Консультации для родителей
методическая разработка по физкультуре по теме

Кириллова Ирина Николаевна

Данный материал содержит рекомендации для родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultacii_dlya_roditeley.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

«Особенности физического развития детей

третьего года жизни».

 «Программой воспитания в детском саду» для детей 2-3 лет предусмотрены занятия еженедельно 2 раза по 10-15 минут, примерно через полчаса после завтрака. Гигиенические требования очень просты: чистый воздух (+19-20 гр.), привычная обстановка, Облегчённая, не стесняющая движения одежда.

Упражнения для детей, соответствуют их возрастным и функциональным возможностям; предусматриваются упражнения для всех крупных групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног), которые чередуются.

В своей работе мы избегаем и советуем вам, длительного статического положения, ожидания.

Занятия проводятся на высоком эмоциональном уровне, вызывая у ребёнка положительные эмоции, доставляя ему радость и удовлетворение.

На занятиях физкультурой в первой младшей группе предусмотрены: ходьба, бег, ползание и лазание, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные).

У дети данного возраста, повышенная возбудимость, неустойчивость эмоционального состояния, большая подвижность, быстрая утомляемость от однообразных движений, не способность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх и т. д.

В начале года наиболее застенчивые, боязливые дети, часто отказываются выполнять те или иные упражнения, но, даже не принимая непосредственного участия, появляется интерес и любознательность. Как правило, эти дети переходят в активную деятельность при повторении знакомых им упражнений, игр.

Мы провели диагностику по основным видам движения:

Ходьба движения рук в этом возрасте иногда отсутствует или не согласованы с работой ног. Стопы развёрнуты носком внутрь и широк4о поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлёпанье), так как ноги ставятся на всю ступню, туловище наклонено вперёд; темп неустойчивый, шаг неровный, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. Поэтому мы с вами должны показывать как правильно ходить, чтоб дети подражали нам.

Бег наблюдаем мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечётко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности. Взрослые должны бегать рядом с детьми, показывая, что бегать надо легко, правильно чередуя взмахи рук.

Прыжки дети любят прыгать, но важно правильно их учить это выполнять.

Ползание и лазанье дети третьего года жизни ползают с большим удовольствием, быстро и уверенно. Необходимо поддерживать стремление детей ползать, так как это уменьшает нагрузку на позвоночник и является корригирующим упражнением.

Бросание, ловля, катание мяча Метание детьми 3-го года жизни освоено мало. Но потребность что-то катать, бросать, перекладывать у них большая. Эти упражнения ценны для общего развития ребёнка, они укрепляют мышцы руки, туловища, развивают согласованность движений, глазомер.

Упражнения в равновесии Постепенно, в результате всей двигательной деятельности развивается равновесие. В повседневной жизни малыши сами выполняют движения, связанные с сохранением равновесия, - залезают на стул, диван, табурет, встают на куб, доску, бревно и т. п. Эти упражнения необходимы в этом возрасте, так как они способствуют развитию внимания, координации движений, ловкости, смелости, самостоятельности. С их помощью совершенствуется функциональная взаимосвязь вестибулярного, зрительного и двигательного анализаторов. Наша с вами задача, прежде всего, помочь нашим детям.

«Особенности физического развития детей четвёртого года жизни»

Каждый возрастной период имеет свою определённую специфику развития. Свои особенности и у детей четвертого года жизни.

Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики.

Быстрота роста на 4-ом году жизни несколько замедляется относительно предыдущего периода - первых трёх лет жизни. Средний рост в этот период 95-99 см.

Рост детей 4-го года жизни находится в прямой взаимосвязи с основными видами движений - прыжками, бегом, метанием, равновесием. Дети высокого роста по сравнению со своими сверстниками быстро бегают, а невысокого роста делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высоким темпом передвижения. Способность к бегу определяется также и другими индивидуальными различиями и координационными возможностями, которые в данной возрастной группе ещё не велики.

