"Воспитание основ безопасности жизнедеятельности при обучении детей плаванию в условиях Сибири"
статья по физкультуре по теме

Статья из опыта работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_pechati.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Бехтер JI.E., инструктор по плаванию МБДОУ г. Иркутск детский сад №36

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ В УСЛОВИЯХ СИБИРИ

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развивается его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним факторам воздействия, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. («Концепция дошкольного образования»)

Основная задача нашего ДОУ - охрана жизни и здоровье детей, ставит перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям как предвидеть, научить, уберечь.

Условия современной жизни, экология, особенности воспитания в семье накладывают отпечаток на психофизические особенности детей. Большинство детей чрезмерно активны, подвижны, легко возбудимы, поэтому наблюдаются трудности в управлении их поведением.

Дошкольный возраст, как известно, является самым благоприятным периодом для всестороннего развития ребенка. Но сегодня родители, к сожалению, больше внимания уделяют умственному развитию детей, не проявляют должной заботы о развитии физическом, забывая, в частности, о том, что регулярные занятия плаванием способствуют закаливанию, совершенствованию механизма терморегуляции, повышению иммунитета, эффективной адаптации к внешней среде; укрепляет нервную систему; улучшают аппетит, повышает тонус и выносливость, совершенствуют движения. Кроме того, при обучении детей плаванию, формируются жизненно необходимые навыки по основам безопасности жизнедеятельности ребенка, в частности, безопасному поведению в бассейне и на водоемах во время отдыха. Статистика несчастных случаев с людьми в местах массового отдыха свидетельствует о том, что основное количество несчастных случаев с гибелью людей на воде составляют дети. Максимальное количество утонувших приходится на июнь и июль. Большинство несчастных случаев произошло в местах, запрещенных для купания. Другой основной причиной несчастных случаев на воде является: незнание правил поведения на воде и не соблюдений мер предосторожности, а также не умение плавать как родителей, так и детей.

В наших условиях проживания - Сибири, вода (водоемы, реки, озеро Байкал) могут являться как фактором возбуждения нервной системы (эмоции от купания, плескания, игр в воде в очень короткий летний период), так и релаксацией - при правильном подходе и регуляции поведения.

Легко возбуждаясь, не контролируя свои действия, ребенок может оказаться в трудной, экстремальной ситуации, находясь в водном пространстве.

Формирование знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности при обучении плаванию актуально и потому, что мы живем в городе Иркутске, где протекают две реки - Ангара и Иркут, на берегах которых вместе с родителями дети проводят много времени, загорая и купаясь.

Заместитель начальника отдела ГИМС ГУ МЧС России по Иркутской области Сергей Моисеев отмечает, что причины несчастных случаев на воде традиционны из года в год. Среди взрослых - купание в запрещённых местах, среди детей - нахождение у воды в местах, необорудованных для купания, и недосмотр со стороны родителей, а также не знание элементарных правил поведения на воде.

В связи с вышесказанным решено было создать проект «Основы безопасности жизнедеятельности при обучении детей плаванию», в рамках которого дети смогли бы на практике научиться адекватно реагировать на сложившуюся экстремальную ситуацию на воде и по возможности оказывать первую помощь.

Результаты диагностики детей ДОУ № 36 по образовательной области «Безопасность» в 2010 году показали, что 35% воспитанников плохо владеют информацией о собственной безопасности, 67% не знают, как вести себя в опасных ситуациях, 21% - знают, но не умеют применять свои знания на практике. Поэтому главной задачей в своей работе считаю организацию совместной образовательной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей по основам безопасности жизнедеятельности на воде. И эта работа состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, доказать, что вода не только источник здоровья, но и опасности, если не соблюдать определенные правила.

Целью проекта явилась возможность обучения детей правилам адекватного поведения на воде, а также возможность реального освоения детьми правил оказания первой помощи на воде.

Задачи проекта таковы:

Обучать детей адекватно реагировать на сложившиеся экстремальные ситуации на воде (моделирование «экстремальных» ситуаций);

Совершенствовать возможности детей при оказании первой помощи у воды и в воде;

Побуждать к самостоятельному принятию решений в момент сложившейся экстремальной ситуации при плавании и купании.

Проанализировав литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что ее недостаточно. Не все авторы подробно описывают методику работы с детьми дошкольного возраста по этому направлению. Опираясь на свой богатый опыт работы инструктором по плаванию в ДОУ, систематизировала накопленный теоретический материал и на его основе составила цикл проектов, направленных на привитие детям необходимых знаний и навыков по основам безопасности на воде.

