Статья по теме: «Пропедевтические занятия по физическому воспитанию»
статья по физкультуре по теме
В статье описано о пропедевтической работе по формированию правильных зрительных представлений о движении, используя специальные формы работы с детьми по физическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_propedevtich._zanyatiya.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 37 «Ягодка» IV вида
Статья по теме: «Пропедевтические занятия по физическому воспитанию»
Подготовила:
руководитель физического воспитания
Альмухаметова Г.В
Пропедевтические занятия по физическому воспитанию
Сущность коррекционной – педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями зрения в условиях школы – сада заключается в формировании гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающей становление необходимых навыков и умений детей, для интеграции их в общество сверстников.
Развитие движений детей с нарушением зрения отстает от развития движения детей сверстников. Из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением у них наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров физического развития и прежде всего, сохранения прямолинейности движения. Оно связано с сужением поля обзора из-за выключения одного глаза из акта зрения в период акклюзии, при косоглазии снижения остроты зрения у слабовидящих. Для детей характерно волнообразность в ходьбе, движения то в одну, то в другую сторону. Ещё большие сложности испытывают дети при ходьбе по ограниченному пространству. Во всех видах ходьбы у детей обнаруживается нарушение равномерности движения. Особенности двигательной подготовленности у детей с нарушением зрения проявляются в различных заданиях с бегом. Скорость бега у детей с косоглазием и амблиопией в период акклюзии значительно ниже нормы. Выполнение прыжков детьми также затруднено. В процессе прыжка ребенку дольше приходится ориентироваться в расстоянии и пространстве, поэтому снижается анализ и контроль за своими движениями. Кроме того, в окклюзионный период лечения, характерно снижение движений, связанных с ориентировкой в пространстве. Трудности преодоления двигательных пространственных нарушений наиболее эффективно решаются на специальных пропедевтических занятиях, которые предполагают развитие зрительно-двигательной пространственной ориентировки, предварительное обучение сложным двигательным локомоциям, совершенствование общей моторики, профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Эти занятия проводятся в каждой дошкольной группе, с учетом индивидуальных особенностей детей и допустимой зрительной нагрузки в зависимости от состояния зрения. Структура занятий проста и состоит из 2-3 заданий в виде упражнений и игр. Проводятся они во вторую половину дня. Известно, что предварительная работа, подготовительные упражнения, как составляющие части пропедевтических занятий, создают условия для усвоения целостного двигательного акта, помогают поэтапно овладеть элементами техники движений, ставят ребенка в выгодные условия при выполнении движений. На занятиях используются различные виды гимнастик: гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая, корригирующая, энергетическая, а также психогимнастика на релаксацию, которая проводится под музыкальное сопровождение. Кроме того, в коррекционно-пропедевтической работе по преодолению зрительно-двигательных нарушений при ориентировке в пространстве, включаются индивидуальные игры-задания, которые составлены по типу схематического рисунка, например, карточки последовательности выполнения: метание, бросание, ловля, катание.
Также предлагаются различные графические упражнения:
Работа со схемой:
а) по сигналу дети подходят к схеме спортивного зала и раскладывают (прикрепляют) на ней карточки в том месте, где по их представлению, должно располагаться то или иное оборудование;
б) найти на участке предмет (игрушку), в месте, указанном на схеме, рассказать, где найден предмет, игрушка.
Расстановка оборудования для полосы препятствий:
дети расставляют «свое» оборудование в том месте зала, которое было отмечено ими карточкой в «построенном» плане по схеме. Для развития ориентировки в пространстве используются ориентиры: зрительные, слуховые, осязательные. Упражнения типа: «бег с выполнением заданий по звуковому или световому сигналу», «найди мяч по цвету (красный, зеленый, оранжевый)», «собери гусениц из колец», «найди следы», «проследи глазами» и др.
Физкультурное оборудование для основных движений и общеразвивающие упражнений (гимнастические палки, мячи, обручи, гимнастические дорожки, скамейки) используются с учетом офтальмологических диагнозов детей. Применяются пособия со специальными разметками для сосредоточения взора на предмете. С помощью специальных разметок дети свободнее ориентируются при выполнении заданий, во время проведения специальной гимнастики для глаз. На физкультурных занятиях используются различные следовые дорожки, включаются различные игровые задания: «Где звенит»,
«Определи на ощупь», «Не ошибись», «Сделай также», «Пройди по бревну», «Перепрыгни через дорожку, шнур, кубик, мяч, пенек», «Передай мяч соседу».
Для детей со сходящимся косоглазием использую игры, требующие направления взгляда вверх, вдаль: «Попади в кольцо», «Игра с мячом через сетку», «Поймай шарик», «Бадминтон», «Мяч-Чижик», «Сбей кеглю или
другую игрушку».
Для детей с расходящгшся косоглазием использую игры, требующие направления взгляда вблизи и вниз: «Кольцеброс», «Попади в ворота»,
«Забей гол», «Отбивание мяча об пол», «Забрось мяч в лунку» (перпендикулярно), «Футбол».
Для детей с низкой остротой зрения - используется крупный раздаточный материал и ярко окрашенные мишени при метании.
Таким образом, успешность коррекции движений зависит от взаимодействия зрительного и кинестетического контроля в результате применения специальных средств и методов, направленных на преодоление двигательных нарушений, снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей с нарушением зрения. Особое внимание необходимо уделять пропедевтической работе по формированию правильных зрительных представлений о движении, используя специальные формы работы с детьми по физическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по физическому воспитанию Тема: «Зверюшки, навострите ушки!»
Конспект занятия по физической культуре в средней группе ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»...
Статья на тему «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников».
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников и направления работы...
Статья на тему: Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осоз...
Статья на тему: «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя вне занятий».
Общая деятельность инструктора по физической культуре и педагога за пределами занятий с подгруппой либо в отдельности с каждым ребенком может помочь ребятам совершенствовать ощущение самостраховки и в...
Статья на тему: Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников
Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников Охарактеризуем роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательн...
Статья на тему: "Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач физического воспитания"
Одной из главных задач, решаемых педагогическим коллективом детского сада, является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, двигательного опыта, привыч...