Средний вес детей в этом возрасте составляет 16-18 кг.

Общей закономерностью развития опорно-двигательного аппарата в раннем возрасте является его гибкость и эластичность. Физиологические изгибы позвоночника в 3-4 года неустойчивы, кости, и суставы легко подвергаются деформации под влияние неблагоприятных воздействий. Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, опущенная голова) могут стать привычными, и в результате нарушается осанка. А это в свою очередь отрицательно сказывается на функции кровообращения, дыхания. Наша с вами задача заключается в том, что б нагрузка для детей была равномерной на все части тела.

Здоровье детей, их рост и развитие во многом зависит от питания, поэтому в рационе должны быть и белки, и углеводы, и жиры, и минеральные соли, и витамины, и вода.

Ребёнок в 3-4 года не может сознательно регулировать дыхание и согласовать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.

Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребёнка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок.

О реакции организма на нагрузку, в частности физическую, судят по внешним признакам утомления: отвлекаемость, общая слабость, одышка, побледнение или покраснение лица и нарушение координации движений.

Развитие высшей нервной деятельности во многом зависит от морфологического развития коры больших полушарий. К трём годам у ребёнка значительно развита способность к анализу, синтезу дифференциации (различению) раздражений окружающей среды.

Внимание у детей 3-4 лет ещё неустойчивое, оно легко нарушается при изменении окружающей обстановки, под влиянием возникающего на эти изменения ориентировочного рефлекса.

Процессы возбуждения и торможения в коре головного легко распространяются. Внешне это выражается в том, что дети делают много лишних движений, становятся суетливыми, много говорят или, наоборот, замолкают.

Все приобретённые умения на физкультурных занятиях должны реализовываться в разнообразной жизненно важной самостоятельной двигательной деятельности детей.

А теперь вы можете ознакомиться с результатами диагностики ваших детей (прилагается лист-протокол диагностики).

«Особенности физического развития детей

шестого года жизни

Возрастной период 5 до 6 лет называют периодом «первой вытяжки», когда за один год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Средний рост ребёнка колеблется около 106-107 см., а масса тела 20-21 кг.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к 5-6 годам ещё не завершено. В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленях. Поэтому здесь огромную роль играют занятия физкультурой, которые дают соответствующую нагрузку.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребёнок овладевает более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Здесь я могу посоветовать вам, как можно оолыые играть с детьми мячом, лепить пластилином, глиной, рисовать и т. д.

Развиваются и сердечно-сосудистая система и дыхательная. Объём лёгких примерно составляет 1500-2200мл., и развивается под влиянием физических нагрузок.

Артериальное давление у детей данного возраста ниже, чем у взрослого человека. А физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему; под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, максимальное и минимальное кровяное давление.

По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца становиться более экономичной.

У дошкольников обмен веществ отличается высокой активностью (в 2-2.5 раза больше, чем у взрослого человека). При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности физических усилий. Полное удовлетворение энергетических запросов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием, при котором калорийность пищи полностью соответствует расходу энергии.

Общаясь друг с другом, дети, как правило, стремятся говорить громко. Поэтому ваша роль: учить детей, помогая нам, разговаривать не напрягая голосовые связки.

У детей шестого года жизни значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление. Развитию этих свойств способствуют различные задания, поручения, требования.

Интенсивно  совершенствуется  восприятие.  

Формируются и интенсивно развиваются волевые качества у детей, а на их основе появляются новые потребности и интересы.

Всё выше перечисленное необходимо учитывать при воспитании детей шестилетнего возраста.

«Особенности физического развития детей

седьмого года жизни»

Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий.

Растут возможности различения пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идёт на лыжах, едет на велосипеде и т.п. они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма.

Совершенствуются основные виды движений, ярче проявляются индивидуальные особенности движения, зависящие от телосложения и возможностей ребёнка.

Дети всё чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движения. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребёнка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому взрослый должен быть очень внимателен и не допускать перегрузки.

