Закаливание детей младшего возраста.
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) на тему
Общие принципы закаливания, разработанная схема закаливания и описание применяемых методик. Приложение: дыхательная гимнастика, комплексы упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zakalivaniya.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
МБДОУ
Детский сад №20
Разработала: Валенкова Е.Г.
Гусь-Хрустальный
2012г.
Закалять — это значит систематически,
многократно, дозировано воздействовать
на организм теми факторами,
которые часто являются
причиной заболеваний.
Закалить — это значит вызвать
устойчивое протекание всех
физиологических процессов
при любых изменениях температуры,
атмосферного давления,
магнитных и электрических
полей Земли и т. д.
Закаливание — это образ жизни!
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Закаливание детей заключается в систематическом много кратном дозированном воздействии на организм тех факто ров, которые часто являются причиной заболеваний. Закали вание способствует нормализации всех физиологических про цессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д.
Система терморегуляции ребенка раннего возраста имеет целый ряд особенностей.
Недостаточная зрелость всех структур нервной системы ребенка приводит к тому, что теплорегуляция его организ ма еще очень несовершенна. В одних и тех же условиях у детей раннего возраста наблюдается более высокая темпе ратура, чем у взрослых; иногда температура у ребенка по вышается при эмоциональном напряжении, при физиче ской активности. Это заставляет с большой осторожностью подходить к любым методам специального закаливания.
Кожа ребенка также отличается незрелостью и нежностью всех слоев (в частности, мышечных). При переохлажде нии у взрослого человека мышцы волосяных сосочков со кращаются, кожа становится «гусиной» и ее поверхность, с которой уходит тепло, уменьшается. Ребенок способен на такую реакцию только с 2—2,5 лет. Если всю поверх ность кожи взрослого разделить на массу тела, мы полу чим 0,025 м2 на 1 кг. У ребенка эта цифра равна 0,069 м2, т. е. на каждый килограмм веса тела у ребенка приходится втрое больше поверхности кожи. Следовательно, малень кий ребенок охлаждается и перегревается быстрее, чем взрослый человек.
Одной из ведущих реагирующих систем при закаливаю щих процедурах является сердечно-сосудистая. При воз действии холодового фактора на организм эта система проходит две фазы реагирования:
1,спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внут ренним органам; кожа бледнеет и становится холодной;
2,расширение сосудов, прилив крови из внутренних ор ганов к периферии, ощущение тепла.
В настоящее время незначительное число детей в саду относятся к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеет отклонения в состоя нии здоровья (экссудативный диатез и другие проявления ал лергии, постгипоксическая энцефалопатия, различные забо левания носоглотки). Все эти отклонения могут быть причи ной необычной сосудистой реакции, недопустимой при закаливании, например, застоя крови в результате спастиче ского состояния капилляров, которое проявляется в бледно сти, дрожи, съеживании (поза сохранения тепла).
В соответствии с индивидуальными особенностями детей (состояние здоровья, физического и психического развития, типологические особенности нервной системы, индивидуаль ная чувствительность к действиям закаливающих агентов) их можно разделить на группы, которым назначается разная за каливающая нагрузка:
I группа — абсолютно здоровые дети, которых раньше уже
закаливали;
II группа — ранее не закаливаемые дети или дети, находящиеся в периоде реконвалесценции (выздоровления) после
острых заболеваний, а также дети группы риска;
III группа — дети, имеющие выраженные отклонения в со
стоянии здоровья, длительно и часто болеющие.
Следует отметить, что в домах ребенка большая часть детей может быть отнесена к III группе закаливания, поэтому всю организацию этой работы лучше строить в расчете на таких детей. Это означает, что специальные закаливающие проце дуры должны быть более короткими, но частыми, без сниже ния температуры. Для усиления тренирующего эффекта мож но либо увеличивать время действия фактора, либо снижать (очень постепенно) температуру закаливающего фактора.
Если в группе есть дети, которые могут быть отнесены к I или II группе закаливания, то специальные процедуры
могут проводиться для них индивидуально. Вообще следует помнить и неукоснительно придерживаться того правила, что все специальные закаливающие процедуры проводятся толь ко по рекомендации врача и под систематическим контролем медицинских работников (в условиях дома ребенка расчет должен вестись на самого слабого).
Другой важный принцип закаливания — систематич ность, т. е. регулярное повторение всех процедур и воздейст вий. Закаливать ребенка нужно с рождения и на протяжении всей жизни. Раз и навсегда закалить, к сожалению, невоз можно. Даже у взрослого прекращение закаливающих про цедур снижает устойчивость к холоду через 2—3 недели, а у ребенка это происходит еще раньше.
