Оздоровительная программа "Дельфинёнок"
рабочая программа по физкультуре по теме
В материале представлена система работы нашего учреждения по сохранению здоровья и оздоровлению детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovit.programma.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята
на педагогическом совете протокол № -1
Оздоровительная программа «Дельфиненок»
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников
№30 «Дельфиненок» г.Павлово
Цель работы по профилактике заболеваний детей – укрепление иммунитета детей, повышение сопротивляемости организма к факторам внешней среды.
Цель оздоровительной работы – укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством решения следующих
задач:
- обеспечение снижения частоты случаев острой заболеваемости
- совершенствование функций ведущих физиологических систем организма ребёнка
- создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребёнка
- улучшение физического развития детей
- повышение к устойчивости к утомлению, повышение работоспособности
- формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности
Ведущие линии реализации задач программы:
- обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе современных медико-педагогических и здоровьесберегающих технологий.
- забота о социальном благополучии ребёнка.
- охрана психического здоровья и всесторонне развитие ребёнка в деятельности.
Принципы реализации программы:
- научность – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.
- непрерывность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе всего учебно-воспитательного процесса.
- преемственности – необходимость поддержания связей между возрастными категориями.
Пути реализации:
- внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
- партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога
Ожидаемые результаты:
- у детей:
- оптимальное функционирование организма;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
- осознание совей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
- у педагогов:
- осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;
- у родителей:
- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Организация профилактики заболеваемости и оздоровления
детей с ослабленным здоровьем
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
Мониторинг здоровья
Рациональная организация двигательной активности
Система работы с родителями
Система закаливания
Использова
ние нетради-
ционного оздоровления
Лечебно-профилактичес
кая работа
Психогигиенические мероприя
тия
- осмотр детей специалистами
- осмотр детей медицинским персоналом ДОУ
- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий в течение месяца
- мониторинг заболеваемости детей
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики,
физкультминуток
- обширное умывание
- ходьба по «дорожкам здоровья»
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
-посещение бассейна
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- рациональное питание
- использование фитонцидов
- кварцевание помещений
- витаминизация третьего блюда
-приём витаминов
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «дорожкам здоровья»
-аромопрофилактика
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использов-м оздоравливающих технологий
-участие родителей в физкультур
но-оздорови-
тельной работе ДОУ
Развернутая схема оздоровительных мероприятий
Оздоровительные мероприятия
Строгое соблюдение режима дня:
- Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
- Полноценный дневной сон
- Прогулка
- Уменьшение
продолжительности учебного процесса
Развитие моторики
Массаж:
- Игровой массаж
- Пальчиковая гимнастика
Индивидуальный под-
ход к детям с учетом:
- Выявленной патологии педиатром и др. специалистом
- Индивидуальных особенностей организма
- Влияния факторов, способствующих
частым заболеваниям
Физическая культура:
- С элементами дыхательной гимнастики
- Утренняя гимнастика
- Занятия на
улице с элементами подвижных игр
Основы закаливающих мероприятий:
- Соответствующая одежда для улицы
- Длительное пребывание на свежем воздухе
- Воздушные и солнечные ванны летом
- Полоскание горла
- Дыхательная гимнастика
- Посещение бассейна
Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:
- Влажная уборка помещений
- Проветривание
- Кварцевание
Лечебные мероприятия:
- Витаминотерапия
- Приём адаптогенов
Внедрение сезонных курсов общеукрепляющей терапии
Профилактика:
- Плоскостопия
- Нарушений осанки
- Нарушений зрения
Мероприятия:
- гимнастика для глаз - Ходьба по «Дорожке здоровья» и т.д.
Аро
мотерапия/
Музыкотерапия (во время режимных моментов)
Оздоровительная и профилактическая работа
Оздоровительные и профилактические мероприятия
Закаливание: полоскание рта, мытье рук, ног прохладной водой
и тд.
Профилактика простудных заболеваний: Прием дибазола, чесночные букетики, оксолиновая мазь
Дыхательная
Гимнастика,
Посещение бассейна
Профилактика нарушений осанки, плоскостопия: ходьба по «Дорожкам здоровья», занятия на тренажерах и тд.
