Статья из опыта работы "Формы проведения физкультурных занятий"
статья по физкультуре по теме
В статье описаны варианты проведения сюжетных физкультурных занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_provedeniya_fizkulturnykh_zanyatiy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 14 комбинированного вида
ТЕМА: ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ
ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ»
Инструктор по физкультуре
Шабуневич Т.Н.
Все педагоги дошкольных учреждений ищут новые пути повышения эффективности физкультурных занятий, включая в содержание такой учебный материал, который способствовал бы разностороннему развитию ребёнка, доставлял ему радость, удовлетворял естественную потребность в движении. Одним из таких путей является использование в работе с детьми разнообразных форм проведения занятий по физической культуре.
Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, в своей работе использую разные формы их проведения, в зависимости от возраста, выдвинутых задач, места проведения и условий.
Чаще всего в своей работе использую сюжетно-тематические занятия.
Сюжетные занятия состоят из разных видов движений и игровых упражнений имитационного характера, объединённых в целостный сюжет.
Так же, как и учебно-тренировочное, сюжетное занятие включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения и игры малой интенсивности в заключительной части. Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.
Использование сюжетных занятий помогает:
- Закреплять у детей двигательные умения и навыки в наиболее привлекательной для них игровой форме;
- воспитывать у дошкольников творческие способности.
- развивать воображение;
- формировать целенаправленную двигательную активность;
- способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.
Смысловой основой такого занятия может быть:
- Хорошо знакомый подражательный образ;
- знакомое детям художественное произведение, сказка;
- сезонные явления в природе;
- явления общественной жизни;
- физкультурное оборудование.
Сюжет таких занятий адаптирую к динамике физкультурного занятия.
1. Сюжетно-образное физкультурное занятие.
В младших группах чаще провожу сюжетно-образные занятия.
Цель.
- Через воображаемый подражательный образ направлять детей на выполнение движений и на приобретение разнообразных двигательных навыков.
Варианты.
- На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы.
- На протяжении всего занятия один образ воплощается в разных движениях.
Темой такого занятия может быть обыгрывание впечатлений от специально организованного знакомства, наблюдения за животными («Весёлые котята», «Серые мышата», «Лошадки», «Зайки-побегайки», «Цирковые медвежата»),
Детям младшего возраста необходим образец для подражания и именно здесь они видят интересный и знакомый персонаж - Веселый мышонок, серый котенок, зайка-побегайка и т.д. Дети, играя, узнают о том, что мышата живут в норке, любят грызть хлебные корки. А чтобы не попасться в лапы серому коту надо быть быстрыми и ловкими. Заранее подготовленные шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют, увлекают детей, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание. А с помощью музыкального сопровождения развивают творческое исполнение подражательного движения. Для обучения детей подражательным движениям у нас составлена картотека, подобраны картинки, загадки и маски.
Очень нравятся детям любого возраста сюжетные занятия по сказкам и литературным произведениям.
2. Сюжетно-тематическое физкультурное занятие по сказкам и литературным произведениям.
Цель.
- Через сказку или героя из сказки вводить детей в сказочный мир, развивая у них творчество, фантазию и воображение;
- учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях.
Варианты.
1. Занятие построено на сюжете одной сказки, литературного произведения, например «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Федорино горе».
2. Занятие построено на встрече с героями из разных сказок, например «Путешествие в страну сказок».
3. На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой, например Буратино, Доктор Айболит.
4. Дети и взрослые придумывают свою сказку и по ней действуют.
Для того чтобы провести такое занятие мы заранее знакомим детей со сказкой или литературным произведением. Воспитатели проводят беседы, дети рисуют, лепят знакомые персонажи.
В начале занятия обычно пытаюсь заинтересовать детей сказкой и ввести в сказочный мир: «Вот пришел к нам в гости колобок, с ним мы отправились гулять по тропинке в лес. Встретили зайку, сделали с ним зарядку. Увидели берлогу медведя, решили поиграть в медвежат. Заметили норку лисички и поиграли с ней в догонялки». А вот уже занятие по сказке «Федорино горе». «Была у Федоры посуда, Да обращалась она с ней худо…», а затем ставлю цель: «Поможем Федоре привести посуду домой?» и начинаю двигательную деятельность: «Тогда в путь!». «Посуда вперед и вперед по полям и болотам идет», «Вот Федорины коты, расфуфырили хвосты», «Котов увидали и как бревнышки стали», «Вот какие молодцы, мы Федоре помогли».
3. Сюжетно-игровое физкультурное занятие.
Цель.
- Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.
Варианты.
1. Через игру «В гости к куклам» или «Перелетные птицы» дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений, ориентировке в пространстве и т. д.
2. Через сюжетную игру с определенным назначением, например «Поможем Коту Леопольду!», уже вначале перед детьми ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию.
- Через сюжет чисто спортивного назначения, например «Чтобы в армии служить, надо сильным, ловким быть!» дети должны выполнить разные предлагаемые спортивные движения.
- Игровой сюжет с неожиданностями, например «Путешествие в страну Спортландию», где разные сказочные герои дают задания, от выполнения которых зависит достижение цели и т. д.
Во время проведения такого занятия сначала следует провести психологическую подготовку к преодолению трудностей. Развитие сюжета происходит с нарастающей физической нагрузкой (кульминация и достижение цели), затем спад физической нагрузки.