Закаливание организма — это неотъемлемая часть повсед невной жизни ребенка. Эффект достигается только тогда, ког да потребность в закаливающей процедуре станет такой же ес тественной, как потребность в еде, сне. В одном из домов ребен ка в ответ на предложение идти одеваться после дневного сна трехлетний малыш ответил: «Я еще не бегал и не мыл ножки». Для этого ребенка закаливающие процедуры стали системой.
Очень важна также многофакторность закаливания. Сис тема ежедневного закаливания должна включать разные факто ры: холод, тепло, механическое действие воздуха (сквозняк), действие воды и пр.
Сила закаливающих воздействий увеличивается постепен но. В условиях дома ребенка это особенно важно, так как дети в группе разные и при интенсивном, слишком энергичном воз действии могут пострадать самые слабые.
Не менее важно сочетать действие местных и общих за каливающих факторов. Если мы считаем, что закаливаем ре бенка, когда ежедневно обливаем ему ножки, то это глубокое заблуждение: тело ребенка остается чувствительным к хо лоду. Оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих процедур с местными, причем местные процедуры должны быть направлены на наиболее чувстви тельные к холоду области (стопы, носоглотка, поясница).
Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности — периодически менять температуру или продолжи тельность процедуры и т. п.
При проведении закаливающих процедур следует учиты вать предшествующую деятельность ребенка, так как интен сивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.
Все закаливающие процедуры нужно проводить на раз ных уровнях терморегуляции, т. е. в покое и при различной двигательной активности. Именно поэтому в настоящее вре мя большое внимание уделяется занятиям физкультурой на свежем воздухе.
Эффективность закаливающих процедур возможна только при положительной эмоциональной реакции ребенка. Реакция ребенка на закаливающую процедуру — хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определе нии тактики закаливания (снижать или не снижать темпе ратуру, удлинять время действия или нет и т. д.). Иногда отри цательное отношение ребенка к любым водным процедурам является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений в состоянии здоровья.
Методы закаливания
1. Самый традиционный — метод постепенного увеличения силы раздражителя.
Средство может быть любое — воздух, вода, солнце и др. Посте пенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия (температуры воздуха и воды).
Например, сегодня вы проводили воздушную ванну в течение 5 мин, завтра — 6 мин, послезавтра — 7 мин и т. д. либо каждый день одно и то же время, но температура воздуха в комнате 20 °С, затем 19 "С, 18 °С и т. д. То же относится к водным процедурам и закаливанию солнцем.
Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.
2. Метод контрастный.
Холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции на коже и в подкожной клетчатке из-за большого числа Холодовых ре цепторов. Реакции адаптации к холоду сформированы уже к моменту рождения ребенка, а вот сосудорасширяющие реакции при тепловом воздействии у детей сформированы слабо, да и число тепловых рецеп торов в 10 раз меньше, чем Холодовых.
Например, у детей, которые внутриутробно или во время прохож дения по родовым путям испытывали кислородное голодание, сосуды больше склонны к спазму.
Следовательно, для тренировки приспособления организма к ме няющимся температурным параметрам среды необходимо сочетание разнонаправленных температурных воздействий — контрастов. Имен но контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и тем самым повышают эффективность закаливающих процедур. Поэтому при проведении водных процедур у детей раннего возраста используем Т(епло) — Х(олод) — Т(епло), а в дошкольном — Х(олод) — Т(епло) — Х(олод).
3. Метод без снижения температуры.
Температура не ведущий фактор в этом методе. Это щадящее закаливание.
В данном методе используются все принципы закаливания: сис тематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ре бенка и положительный эмоциональный настрой. Постепенно мы пе рейдем на контрастное обливание и т. д.
4. Метод интенсивного закаливания.
Интенсивное закаливание подразумевает методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интен сивными Холодовыми факторами (снег, ледяная вода, холодный воз дух), тепловыми (вода, теплый воздух) и факторами окружающей сре ды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия).
Таким образом, интенсивные методы закаливания могут быть ре комендованы лишь детям, не имеющим к ним противопоказаний, об ладающим соответствующим типом терморегуляции.
Перечень противопоказаний
1.Негативное отношение и страх ребенка.
2.Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболева ний или профилактической прививки.
3.Срок менее двух недель после обострения хронического заболе вания.
4.Карантин в детском учреждении или по месту жительства, на личие случаев нейроинфекций в окружении ребенка в течение послед него месяца.
5.Высокая температура тела в вечерние часы.
6.Выраженная недостаточность питания.
7.Ревматизм и диабет в семейном анамнезе.
СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
Время проведения | Мероприятия |
Первая половина бодрствования | Закаливание воздухом 1. Дыхательная гимнастика 2.Прогулка Закаливание водой 1.Умывание. (Температура воды в начале закаливания 20°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18—16°С.) Детям старше двух лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. |
Вторая половина бодрствования | Закаливание воздухом 1.Воздушная ванна при смене белья после сна . 2.Дыхательная гимнастика 3.Босохождение ( с применением различных дорожек, а так же дорожек смоченных раствором морской соли) 4.Обтирание ребенка сухой рукавицей 5.Прогулка |
Летом пребывание под лучами солнца 2—3 раза в день, начиная с 5—6 мин до 8—10 мин |
ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДИК ЗАКАЛИВАНИЯ
Закаливание воздухом
Самое мягкое средство повседневного закаливания — это зака ливание воздухом.
Первым требованием для проведения закалива ния является создание необходимых гигиенических условий. Для того чтобы воздух в помещении был чистым, ежедневно проводится влажная уборка.
Постоянная смена воздуха обеспечивается проветри ванием. Проветривая помещение, открывают двери, фрамуги или окна, расположенные на одной стороне комнаты (одностороннее про ветривание), на смежных сторонах (угловое проветривание) или на противоположных (сквозное проветривание).
Воздушная ванна
Воздушную ванну дети получают при смене белья, после сна, во время самостоятельного раздевания и одевания. В это время (6—8 мин) ребенок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, при проведении массажа и утренней гимнастики, которая вводится в начале третьего года жизни, ребенок тоже получает воздушные ванны, находясь в облегченной одежде (трусы, майка, тапочки).
Для детей, отнесенных к III группе закаливания, рекомендуются кратковременные воздушные ванны при смене белья или во время гимнастики и массажа, обтирание сухой рукавицей, сухим полотен цем.
В теплое время зарядку проводят при одностороннем проветрива нии, а в холодную погоду зимой — при закрытых окнах, но сразу после проветривания. Если дети уже при выкли к прохладному воздуху (и только при этом условии), на все вре мя бодрствования их можно оставлять в облегченной одежде (гольфы, рубашки (платья) с короткими рукавами) не только летом, но и зимой. Данная рекомендация должна восприниматься крайне индивидуально. Дети даже с легкими перинатальными расстройствами склонны к спазму периферических сосудов и больше подвержены охлаждению. При резком похолодании, особенно зимой, одежду нужно изменить; если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготки, рубашки, платья с длинными рукавами, чтобы им было тепло.
Сухое обтирание
Обтирание ребенка сухой рукавицей снимает психологическое напряжение, создает положительный эмоциональный настрой ребен ка. Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. Надо помнить, что кожа в раннем возрасте еще нежна и весьма чувствительна ко всякого рода механическим воздействиям.
Дыхательная гимнастика
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2-3 раза в день.
Дыхательная гимнастика позволяет эффективно решать следующие задачи.
1. Повышать общий жизненный тонус ребенка, сопротивляе мость и устойчивость организма к простудным заболеваниям.
2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвиж ность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровооб ращение в легких.
Примерные комплексы упражнений смотри в приложении
Прогулки
Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играют прогулки. Основоположники педиатрии считали, что день, проведен ный без прогулки, потерянный день в жизни детей. Важно правильно, соответственно сезону и погоде, одеть и обуть ребенка, чтобы обеспе чить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
Рекомендуемые одежда и обувь для детей старше года в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Одежда | Температура воздуха (°С) | ||||||||
22 и выше | от 22 до 20 | от 20 до 18 | от 17 до 16 | от-15 до+6 | от+6 до-2 | от-3 до-8 | от-9 до-12 | от-14* и ниже | |
Майка | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Трусы | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Колготы | + | + | + | + | + | + | •+ | ||
Рейтузы | + | + | + | + | |||||
Платье хлопчатобу мажное или флане левое | + | + | |||||||
Платье шерстяное | + | + | + | + | + | + | + | ||
Кофта | + | + | |||||||
Куртка или зимнее пальто | + | + | + | + | |||||
Обувь | |||||||||
Туфли | + | + | + | + | |||||
Сапожки утеплен ные | + | + | + | + | |||||
Носки | |||||||||
Число слоев одежды | 2 | 2 | 2 | 3 | 3—4 | 4 | 4 | 4-5 | 4—5 |
Зимой резкое действие холодного воздуха воспринимается, прежде всего, кожей лица и слизистыми покровами верхних дыхательных пу тей, поэтому особенно важно предупреждать охлаждение детей, сле дить за тем, чтобы они могли свободно дышать через нос, чтобы ноги и руки их были сухими. Важно так организовать деятельность детей, чтобы они не перегревались. Игры и спортивные развлечения не должны требовать чрезмерной подвижности.
