  

Учебная работа представлена познавательными и физкультурными занятиями:                     - познавательные занятия проводятся один раз в неделю, как в помещении, так и на воздухе в форме бесед, дидактических игр, игровых заданий;                                                       - физкультурные занятия, как и предписано традиционной программой (20 -25 мин в старшей группе и 25 – 30 мин в подготовительной группе), проводятся на воздухе один раз в неделю, которые мы тратим на занятие туризмом. И два занятия в спортивном зале, которые посвящаем прохождению общей программы по физической культуре. Очень часто я провожу занятия в гимнастическом зале, в котором дети дополнительно к программе лазают по шесту, канату, навесной верёвочной лестнице, рукоходу и скалолазной стене. Разработано несколько видов занятий: комплексные; игровые – сюжетно-ролевые, сюжетно-игровые; круговые тренировки, занятия-тренировки, занятия-соревнования, прогулки-разведки, прогулки-поиски, природоведческие прогулки.

 В физкультурно-оздоровительную работу средства туризма включаются в утренние и вечерние прогулки не менее двух раз в неделю и представлены топографическими прогулками, подвижными играми с включением поисковых ситуаций.

Средства туризма позволили разнообразить активный отдых детей. Физкультурные развлечения с туристской направленностью и туристские праздники организуются в форме игровых комплексов, экскурсий, прогулок-походов, которые мы проводим  в осенние, зимние, весенние и летние  каникулы, дни здоровья.

1.1. Программа занятий туризмом для детей дошкольного возраста.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ТУРИЗМОМ В ДЕТСКОМ САДУ

Таблица 1

раздела

Наименование разделов

Старшая группа

Подготовительная группа

Количество часов

всего

теория

практика

всего

теория

практика

1

Туризм и туристы

2

1

1

2

1

1

2

Туристическое снаряжение

4

2

2

2

1

1

3

Туристические должности

-

-

-

2

1

1

4

Знакомство с топографическими знаками

4

2

2

4

2

2

5

Учимся ориентироваться

6

3

3

6

3

3

6

Я и моё здоровье

2

-

2

4

1

3

7

Собирайся в поход

4

2

2

5

1

4

8

Спортивно- физическая подготовка

12

-

12

9

-

9

Всего

34

10

24

34

10

24

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТУРИЗМОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Таблица 2

№ раздела

Старшая группа

Подготовительная группа

1

Беседа.                                                Кто такие туристы. Туризм и его разновидности.  Правила поведения на прогулке. Правила дорожного движения.

Беседа.                                            Виды туризма (спелеотуризм, конный, на байдарках, путешествие на воздушном шаре, космический, межпланетный). Правила поведения туристов в природных условиях.  Правила поведения на привале.

Игра. «Угадай и расскажи».         Цель: закрепление знаний о разновидности туризма.

Игры «Угадай и покажи», «Мы собираемся в поход» (на участке д\с)

2

Беседа.                                      Знакомство с туристским снаряжением. Личное снаряжение туриста. Рассматривание предметов туристского снаряжения.                                 КВН «Мы собираемся в поход»

 

 

Беседа.                                    Групповое снаряжение туриста. Специальное снаряжение туриста.        Эстафета с элементами соревнования:   а) «Пора в поход»                                         б) «Трудное препятствие»                                в) «Найти конверт»                                               г) «Укладка рюкзаков».

Практическое занятие по использованию туристского снаряжения.

Цель занятия: научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения.

3

Беседа.                                                           Кто такие знатоки? Кем ты будешь в походе? Почему? Обязанности знатоков.

Игры соревновательного характера:

  • «Кто быстрее подготовит костер»,
  • «Вкусный обед»,
  • «Поставь палатку»,
  • «Лесные продукты».

4

Беседы на тему:

а) Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение.

б) Знакомство с туристскими знаками.

Беседа. Различие топознаков на рисунке и плане.            «Изготовление топографических знаков». Игра «Турист – следопыт» (угадывание нарисованных следов животных и видов растений по листочкам)

Эстафеты соревновательного характера:

а) «Пора в поход».

б) «Разберись сам».

в) «Отметь на карте свое местонахождение».

г) «Что ты заметил?»

д) «Что тебе встретилось в пути?»

е) «Смотри, запомни, расскажи».

ж) Занятие по ручному труду

5

Беседа на тему «Моя семья»:

а) С кем и где я живу (устный рассказ, рисунок).

«Наш детский сад» (мини-исследование)

а) Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок).

б) Мой детский сад (экскурсия).

в) Участок детского сада.

«Наш микрорайон» (мини-исследование):

а) Наш микрорайон ( прогулки).                                                         Ориентирование на листе бумаги:

Дидактическая игра                   «Найди место игрушке»

Цель: учить правильно определять углы, стороны и центр листа бумаги.

Дидактическая игра                «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на рисунок-образец)

Цель: уметь составлять план.

Дидактическая игра

«Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на реальные предметы, расставленные на столе)

Цель: знакомство с планом.

Дидактическая игра «Где план, а где рисунок?» Цель: научиться отличать план от рисунка.

Практическое занятие по составлению планов: «Составь план спальной комнаты, раздевальной комнаты».

Ориентирование в групповой комнате:

Дидактическая игра «Нарисуй предметы в комнате»

Цель: уметь составлять план групповых помещений на листе бумаги.

Практическое занятие — экскурсия по групповой комнате с опорой на план

Дидактическая игра «Что есть в нашей комнате»

Зарисовка мебели групповой комнаты с помощью специальных знаков.

Ориентирование на территории детского сада:

Цель: научить детей обследовать участок своей группы и наносить расположение оборудования на план.

Прогулка-поход по территории детского сада

Обследование участков всех групп.

Подвижные игры: «Найди и промолчи», «Кто больше соберёт», «Цветные автомобили», «Найди свой дом», «Где звенит?», «Чьё звено скорее соберётся!».