Начинается интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например ног, головы, кисти и пальцев рук и др. у детей постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Дети начинают воспринимать красоту и гармонию движений.

Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками (особенно у мальчиков). Очень ценно, что дети уже понимают значение упражнения для совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость.

Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движения. Одним больше нравится бегать и прыгать, другим - играть с мячом и т. д. нередко детям нравятся те упражнения, которые лучше получаются.

Взрослые должны поддерживать индивидуальные интересы детей.

«В поход всей семьёй! »

Пешеходные и лыжные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

Туристические походы формируют чувства коллективизма, ответственности, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Дети учатся подмечать интересное: в пейзаже, во встреченных на туристических тропинках, корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.

Длительная прогулка с группой дошкольников требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок и отдыха, что позволит дать положительный, эмоциональный настрой, доставить детям радость.

С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшее окружение планируют с таким расчётом, чтобы маршрут в один конец занимал 15-20 минут, для ребят 5-6 лет - 30-40 минут, а для семилетних возможна прогулка до 40-50 минут.

При регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно в 7 км. Продолжительность ходьбы должна увеличиваться постепенно. Так же постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути. Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые желательно использовать для упражнения детей в разнообразных видах движения. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки, камни, дорожки с различным покрытием.

Ходьба во время длительных прогулок не должна быть разнообразной, т. к. это не только физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное влияние на их нервную систему. Надо организовать детей так, чтобы они шли свободно, группой по 4-5 человек. Когда маршрут проходит по улице посёлка, шоссе или вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и пойти этот участок пути парами. Но как только они входят на луг, можно идти свободно, группируясь по желанию, но не расходясь далеко.

Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех держать в поле зрения. Если часть детей ушла в перёд, подаётся заранее оговорённый сигнал остановки, например свисток. Дети должны собраться вокруг взрослого. Можно отметить тех, кто быстрее остальных выполнил задание. После этого можно часть пути пройти организованно или использовать ускоренную ходьбу, ходьбу змейкой, крадучись, в полуприсиде.

Если конечный пункт прогулки находится на значительном расстоянии, то на полпути надо сделать небольшой привал — отдых в тени кустов, можно организовать подвижные игры с тем, чтобы поддержать у ребят хорошее настроение на оставшийся путь.

Если для походов объединяются дети разного возраста, время похода определяется возможностями младших детей. Совместные походы объединяют детей, приучают старших, заботится о младших, а в свою очередь младшие стараются быть сильнее и выносливее.

Маленьких детей в походе летом переносят в кресле - рюкзаке с вкладышем для лежания.

Хорошо ходить в поход не одной, а двумя, тремя семьями, чтобы детей было 2-3, сходных по возрасту. Постоянного внимания требуют дети до 4 лет. После 4 лет дети выполняют определённые обязанности. Дети в группе легче находят себе дела. Устанавливают общение друг с другом, ведут разговоры об увиденном, меньше капризничают, не проявляют эгоистических чувств, своеволия.

Выбор маршрута. На первых порах не следует отправляться далеко от дома. Не переоценивайте возможности своих детей. Надо избегать больших населённых пунктов, шоссе с интенсивным движением. Выбирать надо живописные окрестности. Цель таких маршрутов - знакомство с интересными местами (рекой, озером, холмом, красивой рощей, лугом.)

Рассказывая о природе, надо подчеркнуть красоту, скажем летом: золотистый от одуванчиков луг, зелёное кружево берёз, озеро с парусными лодками; осенью: пылающие разноцветные листья клёна. Не упустить случая, если есть исторические места, рассказать о войне.

Подготовка маршрут. Собираясь в длительный поход, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению. Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке к походу: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с детьми обсуждают маршрут, чтобы дети чувствовали свою сопричастность.

Групповое снаряжение включает в себя: палатку, посуду, треногу, топор, аптечку.

