консультация для родителей
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Каждая мама мечтает, чтобы её малыш рос здоровым, крепким и весёлым. А делают ли родители всё, чтобы дети не болели и радовали своими успехами каждый день?

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закалённые дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры и воздуха, влияния ветра. Они гораздо реже болеют, особенно, если сочетать процедуры закаливания с использованием иммуномодуляторов местного действия. Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздушными или водными процедурами.

Основные принципы закаливания детей:

Проводить закаливающие процедуры систематически;

Увеличить время воздействия закаливающего фактора постепенно;

Учитывать настроение ребёнка и проводить процедуры в форме игры;

Начинать закаливание в любом возрасте;

Избегать продолжительного действия как низких температур, так и перегревания;

Правильно подбирать одежду и обувь: они должны быть из натуральных тканей и материалов;

Сочетать закаливающие процедуры с физическими упражнениями и массажем;

Никогда не курить в присутствии ребёнка.

Родители должны быть знакомы с этими принципами, так как закаливающие процедуры должны проводиться и дома. Этому вопросу следует уделить особое внимание, пригасить при необходимости врача детского сада. Их рекомендации помогут родителям учесть особенности их ребёнка при проведении закаливающих процедур дома.

В детском саду закаливание проводится двух видов:

* Общее закаливание;

* Специальное закаливание.

Рассмотрим их:

К общему закаливанию относится:

- Ежедневный утренний приём детей на свежем воздухе, организация сквозного проветривания в отсутствии детей, мытьё рук до локтей и умывание лица прохладной водой /постепенно до +18 градусов/, нахождение детей в групповой комнате в облегчённой одежде при температуре, определённой СанПин , проведение занятий физическими упражнениями в спортивном зале в специальной одежде /спортивная форма/ при температуре, определённой СанПин, сон в спальне при открытых фрамугах при температуре, определённой СанПин;

Специальное закаливание детей:

- В детском саду проводится ступенчатое закаливание: в каждой возрастной группе свой вид закаливающих процедур:

* ясельные группы + вторые младшие группы – рефлексотерапия;

* средние группы – контрастное водное обливание стоп;

* старшие группы – контрастное воздушное закаливание;

* подготовительные группы – обтирание варежкой.

Методики разработаны и рецензированы канд.пед. наук Е.Н Вавиловой.

К проведению закаливающих мероприятий детей в детском саду имеют отношение:

Воспитатель -

Непосредственно отвечает за проведение закаливания детей в группе согласно СанПин и методики проведения, вместе с администрацией обеспечивает наличие инвентаря для закаливания. Проводит просветительскую, консультативную работу с родителями по вопросам закаливания, здоровому образу жизни. Несёт ответственность за нарушение режима закаливания.

Помощник воспитателя –

Помогает проводить закаливающие мероприятия в группе, обеспечивает необходимым инвентарём, соблюдает все гигиенические нормы и требования СанПин.

Инструктор по физической культуре-

Вместе с врачом детского сада определяет вид специального закаливания для каждой возрастной группы. Разрабатывает методику специального закаливания детей согласно требованиям СанПин и рекомендациям врача-педиатра; проводит с воспитателями и родителями просветительскую и консультативную работу, по вопросам закаливания детей и ведению здорового образа жизни.

Медицинский персонал детского сада-

Полностью контролирует весь процесс закаливания детей в детском саду; Отслеживает процесс влияния закаливающих мероприятий на состояние здоровья детей; совместно с инструктором по физическому воспитанию разрабатывает наиболее эффективные формы закаливания детей; проводит просветительскую и консультативную работу среди родителей по вопросам закаливания детей и ведению здорового образа жизни.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНЫХ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР

Ходьба по мокрой дорожке /рефлексотерапия/

Рекомендуется сочетать ходьбу по мокрой дорожке с ходьбой по дорожкам с различной поверхностью: рефлексотерапия, дорожка здоровья. Причём поверхности с разной структурой чередуются. Смачивать дорожку из ткани водой с морской солью / на 5 литров воды 1-2 ст. ложки соли/, температура воды 18-20 градусов. После неё стелется сухая дорожка из плотной ткани /1,5-2м/, далее ребристая дорожка, дорожка из паролона или мягкой ткани, дорожка из пуговиц и т.д.