Беседа на тему: По каким признакам можно определить стороны горизонта? Что такое горизонт?

Цели:

  • познакомить детей с понятием горизонта;
  • учить определять стороны горизонта по солнцу;
  • учить определять стороны горизонта по местным признакам.

Прогулка «к горизонту».

Выход на возвышенное место, рассматривание линии горизонта.

Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта

Практическое занятие на участке с определением сторон горизонта по солнцу.

Практическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам» (туристская прогулка в парк)

Беседа на тему: Что такое компас? Для чего предназначен компас? Как работают с компасом?

Знакомство с компасом

Цели:

  • познакомить детей с компасом;
  • учить определять стороны горизонта по компасу;
  • учить определять направление ветра по компасу, по солнцу.

Подвижные игры: «По следам и приметам», «Верный глаз», «На поиски пропавшей экспедиции», «Будь внимателен», «Мы – следопыты», «Точно по карте», «Встречная разведка», «Секретный пакет», «Разберись сам».

Игра – соревнование на ориентировку по территории детского сада.

6

Занятие «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

Беседа о личной гигиене.                             Практические занятия по профилактике сколиоза и плоскостопия.                                           Игра «Съедобное, не съедобное»

7

Беседа. Что такое туристические узлы и для чего они нужны.         Практическое занятие: знакомство с палаткой и  рюкзаком. Знакомство с узлами.                                                        Игра  «Назови узел?»

Беседа. Одежда и обувь туриста.         Практические занятия: укладка рюкзака, вязка простых узлов, раскладывание и складывание палатки, верёвочная КТД (контрольно-техническая дистанция)

8

Практические занятия по ОФП. Спортивные игры: бадминтон, городки, баскетбол, футбол. Спортивные упражнения: катание на санках, ледяных дорожках, лыжах.

Практические занятия по ОФП. Спортивные игры: бадминтон, городки, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей (без коньков). Спортивные упражнения: катание на санках, ледяных дорожках, лыжах.

ПРИМЕРНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Цель: закрепление знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой деятельности у детей дошкольного возраста.

Туристская прогулка по улице района детского сада (октябрь)

Цели:

  • предварительная проверка возможностей детей;
  • знакомство со своим микрорайоном;
  • закрепление примет осени.

Туристская прогулка с элементами ориентирования (ноябрь)

Цель: познакомить с элементами ориентирования.

Ход прогулки:

настроить на поиск клада;

дать физическую нагрузку, используя различные задания на выполнение физических упражнений;

закрепить умение «читать» карту, вспомнить условные обозначения.

Прогулка по улицам родного города (декабрь)

Цели:

  • дать знания о том, как должны вести себя туристы во время движения по городу, в гостях у природы;
  • познакомить с топографическими знаками;
  • научить правильно складывать рюкзак.

Занятие в детском саду (январь)

Цели:

  • учить определять приметы в пути;
  • закрепить знания о правильной технике движения;
  • объяснить необходимость взаимопомощи в походе.

Занятие в детском саду (февраль)

Цели:

  • учить детей правильно складывать рюкзак;
  • продолжать знакомство с топографическими знаками;
  • закрепить навыки ходьбы с рюкзаком;
  • учить различать деревья в зимний период времени;
  • расширять знания о признаках плохой и хорошей погоды;
  • учить замечать изменения в природе.

Занятие на участке детского сада (март)

Цели:

  • повесить на деревья скворечники и кормушки;
  • учить детей находить ориентиры пути;
  • учить соблюдать правила поведения в лесу;
  • выполнять правило «Не оставляй товарища в беде, всегда приходи к нему на помощь».

Занятие на участке (апрель)

Цели:

  • продолжать учить детей ориентироваться в знакомых улицах города;
  • учить разбираться в карте, на которую нанесен маршрут;
  • учить выполнять все задания, указанные на карте;
  • закреплять в сознании детей то, что команды командира надо выполнять с первого раза;
  • познакомить с туристским снаряжением.

Занятие на участке детского сада (май)

Цели:

  • закрепить знания детей о растениях и животных края;
  • закрепить знания о типах костров;
  • познакомить с туристской палаткой.

 

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОМУ УРОВНЮ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА (модель выпускника ДОУ)

Знать:

- характерные признаки различных видов туризма

- свой организм – как он устроен

- о гигиене туриста

- правила питания

- особенности физической подготовки юного туриста

- ядовитые и несъедобные растения и грибы

- лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения

     - что такое поход, малый и большой привал

     - что взять с собой в поход

     - что такое “нормы и правила поведения в природе”

     - дела, в которых участвуют юные туристы по охране растений и животных

     - правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки                                          - характерные признаки плана (комнаты, двора д/сада, города)                                                                                         - характерные признаки топографической карты и туристической карты                                                                                                        - устройство компаса                                                                                                                 - стороны горизонта                                                                                                                            - около 10 условных топографических знаков                                                                               - кто такой исследователь природы

Понимать:

- какую пользу приносят походы и экскурсии

  - как пешеходный туризм влияет на природу                                                                             - роли зелёных растений в укреплении здоровья                                                                     - необходимости соблюдения личной гигиены в сохранении своего здоровья

     - что неправильно выполненные правила передвижения - это причина разрушения    природы                                                                                                                                             - что правильное выбранное личное снаряжение – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья                                                                                                                   - плоскостное изображение предметов и объектов на листе бумаги: вид сверху                              - уменьшенное изображение предметов и объектов на листе бумаги: масштаб                                                                       - что, охраняя природу, мы охраняем свое здоровье                                                              - длительность периода “заживления ран” на земной поверхности

Уметь:

- применять свои знания о явлениях природы                                                                             - определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения                                                                             - определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения                                                                                                                                     - выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики                                   - оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях                                    - укладывать рюкзак                                                                                                                                 - завязывать простейшие узлы                                                                                                           - выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении                                                                                                                                       - определять свою точку стояния на плане                                                                                   - рисовать путь движения в виде сложной ломаной линии с нанесением топографических      знаков или своих значков                                                                           - определять север, юг с помощью компаса                                                                                - изображать основные условные знаки                                                                                         - определять место нахождения предметов на плане микрорайона                                            - выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнем, сбора дикорастущих растений и грибов                                                                                              - выполнять правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян                           - заготавливать корм для птиц                                                                                                      - оформлять результаты наблюдений, впечатлений в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т.д.)                                                                                                             - помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров”                                                                                                                                   - выполнять правила поведения отдыхающий, туристов: утилизации бытовых отходов, бесшумного поведения на природе.                                                  

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПОХОДОВ ДЛЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

При разработке маршрута необходимо строго соблюдать нормативы расстояния, времени похода и вес рюкзака.