Богаче выглядит личное снаряжение: рюкзак, сменная обувь, одежда, головной убор, полотенце, миска, кружка, ложка, плащ - накидка на случай дождя. У ребёнка должен быть свой рюкзак. Тяжёлые его вещи берут родители. При походе с ночёвкой, берут спальник и зубную щётку.

Дополнительную информацию можно узнать в книгах: Гранильщиков Ю. В. «Путешествуем с малышами» М. 1982 г. Шмайгерд «Хочу увидеть землю» М. 1982 г.


«Как организовать прогулку зимой»

Дорогие родители!

Дети очень любят зиму, особенно им нравятся различные зимние игры и забавы.

Санки. Конечно, не в каждом городе есть большие склоны, но для первых спусков и развлечений на санках достаточно небольших горок. Только прежде чем идти с ребёнком на прогулку, подумайте, как его одеть.

Одевать детей необходимо, строго учитывая погодные условия, и не только температуру, но и влажность, силу и направление ветра.

Лучше всего для зимних прогулок, игр и развлечений подойдёт утеплённый комбинезон из плащевой ткани, он меньше ограничивает движения, а при падении снег никуда не забивается и его легко стряхнуть.

Итак, берите санки, и на горку. Но прежде чем разрешить детям первый спуск, убедитесь, что снег достаточно плотным слоем покрыт склон и на нём нет посторонних предметов (камней, пней, а так же ям и т. д.). Если ваш ребёнок боится спуска на высокой скорости, не принуждайте его.

Я рекомендую Вам самим покататься с детьми, это вызовет у них большую радость.

Позвольте ребенку самому за верёвочку привезти санки на верх склона.

Лыжи. С 4-х лет рекомендуется ставить ребёнка на лыжи. Для первых шагов по снегу и лыжне лучше подобрать укороченные лыжи - на 15-25 см меньше нормы (норма -ребёнок достаёт до носков вытянутой вверх рукой).

Естественно если ваш бюджет позволяет покупать хорошие ботинки и крепления, это замечательно, но можно воспользоваться и мягкими креплениями.

Учить дошкольника скользящему шагу ещё рановато, так как уровень координационных способностей невелик. А вот начать обучение спуска с горок следует непременно. Для этого, как и для санок, необходимо подобрать прямой и ровный склон, не длинный, для первых спусков достаточно 10-15 метров.

Все спуски начинаем без палок, так как при падении можно получить травму. При падениях одобряйте ребёнка, но пусть он встаёт сам. Учите падать его не вперёд, приседать и мягко «заваливаться» назад или в сторону.

После освоения спусков можно приступить к изучению торможения, которые необходимы для экстренного торможения при виде препятствий.

Возьмите себе за правило каждый выходной вместе с детьми ходить на лыжах в парке, сквере, а ещё лучше выезжать за город в течении всей зимы. Постоянное пребывание на свежем воздухе, в движении закаляет детей, укрепляет сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему и все группы мышц.

Лыжи дадут ему здоровье, высокую работоспособность и долголетие.

Коньки. Каждый ребёнок может практически легко научиться кататься на коньках и выполнять несложные фигуры. Начальное обучение можно проводить на любых коньках, но желательно, чтобы они были устойчивыми в передне-заднем направлении.

Перед непосредственным выходом на лёд с детьми проводится элементарная инструкция по технике безопасности Вы должны научить правильно зашнуровывать ботинки. Надев коньки, нужно встать в них, пройтись, присесть, чтоб убедиться, что голеностоп хорошо держится.

Практика показывает, что на первых занятиях дети не могут обойтись без помощи взрослого человека.

Удачи Вам, дорогие родители.

«Закаливание - преграда всем простудам»

Закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактикой многих заболеваний.

Ещё в 1899 году видный отечественный физиолог И. Р. Тарханов в книге о закаливание дал такое определение: «к слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлениями, наблюдаемыми на железе, стали при их закаливании, придающем им большую твёрдость и стойкость». Именно в стойкости к неблагоприятным воздействиям, прежде всего к температурным, и находит отражение эффект закаливания, под которым обычно понимают способность переносить влияние низкой температуры без вредных для человека последствий. Закаливание не только повышает его устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационной систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры окружающей среды, легко переносит холод и тропическую жару, сохраняя при этом бодрость и высокую работоспособность.

