Оздоровительная программа "Малыш-крепыш"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему
Оздоровительная программа .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnaya_programma_malysh-krepysh.docx | 62.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы детского сада по вопросам оздоровления детей дошкольного возраста из группы риска по заболеванию туберкулезом.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Дошкольный возраст- это важный период, когда развиваются двигательные качества и навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, период, когда закладывается основы здоровья будущего взрослого человека.
За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в здоровья и хронические заболевания.
Проанализировав состояние здоровья детей в нашем детском саду, мы попытались определить причины заболеваемости:
- Ухудшающая экологическая и социально- экономическая ситуация страны в целом и семьи способствует понижению уровня здоровья детей.
- В нашем регионе суровые климатические условия, резкие перепады температур, организм ребенка не успевает адаптироваться к погодным условиям.
- Нарушена структура питания детей, что приводит к нарастанию числа зависящих от питания заболеваний.
- Происходит замедление физического развития детей, что приводит: увеличилось количество детей с врожденной патологией нервной системы, со сниженным иммунным статусом организма.
- Уровень санитарной грамотности родителей не отвечает современным требованиям.
- Усиливается распространенность рискованных форм сексуального поведения, употребление наркотических и токсических веществ, алкоголизма и табакокурения, увеличилось количество « неблагополучных семей».
- Низкое качество проведения физкультурных занятий, малая активность детей в течение дня. Сокращение длительности прогулок.
- Отсутствие лечебно- профилактических мероприятий.
- Недостаточная работа с родителями.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:
Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми из группы риска по заболеванию туберкулезом. Оздоровление детей, приобщение к здоровому образу жизни.
ЗАДАЧИ:
- Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
- Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
- Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
- Сохранение уровня позитивного здоровья за счет программных мероприятий. Создание условий для рациональной двигательной активности детей в повседневной жизни.
- Развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков.
- Организация полноценного питания.
- Осуществлять педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам оздоровления детей из группы риска по заболеванию туберкулезом.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
1.научности (использование научно - обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
2.доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
3.активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
4.сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
5.единства диагностики и коррекции
( правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование методов и способов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
6. систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично);
7. целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели);
8.оптимальности и адресности ( разумно сбалансированные величины психофизических нагрузок).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Повышенин уровня здоровья детей.
2.Овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни.
3.Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния.
Специалисты, задействованные в решении задач.
Заведующая детским садом.
Заведующая детской поликлиникой.
Старшая медсестра детского сада.
Фтизиатр.
Старший воспитатель.
Воспитатели.
Психолог.
Логопед.
Инструктор по физической культуре.
Музыкальный руководитель.
РАБОТА С КАДРАМИ:
Цель: совершенствование профессионального мастерства воспитателей в организации работы по физическому воспитанию с детьми и родителями.
Планирование и проведение работы с педагогами.
Педсоветы.
Теоретические и практические семинары.
Консультации.
Дискуссии.
Панорама педагогических идей.
Школа творчества (открытые просмотры).
Исходя, из цели были определены следующие задачи:
1.Способствовать преодолению сложившихся стереотипов в организации работы с детьми по физ. воспитанию.
2.Актуализировать потребность воспитателей в приобретении теоретических знаний в области инновационных методик физического воспитания.
3. Актуализировать потребность воспитателей в практическом овладении техники физических упражнений.
4.Побуждать воспитателей к созданию развивающего пространства.
5.Обучать воспитателей планированию работы с детьми по физ. воспитанию.
6. Обучать воспитателей способности отслеживать результаты работы с детьми, приемам диагностики.
7. Обогащать представления воспитателей о формах работы с родителями по физ. воспитанию.
Контроль.
- Систематический
- Предупредительный
- Фронтальный
- Тематический
- Сравнительный
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ.
Цель: Познакомить родителей с основами теоретических знаний и с практикой работы с детьми по физическому воспитанию.
Заполнение социальных паспортов.
Анализ и корректировка работ.
Просветительство.
Обучение практическим умениям.
Вовлечение в образовательный процесс.