                                                                                                                               Таблица 3

Время года

Старшая группа

Подготовительная группа

Осеннее - зимний период

От 1 часа до 1,5 часа

От 1 часа до 1,5 часа

Весеннее – летний период

От 1 часа до 3-х часов

От 2 часов до 3-х часов

Расстояние

До 5 км

До 8км

Вес рюкзака

500 – 1000 гр.

1000 – 1500 гр.

Серьёзное внимание уделяется снаряжению. Снаряжение туриста делится на: личное (одежда, обувь, рюкзак, принадлежности для отдыха, сухой паёк), групповое (палатки, посуда, оборудование для организации стоянки – предметы коллективного пользования) и специальное (обусловленные спецификой вида похода и сложностью маршрута: шесты, канаты, средства передвижения – лыжи, санки).

Снаряжение туристов

Таблица 4

Пеший

Лыжный

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки  

Палатки

Рюкзаки

Котелок

Аптечка

Коврики

Сухой паёк

Фляжки, кружки

Салфетки

Атрибуты для игр

Лыжи

Лыжные палки

Лыжная мазь

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки  

Рюкзаки

Аптечка

Сухой паёк

Термос с чаем

Салфетки

Атрибуты для игр

Содержание аптечки: вата, йод, 1% раствор марганца, сода пищевая, нашатырный спирт, бинт стерильный, бинт простой, зелёнка, настойка валерианы, жгут и шины, синтомициновая мазь, лейкопластырь, свинцовая вода.

Состояние ребёнка во многом определяет правильно выбранная одежда. Во избежание перегрева или переохлаждения одежда должна соответствовать сезону и погоде.

Одежда туристов

Таблица 5

Тёплый период

Холодный период

Спортивная майка

Шорты

Кеды или кроссовки

Носки

Кепка или панама

На случай похолодания:  спортивный костюм или ветровка

Х\б майка или футболка

Х\б спортивный костюм

Тёплый спортивный костюм

Тёплые ботинки или войлочные сапоги

Вязаная шерстяная шапка

Куртка

Варежки + запасные

Х\б носки + шерстяные

Во избежание несчастного случая организаторы похода строго следуют инструкции по охране жизни и здоровья детей:

  1. Издаётся приказ о выходе детей за пределы учреждения (заведующая).
  2. Туристический поход с детьми проводится только после тщательного изучения маршрута.
  3. В состав взрослых участников похода должно входить не менее трёх человек.
  4. Количество детей не должно превышать 25 человек, а в лыжном сокращается до  15 человек.
  5. Одежда детей должна соответствовать сезону и погоде.
  6. Во время переходов в черте города строго соблюдать правила дорожного движения.
  7. Организаторы похода должны четко знать и выполнять свои обязанности во время похода и в ходе его подготовки.

 

Структура похода

Таблица 6

Пеший

Лыжный

Построение, первый переход

Подгоночный привал, второй переход

Промежуточный привал, третий переход

Длительный привал

Сбор, построение

Первый переход, малый привал

Второй переход

Возвращение в учреждение

Построение

Переход до лыжни, лыжный ход

Длительный привал

Построение, проверка готовности к возвращению

Лыжный ход

Последний переход

Возвращение в учреждение

 

Туристическая прогулка, как правило, начинается с построения детей, осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, всё ли необходимое взято. Детям сообщается цель похода – именно так мы называем для них туристическую прогулку. Обязательно стоит напомнить правила поведения в пути. При прохождении дистанции впереди идут более ослабленные дети: они регулируют темп. Сзади - физически более сильные дети: они не позволяют колонне растягиваться. Общий темп движения в походе зависит от уровня физической подготовленности детей и состояния их здоровья. Он должен быть таким, чтобы в конце похода дети ощущали приятную усталость, но не изнеможение. Через 4 – 10 мин проводится подгоночный привал. При необходимости дети могут снять лишнюю одежду, подогнать длину лямок рюкзачка и т. д. Во время пути можно организовать не сложные препятствия, используя физкультурное оборудование (пройди сквозь обручи, перепрыгни с «кочки» на «кочку» и т. д.) Необходимо следить за качеством передвижения: спина прямая, дыхание ровное. Следующий привал – промежуточный. Он делается через 15 – 20 мин после подгоночного. Цель его – дать детям возможность немного отдохнуть, понаблюдать, обменяться впечатлениями. В конце пути – большой привал. Организуется отдых, игры спокойного характера: на равновесие, метание, спрыгивание, подпрыгивание, запускание воздушного змея, лазание по верёвкам, развлечения. Можно организовать сбор природного материала для гербария или поделок, которые они будут делать в детском саду. Затем дети отдыхают и едят. Летом на ковриках, зимой на санках, которые везёт взрослый, привязав их вереницей за собой. Затем проводится общий сбор, и дети возвращаются домой, причём через 10 – 15 мин после начала обратного пути,  снова проводится промежуточный привал. На котором можно загадать детям загадки. По возвращении итоги не подводятся, так как дети устали, а пьют чай и отдыхают. А на следующий день проводится итоговая беседа, уточняют, что нового увидели и узнали дети. Предлагают им нарисовать, слепить, сделать поделки из природного материала и отразить свои впечатления о походе.

