Фольклор на физкультурных занятиях
материал по физкультуре по теме
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной.
Фольклор можно использовать во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фольклор в физическом воспитании дошкольников»
Инструктор по физкультуре и плаванию МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район»
Астраханская область г. Ахтубинск.
На современном этапе одним из важных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. В настоящее время мы с большим вниманием относимся к развитию личности ребенка связанными с возможным обновлением и улучшением системы дошкольного физического воспитания. Наряду с новыми, современными моделями воспитания, надо помнить и возрождать лучшие образы народной педагогики. К таким относится народный фольклор. Фольклор – это английское слово, обозначающее народную мудрость. Фольклор включает в себя различные загадки, скороговорки, прибаутки, потешки, игры, считалки и многое другое.
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор можно использовать во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию. Предлагается следующий план такой работы.
- Учебная работа – фольклорные физкультурные занятия:
- Двигательно-творческие;
- Сюжетные;
- Театральные;
- Музыкально-ритмические;
- Игровые;
- Познавательные;
- Интегрированные.
- Физкультурно - оздоровительная работа с детьми:
- Утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором;
- Ритмическая гимнастика в русском народном стиле;
- Физкультминутки на основе фольклора;
- Русские народные подвижные игры, игры – забавы, игры – аттракционы.
- Активный отдых:
- Физкультурные досуги;
- Спортивные и фольклорные праздники;
- Дни здоровья;
- Пешие турпоходы;
- Работа с родителями:
- Консультации и семинары-практикумы;
- Групповые и общие родительские собрания;
- Просмотр родителями с физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором;
- Совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников и турпоходов.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определенных условий.
- Детям должен быть хорошо знаком комплекс физических упражнений, который предлагается для выполнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки, загадки, песенки, прибаутки, сказки, считалки, скороговорки, пляски.
- Для рациональной организации двигательной активности детей необходимо частая смена упражнений при многократном повторении каждого движения.
- Движения должны быть выполнены четко, ритмично.
- Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала.
- Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклором может достигать 80%.
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от этих занятий намного выше, если выполняются охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием (например, общеразвивающие упражнения «Колобок», «Теремок», «Мишка на прогулке»), дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его облик. Образ также помогает качественнее выполнять основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», вразвалку – «идет медведь», с гордой осанкой – «лиса – всему свету краса».
Физические упражнения в сочетании с фольклором должны располагаться в определенном порядке, которые обусловлены физиологическими и психологическими особенностями детского организма (от простого к сложному).
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий.
- ДВИГАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ занятие, основанное на одном из видов устного народного творчества: потешках, загадках, сказках. Так, например, при выполнении общеразвивающего упражнения «Совушка – сова» (И. п. – о.с. руки на поясе, поворот головы) можно использовать потешку:
Совушка-сова большая голова,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
При выполнении упражнений можно предположить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому надо подбирать несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение. При выполнении основных движений можно использовать небольшие отрывки из сказок, например «Теремок»:
Кто-то к терему бежит
Кто-то в терем наш стучит. Под эти слова дети выполняют беговые упражнения.
На таких занятиях при проведении физкультурных упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок «двигательного характера». Можно на занятиях задействовать сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего эти сказки о животных, например: «Теремок», «Гуси-лебеди», и волшебные сказки: «Царевна – лягушка» и другие. В работе можно использовать и авторские сказки (С. Маршак «Кошкин дом) дополняя их потешками и загадками.
- СЮЖЕТНЫЕ физкультурные занятия. Это занятия с «вкраплением» «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Так, например, в заключительной части занятии «У бабуси жили гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании со словами:
Гусь гуляет по дорожке. И гордится гармонист
Гусь играет на гармошке. Я га-га-га голосит.
- ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ физкультурные занятия с использованием имитационных и пантомических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.
Эти занятия отличаются эмоциональной насыщенностью. В них более образно представляется определенная сторона движений: легко, бесшумно «спрыгивает птичка с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый мишка»; задорно, высоко поднимая ноги, идет, шагает «петушок – золотой гребешок».
Во время выполнения мимических и пантомических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние.
В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, животного и птиц. Например, занятия «Строим теремок для зверят», «Зайкины слезки».
- МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле береза стояла». А под мелодию лирического танца, дети выполняют общеразвивающее упражнение «Красны девицы». Это занятия на темы: «Русские узоры», «Праздничный концерт».
- ИГРОВЫЕ физкультурные занятия основаны на русских народных играх. Эти занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. Можно использовать следующие игры: «Горелки», «Змея» и другие.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагог проводит беседу с детьми. Он знакомит их со строением человеческого тела, функциями различных органов, правилами гигиены. На таких занятиях включение фольклора оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки, загадки, пословицы, поговорки. Например, загадка: «Грязнулю всегда выручает…»(вода), поговорка: «Кто долго жует, тот долго живет».
- ИНТЕГРИРОВАННЫЕ физкультурные занятия, эти занятия необходимо проводить с целью изучения определенного материала. Чтобы занятия были интересными и запоминающими надо проводить занятия более 2-3 раз.
При физкультурно-оздоровительной работе проводят следующие мероприятия:
- УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.
Здесь используется различный фольклорный материал: потешки, стихи. Например, утренняя гимнастика для младшей группы с погремушками:
Ходьба по залу, в руках погремушки.
Киска-киска,
Киска-киска, брысь.
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Общеразвивающие упражнения с погремушками:
Кошка выскочила, глаза выпучила!
Упражнение: «Киска-киска». И. п. – о.с. погремушка за спиной. В – махи руками, звукоподражание «Мяу-мяу».
- РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
Одной из форм работы с дошкольниками является ритмическая гимнастика. Ритмическую гимнастику рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста. Дети этого возраста уже способны выразительно, пластично выполнять танцевальные упражнения, менять их характер в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе комплексов ритмической гимнастики в русском стиле позволяет познакомить детей с национальными традициями и обычаями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ. Для отдыха и расслабления педагог использует различные физкультминутки, например:
- Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
- Гриша шел, шел, шел, Дети идут по кругу.
Белый гриб нашел.
Раз - грибок, Нагибаются и кладут грибы в кузовок.
Два - грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
- ИГРЫ.
Помимо перечисленных форм работы включать фольклор в активный отдых и работу с родителями. Беседуя с родителями порекомендовать следующие темы: «Если хочешь быть здоров», «Стадион во дворе», «Красота и грация».
Таким образом, широко используя фольклор можно добиться от детей качественного выполнения движений, обогатить их словарный запас, развивать память, приобщать детей к русскому народному творчеству, прививать любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорная гимнастика
Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим, музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"
Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...
Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"
Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...
Комментарии
спасибо
спасибо
фольклор на физкультурном занятии.
Молодец! Очень подробный и интересный материал.