Футбол
материал по физкультуре по теме

Булошкина Ольга Николаевна
Футбол в общей системе физического воспитания. Футбол как вид спорта. Краткая история развития футбола. Развитие отечественного футбола. Правила игры. Тактика игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Футбол в общей системе физического воспитания

Социальная значимость футбола

Футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около 3 млн. человек. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.

Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.

В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.

Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники, в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры, его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков.

Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха.

Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В тренировке по другим видам спорта футбол часто используется в качестве дополнительного средства. Игра в футбол (или его элементы) служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, широкого тактического мышления позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.

Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость у миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит их на футбольные поля, спортивные площадки и в залы. Многие выдающиеся спортсмены начинали свою спортивную биографию с увлечения футболом.

Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания.

Наибольшей популярностью он пользуется среди детей и подростков в секциях футбола общеобразовательных школ и по месту жительства.

Задачи физического развития, необходимого для полноценной подготовки к различным видам трудовой деятельности, решаются в секциях футбола общеобразовательных, профессионально-технических училищ и техникумов.

Массовая подготовка спортивных резервов ведется в спортивных школах. Более 600 отделений по футболу ДЮСШ, СДЮСШОР, отделений по футболу УОР готовят квалифицированных юных футболистов.

В программу физического воспитания высших учебных заведений включены факультативные занятия по футболу.

Секции по футболу имеют и многие трудовые коллективы. Систематические тренировочные занятия и соревнования направлены на всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья, организацию культурного досуга и активного отдыха широких масс трудящихся, что способствует повышению производительности труда. Важное значение придается занятиям футболом в Вооруженных Силах.

В местах коллективного отдыха - в парках, на пляжах, в походах, в пионерских лагерях, домах отдыха - футбол является эффективным средством физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.



Предварительный просмотр:

Футбол как вид спорта

Футбол как вид спорта  в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности. Он — многофункциональное и многообразное явление социальной реальности, занимающее незаурядное место не только в физической, но и духовной культуре общества. Он — и неординарное средство воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и необыкновенно увеличить их, перешагнув за кажущиеся «пределы», и остро действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий стремление к самоопределению и самоутверждению индивида; вместе с тем — он и популярнейшее средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении (включая зрелищные интересы широчайших народных масс), и поразительно доходчивый, преодолевающий любые национальные границы «язык» межчеловеческого взаимопонимания, который, как никакой другой, позволяет устанавливать, расширять и упрочивать международные контакты; он имеет и ряд других свойств и отношений. 

Современный футбол - это игра, требующая высокий двигательный активности игроков и большой интенсивности мышечной работы динамического характера. Современный футбол отличается неравномерностью физических нагрузок, аритмичным чередованием работы и отдыха.

Двигательная деятельность футболистов во время игры охватывает большое число различных по структуре и степени сложности двигательных актов, повторяющихся в разных вариантах. Характер действий с мячом во время матча определяется, прежде всего, игровым амплуа футболиста. На количество определенных действий, характеризующих активность футболиста, оказывают влияние и ряд других факторов: погодные условия, состояние поля, темп игры, соотношение сил и возможностей игроков соперничающих команд, степень подготовленности каждого спортсмена.

Для достижения высоких спортивных результатов в подготовке футболистов используются специфические средства и методы, распределение их во времени на различных этапах годичного цикла, а так же режим питания т.д.



Предварительный просмотр:

Краткая история развития футбола.

Зарождение футбола относится к глубокой древности. Даже у древних греков игра в мяч пользовалась такой популярностью что была включена в программу физических упражнений. Первое упоминание об игре в мяч относится к 180 г. н.э. в которую играли в Греции. Историки по физической культуре и спорту полагают, что игру в мяч завезли в Великобританию и другие страны Европы римские легионеры.

Англичане доказывают, что игра ногами в мяч на Британских островах была известна уже в IX веке. Можно предполагать, что подобные игры в западноевропейских государствах в середине века развивались и самостоятельно и в порядке взаимствования отдельных элементов друг у друга.