Прогулки в холодное время года обеспечивают общее пребывание детей на от крытом воздухе в течение 3-4 ч.
В весенне-летний период одежда детей во время подвижных игр и спортивных развлечений должна быть легкой (спортивный костюм или трусы и майка).
Летом все режимные процессы, кроме ночного сна, проводятся на воздухе.
Хождение босиком.
Очень полезно приучать детей ходить боси ком, с разрешения врача это можно делать уже с года. Сначала дети 5—10 мин ходят в носках, а затем босиком; время хождения постепен но увеличивается по показаниям врача. Хождение босиком оказывает влияние на функции всех органов (см. рис.).
В разработанных мероприятиях по закаливанию детей предлагается босохождение с применением различных видов дорожек, а так же дорожки смоченной в водном растворе морской соли. Дорожки должны ежедневно чередоваться .
Летом нужно давать малышам возможность бегать по хорошо про гретой земле. Это не только закаливает их, но и укрепляет свод стопы, что является предупреждением плоскостопия. Естественно, место прогулки должно быть очищено от стекол, грязи и пр. Ни о каком специальном закаливании не может быть и речи, если ребенок не гу ляет из-за невозможности организовать прогулку. Не следует забывать о том, что, делая ребенку ежедневный массаж, мы проводим воздуш ные ванны, а также массируем стопу.
Закаливание водой
Закаливание водой включает в себя и использование воды в гигие нических целях. Начинают с предельно слабых воздействий на огра ниченную часть кожных покровов.
Гигиенические процедуры.
При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. В летнее время они могут умываться прохладной водой из-под крана, но, если эта процедура начинается в прохладное время, надо использовать теп лую воду (+28 °С), постепенно (каждые 2—3 дня1) снижая ее температу ру на 1—2° и доведя до 18—17 °С. Сразу после умывания кожу вытира ют сухим мягким полотенцем. Вся процедура продолжается 1—2 мин.
Общие водные процедуры.
Процедуры в душе, ванной не следует проводить раньше чем через 30—40 мин после еды. Для детей старше года температура воды для ванны 36—35 °С, продолжительность про цедуры — 10 мин. Количество воды в ванне должно достигать уровня соска сидящего ребенка. По мере тренировки температуру воды в ван не не снижают, закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой, которая на 2 градуса холоднее, чем в ванне. Специально нагревать воздух в комнате не нужно, достаточно быстро вытереть и одеть ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комплексы дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика №1
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
· «найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
· «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
· «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
· «Носик балуется»
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
· «Носик нюхает приятный запах»
Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
· «Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».
· «Поиграем носиком»
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом делается как бы растирание.
Заключительный этап.
· «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте ... покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Дыхательная гимнастика №2
Выполняется после пробуждения.
Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги, и уронить их. Повторить 3-5 раз
Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.
«Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.
«Кошечка просыпается». Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.
На ковре котята спят, Просыпаться не хотят, Вот на спинку все легли, Расшалились тут они. Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Потянутся, улыбнутся, Всем открыть глаза и встать.
«Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.
«Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз
Игры с одеялом.
/Дети прячутся под одеяло, и так 2-3 раза/
Вот идет лохматый пес, А зовут его - Барбос! Что за звери здесь шалят? Переловит всех котят.
Игровые упражнения
Упражнения из положения «стоя»
«Ёжик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз
Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз
«Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.
«Лови комара». И.п. — встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над голо вой), сказать: «Хлоп!» Вернуться в и.п. — вдох.
«Помаши крыльями, как петух». И.п. — встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, затем, хлопая ими по бедрам, делать выдох и произносить: «Ку-ка-ре-ку!».
«Косарь».
И.п. — встать прямо, ноги врозь, слегка согнуты, руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. Поворачиваться Н1 право и налево, подражая движениям косаря, делать размашистые движения руками и произносить с выдохом: «Жух! Жух!»
«Дровосек». И.п. — встать прямо, широко расставив ноги, руки подняты над головой, пальцы сцеплены. Наклоняться вперед] опуская руки между ногами, и произносить с выдохом: «Б-а-а-Х ч1 Б-а-а-х-х!»
«Гуси шипят». И.п. — встать прямо, ноги врозь, ступни параллельно, руки за спиной. Наклоняться вперед, смотря вперед, вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш». Возвратиться в и.п. — ВДОИ
«Часики». И.п. — встать прямо, ноги слегка расставить, рук на поясе. Небольшой наклон в сторону, с выходом сказать: «I и так». Возвратиться в и.п. — вдох. То же в другую сторону.