В зависимости от цели и задач туристические прогулки могут быть разного вида:

  • Спортивно – тренировочные. Эта разновидность предполагает прохождение пешком или на лыжах более длительного маршрута.
  • Краеведческие прогулки направлены на изучение особенности природного окружения родного края, они проводятся с целью экологического образования детей.
  • Развлекательные.  Проводятся в конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы.
  • Эстетико-романтические прогулки направлены на решение преимущественно задач художественно – эстетического воспитания. Например, прогулка - пленэр может быть проведена  в весеннее - летний и осенний период.

Я думаю, что применение средств туризма в основных формах организации физического воспитания дошкольников способствует более эффективному развитию физических качеств, усвоению знаний в области физической культуры, природы, правил поведения в природе, по сравнению с детьми, занимающимися по традиционной программе. В нашем учреждении дети очень любят заниматься  туризмом, и эти занятия  продолжаются  в начальной школе, затем ребята  продолжить свои занятия в среднем звене, так как в нашем городе есть школы, которые занимаются туризмом. А пример детям показываем мы – педагоги. Теперь уже стало традицией, что в конце учебного года на территории озера «Свято» мы проводим «Учительский турслет». Наш коллектив принимает в нем активное участие.

2. Экспериментальная апробация эффективности программ по туризму для детей дошкольного возраста.

Сравнительный график теоретических знаний

С начала занятий туризмом увеличились теоретические знания детей, что способствует развитию у них памяти, мышления, воображения, речи.

Сравнительный график заболеваемости дошкольников

 

       

Данный анализ заболеваемости детей в детском саду  с 2010 по 2012 год показал, что  необходимо усилить работу по укреплению и сохранению здоровья воспитанников, и ввести в работу с детьми профилактические мероприятия по предупреждению заболеваемости.

ПРИРОСТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ДОУ

За 2012 – 2013 год физическая подготовленность существенно улучшилась по сравнению с2011 – 2013 годом, о чем свидетельствуют приросты  показателей.   Активное использование разных форм туризма как интегрального средства помогло, прежде всего, улучшить показатели физической подготовленности детей. По окончании учебного года  были выведены средне-групповые показатели изучаемых физических качеств. В своей работе я руководствовалась общероссийской системой мониторинга физического развития детей, (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г., №916). Батарея тестов включала не только рекомендованные общероссийские тесты (бег 30 м (с); бег 300 м (с); подъем туловища в седе (количество раз за 30 секунд); прыжок в длину с места (см), а также специальные тесты, раскрывающие педагогическую ценность использования программы: челночный бег (с), наклон туловища из положения сидя (см), ориентированный тест (с), комплексный координационный тест – туристская полоса препятствий (с).  

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ

По показателям диаграммы видно, что и техническая подготовка дошкольников  с каждым годом растёт, чему способствуют занятия туризмом.

Вывод.

Я думаю, что занятия туризмом  имеют много преимуществ:                                                                                  Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка.                                                                                                                                                         Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания.                                                                                                    В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.   Говоря  о высокой результативности и эффективности,  отмечается:                                                           1. Снижение количества простудных заболеваний.                                                                                   2. Повышение уровня двигательной активности.                                                                                     3. Снижение утомляемости.                                                                                                                       4. Улучшение качества знаний теоретической подготовки.                                                                           5. Улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость).                                                                                                                                 6. Улучшение качественных показателей технической подготовки.                                                              7. Формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощь).                                                                                                                                           Таким образом, можно сделать вывод о положительном  воздействии туризма на всесторонние  развития детей нашего учреждения.  Так как в  нашем детском саду созданы все условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей. И, занятие туризмом, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию  двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.                                                                                                                                      

Список литературы.

1.Анисимова Т. Г.  «Физическое развитие детей 5 – 7 лет» Волгоград 2008. С. 8-17.                                                                                                                             2.   Белавина И.Г, Н.Г Найденская. Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. Планета – наш дом: учебн.     – М.: Лайда, 1995. – 228 с.                                                                                                                                                                3.   Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992. - 44 с.                                                                                   4.   Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.  Бурашникова А. В.                                                                                                            5.   Зуева Н. Н.  Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста» из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского района г. Нижний Новгород 1999г. С. 8 – 11.                                                                                                               6.   Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»   Москва «Просвящение» 2008 г.                                                                                                                 7.   Водолажская И.А. Программа занятий кружка "Мир вокруг нас" для подготовительных групп детского сада //Туристско-краеведческая деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные программы. Вып. 1. - Омск: Обл. ЦДЮТ, 1996, с. 23-25.                                                                                                                       8.   Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998.                                                                                                                               9. Голицина Н. С.  Физкультурный калейдоскоп для дошкольников»Москва 2008.С.55-61.                                                                                                                                               10.  Горбатенко О. Ф. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»  Волгоград  «Учитель» 2007 с. 136 – 146.                                                                                                        11.   Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 Тюмень С.40-51.                                                                                       12.   Кочетова Н. П.  Фролова И. Ю.  Яблокова А. Е. «Активный отдых дошкольников» Н. Новгород 2000 г. С. 8-9.                                                                                                                                13. Крайнёва И. Н. Узлы. – Спб, 1997.                                                                                               14.   Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: “Просвещение”, 1980. – С. 108.                                                                                                              15.   Куприна Л. Е. Экология, туризм, рекреация. Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест» № 9, 2003. Тюмень. С. 77-80.                                                                                                                                                                             16 .  Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 17 Никанорова Т. С. «Здоровячок» Система оздоровления дошкольников. Воронеж 2007. С.75-84.                                                                                                                                                       18.  Остапец А.А. Концептуальные положения программы "Школа - окружающий мир" //Краеведо-туристская работа с дошкольниками: Матер. науч.-практ. конф. М., 1995, с.7-9.                                                                                       19.   Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование. М: “Физкультура и спорт” 1983.                                                                                                                                                20.   Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве» Москва «Просвящение» 2006.                                                                                                                                                21.   Рыжавский Г. Я. Биваки. М.: Ц Д Ю Т, 1995.                                                                                                                                                                       22.   Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, № 6, с. 61-64.                                  