В 1313г. английский король Эдуард П запрещает под страхом тюремного заключения проведение игры в пределах города, т.к. толкотня с мячом имеет в городах шум и пагубное действие. Так же игры с мячом отвлекли население от занятий стрельбы из лука и даже от ремесла. По этой причине английский король Эдуард П в 1349г. так же запрещает футбол в Лондоне. Первое упоминание о футболе в Италии относится к 1400г. Причем если в Англии и Франции игра в мяч ногами была народным развлечением, то в Италии она стала игрой аристократических кругов.

Новый этап в истории футбола начинается с ХІХ в. В английских колледжах и университетах, распространяется игра в мяч ногами.

Во второй половине ХІХ в. в футболе ясно определились два направления: одно из них поддерживалось Лондонским и Кембриджским колледжами, которые организовали в 1963 г. футбольную ассоциацию и приняли решение культивировать игру с круглым мячом и играть только ногами.

Сторонниками другого направления стал университет города. Регби, где было принято играть овальным мячом не только ногами но и руками.

Первые попытки установить единые правила игры принадлежат Кембриджскому футбольному клубу в 1848 г. и было решено издать эти правила, но они были утеряны и не увидели света. Первые правила, дошедшие до нас были опубликованы 8 декабря 1963 г.

В 1866 г. было решено соединить стойки ворот веревкой. Высота такой веревочной перекладины была установлена в 5,5 м. В 1871 г. голкиперу было разрешено играть руками. В 1873г. был введен угловой удар. В 1875 г. веревку, соединяющую стойки, заменила перекладина на высоте 2,44 м. от земли.

В 1882 г. состоялось объединение четырех самостоятельных футбольных союзов: Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии. Были приняты единые правила и утвержден Международный Совет, имеющий право вносить изменения в правила.

Судья на футбольном поле впервые появился в период 1880-188I гг. В его обязанности входило проведение игры по установленным правилам, определение числа голов и т.д.

В 1891г. судья стал выходить на поле с двумя помощниками. В 1871г. в Англии был утвержден розыгрыш кубка страны. За этот кубок английские футболисты ведут борьбу и по ныне.

В 1904 г. была создана Международная федерация футбола (ФИФА), куда в настоящее время входят более 150 стран мира. Наряду с ФИФА с 1954 существует Европейский футбольный союз -УЕФА (более 40 стран).

Начиная с 1930г. каждые 4 года проводятся чемпионаты мира по футболу, а с 1958 - чемпионаты Европы, в которых участвуют национальные команды. С 1900 футбол стал олимпийским видом спорта, но официально он был включен в программу олимпийских игр только в 1908г.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕЦНОГО ФУТБОЛА.

Футбол в дореволюционной России.

В нашей стране футбол появился в 70гг. прошлого столетия. Английские рабочие, которые работали на предприятиях в России были огранизаторами первых футбольных клубов. Были созданы футбольные клубы в Санкт-         петербурге. Затем появились футбольные клубы в г. Харькове и Одессе. Футбол становится популярным и у наших соотечественников. Так в 1897г. петербургский "Кружок любителей спорта", создает первую русскую футбольную команду. В 1901г. была создана Петербургская футбольная лига, которая начала проводить розыгрыш футбольных первенств между клубами - членами лиги.

Появление футбола в Москве связано с Сокольническим кружком футболистов. Здесь было положено начало организованному футболу в Москве. Вскоре в футбол стали играть и в подмосковном Быково, а затем и в других местах. Решающим годом в развитии Футбола в Москве был 1909, когда была создана Московская футбольная лига.

Период с 1900 по 1910гг в истории русского футбола характерен ростом числа команд и клубов.

В 1911г. был организован Всероссийский футбольный Союз, в который входили футбольные лиги Петербурга, Москвы, Киева Одессы, Харькова, Твери, Севастополя и Николаева. В 1912г - союз объединял 52 клуба, а год спустя - 138 клубов. В 1912 г. Россия ступила в ФИФА.

Царское правительство не заботилось о развитии спорта, в том числе и футбола, среди широких народных масс. После революции 1905г. русские капиталисты по примеру западной буржуазии в качестве одного из средств отвлечения рабочих от революционной борьбы начинают использовать спорт и в первую очередь футбол. В 1912-1914гг. появились футбольные клубы на дальнем Востоке. В 1912г. впервые было проведено соревнование на первенство России по футболу. Выиграла это соревнование команда С-Петербурга.