В своей работе я опиралась на современные исследования по организации обучения основам безопасности жизнедеятельности детей (И.А. Баева, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Л.И. Горина, А.Н. Захлебный), а также Программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (направление «Физическое развитие», образовательные области «Здоровье» и «Безопасность»). При планировании использовала программу Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников». Считаю целесообразным проводить работу в три этапа.

Первый этап: « Защити себя сам!». Цель, которого состоит не только в освоении навыков плавания, но и в освоении дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в бассейне.

Например, занятие на тему: «Системы обеспечения безопасности (01,02,03,112)», детям были даны знания о том, что для помощи человеку, попавшему в опасные ситуации, созданы различные службы, и что каждый должен знать, куда обратиться за помощью, если им угрожает опасность. Телефоны служб безопасности должен знать каждый. Диагностика по данной теме показала, что в начале года только 17% воспитанников знали номера служб спасения, а к концу года - 100%.

Занятия «Правила поведения в бассейне», которые вел лягушонок Квак (кукла или воспитатель), помогли детям осознать, что от соблюдения правил поведения в бассейне, зависит жизнь окружающих и лично себя.

Второй этап: « Опасно - неопасно ». Цель: научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Понимать к каким последствиям могут привести те или иные поступки: «Если буду купаться в неположенном месте, можно порезать ногу, руку, мне будет больно» и т.д.

На данном этапе были спланированы и реализованы два проекта:

1.«Основы безопасности жизнедеятельности при обучении детей плаванию». Цель этого проекта: учить соблюдать определенные правила безопасности в бассейне.

2.«Лето красное – безопасное и для здоровья прекрасное!» Главная идея этого проекта - содействие в становлении адекватного поведения дошкольников и взрослых в опасных ситуациях на воде.

Был проведен конкурс рисунков « Что о безопасности узнали, все в рисунках рассказали», Участниками проекта стали педагоги, специалисты ДОУ, воспитанники и их родители. Реализация проектов осуществлялась в период с сентября 2010 года по август 2011 года.

Третий этап: практические занятия.

Телефоны служб - должен знать каждый.

Спасательные средства и как ими пользоваться.

Оказание первой помощи.

Как нужно вести себя в различных неординарных ситуациях

 Конкурс рисунков: « Чтоб опасностей избежать - будем правильно поступать!», «Что о безопасности узнали, детьми, воспитанными стали и все в рисунках рассказали». На данном этапе были разработаны следующие мероприятия:

                         1. перспективный план по ОБЖ

                         2. правила поведения на воде (речке, или озере Байкал)

                         3. правила поведения в бассейне

            4. конспекты занятий познавательного и практического содержания с использованием стихов, загадок, игровых и сюрпризных моментов, ситуаций, направленных на принятие самостоятельных решений и выполнения их.

Так, например, цикл практических занятий на тему: «Звоним в службу...» помогли детям усвоить последовательность вызова служб при возникновении опасной ситуации (назвать причину вызова, свое имя и фамилию, номер телефона и адрес, не вешать трубку до конца разговора). Результаты контрольных срезов показали, что вначале года из 96 детей на вопрос: «Как вызвать службу спасения», 100% детей дали отрицательные ответы, а в конце года только 17,3%.

Занятия «Спасательные средства и как ими пользоваться», имели цель научить найти в любой ситуации спасательные средства (палка, доска, веревка из одежды и т.д.) и уметь ими пользоваться. В начале года, только 35% детей могли перечислить , какие они знают спасательные средства, в конце года-100%.

Занятия «Оказание первой медицинской помощи», которые проводила старшая медсестра ДОУ, помогли детям освоить азы оказания простейшей медицинской помощи себе и своему товарищу: наложить жгут, повязку на рану, при тепловом ударе - отнести в тень, дать попить воды, понюхать ватку, пропитанную нашатырным спиртом.

Развитию навыков оказания первой помощи утопающему способствовал подобранный комплекс игр и упражнений: «Водолазы», «Чье звено скорее соберется», «Поезд в тоннель», « На буксире», «Брод», «Нырни в обруч», опорные движения: «Медуза», «Звезда», «Стрела». Занятие « На воде, на солнце» цель которого была научить детей правильно вести себя во время летнего отдыха (купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности). При чтении стихотворения « В походе летом» дети сразу же определили, какие ошибки были допущены в групповом купании (не договорились о порядке на воде, что привело к беде: Петя разбил голову о большой камень на дне).

Так, дидактическая игра «Собери аптечку», помогла детям усвоить, что нужно положить в аптечку, собираясь с родителями на речку (стерильный бинт и стерильную марлевую салфетку, лейкопластырь, ножницы, пинцет, йод, нашатырный спирт, зеленку), а также телефонный справочник.