23.Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры: Учеб.     пос. - Тюмень: Вектор Бук, 1999. - 16 с.                                                                                              24.   “Спортивно-познавательный туризм” Учебно-методическое пособие. КК ИПК РО-КДЮСШОР г. Красноярск 2005.                                                                                                          31.   Шарманова С.Б., Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 1, с. 50-54.                                                           32.   Энциклопедия туриста. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993.                              33.   Сайты Интернета «Фестиваль педагогических идей» разделы:  «Дошкольное воспитание», «Спорт и школа».

Приложение 1

Конспект занятия туризмом  в подготовительной группе

(сюжетное: "Поход в горы")

Цель:

  • Учить детей влезать на гимнастическую стенку, не пропуская реек с переходом с пролёта на пролёт приставным шагом.
  • Закреплять умение прыгать из обруча в обруч, ноги вместе.
  • Упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по доске.
  • Воспитывать ловкость, смелость, выносливость.

Место проведения: Спортивный зал.

Оборудование: Обручи, гимнастическая доска, скамейка, трёхгранная лесенка, гимнастическая стенка, гимнастические палки по количеству детей, магнитофонные записи.

Ход занятия: Вводная часть.

-Дети, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Что такое, тут и там -
Ходят горы по горам (Туристы)

Если дети затрудняются, показываю картинку, где идут туристы

- Дети, а кто такие туристы? (Ответы детей)

- Кто-нибудь из вас ходил в поход? (Ответы детей)

- А какие люди ходят в поход? (Ответы детей)

- А хотели бы вы быть такими же сильными и выносливыми, и пойти сегодня в поход? (Ответы детей)                                                                                                                 1 часть. 

Туристы, в одну шеренгу становись!

Шагом марш

Вводная ходьба под музыку

А сейчас мы потренируем свои ноги

Ходьба на носках и пятках.

Перешагиваем через валуны.

Ходьба с высоким подниманием колен.

Проходим под низко растущими веточками.

Ходьба в полуприседе.

Отводим ветки в сторону, чтобы пройти по дорожке.

Ходьба с разведением рук в стороны.

Немного замёрзли. Побежим, чтобы согреться.

Бег в среднем темпе.

О Р У с гимнастическими палками.

-Первый привал. Выполним несколько упражнений, чтобы проверить вашу выносливость.

1. И.п.- о.с.

Палка вверх, правая нога назад, вернуться в и.п.
Тоже самое с другой ноги 6-8 раз.

2. И.п.- о.с. Палка вперёд, вверх, вперёд, вернуться в и.п. 6-7 раз.

3. И.п. – ноги на ширине плеч, палка у груди.

Наклон вправо – палка вверх, вернуться в и.п.
Тоже самое в другую сторону. 5-6 раз.

4. И.п. – тоже самое.

Наклон вперёд – палка вперёд.
Наклон вниз – палка вниз.
Наклон вперёд – палка вперёд.
Вернуться в и.п. 6-7 раз.

5. И.п. – сидя на полу, ноги врозь – палка у груди.

Наклон к правой ноге – палкой коснуться пальцев ног.
Вернуться в и.п.
Тоже самое к другой ноге 5-6 раз.

6. И.п. – лёжа на спине, палка в вытянутых руках впереди.

Коснуться прямыми ногами палки 5-6 раз.

7. И.п. – лёжа на животе, палка впереди себя в вытянутых руках.

Упражнение «лодочка» - качание на животе 5-6 раз.

8. И.п. – ноги узкой дорожкой, палка внизу.

Приседание – палка вперёд 10-12 раз

9. И.п. – палка стоит у правой ноги. Прыжки вокруг палки 15-20 сек

Спокойная ходьба, палки убрать.

2 часть. Основные движения.

Задаю вопрос детям

- Вы готовы идти дальше и встретиться с трудностями (Ответы детей)

Обращаю внимание детей на препятствие.

- Что попалось нам на пути? На что похоже? (Ответы детей – кочки) А кочки где бывают? (На болоте)

- Давайте подумаем, как перейти через топкое болото?

1. Прыжки из обруча в обруч – ноги вместе.

- Молодцы! Никто не утонул в болоте. Ну что, пойдём дальше? На пути возникает узкая горная дорога. Предлагаю перейти её.

2. Ходьба по гимнастической доске (ширина 20 см), руки на пояс.

- Через горную дорогу вы прошли правильно, я вами довольна. Приготовьтесь к переходу через горы, будьте внимательными, чтобы не оказаться на дне пропасти.

3. Лазание по трёхгранной лесенке.

- А вот сейчас нас ожидает ещё одно испытание. Надо пройти через качающийся мост над горной рекой.

4. Лазание на четвереньках по гимнастической скамейке.

- Через мост мы прошли, идём дальше. На нашем пути повстречалось самое трудное препятствие, надо преодолеть высокую скалу и спуститься с неё. Представьте, что вы альпинисты. Они смелые и ловкие.

5. Лазание по гимнастической стенке с переходом с пролёта на пролёт приставным шагом.

- Трудно было? (Ответы детей)

- Но вы со всеми трудностями справились, и я вами очень горжусь. А сейчас устроим ещё один привал, нам надо заготовить хвороста для костра.

Игра - эстафета «Чья команда быстрее соберёт хворост»

- Вот теперь вы самые настоящие туристы. А сейчас мы с вами отдохнём от трудного похода. Дети ложаться вокруг костра, расслабляются, закрывают глаза и слушают запись с пением птиц, журчанием реки

3 часть. Заключительная спокойная ходьба.