В 1910г. русские футболисты вышли на международную арену. Россию посетили команды г.Праги, г. Берлина, олимпийская сборная Англии. Русские футболисты не знавшие тогда тонкостей техники и тактики, большинство матчей проиграли. Хотя эти встречи и были проиграны с большим счетом, они способствовали классу игры русских футболистов. Они познакомились с более совершенной для того времени техникой и тактикой игры, что конечно сказалось на результатах последующих международных встреч. Следует отметить, что большой вклад внес основатель русской футбольной школы Дюперонн, которому в 1997г в С-Петербурге в связи со 100-летием русского футбола открыли памятник.



Предварительный просмотр:

Правила игры в футбол

Футбол — командная игра. Матч проводится с участием двух команд на площадке, размером 100-120 (длина) на 64-75 (ширина) метров. Число игроков в каждой команде — не более 11. включая вратаря. Матч не начинается, если состав любой из команд менее 7 игроков.

Продолжительность футбольной игры - два равных тайма по 45 минут. Игроки имеют право на перерыв между двумя таймами, который не должен превышать 15 минут. Перед началом матча проводится жребий и команда, его выигравшая, выбирает ворота. Во втором тайме матча команды меняются воротами. Размеры ворот: длина - 7 метров 32 сантиметра, высота -2 метра 44 сантиметра.

Игра проводится мячом, имеющим сферическую форму, длина окружности 68-70 сантиметров, вес мяча 410-450 грамм, давление 0.6-1.1 атмосфер. Мяч может быть заменен во время игры только по указанию судьи.

Команда, забившая в течение матча большее число голов, считается победителем. Если обеими командами забито равное количество голов или не забито вообще, то матч заканчивается с ничейным результатом. Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересек линию ворот между стойками и под перекладиной, при условии, что перед этим забившая гол команда не нарушила Правила игры.

Обязательная экипировка футболиста - рубашки или футболка, трусы, гетры, щитки, обувь. Цвет одежды каждого вратаря должен отличаться от остальных игроков, судьи и помощников судьи.

Каждый матч контролируется судьей, имеющим все полномочия по обеспечению соблюдения Правил игры в том матче, на который он назначен. Решения судьи по фактам, связанным с игрой, являются окончательными. На игру также назначаются два помощника судьи, которые помогают ему проводить матч в соответствии с Правилами игры.

В игре разрешаются замены игроков и вратаря. Для замены необходимо выполнение следующих условий: о любой предполагаемой замене необходимо поставить в известность судью. Запасной игрок выходит на поле только в момент остановки игры, находясь у средней линии, и только после того, как его покинет игрок, которого заменяют. Разрешается и замена вратаря. При этом условия замены сохраняются. Обратная замена не разрешается. Одним из основных правил в футболе является положение «вне игры». Игрок находится в положении «вне игры», если он располагается ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний игрок соперника. Наказывается за это он только в том случае, если в момент касания мяча или удара по мячу кем-либо из его партнеров по команде, он, по мнению судьи, активно участвует в игровых действиях, а именно: вмешивается в игру, мешает играть сопернику, получает преимущество благодаря своей позиции. Нарушение правила «вне игры» нет, если игрок получает мяч непосредственно после удара от ворот, вбрасывания из-за боковой линии или углового удара.

За нарушения Правил, выразившиеся в применении запрещенных приемов и недисциплинированном поведении, команда наказывается штрафным или свободным ударом.

Штрафной удар назначается за удар или попытку ударить соперника ногой или рукой; за подножку или попытку сделать сопернику подножку; за прыжок или нападение на соперника; за толчок соперника; за неправильно выполненный подкат; за задержку соперника; за умышленную игру в мяч рукой (кроме вратаря в своей штрафной площади). Штрафной удар выполняется с места, где произошло нарушение. Если одно из перечисленных нарушений совершено игроком в пределах штрафной площади своих ворот, независимо от места на хождения мяча, но при условии, что мяч находится в игре, назначается 11-метровый удар.

Свободный удар назначается, если игрок, по мнению судьи, сыграет опасно, блокирует продвижение соперника или помешает вратарю ввести мяч в игру. Свободным ударом также может наказываться и вратарь, если он сделает более четырех шагов, удерживая мяч руками, прежде чем ввести его в игру; когда вратарь снова коснется мяча руками после того, как выпустит его, но мяч не коснется соперника; если коснется мяча руками после того, как партнер по команде преднамеренно отдаст ему пас ногой или при получении мяча непосредственно после вбрасывания, выполненного его партнером по команде, а также, если умышленно затягивает время.