Важно подчеркнуть, что закаливанием может и должен заниматься каждый человек любого возраста независимо от уровня физического развития. В процессе закаливания наряду с оздоровительным эффектом происходят перестройки и в психоэмоциональной сфере, что проявляется в повышении настойчивости, целеустремлённости, улучшении настроения, уравновешенности и выдержанности. Поэтому закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребёнка.

Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. Одним из наиболее известных исторических примеров является опыт Древней Спарты, в которой, как писал Плутарх, закаливание мальчиков, будущих воинов, начиналось с грудного возраста. С семи лет они воспитывались в общественных домах в суровых «спартанских» условиях -ходили босиком в любую погоду и в самой облегчённой одежде, купались в холодной воде и т. д. Девочки росли почти в таких же условиях.

В нашей стране закаливание было популярно издавна. Опыт применения для укрепления здоровья русских бань с чередованием воздействий нагретого воздуха и холодных «снежных» ванн или купаний в реках и озёрах насчитывает столетия. Первой книгой о закаливании детей, опубликованной в России в 1910 году, явилась монография выдающегося педиатра Г. Н. Сперанского, в которой были изложены основные принципы и правила закаливания ребёнка, не утратившие своего значения до наших дней. Но прежде чем раскрыть их, давайте постараемся ответить на следующий вопрос: а что вы, уважаемые родители, знаете о закаливании взрослых и детей и, главное, что вы сами делаете для закалки своего и детского организма? К сожалению, большинство людей имеют смутное представление о закаливании или вообще, о нём ничего не знают и практически ничего не делают.

Более того, многие родители из-за боязни простудить ребёнка уже с первых дней его жизни начинают заниматься организацией пассивной защиты от простуды: укутывают малышей, боятся открывать окна, чтобы проветрить помещение, и т. д.. Такая «забота» о детях не даёт возможности для тренировки, совершенствования аппарата терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных болезней.

Суть закаливания состоит в следующем. Постепенно изо дня в день организм подвергается влиянию воздуха, воды и солнечной радиации. Эти природные факторы действуют на кожу, подкожные ткани и слизистые поверхности, представляющие собой обширные воспринимающие зоны и содержащие огромное количество нервных окончаний - рецепторов, многие из которых избирательно чувствительны к температурным воздействиям (к холоду или к теплу). Первых из них намного больше. Человек, систематически занимающийся закаливанием, постоянно тренирует эти рецепторы, импульсы от которых поступают в высшие отделы нервной системы. Одновременно происходит и тренировка мощного сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки. Просветы множества мелких кожных и подкожных сосудов под влиянием холодовых раздражителей суживаются, за счёт чего возрастает кровенаполнение в других отделах сердечно сосудистой системы. Это один из основных механизмов выработки устойчивости к резким и быстрым похолоданиям в окружающей среде.

Здоровый закалённый человек характеризуется обязательным наличием в его организме температурного баланса, проявляющегося в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды. За счёт чего это происходит? За счёт изменений в соотношении интенсивности процессов теплоотдачи и теплопродукции. У незакалённых людей процессы теплорегуляции могут нарушаться даже при незначительных и непродолжительных охлаждениях, при этом ведёт к понижению температуры, особенно в области миндалин и слизистой оболочки носа. А охлаждение, как это впервые показал знаменитый Пастер, активизирует жизнедеятельность так называемых условно патогенных микроорганизмов, например, стафилококков, а также вирусов, в результате чего развивается острое респираторное заболевание. Однажды был проведён интересный эксперимент. У группы практически здоровых, но незакалённых взрослых людей исследовали микрофлору слизистой оболочки носа до и после охлаждения. Оказалось, что количество микробов после процедуры возросло в тысячу раз!