Игровой
массаж
Аромотерапия
Витаминизация
Фитопрофилактика
Схема
оздоровительных мероприятий
для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями
Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий
Щадящий индивидуальный режим
Рациональное питание с обогащением пищи витаминами.
Прием витаминов и фитонцидов
Закаливание – обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, достаточное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна.
Физическое воспитание в объеме программы с обеспечением индивидуального подхода. Использование элементов дыхательной гимнастики при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, физических упражнений после дневного сна. Обязательное включение физических упражнений с произношением звуков и слогов на выдохе и вдохе, дыхание носом – вдох и выдох и др.
Схема закаливания детей
Требования к проведению закаливания:
| |||
Характер действия | Метод | Методика | Противопоказания |
Воздух | Утренняя гимнастика | Проведение в облегченной одежде. Летом – проведение на свежем воздухе. | Медицинский отвод после болезни |
Прогулка | Прогулки на свежем воздухе в одежде по сезону | ||
Сон в проветренном помещении | Учитывать физическое и соматическое состояние детей | Температура воздуха в спальне ниже 14 С | |
Воздушные контрастные ванны. Гимнастика после сна. | Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате) Использование «дорожек здоровья» | Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний. | |
Хождение босиком | Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья. | Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинского отвода | |
Вода | Полоскание рта | Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1-й младшей группы. | Нет |
Мытье рук, ног, посещение бассейна | Постепенное обучение, начиная с раннего возраста | Наличие медицинского отвода | |
Туалет носа | Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой | Нет | |
Солнце | Прогулка. Солнечные ванны. Свето-воздушные ванны. | Использование ослабленного влияния атмосферы (утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение продолжительности процедуры | Хронические заболевания, температура свыше 30 С |
Психогигиенические мероприятия
на занятиях и в режиме дня с детьми
Режимный момент | Содержание | Организационно - методические указания |
1.Утренний прием | а) функциональная музыка б) элементы словотерапии в) оздоровительные процедуры | а) успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое б) использование потешек, стихов, сказок, шуток, поговорок в) строгое соблюдение дозировки |
2.Утренняя гимнастика | комплекс ОРУ | Подбор комплексов ОРУ игрового характера, использование игрушек и атрибутов |
3.Свободная деятельность
| а) словотерапия б) игровая деятельность в) индивидуальная работа | чтение сказок, потешек, стихов, беседы с детьми настольные игры с любимыми игрушками |
4.Умывание | мытье рук с произнесением потешек | использование стихов, потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа |
5.Завтрак | а) эстетическое оформление блюд б) спокойный тон педагогов в) гигиеническое полоскание рта г) прием витаминов, фитонцидов | а) привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока б) пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей в) рассказ о необходимости пользе полоскания рта г) профилактика простудных заболеваний |
6.Занятия | а) Динамические (физкультурное, музыкальное) б) занятия со статическим положением тела | а) занятия с сюжетом, игровые занятия, создание благоприятного эмоционального фона, достижение эффекта «мышечной радости», радости от пения, танца и т.д. Обязательное использование элементов пальчиковой гимнастики; релаксации, музыки б) использование физкультминуток, игровых и двигательных заданий; достижение эффекта «радости». |
7.Свободная деятельность | а) словотерапия б) игровая деятельность в) индивидуальная работа | чтение сказок, потешек, стихов, беседы с детьми настольные игры с любимыми игрушками |
8. Подготовка к прогулке, прогулка | а) одевание б) наблюдение в) игры г) воздушные и солнечные ванны д) зимние забавы е) дыхательные и физические упражнения | а), б) использование художественного слова в) подвижные игры, художественное слово г) дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям д) в зимнее время: игры со снегом, катание на санках е) строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений. |