Свободный удар выполняется с места, где произошло нарушение.

Мяч, забитый в ворота соперника непосредственно со штрафного удара, засчитывается. А при свободном ударе необходимо, чтобы мяч коснулся кого-либо из игроков или вратаря.

В игре к игрокам применяются и дисциплинарные санкции. Игрок получает предупреждение с показом ему желтой карточки за неспортивное поведение, демонстративное несогласие с решением судьи; систематические нарушения Правил игры; затягивание возобновления игры; несоблюдение требуемого расстояния (9 метров 15 сантиметров) при выполнении углового, штрафного или свободного ударов; уход, выход, возвращение на поле без разрешения судьи. Игрок удаляется с поля с показом ему красной карточки за серьезное нарушение правил игры: агрессивное поведение, плевок в соперника или любое другое лицо; за умышленную игру рукой, помешавшую сопернику забить гол; за лишение соперника явной возможности забить гол с помощью нарушения, наказуемого штрафным или 11 -метровым ударом; оскорбительные, обидные или нецензурные выражения; за второе предупреждение в течение одного и того же матча.

Удар от ворот назначается, когда мяч полностью пересек линию ворот по земле или по воздуху, последним коснувшись игрока атакующей игры, но при этом в соответствии с Правилами игры не забивается гол. Удар производится игроком обороняющийся команды с любой точки в пределах площади ворот. Если же последним коснулся игрок обороняющейся команды, то назначается угловой удар, который выполняется с углового сектора у ближайшего углового флага. Когда мяч полностью пересекает боковую линию, то противоположная команда получает право на вбрасывание мяча из-за боковой линии с места, где мяч вышел из игры.

При условии согласия соответствующих Национальных Федераций и соблюдения принципов Правил, допускаются модификации Правил при проведении матчей среди футболистов возраста до 16 лет, а также матчей женских команд и команд ветеранов (старше 35 лет).

Допускаются любые из следующих модификаций или все из них: размер поля для игры; размер, вес и материал, из которого изготовлен мяч; расстояние между стойками и высота от земли до перекладины ворот; продолжительность таймов; число замен.

Другие модификации допускаются лишь с согласия Международного совета (ИФАБ).



Предварительный просмотр:

ТАКТИКА ИГРЫ

Тактика футбола отличается большим разнообразием. Основным принципом современной тактики футбола является постоянное перемещение всех игроков, с тем чтобы создать наилучшие условия для взятия ворот противника и защиты своих. Игра футболистов характеризуется коллективностью действий, высокой активностью и инициативностью отдельных игроков и команды в целом, а также плановым распределением действий. Тактические задачи в игре разрешаются индивидуальными и групповыми действиями игроков, правильным использованием тактических средств в зависимости от задач, возникающих в ходе игры.

Индивидуальные тактические действия игрока основываются на оценке обстановки, выборе и наиболее целесообразном применении различных приемов игры.

К индивидуальным тактическим действиям относятся: выбор места, ведение мяча, финты, удары по воротам, отбор, выбивание, отбивание и перехват мяча. К групповым тактическим действиям игроков относятся: передача мяча, отбор мяча у противника при помощи согласованных действий двух и более игроков, «закрывание» противника. Как правило, групповые действия находятся в определенной взаимосвязи. Согласованные действия игроков придают игре коллективный характер.

В ходе игры происходит постоянная смена атакующих и оборонительных действий. Команда, владеющая мячом, является нападающей, а при потере мяча—защищающейся.

ТАКТИКА ИГРЫ В НАПАДЕНИИ

Главной задачей команды в нападении является создание условий, которые бы позволили завершить атаку взятием ворот противника. Решение этой задачи осуществляется индивидуальными групповыми и командными действиями.