«Поиграй на трубе». И.п. — встать прямо, ноги вместе, руки согнуты перед собой, как бы держа трубу. Делать мелкие движе ния пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и с выдохом приговаривать: «Ту! Ту! Ту!».
«Вертушка». И.п. — встать прямо, расставив ноги на ширину плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свобод но размахивая руками и произнося: «Х-р-р-р».
«Вырасти большим». И.п. — встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки, потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох, произ нося: «У-х-х-х».
«Спрятались». И.п. — встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне, приложить палец к губам и произнести с длительным выдохом: «Т-с-с-с». Вернуться в и.п. — вдох.
«Лягушка прыгает». И.п. — встать прямо, ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок вперед с одновре менным выдохом и произнести: «Ква-ак».
Упражнения из положения «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках», «стоя на коленях»
«Гребцы». И.п. — сесть, ноги врозь, руки согнуты в локтях. На клониться вперед, коснуться руками носков ног, выдохнуть, про износя: «У-х-х-х». Выпрямиться, слегка развести локти в сторо ны — вдох.
«Маятник». И.п. — сидя на полу, ноги скрещены, руки на по ясе. Раскачивать туловище вправо и влево, повторяя: «Так-так».
«Прижми колени». И.п. — сидя на полу, ноги вперед, руки вверх. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе: «Вот». Вернуться в и.п. — вдох.
«Мотор». И.п. — стоя на коленях, руки согнуть перед грудью. Выполнять вращение согнутых рук, произнося: «Р-р-р-р». Воз вратиться в и.п. — вдох.
«Мишка спит». И.п. — лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, повернуться на бок, произнести на выдохе: «У-х-х-х». Вернуться в и.п.
«Заблудился». Дети изображают заблудившихся в лесу. Они ходят между деревьями, оста навливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко про износят: «А-у-у-у! А-у-у-у!».
«Гуси летят». Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, делают вдох с выдохом, опуская их, и произносят: «Г-у-у-у-у! Г-у-у-у-у!».
«Собираем цветы». Дети ходят по залу, ищут и собирают зара нее разложенные цветы. Воспитатель предлагает понюхать аро матные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают вдох че рез нос (сильный), выдох ртом, произнося: «А-а-а-а».
«Подуй на одуванчик». Дети собирают одуванчики, вдохнув, слегка наклоняются и долго выдыхают, стараясь сдуть все парашутики с одуванчика.
«Сдуй снежинку». Дети ищут заранее разложенные, сделанные из бумаги снежинки. Кладут их на ладошку. Вдохнув слегка, на клоняются и, выдыхая, стараются сдуть снежинку.
«Пузырь». Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.
Одновременно с этим дети расходятся в стороны, увеличивая круг, держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь». На выдохе дети сходятся к центру, произноси «Ш-ш-ш-ш».
Упражнения на нормализацию дыхания
На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, требующей усиленного притока кислорода |
мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях необходимо вводить дыхательные упражнения, спо собствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.
«Обними себя». И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны и отведены назад, ладони вперед, пальцы врозь. Руки скрестить на груди, кистями хлопнуть по лопаткам, одновременно сделать вы дох. Вернуться в и.п. — вдох.
«Сдуем снег (пыль) с обуви». И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх — в стороны.
Опускаясь на ступню, наклониться вперед, руки через сторо ны скрестить перед грудью с громким выдохом. Оставаясь в на клоне, плавно скрещивая и разводя руки, закончить выдох. Плавно выпрямиться, делая спокойный вдох, и принять и.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка закаливания детей младшего возраста после сна на основе разработанной системы закаливания В.Г. Алямовской
В.Г. Алямовская о закаливании в дошкольном учреждении: «Любое дошкольное учреждение имеет все необходимое для создания в нем целенаправленной системы закаливания детей раннего возраста, поскольку для ...
Закаливание и его влияние на здоровье человека.Основы закаливания для детей младшего возраста
Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды (например: низкой или высокой температуры) путём их систематического воздействия на орг...
Закаливание детей младшего возраста
Актуальность проблемы "Закаливание детей младшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях"...
закаливание детей младшего возраста
система работы по закаливанию детей...
Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...
Консультация для родителей "Закаливание детей младшего возраста"
В данной статье дается пояснение план закаливания детей 2-3 лет....
Закаливание детей младшего возраста.
общие принципы закаливания...
Комментарии
Закаливание детей младшего возраста.