9. Возвращение с прогулки |
| использование художественного слова |
10. Подготовка к обеду, обед | а) эстетическое оформление блюд б) спокойный тон педагогов в) гигиеническое полоскание рта г) прием витаминов, фитонцидов | а) привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока б) пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей в) рассказ о необходимости пользе полоскания рта г) профилактика простудных заболеваний |
11. Подготовка ко сну | а) закаливающие мероприятия б) функциональная музыка в) разрешение брать с собой игрушки укрывание и поглаживание детей г) сон в хорошо проветренном помещении д) соблюдение тишины | а) воздушное и водное закаливание, элементы самомассажа б) успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое в) укладывание любимых игрушек спать, пояснение значения сна, укрывание с приговариванием ласковых слов, поглаживание по спине, голове г) проветривание в период прогулки детей д) соблюдение всеми сотрудниками и посетителями ДОУ тишины во время «тихого часа» |
12. Подъем детей, гимнастика после сна | а) постепенное пробуждение и подъем с использованием функциональной музыки б) хождение по «дорожке здоровья» в) одевание | а) пробуждение и подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «пробуждения», под одни и те же слова воспитателя б) профилактика плоскостопия, закаливающая процедура. в) использование потешек, стихов, сказок, шуток, поговорок
|
13. Полдник | а) эстетическое оформление блюд б) спокойный тон педагогов в) гигиеническое полоскание рта г) прием витаминов, фитонцидов | а) привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока б) пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей в) рассказ о необходимости пользе полоскания рта г) профилактика простудных заболеваний |
14. Свободная деятельность, оздоровительные процедуры | а) оздоровительные процедуры б) словотерапия в) игровая деятельность г) индивидуальная работа | а) строгое соблюдение дозировки б)чтение сказок, потешек, стихов, беседы с детьми в)настольные игры с любимыми игрушками |
План профилактических мероприятий для детей на день
Мероприятия | 2 гр.ран. воз. | 1 младшая | 2 младшая | Средняя | Старшая | Подготовител. |
Эмоц –стим. игры | 7.30-8.00 | 7.30-8.00 | 7.30-8.00 | 7.30-8.00 | 7.30-8.00 | 7.30-8.00 |
Приём витаминов | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Утренняя гимнастика | 7.55-8.00 | 7.50-8.06 | 7.50-8.00 | 8.10-8.20 | 8.10-8.22 | |
Физкультминутки | Во время занятия | Во время занятия | Во время занятия | Во время занятия | Во время занятия | Во время занятия |
Гимнастика для глаз | Во время занятия | Во время занятия | Во время занятия | Во время занятия | Во время занятия | Во время занятия |
Релаксация | После занятия – 1мин. | После занятия – 1мин. | После занятия – 1мин. | После занятия – 1мин. | После занятия – 1мин. | После занятия – 1мин. |
Фитотерапия (травяной чай, букеты травы, чесночные букетики) | 9.00 постоянно в помещении | 9.00 постоянно в помещении | 9.00 постоянно в помещении | 9.20 постоянно в помещении | 9.25 постоянно в помещении | 9.30 постоянно в помещении |
Прогулка | 9.20-11.00 | 9.20-11.20 | 10.00-11.50 | 9.50-12.00 | 10.50-12.25 | 11.05-12.35 |
УФО помещения, проветривание | 9.50-10.00 | 10.00-10.10 | 10.30-10.40 | 10.50-11.00 | 11.00-11.10 | 11.20-11.30 |
Мытьё рук, полоскание рта, дневной сон | По режиму после приёма пищи по режиму | По режиму после пр. пищи по режиму | По режиму после приёма пищи по режиму | По режиму после приёма пищи по режиму | По режиму после приёма пищи по режиму | По режиму после приёма пищи по режиму |
Гимнастика после сна | 15.00-15.10 | 15.00-15.10 | 15.10-15.20 | 15.00-15.10 | 15.00-15.10 | 15.00-15.10 |
Дыхательная гимнастика (3раза в день) | 8.00, 9.25, 15.10 | 8.05,9.30,15.10 | 8.06, 10.30, 15.20 | 8.00, 10.00, 15.10 | 8.20, 11.00, 15.10 | 8.22, 11.15, 15.20 |
Самостоятельная деятельность в центре физо по желанию детей | 16.30-17.00 | 16.15-17.00 | 15.50-17.00 | 15.40-17.00 | 15.40-17.00 | 15.40-17.00 |
Игровой массаж | 7.50, 11.30, м/д занятиями | 7.50, 11.30, м/д занятиями | 7.50, 9.25, 12.00 | 7.50, 9.25, 12.00 | 7.50, 9.30, 12.35 | 7.50, 9.35, 12.45 |
Подвижные игры: утренний период, прогулка | Ежедневно | ежедневно | Ежеднев но | Ежеднев но | Ежеднев но | Ежеднев но |