Индивидуальные действия

В атаке игроки действуют как с мячом, так и без мяча. Эффективность их действий в атаке зависит от умения выбрать правильную позицию, быстро оценить ситуацию и принять правильное решение. Для этого нужно:

  1. своевременно освободиться от опеки противника и выйти на свободное место для получения мяча;
  2. видеть партнера, находящегося в наиболее выгодной позиции;
  3. обыграть одного или двух противников;
  4. предугадать возможности развития игровой ситуации;
  5. выбрать наиболее выгодную позицию в завершающей фазе атаки для нанесения удара по воротам.

Решение индивидуальных тактических задач осуществляется с помощью перемещений и всего комплекса технических приемов. Успех в индивидуальных тактических действиях зависит от уровня

физической, психической подготовки и от индивидуального исполнительского мастерства футболиста."

Индивидуальные действия во многом определяются местом игрока в команде.

Групповые действия

Хорошо организованную оборону, имеющую, как правило, численное превосходство над атакующими, трудно преодолеть только индивидуальными действиями. С этой целью широко используются согласованные действия двух, трех и более игроков, которые, взаимодействуя между собой, проводят различные тактические комбинации.

Наиболее простой тактической комбинацией в нападении является передача мяча между двумя или несколькими нападающими, стремящимися обыграть противника и создать на определенном участке численное превосходство над ним. Во время игры передачи применяются: а) для удержания мяча в команде; б) для быстрейшего продвижения мяча и игроков к воротам противника; в) для перевода мяча с одного участка поля на другой к партнеру, находящемуся в более выгодном положении.

Способы передачи чрезвычайно разнообразны. Выбор способа зависит от обстановки, сложившейся на поле (расстояние между игроками, направление для передачи, особенности перемещения игрока, которому передается мяч, и т. д.). Передачи могут быть короткими (до 10—12 м), средними (до 25 м) и длинными (более 25 м). Длинными передачами пользуются главным образом для перевода мяча с одного участка поля на другой.

По направлению передачи бывают продольными, поперечными и диагональными.

Для быстрого передвижения к воротам противника и обыгрывания его выгоднее продольные и диагональные передачи. Передачи поперек поля менее эффективны для развития атакующих действий. Передавать мяч можно низко или высоко. Низкая передача выгоднее высокой, так как, во-первых, переданный таким способом мяч партнеру не обязательно останавливать; во-вторых, такой мяч легче принять на бегу, и, в-третьих, низко летящий мяч или катящийся по земле достигает цели быстрее, чем высокий, так как путь его короче.

Высокие передачи обычно применяются при необходимости передать мяч на значительное расстояние и тогда, когда мяч, посланный низом, может перехватить противник. В игре передачи выполняются на игрока или на свободное место. При передаче на игрока мяч направляется точно в ноги партнеру. Такая передача используется чаще всего тогда, когда принимающий мяч стоит на месте. Передвигающемуся игроку мяч следует посылать несколько вперед «на ход», чтобы он смог догнать его.

Если игрок, принимающий мяч, закрыт противником, необходимо передавать мяч на свободное место партнеру с таким расчетом, чтобы он оказался у мяча раньше, чем противник.-

По способу выполнения самым эффективным, но в то же время самым трудным тактическим средством атаки считаются передачи мяча в одно касание. Для такой передачи партнеры игрока, владеющего мячом, должны правильно и своевременно выбрать место на поле, создав наиболее благоприятные условия для немедленной передачи мяча в нескольких направлениях. Однако в игре обстановка складывается иногда так, что не следует передавать мяч сразу же после того, как он получен. Задержать передачу целесообразно, когда партнер закрыт противником и когда нужно отвлечь противника на себя.

Многие игроки с успехом применяют так называемую «стенку» комбинацию, осуществляемую при помощи передач между двумя игроками. Игрок 1, владеющий мячом, имея перед собой противника, производит передачу стоящему впереди партнеру 2 и быстро делает рывок на свободное место. Партнер 2 в зависимости от действий своего опекуна отправляет мяч выбегающему партнеру незамедлительно или после небольшой задержки. Преимущество игрока 1, владеющего мячом перед опекуном, состоит в том, что он находится лицом к воротам, а защитник спиной.

В более сложных комбинациях передачи мяча выполняются со сменой мест. Они применяются тогда, когда противник плотно прикрывает партнера и приходится передавать мяч на «свободное место». В игре часто используется передача мяча между тремя игроками, получившая название «игра треугольником». Передача треугольником осуществляется без смены и со сменой мест.