Приложение 2

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ.

(поход в парк, старшая группа).

Мотивация. Приглашение от царицы Осени на спортивную полянку в парк.

Ходьба до места назначения. Привал (отдых).

ВЕД.     Ребята! Мы в чудесном осеннем парке. Посмотрите вверх: какие высокие и стройные деревья, какие разные по цвету на них листья.

                 Посмотрите вниз: сколько разноцветных листьев на земле. Осенний ковёр. Походите и соберите красивые букеты.

                  Свободная ходьба между деревьями (3-5мин.), дети собирают листья в букеты, общаются друг с другом.

                Бег между деревьями и кустарниками (1,5-2 мин.). На поиски волшебного сундучка. По сигналу дети останавливаются по 2-3 человека у каждого дерева.

  1. Упор руками о дерево на уровне гуди. Ходьба ладошками по дереву вверх-вниз, поднимаясь на носки и опускаясь, как жучки (1 мин.).
  2. Стоя лицом к дереву, обхватить его руками на уровни груди (4-5 раз).
  3. Стоя лицом к дереву, обхватить его руками на уровни груди. Присесть, переставляя руки попеременно (4-6 раз).
  4. Подтянуться и удержаться на дереве, оторвавшись от земли (2-3 раза).
  5. Прыжки на двух ногах вокруг дерева (5-6 раз).
  6. Медленный бег между деревьями (30-50 сек.).

Задания от королевы Осени:

-дойти до пенёчка и посчитать количество шагов;

-эстафета до пенька «Пробеги, не упади»;

-«Попади шишкой»;

-поиски по стрелам «Волшебного сундучка».

Подарки от царицы Осени. Пикник.  Возвращение в детский сад.

Приложение 3

Прогулка со старшими дошкольниками "Путешествие по волшебному лесу"

Цели:

  • формировать бережное отношение к природе; 
  • учить детей ориентироваться по приметам, компасу и карте;
  • активизировать словарь;
  • развивать воображение, наблюдательность, память и речь, тренировать глазомер;
  • расширять кругозор;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Программное содержание: знакомство с картой лесной местности, изучение маршрута с повторением условных обозначений, нанесённых на карту.

Оборудование: инвентарь для игр, карандаши, блокноты, коробка для интересных находок и гербария.

Рекомендации воспитателям:

Перед прогулкой познакомить ребят с пословицами, поговорками, загадками, стихотворениями о лесе (ПОДБОРКА ПРЕДЛАГАЕТСЯ).

Стихотворения:

Прилет скворцов.

Ждет гостей высокий клен – дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша, есть крылечко для певцов…
В синем небе щебет слышен – к нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано, ждали птиц ещё вчера.
Ходит по двору охрана, гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем, барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем! Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться, долетели до двора,
Не смогли мы удержаться, громко крикнули: - Ура!
Удивительное дело: все семейство улетело.

Береза.

Во поле березонька стояла; во поле кудрявая стояла;
Некому березу заламати; некому кудряву заламати;
Я пойду во поле погуляю, белую березу заломлю…
Сделаю с берёзы три гудочка,                                                                                                                                А четвёртую – балалайку…                                                                                                                                                

Ели.

Ели на опушке – до небес макушки –
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата – елочки, тонкие иголочки –
У лесных ворот водят хоровод
 

Разговор ветра и осинок.

- Здравствуй, Ветер! Ветер, здравствуй, ты куда летишь вихрастый?
Что поднялся до зари? Погоди, поговори!
- Я спешу, Осинки, в город я несу приветов ворох,
Должен их сегодня сам разнести по адресам.
Площадям и переулкам, фонарям, тоннелям гулким,
Перекресткам и домам я приветы передам.
От тропинок и дорожек, от рябинок – тонконожек,
От калиновых кустов, от малиновок, дроздов.
Чтобы город стал весенним, чтоб пришло туда веселье,
Чтоб запахло там весной, светлой радостью лесной!

Зелёный город.

Мы посадим липы, клены. Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами. Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу, пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень российские дети, любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым часом всё краше молодое Отечество наше.

Загадки:

Что за дерево стоит? Ветра нет, а все дрожит? (Осина).                                                    Не балует дуб детей, одевает без затей; все в его семействе носят тюбетейки. (Желуди).                                                                                                                                     Шишки словно у сосны, но орешки в них вкусны. (Кедр).                                                    Лист горбочком, с желобочком, шипы имеет, а ранить не умеет. Зато лечит в любой день и час. (Алоэ).                                                                                                                Я – болотное растенье, конопатят мною стены. (Мох).                                                      Как зовут иголки у сосны и ёлки? (Хвоя).                                                                                  Эти домики для листьев открываются весной, и из каждого выходит к нам листочек молодой. (Почки).                                                                                                     Не пугает её снег, оттого и раньше всех в поле серебриться. Хоть и сбросит колпачки, почки, как пуховички. (Верба).

Конкурс:

Кто быстро и правильно сможет объяснить, каким маршрутом мы доберёмся до места, заработает 1очко.                                                                                                   Цели: закрепление знаний, умений и навыков ориентировки по карте и на открытой местности.                                                                                                                   По дороге мы внимательно смотрим по сторонам, запоминаем все дорожные знаки, встречающиеся нам на пути.

Поговорим, сидя на завалинке.

Цели: обогащение знаниями, активизация словаря, развитие речи.

Как растут деревья?                                                                                                    Деревьям для роста требуется питание.

Из почвы растение получает воду и минеральные соли. Из воздуха – углерод, а зеленые листья перерабатывают солнечную энергию в крахмал, сахар, целлюлозу. В атмосферу выделяется кислород. Происходит процесс, обеспечивающий рост и развитие дерева. Диаметр дерева увеличивается постоянно, а кора нет – она лопается, отмирает и отваливается. Со временем рост веток замедляется. Новые клетки становятся твердыми, похожими на чешуйки, постепенно превращаясь в почки. Весной почки раскрываются или опадают, и отросток снова начинает расти.                                                                           По количеству колец на древесине можно определить возраст дерева.

