Фольклор на физкультурных занятиях
материал по физкультуре по теме

Нуралиева Саулеш Сарсынбаевна

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной.

Фольклор можно использовать во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Фольклор в физическом воспитании дошкольников»

Инструктор по физкультуре и плаванию МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 МО «Ахтубинский район»

Астраханская область г. Ахтубинск.

На современном этапе одним из важных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. В настоящее время мы с большим вниманием относимся к развитию личности ребенка связанными с возможным обновлением и улучшением системы дошкольного физического воспитания. Наряду с новыми, современными моделями воспитания, надо помнить и возрождать лучшие образы народной педагогики. К таким относится народный фольклор. Фольклор – это английское слово, обозначающее народную мудрость. Фольклор  включает в себя различные загадки, скороговорки, прибаутки, потешки, игры, считалки и многое другое.

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор можно использовать во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию. Предлагается следующий план такой работы.

  1. Учебная работа – фольклорные физкультурные занятия:
  1. Двигательно-творческие;
  2. Сюжетные;
  3. Театральные;
  4. Музыкально-ритмические;
  5. Игровые;
  6. Познавательные;
  7. Интегрированные.

  1. Физкультурно - оздоровительная работа с детьми:
  1. Утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором;
  2. Ритмическая гимнастика в русском народном стиле;
  3. Физкультминутки на основе фольклора;
  4. Русские народные подвижные игры, игры – забавы, игры – аттракционы.

  1. Активный отдых:
  1. Физкультурные досуги;
  2. Спортивные и фольклорные праздники;
  3. Дни здоровья;
  4. Пешие турпоходы;

  1. Работа  с родителями:
  1. Консультации и семинары-практикумы;
  2. Групповые и общие родительские собрания;
  3. Просмотр родителями с физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором;
  4. Совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников и турпоходов.

Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определенных условий.

  1. Детям должен быть хорошо знаком комплекс физических упражнений, который предлагается для выполнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки, загадки, песенки, прибаутки, сказки, считалки, скороговорки, пляски.
  2. Для  рациональной организации двигательной активности детей необходимо частая смена упражнений при многократном повторении каждого движения.
  3. Движения должны быть выполнены  четко, ритмично.
  4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала.
  5. Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклором может достигать 80%.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от этих занятий намного выше, если выполняются охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием (например, общеразвивающие упражнения «Колобок», «Теремок», «Мишка на прогулке»), дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его облик. Образ также помогает качественнее выполнять основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», вразвалку – «идет медведь», с гордой осанкой – «лиса – всему свету краса».

Физические упражнения в сочетании с фольклором должны располагаться в определенном порядке, которые обусловлены физиологическими и психологическими особенностями детского организма (от простого к сложному).

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий.

  1. ДВИГАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ занятие, основанное на одном из видов устного народного творчества: потешках, загадках, сказках. Так, например, при выполнении общеразвивающего упражнения «Совушка – сова» (И. п. – о.с. руки на поясе, поворот головы) можно использовать потешку:

            Совушка-сова большая голова,

             На суку сидит,

        Во все стороны глядит,

        Да вдруг как полетит.

При выполнении упражнений можно предположить детям проговаривать слова знакомых потешек.  Поэтому надо подбирать несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение. При выполнении основных движений можно использовать небольшие отрывки из сказок, например «Теремок»:

Кто-то к терему бежит

Кто-то в терем наш стучит. Под эти слова дети выполняют беговые упражнения.

На таких занятиях при проведении физкультурных упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок «двигательного характера». Можно на занятиях задействовать сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего эти сказки о животных, например: «Теремок», «Гуси-лебеди», и волшебные сказки: «Царевна – лягушка» и другие. В работе можно использовать и авторские сказки (С. Маршак «Кошкин дом) дополняя их потешками и загадками.

  1. СЮЖЕТНЫЕ физкультурные занятия. Это занятия с «вкраплением» «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Так, например, в заключительной части занятии «У бабуси жили гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании со словами:

Гусь гуляет по дорожке.                              И гордится гармонист

Гусь играет на гармошке.                               Я га-га-га голосит.

  1. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ физкультурные занятия с использованием имитационных и пантомических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.

 Эти занятия отличаются эмоциональной насыщенностью. В них более образно представляется определенная сторона движений: легко, бесшумно «спрыгивает птичка с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый мишка»;  задорно, высоко поднимая ноги, идет, шагает «петушок – золотой гребешок».

Во время выполнения мимических и пантомических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние.

В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, животного и птиц. Например, занятия «Строим теремок для зверят», «Зайкины слезки».

  1. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент.  Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле береза стояла». А под мелодию лирического танца, дети выполняют общеразвивающее  упражнение «Красны девицы». Это занятия на темы: «Русские узоры», «Праздничный концерт».
  2. ИГРОВЫЕ  физкультурные занятия основаны на русских народных играх. Эти занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. Можно использовать следующие игры: «Горелки», «Змея» и другие.
  3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагог проводит беседу с детьми. Он знакомит их со строением человеческого тела, функциями различных органов, правилами гигиены. На таких занятиях включение фольклора оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала   можно использовать потешки, загадки, пословицы, поговорки. Например, загадка: «Грязнулю всегда выручает…»(вода), поговорка: «Кто долго жует, тот долго живет».
  4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ физкультурные занятия, эти занятия необходимо проводить с целью изучения определенного материала. Чтобы занятия были интересными и запоминающими надо проводить занятия более 2-3 раз.

 При физкультурно-оздоровительной работе проводят следующие мероприятия:

  1. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.

      Здесь используется различный фольклорный материал: потешки, стихи. Например, утренняя гимнастика для младшей группы с погремушками:

Ходьба по залу, в руках погремушки.

Киска-киска,

Киска-киска, брысь.

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Общеразвивающие упражнения с погремушками:

Кошка выскочила, глаза выпучила!

Упражнение: «Киска-киска». И. п. – о.с. погремушка за спиной. В – махи руками, звукоподражание «Мяу-мяу».

  1. РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

Одной из форм работы с дошкольниками является ритмическая гимнастика. Ритмическую гимнастику рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста. Дети этого возраста уже способны выразительно, пластично выполнять танцевальные упражнения, менять их характер в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе комплексов ритмической гимнастики в русском стиле позволяет познакомить детей с национальными традициями и обычаями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ. Для отдыха и расслабления педагог использует различные физкультминутки, например:

- Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

- Гриша шел, шел, шел,                                  Дети идут по кругу.

Белый гриб нашел.

Раз -  грибок,                                                     Нагибаются и кладут грибы в кузовок.

Два - грибок,        

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

  1. ИГРЫ.

Помимо перечисленных форм работы включать фольклор в активный отдых и работу с родителями. Беседуя с родителями порекомендовать следующие темы: «Если хочешь быть здоров», «Стадион во дворе», «Красота и грация».

Таким образом, широко используя фольклор можно добиться от детей качественного выполнения движений, обогатить их словарный запас, развивать память, приобщать детей к русскому народному творчеству, прививать любовь к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...


 

Комментарии

Прохорова Надежда Гаврииловна

Молодец! Очень подробный и интересный материал.