Командные действия

Командные тактические действия в нападении и защите представляют собой определенную систему ведения игры с различной расстановкой игроков на поле. Система ведения игры является самым подвижным компонентом и в современном футболе подвергается частым изменениям. Это происходит вследствие появления новых тактических идей и быстрого их распространения. Если раньше тактические системы существовали по 20—25 лет, то теперь они меняются, по существу, к каждому новому чемпионату мира. Так, в 1958 г. в Швеции на VI чемпионате мира бразильцы с большим успехом продемонстрировали тактическую систему с расстановкой игроков 1 +4 + 2 + 4, а спустя 4 года в Чили они использовали новый тактический вариант. На VIII чемпионате мира в Англии в 1966 г. утвердилась система 1+4 + 3+3, а уже в Мексике большинство команд мира строили игру с различным расположением игроков. У одних игроки располагались по схеме 1 + 1+3 + 4 + 2, у других— 1 + 4 + 3+1+2,у третьих—1 + 1+3 + 3 + 3. Это свидетельствует об отказе от каких-либо стандартных схем в целях поиска наиболее эффективных методов и средств усиления атакующей мощи и обороны команд.

Главными тенденциями современной тактики игры являются усиление обороны на одного лишнего игрока перед атакующей линией противника и усиление атакующей мощи за счет игроков средней линии команды, а также подключением в атаку крайних и центрального защитника.

Командные действия в нападении

Командные действия в нападении в современном футболе характеризуются расширением зон действий и круга обязанностей нападающих. Важным условием успешных действий игроков нападения является широкий маневр, разнообразие форм атаки, нарастание темпа в завершающей фазе и взаимозаменяемость между игроками передней и средней линий команды.

Современная тактика атаки основана на рациональном сочетании индивидуальных и коллективных действий, в которых применяются быстрая перемена мест, разнообразные передачи с быстрым выдвижением игрока в зону предполагаемой передачи, максимальное использование индивидуального обыгрывания противника.

Эффективными средствами усиления атаки являются:

а)        неожиданный перенос атаки с одного участка поля на другой с помощью длинной передачи и выходом в зону мяча одного из игроков;

б)        выдвижение одного нападающего на грань нарушения правила «вне игры», т. е. как можно ближе к свободному центральному защитнику с последующим уводом его на фланги;

в)        максимальное использование всей глубины поля за счет более разнообразных передач мяча вперед;

г)        определение наиболее рациональной меры участия крайних и центрального защитников в атакующих действиях.

В настоящее время лучшие футбольные команды применяют два метода ведения атаки. Одним из них является так называемый «быстрый прорыв», который осуществляется за счет опережения противника и в тех случаях, когда противник не сумел организовать свою оборону. Второй метод атаки — это неторопливый розыгрыш мяча, медленное продвижение вперед, с тем чтобы найти слабые места в организации обороны противника и создать необходимые условия для быстрого вывода нападающих на ударную позицию. Такую форму атаки можно назвать позиционным нападением.

Тактика игры крайних нападающих.

Крайние нападающие организуют и проводят атаки чаще всего по краю. Их главной тактической задачей является прорыв обороны противника на фланге. Но это не исключает действий крайних нападающих на других участках поля. В современном футболе крайний нападающий действует по всему фронту. Это расширяет территорию действий нападающего и обусловливает определенные особенности тактики его игры.

В настоящее время в ходе атаки крайний нападающий играет на месте центрального нападающего, в зоне другого крайнего нападающего и часто действует в зоне полузащитника. Все это вызывается непрерывными поисками «свободного места», т. е. наиболее выгодной позиции при развитии атаки.

При выходе на свободное место от крайнего нападающего требуется умение выбирать момент для перемещения. Если перемена места совершена несвоевременно и неточно, она не принесет пользы атакующей команде.

Если крайний нападающий выйдет на свободное место слишком рано, противник успеет его закрыть. При опоздании с выходом на свободное место противник успеет раньше завладеть мячом. Если же выход крайнего нападающего будет сделан неточно, то партнер может не суметь передать ему мяч и перемещение окажется бесполезным.

