Физкультурное и спортивно - игровое оборудование.
материал по физкультуре по теме
Значение физкультурно - игрового оборудования для всестороннего развития детей.
Типы спортивно - игрового оборудования
Краткие рекомендации по отбору оборудования.
Рациональное размещение физкультурного оборудования.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_noyabr_gotov.docx | 69.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеобразовательного вида №24 «Радуга»
муниципальное образование Туапсинский район
г. Туапсе
Доклад
на тему: « Физкультурное
и спортивно - игровое
оборудование. »
Автор составитель
Инструктор по ФК: Киреева И.П.
- 2012 год –
Тема: « Физкультурное и спортивно - игровое
оборудование. »
Содержание:
- Введение.
- Значение физкультурного и спортивно-игрового оборудования для всестороннего развития детей.
- Типы спортивно- игрового оборудования.
- Краткие рекомендации по отбору оборудования.
- Рациональное размещение физкультурного оборудования.
6. Нестандартное пособия и оборудование своими руками.
7. Измерительные приборы и приспособления.
8. Используемая литература.
9. Приложение 1 - Примерный перечень игрового оборудования
для учебно-материального обеспечения
дошкольных образовательных учреждений
для всех возрастных групп
Департамента общего образования Минобрнауки
России;
2 - Презентация « Нестандартные пособия и
оборудование своими руками».
Введение.
В развитии двигательной сферы маленьких детей важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды, соответствующей определенному этапу развития ребенка. Как известно, на начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации деятельности детей во время бодрствования. Для этой цели широко используются пока еще не физкультурные пособия, а разнообразные яркие, красочные игрушки. С их помощью привлекается внимание малышей, игрушки являются стимулом к выполнению ими разнообразных движений. Дети тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторое расстояние, чтобы достать его, а затем пытаются действовать с ним. Через действия с предметами ребенок знакомится с окружающей его предметной средой. Постепенное совершенствование движений расширяет возможности ребенка в познании им окружающего мира.
Значение физкультурного и спортивно-игрового оборудования для
всестороннего развития детей.
Двигательное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста связано с решением все более сложных задач, выбором новых способов действий, требующих осознания, анализа, планирования физических усилий, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов. Физическая активность по достижению цели действия, например с мячом, на гимнастической скамейке, при езде на велосипеде, ходьбе на лыжах или любая другая определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Большое значение для развития движений детей имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного ( физического напряжения, предметных препятствий и т. д.) и субъективного характера (нерешительности, боязни и т. п.) стимулируют решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведут к мобилизации волевых усилий. Все это способствует обогащению двигательного опыта детей, приумножению их физических сил.
Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в играх и упражнениях дошкольников для восприятия пространства и времени, для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. Упражняясь и играя, ребенок непременно действует в каком-то определенном пространстве, конкретном поле деятельности. Оно может быть разным по величине и форме, предметному насыщению.
Типы спортивно- игрового оборудования для дошкольных
образовательных учреждений:
- по соотнесению с разными видами физических упражнений и игр: для занятий гимнастикой и развития основных движений; подвижные игры и их оборудование; оборудование для спортивных игр; оборудование для спортивных упражнений; игрушки-забавы, атрибуты, аттракционы; тренажерные устройства (преимущественно тренировочно-оздоровительного назначения); настольные спортивные игры;
- по степени заданности и распространенности: традиционное, стандартное; нетрадиционное, нестандартное;
- по конструктивным особенностям: целостные конструкции; сборно-разборные, состояние из трансформирующихся элементов, деталей;
- по функциональным свойствам: простое, действующее на основе мышечных и интеллектуальных усилий; техническое — на механической, гидравлической, пневматической, электронной (компьютерной) основах, на основе ветровой энергии и др.; наборы оборудования, связанного между собой по назначению или функциональному признаку (для развития мышц кисти, профилактики плоскостопия, полосы препятствия и т. п.); домашние стадионы, спортивные уголки; сигнальные средства; защитные, страховочные средства; контрольно-измерительная и информационная аппаратура;
- по виду применяемого сырья: деревянное и из древесных материалов; металлическое; резиновое; из пеньковой веревки, каната; из современных синтетических материалов; из водоотталкивающих тканей; из бумаги и картона; комбинированное; из разных бросовых материалов;
- по месту использования: в помещении — в зале, групповой комнате, рекреации; на участке, на физкультурной и других площадках; в бассейне; на катке; на лыжне; в природных условиях; в домашних условиях;
- по типу размещения: стационарное (пристенное, напольное, подвесное), переносное;
- по размерам: мелкое, крупногабаритное. Всегда соразмерно росто-весовым показателям детей;
- по возрасту детей: для раннего возраста; для младшего дошкольного возраста; для старшего дошкольного возраста;
- для занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья: для лечебной физкультуры при отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата.
Краткие рекомендации по отбору оборудования.
Обязательным при отборе физкультурного оборудования является его соответствие педагогическим, гигиеническим и эргономическим требованиям.