Пройти дети должны 2-3 раза в облегчённой одежде, выполняя 2-3 упражнения руками. Создать определённую мотивацию, положительный эмоциональный фон.

Контрастное обливание стоп.

Дошкольников делят на 2 подгруппы: первая- здоровые и закалённые дети, вторая – остальные незакалённые, ослабленные, часто болеющие, имеющие хронические заболевания.

Первая группа получает обливание по схеме 38-18-38-18 градусов.

У второй -щадящая нагрузка 38-28-38 градусов, как по числу смен, так и по температурным перепадам воды.

Для ослабленных детей контрастные обливания ног можно проводить постепенно увеличивая разницу температур тёплой и холодной воды. Начальная температура тёплой воды 36-35 градусов постепенно увеличивается до 40-41 градуса; температура холодной воды с 24-25 градусов до 18 градусов. Обливание стоп лучше проводить после дневного сна. По окончании ноги насухо вытирают.

Художественное слово к закаливанию:

«Лейся водичка

От колена вниз.

То теплом, то холодом

С болезнями борись!»

Обтирание влажной варежкой

Начинать обтирание следует сухой варежкой в течение 2-3 недель.

Растирание проводить до лёгкого покраснения кожи. После этого варежку смачиваем водой соответствующей температуры.

Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев к туловищу / по ходу движения лимфы и крови/ затем грудь, живот и спину. Начальная температура воды 34-35 градусов, через 3-4 дня снижается на 2 градуса и доводится для детей 5-7 лет до 22 градусов. Применительно к ослабленным детям и начальная, и конечная температура должны быть на 4 градуса выше, а темп снижения замедленным.

Художественное слово:

«Сам себя растёр и вот

Стал красный как малинка.

Руки, плечи и живот,

А ты, потри мне спинку».

Оздоровительный бег

Бег является важным средством закаливания. Скорость его у детей средней группы составляет 1-1,4 м/с, старшей – 1-1,5 м/с подготовительной – 1,4-1,6 м/с. В процессе бега улучшается и тренируется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем , как правило, полностью обеспечивается потребность организма в кислороде. Бегать на воздухе дети должны в облегчённой одежде, что обеспечивает хороший закаливающий эффект. С указанной скоростью дети могут бегать продолжительное время, таким образом достигается ещё и тренирующий эффект. Во время бега /медленного/ дети держат туловище прямо, плечи у них развёрнуты, голова поднята. Руки расслаблены. Ногу мягко ставят на всю ступню с небольшим опережением постановки её на носок, шаг короткий – всего 2-3 ступни. Во время бега обязательно создать детям определённую мотивацию и положительный фон.

Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей /5-7чел/, при этом учитывается уровень физической подготовленности детей. Как показало исследование, дети старшего дошкольного возраста способны пробегать в среднем темпе 2,4-2,7 м/с без остановок значительное расстояние – от 950м до 1600м – за промежуток времени от 5 до 11 мин.

Методика оздоровительного бега предполагает индивидуально-дифференцированный подход. Так, детям 5-6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробегать два круга / в среднем 500м/, малоподвижным детям – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности пробегают в среднем 3-4 круга, а малоподвижные -2 круга.

Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений., после этого предлагаются упражнения стоя на расслабление мышц /2-3 мин/. Во время бега воспитателю необходимо помнить:

* при выборе дистанции для бега учитывается состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;

* все дистанции для бега должны быть размечены /длина полукруга и длина круга/.

* бег должен доставлять детям «мышечную» радость;

* нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, определённый темп;

* после оздоровительного бега не забывать об упражнениях на расслабление мышц и восстановление дыхания;

* в зимнее время года желательно не прекращать пробежки.

Но при этом учитывать одежду детей и длину дистанции, которая значительно сокращается /от 250 до 500м/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...