Детям и родителям было дано задание: вместе составить телефонный справочник «Возьми с собой в дорогу», в котором дети сами должны

были записать номера телефонов своих близких и знакомых, а на первой странице написать номера аварийных служб.

При проведении комплексных занятий «Как нужно вести себя в различных неординарных ситуациях», дети хорошо усвоили как нужно вести себя и что делать, если свело руку, ногу или живот, если попала вода в ухо, если поперхнулся водой. Праздник на воде «О правилах разных – на воде безопасных!» не только помог детям повторить и закрепить правила поведения на воде, но и глубже осознать значение систематических повторений правил для достижения желаемых результатов. В проведении этого праздника приняли участие и родители воспитанников. Это помогло им лучше узнать своих детей, сблизиться с ними и даже у них поучиться.

Систематически проводится работа с семьями воспитанников. Обращала внимание родителей на значение и необходимость создания благоприятных условий пребывания во время отдыха у водоёма и посещения общих бассейнов. В сентябре провела анкетирование родителей на тему «Безопасность детей в ваших руках». Анализ анкет показал следующее: среди родителей воспитанников, из ста опрошенных, умеют плавать только 21% . Учат плавать своего ребенка 3% опрошенных, знакомят ребенка с правилами поведения на воде лишь 1% респондентов. Смогут оказать первую помощь 7% родителей. О готовности принять участие в обсуждении и проведения работы по обучению детей правилам безопасного поведения на воде заявили 100 % участников анкетирования.

На родительском собрании в своем выступлении на тему «Берегите жизнь детей», познакомила с содержанием проектов, диагностикой знаний и умений на начало года, результаты которой были низки. Подчеркнула роль взрослых в формировании безопасного поведения ребёнка. Для повышения педагогической компетентности родителей в данном вопросе оформила памятки с материалами о том, что должен знать ребенок о правилах поведения в бассейне и о безопасном отдыхе на водоемах.

Для эффективной реализации запланированной работы родители оказали помощь в оснащении бассейна: приобрели ласты и очки, плавательные доски, надувные круги, спасательные жилеты, мячи, резиновые коврики, средства для развития навыков погружения в воду, кольцо для игры в баскетбол, ворота для игры в водное поло, сетку для игры в волейбол на воде.

Итоговым мероприятием для родителей стало открытое мероприятие «Урок безопасности», на котором дети показали не только свои умения и навыки по плаванию, но способность быстро и правильно оказывать простейшую первую помощь пострадавшему: накладывать жгут, повязку на рану, оказывать помощь при тепловом ударе. Родители были очень удивлены их знаниями и умениями по ОБЖ. Результаты проделанной работы поместила в родительские уголки (итоги диагностики).

Анализ результатов контрольной диагностики показал, что к концу года количество детей, которые умеют плавать, увеличилось. Научились плавать «кролем» на груди 89.9%, на спине 87.9%, брассом 92.3%,

способом «дельфин» 98% детей. Усвоили основы безопасности на воде 95.5 % дошкольников.

Таким образом, итоги диагностики по формированию основ безопасности жизнедеятельности свидетельствуют о том, что проведённая работа занимает важное место в разностороннем развитии ребенка. Она обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на формирование представлений и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) у детей дошкольного возраста, формирует осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для ребёнка ситуациям. Данное направление продолжается в таких проектах как «Неделя здоровья, «Малые олимпийские игры», «О правилах важных - на воде безопасных!» (досуг на воде для детей старшего возраста) и т.д., которые легли в основу разработанной программы «Основы безопасности жизнедеятельности при обучении детей плаванию в условиях Сибири».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников с проблемами в развитии

Данаая статья посвящена обучению детей с нарушением интеллекта  адекватным формам поведения в общественных местах....

Воспитание основ безопасности жизнедеятельности на занятиях в средней группе.

В презентации представлены разделы программы по безопасности и формы работы с детьми....

Воспитание основ безопасности жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побе...

статья для педагогов "Воспитание основ безопасной жизнедеятельности в детском саду"

В статье рассмотренны различные аспекты по обеспечению эмоционналной безопасности в доу. Также приведены как теоретические так и практические советы по организации предметно-пространственной развивающ...

Проект по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности у детей 4-5 лет «Безопасный мир»

ЦельСформировать у детей представления об элементарных правилах безопасного поведения (при пожаре, на улице, на природе, дома) и осознанного отношения к их выполнению.Задачи1. Познакомить с понятием ...

Консультация для педагогов: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности, формированию здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»

Все мы — педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные с...