Всё выше сказанное относится и к процессам, происходящим при закаливании детей.

В раннем возрасте дети сравнительно легко переносят снижение температуры тела на 2-3 градуса и даже на 4-5 градусов, тогда как повышение её уже на 1-2 градуса является опасным.

Первое, с чего следует начинать закаливание ребёнка, - это избавить его от имеющегося перегревания. Если измерить температуру комнаты, в которой находится ребёнок, то чаще всего она бывает чрезмерно высокой, выше 20 градусов. Для умывания используется слишком тёплая (+37 градусов и более) вода. Самая же главная «беда» заключается в том, что ребёнка с первых дней жизни приучают к излишне тёплой одежде. Зимой и поздней осенью, как правило, закутанные с головы до ног «заботливыми» руками мам и бабушек, дети бывают очень похожи на неуклюжих и неповоротливых медвежат.

Да и в домашней обстановке дети нередко носят тёплые шерстяные вещи. Тем самым создают условия для перегревания, формируется большая уязвимость растущего организма к охлаждению. В специальном исследовании А. Я. Степанова доказано, что укутывание препятствует нормальному развитию терморегуляции у детей. Перегревание нарушает и обменные процессы, снижает сопротивляемость к инфекциям, что приводит к развитию не только респираторных, но и других болезней.

Итак, первое условие эффективного закаливания - это рациональная одежда. Не следует в помещении надевать на ребёнка шерстяные фуфайки и колготки, надо устранить также чепчики и тёплые шарфы, закрывающие его уши. Одежда на улице и дома не должна препятствовать движениям ребёнка. Однако нельзя не высказать отношения и к противоположной позиции некоторых родителей. Ссылаясь на опыт «передовых» семей, эти мамы и папы одевают своих детей в помещениях только в трусики и в таком, почти обнажённом, виде те находятся в течение всего дня. Дети двигаются, но как только они находятся в спокойном состоянии, сидят на корточках, прижав колени к груди и обхватив ноги руками, чтобы немного согреться. Такой режим ни в коем мере не способствует закаливанию, так как поверхностные сосуды кожи и подкожной клетчатки находятся в состоянии постоянного спазма, кровоток в этих областях нарушается, система терморегуляции испытывает перегрузки, её механизмы не приспосабливаются к действию разных по интенсивности и по качеству температурных воздействий. Тем самым создаются условия для развития заболеваний аллергической и инфекционной природы. Ясно, что такой «метод закаливания» не может быть рекомендован.

Особенно внимательно надо относится к одежде мальчиков, ибо совершенствование системы терморегуляции у них происходит, как показано в исследовании, более медленными темпами, чем у девочек. Если у девочек в возрасте 5-6 лет терморегуляторная функция существенно активизируется за счёт физической терморегуляции, то у мальчиков этого же возраста она продолжается оставаться такой же, как и в более раннем возрасте, т. е. с высокой теплопродукцией и соответственно интенсивной теплоотдачей.

Обувь ребёнка также должна рассматриваться как эффективное не только гигиеническое, но и закаливающее средство, особенно в домашних условиях. О том, как подбирать удобную обувь будет сказано далее. Здесь же речь пойдёт о хождении босиком.

В проведённых исследованиях в нашей стране и за рубежом показано, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Вместе с тем давно выявлена непосредственная связь этих рецепторов со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, а так же со всеми внутренними органами. Проведены и специальные исследования, в которых доказана высокая закаливающая эффективность хождения босиком. Активным

пропагандистом этого метода закаливания является известный специалист по лечебной физкультуре - профессор С.М. Иванов.

За рубежом используется методика немецкого учёного Севастьяна Кнейппа, предложенная ещё в конце прошлого века. Эта методика включает хождение по разным видам почвы и, что особенно интересно и физиологически обосновано, по особой «контрастной» асфальтовой дорожке, части которой искусственно нагреваются и охлаждаются. Последователи этих взглядов были Л.Н. Толстой, ходивший без обуви по парку в Ясной Поляне до глубокой осени, И.П. Павлов и многие другие известные люди.