Работа по физическому воспитанию не может быть полной без привлечения родителей. Наш детский сад знакомит родителей с основами теоретических знаний и с практикой работы с детьми по вопросам физического воспитания, проводит с родителями досуги и другие мероприятия. Родители получают теоретические знания и о развитии ребенка, детских болезнях, об организации выходного дня, об оказании первой помощи пир неотложных состояниях и пищевых отравлениях. В группах имеются почтовые ящики для вопросов родителей, анализируя которые мы организуем работу семьей. На протяжении последних лет мы приводим дни открытых дверей, где родители имеют возможность принять участие в дошкольной жизни своего малыша. Одним из компонентов совместной работы педагогов с родителями является составление плана по обеспечению здорового образа жизни.
РАБОТА С ДЕТЬМИ.
Цель: Создание условий для рациональной двигательной активности детей в повседневной жизни. Развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков.
Наблюдения за играми, продуктивной деятельностью.
Анализ и корректировка работ.
Специально организованное обучение.
Совместная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность детей.
Полноценное и разностороннее физическое развитие и воспитание детей невозможно без правильно организованной двигательной деятельности. Чтобы это обеспечить. Мы создали определенную среду. В которой, ребенок имеет возможность удовлетворять свою потребность в движении:
- Пополнили спортивный инвентарь: педагоги творчески используют изготовленное своими руками и руками родителей нетрадиционное оборудование: Набивные мячи. Коврики для профилактики плоскостопия, игрушки самоделки для развития мелкой моторики рук, плетеные косички и т.д.
- Летом на участке действует тропа здоровья(ходьба босиком по гальке, песку, траве, шишкам)
- На участке каждой возрастной группы установили разнообразное оборудование позволяющее детям активно двигаться: бревно, дуги, колеса, качели, лесенки.
- Приобрели кварц.
- Решили проблему мебели за счет ростовых показателей.
Деятельность детского сада по обеспечению сохранности физического и психологического здоровья детей конкретизируется в следующих разделах:
Iраздел: Лечебно - профилактическая работа.
IIраздел: Обеспечение психологической безопасности личности и укрепление
здоровья детей.
,/Ш раздел: Оздоровительная направленность образовательного процесса.
I раздел: "Лечебно - профилактическая работа".
1.) Закаливающие мероприятия основываются на следующих принципах:
индивидуальный подход (учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей
ребёнка, перенесённых заболеваний, группы здоровья).
комплексное воздействие на организм ребёнка (контрастные воздушные ванны в
сочетании с гимнастическими упражнениями, водными процедурами).
систематичность, последовательность, вытекает из правила физиологии - слабые раздражители помогают деятельности функциональной системы, сильные -противодействуют, а сверхсильные - могут вызвать противоположный эффект.
постепенное расширение зон воздействия и увеличение времени проведения процедур;
учёт эффективности;
ведущий принцип, физиологически обоснованный, заключается в применении контрастного воздушного закаливания (холодные и тепловые t" воздействия).
Несложный физиологический анализ показывает, что в таком случае аппарат физической терморегуляции получает возможность более адекватного взаимодействия с постоянно изменяющейся t° окружающей среды. Потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн повышается тонус нервной системы, улучшается деятельность эндокринных желёз, сердечно-сосудистой системы. В крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина.
Виды закаливания используемые в ДОУ
- Контрастное воздушное. Применение контрастных воздушных ванн в дополнении к прогулкам и другим способам закаливания, повышает устойчивость терморегуляторного аппарата ребёнка.
- Ходьба босиком. Тренировка рефлекторной связи температурных рецепторов на подошвенной поверхности стопы со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей.
- Ходьба босиком по разным видам почвы.
- Сон без маечек и контрастное воздушное закаливание в постели (перед сном или после сна). Повышает тонус нервной системы, улучшается деятельность эндокринных желёз, сердечно-сосудистой, дыхательной систем.
Полоскание рта и горла
а) кипячёной водой комнатной температуры. Клокочущая вода оказывает массирующее действие на слизистые оболочки полости рта, миндалин, задней стенки глотки,
б) полоскание сначала теплой затем прохладной ;
в) полоскание горла солевым раствором;
г) полоскание горла настоем трав.
Ходьба по мокрым дорожкам
Одновременно закаливание стоп и носоглотки, профилактика воспаления носоглотки при переохлаждении стоп.