Использование имеющегося в дошкольном учреждении оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера: развития движений и совершенствования двигательных функций; достижения необходимой для определенного возраста физической подготовленности; предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата; воспитания положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности; создания благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
В дошкольном учреждении необходимо иметь достаточное количество разнообразного спортивно-игрового оборудования, чтобы обеспечить участие всех детей группы (подгруппы), их двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время. Наличие многообразных видов оборудования позволит наиболее продуктивно применять его в различных формах работы по физической культуре, создавая все новые варианты занятий, комплексов утренней гимнастики, усложнять задания в подвижных и спортивных играх и упражнениях.
Важно, чтобы размеры оборудования соответствовали антропометрическим показателям детей: длине тела в положениях стоя и сидя, длине рук, ног, объему грудной клетки, головы. Только в этом случае может быть достигнута комфортность двигательных действий в спортивно- игровой среде. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмерны возможностям детей, посильны для перестановки их самими детьми.
Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации: рейки лестниц — достаточной толщины и прочности; узлы соединений разных деталей — надежны, без острых углов и резко выступающих частей; пособия, изготовленные из дерева, — хорошо зачищены, отполированы. В комплектах оборудования отдельные предметы должны иметь удобные, несложные приспособления для их соединения и быть сомасштабными между собой. Обязательно должна быть обеспечена надежность и устойчивость крупных пособий (гимнастических лестниц, трибунок, рукоходов, перекладин и других предметов оборудования, по которым дети лазают). С целью обеспечения страховки,предотвращения травматизма в физкультурных залах необходимо иметь набор больших и малых матов.
Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольников изготавливается из разных материалов. Важно, чтобы эти материалы имели гигиенический сертификат, не обладали бы вредными воздействиями на организм детей.
Например,не порождали бы электростатических полей, электромагнитных излучений, не являлись бы источниками вредных химических соединений, аэрозольных выделений. Все материалы должны быть экологически чистыми, прочными, достаточно упругими, эластичными, не подверженными деформации, коррозии, разломам. Следует отметить, что для дошкольников предпочтительно гимнастическое и игровое оборудование, изготовленное из дерева.
Цветовое решение спортивно-игровых комплектов и отдельных предметов должно соответствовать гигиеническим нормам и правилам, а также способствовать решению задач эстетического оформления предметно-пространственной среды, воспитания художественного вкуса детей. Нежелательно использование слишком ярких, резко контрастных тонов для окраски спортивных снарядов, предназначенных для упражнений на них детей. Для окраски спортивно-игрового оборудования более всего приемлемы цвета мягких пастельных гармонично сочетающихся тонов.
Рациональное размещение физкультурного оборудования.
Эффективность использования физкультурного оборудования повышается при рациональном его размещении. Большая часть пособий обычно находится в физкультурных залах. Для занятий с тренажерами сложного устройства желательно иметь тренажерный зал (это может быть свободная комната, коридор).
Расстановка пособий зависит от их предназначения. Так, гимнастическая стенка устанавливается стационарно (крепится к стене). Канаты, веревочные лестницы, шесты укрепляются с помощью специальных приспособлений на потолке. Вдоль стен зала рационально разместить гимнастические скамейки, кубы, лесенки-стремянки.
Мелкое физкультурное оборудование (мячи разных размеров, обручи, мешочки с грузом, кубики, кегли и др.) желательно разместить в секционных шкафах. На стенах в разных местах зала можно повесить обручи, скакалки, шнуры.
Для игр в баскетбол, футбол, бадминтон и пр. натягиваются сетки, шнуры, которые крепятся на крючках.
С целью создания большого пространства для двигательной деятельности детей и поддержания их интереса к разным пособиям (гимнастические маты, модули, батуты и др.) важно большую часть их хранить в дополнительных помещениях (отдельная комната, кладовка).
Располагать оборудование следует таким образом, чтобы дети могли свободно подойти к нему и самостоятельно пользоваться им. Середина зала должна быть свободной, чтобы на ней можно было разместить разнообразные предметы, построить полосу препятствий.
Физкультурное оборудование необходимо содержать в чистоте. Следует предусмотреть ограждение окон разными решетками, сетками. При оборудовании физкультурного зала нужно помнить и об эстетическом оформлении.
В старших возрастных группах физкультурное оборудование и пособия можно расположить не только в физкультурных залах, но и в групповых комнатах. Это могут быть комплекты предметов для организации подвижных и спортивных игр — бадминтон, баскетбол, настольный теннис, кегли, летающая тарелка, серсо, кольцеброс, городки и др. Предлагаемые пособия можно ежедневно выносить и использовать во время прогулки для самостоятельной деятельности детей.
Огромное значение для оздоровления и развития детей имеет оснащение территории дошкольного учреждения спортивно-игровым оборудованием. На территории дошкольного учреждения может быть выделено несколько спортивно-игровых зон:
- полоса препятствий,
- беговая дорожка (40-50 м),
- яма для прыжков,
- площадки для игр с элементами спорта и зона для изучения правил дорожного
движения.