План профилактических мероприятий
в группах на год
Периоды | Мероприятия | Дата проведения |
Подготовительный | - лекарственная терапия (приём дибазола) - витаминотерапия (поливитамины) - фитопрофилактика (полоскание горла лекарственными травами) - дыхательная гимнастика - физкультура на свежем воздухе | Сентябрь |
Повышенной заболеваемости | - лекарственная терапия (дибазол, оксолиновая мазь) - адаптогены (отвар шиповника) - витаминотерапия (аскорбиновая кислота) - интерферон - натуропатия (чесночное орошение) - соблюдение санитарно-эпидемиологического режима) - обеззараживание воздуха (бактерицидные лампы) - дыхательная гимнастика | Октябрь - ноябрь |
Реабилитации и подготовки к периоду гриппа | - лекарственная терапия (дибазол с согласия родителей) -витаминотерапия - дыхательная гимнастика | Декабрь |
Период гриппа | - витаминотерапия - адаптогены - натуропатия (чесночные бусы) - обеззараживание воздуха - дыхательная гимнастика | Январь |
- витаминотерапия - интерферон - лекарственная терапия - ионизация воздуха - дыхательная гимнастика | Февраль | |
Реабилитация | -приём витаминов - дыхательная гимнастика | Март |
Повышенной заболеваемости | -игровой массаж/ пальчиковая гимнастика - витаминотерапия - физкультура на свежем воздухе | Апрель |
- игровой массаж - физкультура на свежем воздухе | Май | |
Летней оздоровительной работы | -использование естественных сил природы - физкультура на свежем воздухе - игровой массаж - дыхательная гимнастика | Июль - август |
Условия сохранения здоровья детей
Основные направления деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей
Рациональная организация внутреннего пространства в соответствии с требованиями СанПиНов
Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу
Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем
Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании
Организация рационального питания и витаминизация воспитанников
Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни
Педагогика сотрудничества
Медперсонал
Педагоги
Семья
Совместная работа
Консультации
Изучение программ, инновации
Родительские собрания
Анкетирование
Оборудование предметно-развивающей среды
Планирование работы
с детьми
Воспитанники
Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости
Рациональная организация двигательной активности
Система работы с родителями
Система закаливания
Использова
ние нетради-
ционного оздоровления
Профилактическая работа
Психогигиенические мероприя
тия
- ежедневные циклы физкультурных занятий
- гимнастика после сна
- обязательные ежедневные прогулки
- самостоятельная двигательная активность детей
- обязательное проведение утренней гимнастики,
физкультминуток
- обширное умывание
- ходьба по «дорожкам здоровья»
- мытье ног
- полоскание рта
-воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,
-посещение бассейна
- постоянный контроль за осанкой
-контроль за нагрузками для переболевших детей
- подбор мебели в соответствии с ростом
- использование фитонцидов
- кварцевание помещений
-приём витаминов
- игровой массаж
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- хождение по «дорожкам здоровья»
-аромопрофилактика
- релаксация
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
- оказание консультативной помощи родителям по вопросам сохранения здоровья
- открытые показы занятий с использов-м оздоравливающих технологий
-участие родителей в физкультур
но-оздорови-
тельной работе ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм р...
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...
Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"
Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...
Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми
В последнее время отмечается тендения к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большенстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнас...
Педагогическая копилка. Комплексы оздоровительной гимнастики после сна в группе оздоровительной направленности.
Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами педагогической копилкой, которую собирала не только я, нои мои коллеги: Рачева Татьяна Алексеевна, Пинигина Светлана Владимировна, Герасименоко ...
Комментарии
спасибо.очень полезно!
Авторские программы "Школа здоровья" и "Дельфиненок"