Зачем деревьям кора?                                                                                                       Кора защищает внутреннюю часть дерева от высыхания и повреждений. Кора образуется в течение всей жизни дерева. Если дерево лишится тонкого слоя коры вокруг ствола, оно погибнет. Советуем на зиму обертывать их стволы старыми тряпками, что защищает кору от объедания животными. Из коры деревьев изготовляют посуду и другие декоративные вещи. 

Какие бывают листья?                                                                                                      Листья похожи на круг, эллипс, яйцо, ромб, иглу и другие формы.

Почему листья окрашены в разные цвета?                                                                               С наступлением холодов питательные вещества, собранные в листьях деревьев, поступают в ветви и ствол. Так как зимой выработка питательных веществ прекращается, хлорофилл (зеленый цвет) разлагается. С его исчезновением прочие пигменты (краски) становятся видимыми. И мы наслаждаемся разнообразием окраски деревьев. К осени клетки у основания листа разъединяются, порыв ветра срывает листья. Вечнозелёные деревья не сбрасывают листья целиком. Это происходит постепенно. Поэтому они всегда остаются зеленые.

Конкурсы:

1) Кто назовет наибольшее количество дорожных знаков, заработает 2очка.                     Цели: развиваем внимание, память, закрепляем ПДД.                                                             2) Прикрепим без всякого порядка на деревьях, находящихся на различных расстояниях номера от 1 до 10, каждый участник оббегает все деревья от первого до десятого, коснувшись каждого из них рукой.                                                          Победитель зарабатывает 3 очка.

Подвижная игра “ Охотники”.

Цели: закрепляем порядковый счет, развиваем внимание, ловкость, быстроту реакции.                                                                                                                                          К домику мы идем следующим образом: воспитатель идет впереди, а дети, спрятавшись так, чтоб она их не видела, идут за ней на расстоянии 20метров. Изредка воспитатель оглядывается и тот, кого она заметит, выбывает из игры. Победитель зарабатывает 2очка.

Игра с шишками.

Цель: развиваем и тренируем: глазомер, внимание, быстроту реакции.                           Нужно пройти по бревну с 20 шишками в руках, если шишки из рук падают – начать сначала;                                                                                                                   Цель: учить сохранять равновесие, ловкость.                                                               Стрельба шишками по мишени.                                                                                           Бросок палкой – кто дальше?                                                                                          Городки.                                                                                                                                  Цель: развиваем и тренируем глазомер.

Подвижная игра “Беличьи хвосты”.

Ребята делятся на две команды. Каждая команда выбирает белку с хвостом определенного цвета. Воспитатель прячет в лесу отрезки шерсти разного цвета. Дети по команде ищут хвосты своего цвета и привязывают их друг к другу. Побеждает белка с самым длинным хвостом. Победители зарабатывают по 2 очка.                                                                                                                                      Цели: развиваем и тренируем: внимание, ловкость, мелкую моторику рук, скорость движения.

Поговорим, сидя на завалинке.

Цели: прививаем любовь к природе; учим бережному отношению к ней.

Как лес может превратиться в болото?                                                                  Заболачивание леса – естественный процесс или схватка леса и болота. Начало сражения – поселение зеленого мха – кукушкина льна, образующего на поверхности почвы плотные ковры. Он препятствует просачиванию воды в корни деревьев. Со временем исчезает, уступая место сфагнуму – белому мху. С его появлением корням деревьев все меньше достается кислорода. Сфагнум поглощает воду, не допуская ее к корням, она начинает скапливаться в верхнем слое почвы.

Как в лесу заживает ожог?                                                                                                  Все мы любим ходить в поход, сидеть у костра. Но никто не задумывается о том, что от костра на лесной поляне остаётся не заживающая рана. Для того чтобы её залечить, лесу понадобится время. Сначала ветер приносит споры мха, через год появятся первые травы. Несколько позже появятся всходы деревьев.

Какие сокровища прячет лес?

Собираем гербарий и другой природный материал для поделок и выставок.

Приложение 4

ПОХОД РОБИНЗОНОВ.

(поход к озеру - подготовительная группа).

Выбегает пират.       Попались, ребятишки! Никому не убежать, всех в плен к себе               заберу.

ВЕД.     Ты, подожди, злодей кричать. Давай-ка лучше по-честному поборемся. Спортом позанимаемся. Согласен?

 

ПИРАТ.     Согласен. Я знаю одну игру - «Кого поймаю, у того хвост отгрызаю!». Игра «Поймай хвост дракона».

ПИРАТ.          Ох, уморили вы меня! Никого я не поймал, но вы всё равно на поклон ко мне придёте: костра вам не развести, еды не приготовить. Я все дрова спрятал.

ВЕД.                Это мы ещё посмотрим!

                 Проводится эстафета «Разложи костёр».

ПИРАТ.           Что ж, костёр вы развели, но котелок всё равно пустой.

ВЕД.                 И это детям по плечу.

                          Эстафета «Свари уху».

ПИРАТ.           Всё-то вы умеете…! Но я всё равно заставлю уйти вас с моего острова (пугает детей).

                           Эстафета «Измерь длину удава».

ПИРАТ.             Признаю вы смелые, ловкие и быстрые. Но сдаваться мне не хочется… Придумал! Я вас сетью поймаю!

                       Игра «Перепрыгни-подлезь».

ВЕД.              Давай, Пират, лучше мы в добрые игры поиграем.

                       Игра «Дети нарядились».

ПИРАТ.         Растрогали вы меня, дети. Вот что я решил: дам я свой корабль, чтобы вы могли вернуться домой (дарит детям сувениры-кораблики).