Крайний нападающий является игроком индивидуального и комбинационного плана, поэтому ему приходится решать задачи и самостоятельно и совместно с партнерами. Стремление решать большинство тактических задач коллективно — главная черта лучших крайних нападающих советских команд. Индивидуальный прорыв обороны противника решается с помощью обводки, а коллективный - с помощью различных тактических приемов: комбинацией «стенка», обыгрыванием «скрещиванием», продольной передачей по флангу на «свободное   место»   для выходящего   туда партнера и др.

Крайний нападающий выполняет и защитные функции, обеспечивая страховку выдвинувшегося для атаки своего крайнего защитника, или «закрывает» оставшегося крайнего нападающего противника. Он должен также преследовать противника с мячом, находящегося' поблизости от него.


Тактика игры центральных нападающих.

В современном футболе в отличие от системы «дубль-ве» на главном направлении атаки действует не один, а два центральных нападающих. Они являются основной ударной силой перед воротами противника и располагают большими возможностями для взятия ворот.

Главная тактическая задача центральных нападающих — обстрел и взятие ворот противника. Центральные нападающие обычно самые результативные в команде. В современном футболе центральные нападающие играют не только в зоне действий центральных защитников противника, но и в глубине поля, они часто отходят назад для организации атак. Маневры центральных нападающих стали гораздо шире и проводятся не эпизодически, а постоянно. В связи с этим их игра стала разнообразнее, сложнее и результативнее.

Центральные нападающие после срыва атаки у ворот противника отходят назад, участвуют в обороне и сохраняют связь со своими партнерами для атаки. Как только команда овладела мячом, центральные нападающие стремятся выйти на свободное место, оторваться от опекуна и как можно быстрее кратчайшим путем выйти   на   ударную   позицию     для   поражения     ворот   команды противника.

В современном футболе от центральных нападающих требуется умение действовать на любом месте линии нападения, выполнять не только атакующие, но и оборонительные функции.

ТАКТИКА ИГРЫ В ЗАЩИТЕ

Главными задачами при выполнении оборонительных действий команды являются лишение противника возможностей в развитии атаки и предотвращение прицельного удара по воротам. Чтобы осуществить эти задачи, необходимо, прежде всего, постараться отобрать мяч у противника. Это осуществляется с помощью индивидуальных и групповых действий.

За последние годы в тактике игры защиты произошли большие изменения. Если раньше защитники пользовались преимущественно персональной опекой (у нас) и зонной защитой (за рубежом), то в современном футболе широко применяется смешанный принцип, т. е. принцип подвижной обороны в сочетании с позиционной игрой. Это означает, что защитник не только должен нести персональную ответственность за своего подопечного, но и четко страховать партнера по обороне, а если требует игровая обстановка, то остаться в зоне играть против появившегося в ней противника.

В игре защиты огромное значение имеет своевременная, правильная и точная страховка друг друга. Перед защитниками, составляющим последнюю линию обороны, стоит задача: разрушая тактические планы нападения противника, защищать свои ворота, а при отборе мяча немедленно организовать атаку своей команды, включаться в нее и при возможности завершать атаку ударом по воротам. В связи с этим игроки защиты должны обладать высокоразвитыми физическими качествами, владеть в совершенстве всем арсеналом технических приемов, уметь правильно закрывать противника и зону и отбирать мяч у него.

Тактика игры полузащиты.

Большие изменения произошли в тактике игры полузащиты. Раньше полузащитники действовали против полусредних нападающих, теперь же они обязаны играть против полузащитников противника. Полузащитники — связующее звено между защитой и нападением. Они действуют во всех зонах футбольного поля.

Полузащитники участвуют в защите своих ворот и активно помогают своим нападающим в атаках ворот противника, часто заканчивая их завершающим ударом мяча в ворота.

Основная задача полузащитников в обороне — «держание» полузащитников противника, но это вовсе не означает, что полузащитник должен всегда следовать только за своим подопечным. При необходимости он может переключиться на «держание» другого игрока противника. Так, например, при развитии атаки на противоположном фланге полузащитник занимает позицию ближе к центру и к своим защитникам, обеспечивая этим контроль зоны перед защитниками, а при необходимости своими активными действиями оказывает им помощь.

