Дыхательная гимнастика
план-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) по теме
Дыхание является важнейшей функцией организма. Место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы создатели различных дыхательных систем, придавали I значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и д.р.) но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Послушаем свое дыхание
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, оп ределять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим, призна кам - состояние организма.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному ды ханию и определяют:
- куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
- какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе
(живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
- какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
- какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
- тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической на грузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; ре гулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от пре дыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз). Упражнение, выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы да же подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (по следовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а ле вую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максималь но вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3-4. То же другими ноздрями. Повторить-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд од ной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче ды шать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных, движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое ды хание.
Воздушный шар
(дышим животом, нижнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной по лости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концен трировать внимание на нижнем дыхании.
Исходное положение - Лежа на спине, ноги свободно вытя нуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцен трировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночно му столбу, пупок как бы опускается.
1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - жи вот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
2. Медленный; плавный выдох - живот медленно втягивает ся к спине. Повторить 4-10 раз.
Воздушный шар в грудной клетке
(среднее, реберное дыхание)
Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концен трировать свое внимание на их движении, осуществляя венти ляцию средних отделов легких.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают рас пирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются непод вижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6-10 раз.
Воздушный шар поднимается вверх
(верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние ды хательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лег ких.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку поло жить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным под нятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.
Ветер
(очистительное, полное дыхание)
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей ды хательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаб лено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный, вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
3.Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух нескольки ми отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентили рует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает ус талость. Поэтому рекомендуется проводить, его после физической на грузки как можно чаще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....
выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"
Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!» Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА Мастер-класс для воспитателей на тему...
Комментарии
Дыхательная гимнастика