Рижский метод закаливания. Происходит усиление функции терморегуляции. -"Топтание" в тазике с водой и ходьбой по гигиеническому коврику, покрытому сухой простыней.
Контрастное закаливание стоп водой по окончании - гимнастика.
Обширное умывание
Прогулка в помещении с открытым окном
Фитолечение. Проводится с сентября по май. Полоскание горла настоем трав,
использование в меню травяных чаев.
Витаминотерапия – поливитамины.
Натуропатия - дыхательная гимнастика, носовое дыхание, чеснок, чесночные
гренки.
Саиэпидрежим - жесткий режим проветривания, влажной уборки, кварцевания.
II раздел: "Обеспечение психологической безопасности личности и укрепление здоровья детей"
Задачи данного раздела:
- Создание условий для реализации потребности к двигательной активности в повседневной жизни.
- Выявление интересов, склонностей, способностей детей в двигательной активности.
- Совершенствование (формирование) двигательного анализатора и развитие резервных возможностей организма, т.е. повышение работоспособности.
- Нормализация деятельности отдельных отделов и функциональных систем, а также возможную коррекцию врождённых или приобретённых дефектов физического развития.
- Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций,
способствующих охране и укреплению психического здоровья. - Создание предметно-развивающей среды для преодоления враждебности окружающей ребёнка среды (не ограничен доступ к игрушкам, продумано цветовое и световое оформление пространства, отсутствие необоснованных запросов и т.д.).
- Создание необходимых условий для реализации естественной потребности в движении. Жизненно важное значение имеют движения для развития физиологических систем растущего организма и эффективное оздоровительное влияние циклических упражнений, в первую очередь оздоровительного бега, на все функциональные системы, биохимические процессы и психические функции.
- Соблюдение режима проветривания и гигиенических требований.
- Отсутствие интелектуально-физических и психо-эмоциональных перегрузок через рационально построенный режим жизнедеятельности детей, разнообразие будней.
Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - всё это рождает у детей комплекс не свободы и служит стрессовым фактором. Режим ДОУ должен быть многовариантным, учитывающий все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду; отсутствие достаточного количества персонала; карантины и периоды повышенной заболеваемости; каникулы. Такой режим принято называть гибким, так как в нём продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию. В ДОУ необходимо иметь 4-5 вариантов гибкого режима.
- Необходимая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе, закаливающие мероприятие.
Внутренние источники психологической безопасности ребенка:
Отсутствие у ребёнка комплекса неполноценности на фоне других детей, создание длякаждого ребёнка ситуации успеха.
Патология физического развития, например, нарушение звукопроизношения, нарушения осанки также может вызвать чувство неполноценности.
Индивидуально -личностные особенности ребёнка.
III раздел: "Оздоровительная направленность образовательного процесса"
Комфортное для психологического состояния детей организация режимных моментов.
Система профилактики психоэмоционального состояние детей средствами физического воспитания: психогимнастика: специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние; рефлексия; массаж; водные процедуры.
Арома- и фитотерапия - путём подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжений.
Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.
Музыкальная терапия - регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах.
Физическая нагрузка должна быть адекватной: возрасту, полу ребёнка, уровню физического развития, биологической зрелости, здоровью.
Необходимо сочетание двигательной активности с закаливающими мероприятиями.
Обязательных включений в комплекс физического воспитания элементов: дыхательной гимнастики, носового дыхания, упражнений для повышения выносливости кардио-респнраторной системы (медленный бег, ходьба, приседания.)
Повышение двигательной активности детей за счет:
а) количества физкультурных занятий - 3 в неделю
б) организация "дней здоровья";
в) прогулки в помещении в холодное время года.
Обеспечение максимальной подвижности в условиях группы.
Самообразование каждого сотрудника (ориентация на современные достижения психологии, педагогики, медицинской науки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм р...
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...
Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"
Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...
Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми
В последнее время отмечается тендения к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большенстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнас...
Педагогическая копилка. Комплексы оздоровительной гимнастики после сна в группе оздоровительной направленности.
Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами педагогической копилкой, которую собирала не только я, нои мои коллеги: Рачева Татьяна Алексеевна, Пинигина Светлана Владимировна, Герасименоко ...