Приложение 5

«Туристический слет» для выпускников детского сада

Положение о проведении слета

Цели и задачи:

воспитание разумного и доброжелательного двигательного опыта детей;
— воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Время и место проведения

Слет проводится в июне в Сосновой роще. Открытие слета на «Поляне песен» в 10 часов. Закрытие слета в 15 часов.

Руководство слетом

Общее руководство организацией и проведением слета осуществляет управление образования г. Навашино.

 Участники

В слете принимают участие команды детских садов. В составе каждой команды — 10 детей подготовительной группы в сопровождении двух воспитателей.

Программа слета

1. Туристский маршрут по тропе природы.
2. Туристская полоса препятствий.
3. Конкурсная программа.

Подведение итогов слета

Итоги подводятся отдельно по каждому виду соревнований. Победители награждаются грамотами и призами.

Финансирование

Расходы, связанные с подготовкой и проведением слета, несет туристский центр Дворца детского творчества г. Навашино. Питание детей на слете обеспечивается за счет средств родителей и управления образования.

 Условия проведения слета

1. Туристский маршрут по тропе природы — путешествие по станциям, расположенным в лесу, с выполнением заданий.

На станции «Доктор Айболит» дети учатся распознавать лекарственные растения, отгадывают загадки об их свойствах, узнают об оказании первой медицинской помощи; участвуют в практическом задании по оказанию первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

На станции «Туристята» требуется правильно поставить палатку (вместе с руководителем), сложить из поленьев костер (тип костра указывает судья этапа), установить на костре таганок и котелок; проявить осведомленность в знании традиций и законов юных туристов.

На станции «Деревья — лесные обитатели» нужно определить и назвать растения на определенной территории (площадка 5x5 м); отгадать загадки о деревьях, кустарниках, цветах, грибах, нарисовать отгадки.

На станции «Следопыт» проводится игра «Найди клад». В игре требуется проявить умение ориентироваться по указателям и отвечать на вопросы о природе и ее обитателях.

На станции «Ориентирование» проводится игра с использованием компаса и нахождением сторон горизонта. Для участия в игре требуется знать условные знаки на топографических картах, отгадывать загадки.

На станции «Краеведение» проводится викторина о городе.

2. Туристская полоса препятствий — прохождение туристских этапов на время. Возможные этапы: кочки, бревно, бабочка, мышеловка, маятник, паутина.

3. Конкурсная программа

а) Представление команд (команды должны рассказать о себе, подготовить эмблемы, девиз, исполнить песню).

б) Конкурс плакатов на тему «Мой любимый город» (плакаты готовятся заранее и представляются жюри в начале слета).

Туристская полоса препятствий

Препятствие «Бревно»

Самый простой вариант — когда бревно лежит на земле между двумя деревьями. Над бревном на уровне груди ребенка натянута веревка диаметром 10 мм. Это «гибкие» перила, за которые можно держаться, передвигаясь по бревну боком. Веревка крепится с помощью карабина.
Более сложный вариант — когда бревно перекинуто через небольшой овражек. Овражек не должен быть очень глубоким, так чтобы взрослый, стоя на дне, мог подстраховывать ребенка.
Еще более сложный вариант, если бревно тоже подвешено на некотором расстоянии над землей. В этом случае оно представляет собой довольно условную «твердую» опору, и двигаться по нему гораздо труднее.

Препятствие «Параллельные перила»

Это модификация препятствия «Бревно», где бревно заменено толстой веревкой.
Нижняя веревка натягивается над землей на расстоянии 30—50 см. Расстояние между нижней и верхней веревкой — в рост ребенка. Веревки натягиваются очень туго. Ребенок передвигается боком, держась руками за верхнюю веревку и переступая приставными шагами по нижней верёвке.

 Препятствие «Бабочка»

Это усложненный вариант параллельных перил. Веревки натянуты не параллельно друг другу, а под углом друг к другу (место соединения верёвок скреплено карабином). Там, где расстояние между ними шире, двигаться легче. Там, где расстояние уже, двигаться очень сложно. Особенно сложно преодолеть само сужение в центре пути.

Препятствие «Паутина»

Паутина — сеть из туго натянутых в разных направлениях веревок, по которым нужно пробираться из одного конца в другой, не касаясь земли. Очень трудное и очень захватывающее упражнение.

Препятствие «Мышеловка»

«Мышеловка» — тоннель из веревок. По нему необходимо проползти, не задев веревки над головой. Чем ниже «своды» тоннеля и чем он длиннее, тем сложнее по нему двигаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туризм в детском саду

Сохранение и укрепление здоровья маленьких детей, приобщение их изначально к здоровому образу жизни и к активному отдыху в современном обществе является острым вопросом, потому как  к дошкольника...

Консультация в области "Туризм в детском саду" на тему: «Как провести туристскую прогулку?»

Консультация для педагогов в области "Туризм в детском саду" на тему: «Как провести туристскую прогулку?» для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация в области "Туризм в детском саду" на тему: «Как организовать двигательную деятельность детей на привале?»

Область "Туризм в детском саду" консультация на тема: «Как организовать двигательную деятельность детей на привале?»...

Консультация в области "Туризм в детском саду" на тему: «Организация бивака».

Консультация в области "Туризм в детском саду" на тему: «Организация бивака» для старшего дошкольного возраста. Даётся понятие бивака, какие бывают виды привалов, условия для организации бивака....

Раздел "Туризм в Детском саду" Занимательные подвижные игры на природе.

ИГРЫ ВЕСЁЛОГО РЮКЗАЧКА. Занимательные подвижные игры на природе. Даются названия игр, правила проведения, краткое их описание....

Туризм в детском саду – новые возможности

Дошкольные образовательные учреждения города Чебоксары успешно реализуют муниципальный проект «По родному краю с рюкзаком шагаю», в котором большое внимание уделяется знакомству детей с природой Чуваш...

Туризм в детском саду

quot;ВЛИЯНИЕ  СОВМЕСТНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ВОСПИТАННИКОВ"...