Эти зоны можно расположить на физкультурной площадке или часть из них разместить в любом другом удобном месте.
Центр физкультурной площадки должен оставаться свободным.
Все оборудование (гимнастическая стенка, бревна разных размеров, рукоходы, «козел», мишени для метания и др.) размещается по периметру. В торцах площадки устанавливаются стационарные стойки со щитами для баскетбола.
Пособия для игр с элементами спорта и подвижных игр выносятся на участок из групп. Вокруг физкультурной площадки следует оборудовать беговую дорожку (ширина не менее 1,5 м, длина 40 м). На ней можно проводить упражнения в беге и диагностику физической подготовленности. По всей длине физкультурной площадки желательно расположить полосу препятствий. Для старших дошкольников она состоит из бревен разной высоты, дуг для пролезания, качающихся балансиров, рукоходов, грибков для чехарды, гимнастической стенки для лазания. При устройстве полосы препятствий можно использовать шины разного размера, по ним дети ходят, прыгают, переползают, пробегают и т.д.
Наряду с оснащением физкультурной площадки важно позаботиться о рациональном использовании оборудования для групповых площадок. Стационарно можно установить крупное оборудование, такое как вертикальные лестницы, горизонтальные наклонные бревна, пеньки разной высоты, разнообразные щиты для метания, качели. Оборудование нужно устанавливать по периметру площадки, с тем чтобы середина по возможности оставалась свободной. Для старших дошкольников на групповых площадках размещаются пособия как для организованной, так и для самостоятельной деятельности.
На групповую площадку выносятся мелкие физкультурные пособия, способствующие активизации двигательной активности детей, а также стимулирующие их детское творчество. Старшие дошкольники могут широко использовать оборудование, расположенное на физкультурной площадке. Подбор пособий зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от сезона года и условий погоды.
Приемы повышения эффективности использования физкультурного оборудования:
- Создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования, внесения новых пособий.
- Размещение (подвешивание, прикрепление и т.д.) на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий, таких как доски, ленты, мишени для метания и пр.
- Объединение разных пособий в определенные комплексы, такие как полоса препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и т.д.
Перестановка пособий, различное их пространственное расположение, рациональная смена и чередование.
Создание разных игровых зон для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скакалкой, с обручем, с мелкими геометрическими формами, для упражнений с простейшими тренажерами и тренажерами сложного устройства.
Нестандартное оборудование своими руками.
Наряду с обычным оборудованием в физкультурных уголках или в спортивных залах может быть нестандартное оборудование, которое позволяет:
1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.
2) Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
3) Развивать чувство формы и цвета.
4) Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Хочется вам предложить нестандартные пособия и оборудование, которое можно изготовить своими руками и использовать его для проведения игр, игровых упражнений, общеразвивающих упражнений и занятий на свежем воздухе:
- «Весёлые мешочки»
- Стойка
- Платочки
- Ходули
- Повязки на глаза
- «Аэроглистеры»
- Ленточки на палочке
- «Быстрые лошадки»
- «Лапы утконоса»
- Цветы
- Платочек «Огонёк»
- «Загадочный мешочек»
- « Боевые квадраты»
- «Ловушки»
- Резиночка
- Носилки
- Мини - эспандер
- Весёлый кубик "Зарик"
( см. Приложение 2 - презентация « Нестандартные пособия и оборудование своими руками ».
Измерительные приборы и приспособления.
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Динамометр кистевой (детский) | 2 |
2 | Динамометр становой (детский) | 1 |
3 | Дистанциометр (для измерения величины дистанции бега, ходьбы на лыжах и т. п.) | 1 |
4 | Компас | 2 |
5 | Рулетка | 2 |
6 | Сантиметровая лента | 2 |
7 | Секундомер | 2 |
8 | Спирометр | 1 |
9 | Тонометр | 1 |
10 | Устройство «Спар-9» — для характеристики состояния осанки (в комплект входит плантограф) | 1 |
11 | Устройство «Степ-тест» — для определения физической работоспособности детей | 1 |
12 | Фонендоскоп | 1 |
13 | Шагомер | 15 |
14 | Цели с наглядной информацией (движений, цвет, звук) | 2 |
Красочное, необычное, удобно расположенное физкультурное оборудование в зале и других помещениях привлекает внимание детей, радует их глаз, вызывает желание заниматься, пользоваться этими красивыми предметами.
Движения, выполняемые детьми с такими пособиями, доставляют им удовольствие, радость, создают приподнятое настроение и в немалой мере способствуют их эстетическому воспитанию.
Используемая литература:
1.Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Рунова М. А. Физкультурное и спортивно- игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. — М., Мозаика-Синтез, 1999.
2. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста:
Пособие для родителей и воспитателей. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для
Педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2000.
4. Дошкольное воспитание № 4, 2012.