На полузащитников возлагается обязанность начинать тактические комбинации и развивать контратаки, что требует от них умения определять выгодное направление передачи мяча и точно направлять его своему партнеру. Овладев мячом, полузащитник должен своевременно и точно передать его одному из партнеров. Но если сделать передачу невозможно, полузащитник развивает атаку с помощью ведения мяча до тех пор, пока не сможет передать мяч или ударить по воротам.

Включаясь во время атаки в число нападающих, полузащитники должны уметь своевременно возвратиться для защиты своих ворот.

Выполнение такого большого круга тактических обязанностей требует от полузащитников хорошего понимания тактики, совершенного владения разносторонней техникой игры и отличной физической подготовленности. Разнообразные функции полузащитников в игре требуют от них умения играть на месте защиты, полузащиты и нападения.

Выполняя свои функции, полузащитники должны помнить, что выключение ими из игры полузащитников противника дезорганизует игру команды, так как при этом нарушается связь между защитой и нападением.

Полузащитники выполняют также вбрасывание мяча из-за боковой линии в средней трети поля, пробивают штрафные и свободные удары на половине противника, активно участвуют при подаче угловых ударов. Для четкого выполнения этих функций от .полузащитников требуется хорошее взаимодействие и внимательное наблюдение за тактическими действиями своих партнеров.

Основная задача полузащитников в обороне — «держание» полузащитников противника, но это вовсе не означает, что полузащитник должен всегда следовать только за своим подопечным. При необходимости он может переключиться на «держание» другого игрока противника. Так, например, при развитии атаки на противоположном фланге полузащитник занимает позицию ближе к центру и к своим защитникам, обеспечивая этим контроль зоны перед защитниками, а при необходимости своими активными действиями оказывает им помощь.

На полузащитников возлагается обязанность начинать тактические комбинации и развивать контратаки, что требует от них умения определять выгодное направление передачи мяча и точно направлять его своему партнеру. Овладев мячом, полузащитник должен своевременно и точно передать его одному из партнеров. Но если сделать передачу невозможно, полузащитник развивает атаку с помощью ведения мяча до тех пор, пока не сможет передать мяч или ударить по воротам.

Включаясь во время атаки в число нападающих, полузащитники должны уметь своевременно возвратиться для защиты своих ворот.

Выполнение такого большого круга тактических обязанностей требует от полузащитников хорошего понимания тактики, совершенного владения разносторонней техникой игры и отличной физической подготовленности. Разнообразные функции полузащитников в игре требуют от них умения играть на месте защиты, полузащиты и нападения.

Выполняя свои функции, полузащитники должны помнить, что выключение ими из игры полузащитников противника дезорганизует игру команды, так как при этом нарушается связь между защитой и нападением.

Полузащитники выполняют также вбрасывание мяча из-за боковой линии в средней трети поля, пробивают штрафные и свободные удары на половине противника, активно участвуют при подаче угловых ударов. Для четкого выполнения этих функций от .полузащитников требуется хорошее взаимодействие и внимательное наблюдение за тактическими действиями своих партнеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Футбол,футбол,кричат болельщики: "Гол!"

«Футбол,футбол, кричат болельщики гол!»И это про наш детский сад «Герл» . 1 июня , в Международный день защиты детей, состоялся турнир по мини-футболу между 2 командами : воспитанниками детского сада ...

Дети нашего детского сада ежегодно участвуют в соревнованиях по мини-футболу "Канавинские волгорята", 2015г 1 место, 2016г 2 место, 2017г 3 место. В марте 2019 года наши дети заняли 2 место в турнире по футболу "ВЕСЕННИЙ КУБОК"

17 ноября 2017 года на базе нашего детского сада проходил отборочный этап районных соревнований "Веселые старты" среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений Канавинского р...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре с элементами футбола в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Страна футбола».

Цель: Обогащение двигательного опыта детей по средствам обучения элементам игры в футбол.Задачи: Обучающие:  Продолжать знакомить детей с техникой владения мячом. Познакомить детей с качествами х...

Проект "Любим футбол! Играем в футбол!"

Воспитание у дошкольников потребности испытывать интерес к спорту, спортивной игре футбол, к преодолению трудностей, достижению поставленной цели....

Консультация для родителей "Футбол, футбол - да здравствует футбол"

В данной консультации рассказывается, о пользе футбола, его влиянии на организм ребёнка. Как важно приобщать ребёнка к спортивным играм....