Очень интересно проходят сюжетные занятия на свежем воздухе в разные времена года. Эти занятия более эффективны. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность, способствуют развитию знаний о природе. Они оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогают укреплению воли, развивают смелость, самостоятельность. В старшем дошкольном возрасте в занятия полезно включать игры эстафеты, спортивные упражнения, различные виды бега. (фото)
4. Сюжетно-тематические физкультурные занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью.
Цель.
- Открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми;
- создают благоприятные условия для совершенствования основных движений;
- способствуют умственному и физическому развитию дошкольника;
- стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.
Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, проявляемый им интерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизирует детей.
Познавательное развитие дошкольников осуществляется ненавязчиво, в игре. Так, на занятии «Прогулка в осенний лес» дети узнают, что белка делает запасы на зиму (орехи, грибы), что у нее не одна кладовая, а несколько. На занятиях «Мишке холодное лесу, стужа детки на носу», «Пришла весна, разбудим мишку ото сна» дети узнают, что медведь — лесной зверь. Он осенью ложится спать в берлогу до весны. (фото)
А на таких занятиях, как «Приключение снежинок», «Путешествие на север» дошкольники узнают об особенностях зимних явлений природы. (фото)
Такие занятия, как «Мы пожарные», «Летчики-пилоты»(фото), «На ракете в космос», «Новый год», «Цирк» помогают детям закрепить знания о труде взрослых, явлениях общественной жизни.
5. Сюжетно-тематические физкультурные занятия с одним пособием.
На таких занятиях педагог имеет возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного пособия в различных видах двигательной деятельности (прыжках, метании, лазаний, равновесии, беге).
Цель.
- Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков;
- оказывает положительное влияние на все группы мышц;
- способствует развитию воображения, самовыражения, творческой деятельности: дети фантазируют, придумывают различные упражнения, учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях.
Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучение и закрепление движений.
Возможны следующие варианты проведения занятий:
- занятие-путешествие с одним пособием;
- занятие с выполнением заданий (группа детей разделена на 2-3 подгруппы, каждая подгруппа получает определенное задание и выполняет его), здесь можно использовать карточки задания;
- занятия игрового характера (построены на 3-х игровых упражнениях, эстафета с одним пособием).
Это могут быть такие занятия, как «Весёлый мяч», «Волшебный обруч», «Палочка – выручалочка», «Чудесный мешочек», «Лесенка – чудесенка», «Прыгалка – скакалка».
Например, занятия с палками включают в себя следующие виды деятельности: (фото)
- строевые упражнения (разные виды ходьбы с палкой; ходьба и бег с перешагиванием через палки; бег с перепрыгиванием через палку);
- общеразвивающие упражнения;
В занятие с одним пособием целесообразно включать корректирующие упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, быстроты, ловкости, реакции, гибкости.
- основные виды движений (прыжки через палки; ходьба по дорожке, выложенной из палок; ползанье по-пластунски под палками; перешагивание через палки).
- игры-эстафеты («Кто быстрее?», «Скакуны», «Палочка – выручалочка»).
- игры («Затейники», «Море волнуется», «Придумай и выложи фигуру», «Будь внимателен»).
Проведение подобных занятий обогащает двигательный опыт детей, у них появляется возможность применить эти упражнения в самостоятельной двигательной деятельности (фото). В результате таких занятий дети с большим интересом начинают играть с различными пособиями самостоятельно на прогулке и в группе.
Для проведения таких занятий у нас составлена картотека подвижных игр, перспективный план проведения игр на год на все возрастные группы. Кроме этого собрана подборка подвижных игр с различными физкультурными пособиями – обручами, мячами, кеглями, летающими тарелками, скамейками.
При условии творческого подхода педагога из любого учебно-тренировочного занятия можно сделать сюжетное. Особенно в младшем и среднем возрасте сюжет напрашивается сам собой, если в занятии основной вид движения прыжки, то мы обязательно будем зайчиками, воробушками или белочками, ползанье или лазание вот мы уже и жучки, обезьянки и т.д.
1 – 2 раза в месяц обязательно провожу сюжетное занятие. Тематика таких занятий зависит от перспективного тематического планирования в детском саду, которое утверждается на педагогическом совете.
Вывод: Таким образом, главная цель таких занятий заинтересовать ребенка так, чтобы, получая новую информацию или вспоминая старую для себя, он выполнял все это в движениях, а двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить, понимать, осознавать его и действовать в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Упражнения с карточками» с использованием сетки и прищепок при проведении физкультурных занятий
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ «УПРАЖНЕНИЯ С КАРТОЧКАМИ», С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТКИ И ПРИЩЕПОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ....
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...
«Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий. Сюжетные физкультурные занятия.»
Сюжетные занятия позволяют формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям, учитывая возрастные особенности детей. Такие занятия являются одной из организационных форм проведения зан...
Статья «Организация и проведение физкультурных занятий с элементами логоритмики в ДОУ»
Подготовила: инструктор по физической культуреМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Слепнева Татьяна Николаевна...
Сообщение из опыта работы "Проведение физкультурных досугов и развлечений как эффективных форм физического развития дошкольников"
Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждог...
Публикация статьи в педагогический колледж (2022) 1. Тема: Методы проведения физкультурного занятия в детском саду (опыт работы)
В настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране.Моя позиция в работе инструктора по физической культуре:&laqu...
Представление опыта работы по теме: "Особенности проведения физкультурных занятий в раннем возрасте"
Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного о...