Большинство маленьких детей любят (если им не препятствовать) ходить босиком. Однако следует выполнять определённые правила. Начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий, например, приучать ребёнка находится некоторое время (до 3-5 минут) босиком на коврике или одеяле. В жаркие летние дни можно побегать по траве или по песку; затем можно разрешить бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения босиком дома увеличивается до 15-20 мин. Ходить же босиком во дворе в городских условиях часто бывает опасно из-за возможности пораниться о битое стекло, гвозди, тогда как на селе или даче вполне это возможно.

Некоторые родители не разрешают детям ходить босиком из-за опасности заразиться грибковыми заболеваниями кожи стоп - эпидермофитиями. Эти опасения безосновательны, так как грибки могут проявлять активность только при повышенной влажности, потливости и в тепле. Тонкая и изнеженная кожа также является благоприятной средой для размножения грибков. Если в домашних условиях, как и в детском саду, такие факторы отсутствуют, то грибки погибают. Поэтому ходить в специальных тапочках следует детям, посещающим бассейны, так как влажная среда способствует активности грибков, в остальных случаях при хождении босиком нет опасности заражения эпидермофитией.

Какую одежду лучше всего использовать с учётом гигиенических и оздоровительных требований? Детскую одежду обычно шьют из хорошо впитывающих и исп яющих влагу, тканей. Такими являются хлопчатобумажные ткани, тогда как синтетические - воздухонепроницаемые - способствуют перегреву и усиленному потоотделению, использовать их для одежды детей не стоит. Хороши для детей трикотажные изделия, особенно осенью и зимой.

Главное - одевать детей по сезону, не перегревая. В осенне-зимний период ребёнку должно быть в одежде легко, чтобы он мог свободно двигаться. Конечно, нельзя допускать и переохлаждения от чрезмерно лёгкой одежде. В жаркую погоду для мальчиков целесообразны лёгкие ситцевые, льняные или джинсовые костюмы, для девочек - лёгкие, свободного покроя платья с короткими рукавами. Гигиенической является и спортивная одежда из хлопчатобумажного трикотажа.

Лучшая обувь для детей кожаная, с каблуком не более 8 мм., прочным задником с заглаженными краями. В осенне-зимний период обувь надо

приобретать на размер больше, летом - по размеру. Основное требование к домашней обуви - удобство, не стоит применять для ежедневной носки «чешки». Дома дети могут обходиться и без обуви, ходить босиком.

Следующее условие эффективного закаливания - поддержание рационального температурного режима в помещении. Ребёнок с маленького возраста должен быть приучен, хорошо себя чувствовать, при температуре в комнате не выше 18 градусов.

Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и регулирование температуры помещений являются обязательными условиями эффективного пассивного закаливания.

Под активным закаливанием понимается применение закаливающихся процедур (воздушных и солнечных ванн, обливание и т. д.). Поскольку применение этих процедур насчитывает уже давнюю историю, то сформулированы принципы, обеспечивающие их эффективность и ставшие традиционными.

Первый принцип        - систематичность и последовательность.

Закаливание должно проводиться ежедневно, независимо от погодных условий и занимать определённое место в режиме дня ребёнка. Перерыв в применении процедур быстро приводит к исчезновению их эффективности. Важно также соблюдать последовательность в проведении закаливающих процедур, начиная с более щадящих и менее интенсивных воздействий с постепенным переходом к более сильным.

Следующий принцип - учёт индивидуальных особенностей ребёнка и состояния его здоровья. Уже давно было установлено, что закаливающие факторы по-разному сказываются на состоянии человека.

Можно ли начинать закаливание детей, часто болеющих респираторными заболеваниями? На этот вопрос в самой общей форме можно ответить утвердительно, однако методы и приёмы закаливания должны быть более щадящими в период выздоровления. Разумеются, во время заболевания закаливающие процедуры не применяются. Организация закаливания в каждом таком случае должна носить индивидуальный характер.

Применение закаливающих процедур должны вызывать положительные эмоции у ребёнка. Плач и двигательное беспокойство снижают, а то и полностью ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют.

К принципам закаливания относится и комплексное использование природных факторов (воздуха, воды и солнечной радиации), следует обязательно подвергать охлаждению закрытые одеждой участки кожи, применять полиградационные (сильные и слабые, быстрые и медленные) воздействия в покое и при мышечной работе и т. д.

Существующие методы закаливания можно разделить на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Первым методом является - закаливание воздухом. Пребывание ребёнка на свежем воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под влиянием воздушных ванн повышается тонус нервной системы, улучшается деятельность

эндокринных желез, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. В крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. О благотворном действии прогулок на свежем воздухе писал

А.С. Пушкин:

- Друзья мои! Возьмите посох свой, Идите в лес, бродите по долине, И в долгу ночь глубок ваш будет сон...

Ежедневные прогулки (не менее 4 часов) детей дошкольного возраста, а также дневной сон на свежем воздухе, могут и должны быть эффективным методом закаливания ребёнка в каждой семье.

Солнечные ванны представляют собой хорошее закаливающее и общеукрепляющее средство. В солнечном спектре инфракрасные лучи оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи обладают слабым тепловым и выраженным химическим и биологическим эффектом, способствуя образованию в организме витамина Д с его антирахитическим действием, и повышают обменные процессы.

Пожалуй, самое важное влияние ультрафиолетового излучения заключается в его бактерицидности, уничтожении многих бактерий и вирусов, повышении сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.

Следует заметить, что всё должно быть в меру. Начинать надо при температуре воздуха не ниже +19-20 градусов в течение 5-6 минут в утренние (с 8 до 11) или послеобеденные (с 17 до 19) часы. Детям лучше принимать солнечные ванны в движении, занимаясь, например, подвижной игрой; при этом должен быть обязательно надет лёгкий головной убор с козырьком. При появлении первых признаков перегревания (покраснение лица, большая потливость) ребёнка надо увести в тень и умыть лицо прохладной водой, дать выпить немного (не холодной) воды и поиграть в спокойную игру. После приёма солнечных ванн ребёнку стоит искупаться, предварительно некоторое время, проведя в тени.

Говоря о солнечной радиации, обычно имеют в виду лето, забывая о зиме. Между тем и зимой можно подвергаться воздействию лучей солнца во время прогулок и особенно при подвижных играх. Увлекательной и одновременно оздоровительной игрой для мальчиков старшего дошкольного возраста может хоккей с мячом или шайбой, но проводящийся не на ледяной. А на снежной площадке, для девочек хороши прыжки со скакалкой и другие упражнения. И ничего страшного не случится, если дети, разогревшись, какое-то время будут играть без пальто.

Вода для закаливания применяется с древнейших времён и представляет собой более сильное средство, чем воздух. Наверное, нет здорового ребёнка, которому водные процедуры не доставляют оздоровительного эффекта. Очень хорошо об этом сказал К.И. Чуковский в знаменитом «Мойдодыре»:

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушатах, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне и в бане

Всегда и везде Вечная слава воде!

Все традиционные методы водного закаливания делятся на местные и общие. К первым относятся умывания после ночного и дневного сна, мытьё рук и ног, игры с водой. Ко вторым - обтирания, обливания, души, купания. Обливание стоп водой начинается с постепенного снижения температуры (+28,27 градусов). Через 1-2 дня температура воды снижается на 1-2 градуса. Длительность обливания 20-30 сек. Конечная температура +14,15 градусов. После обливания ноги тщательно вытираются.

Одним из популярных и действенных методов водного закаливания являются купания в открытых водоёмах, когда на организм действуют все природные факторы.

Находясь в воде, ребёнок должен двигаться; лучше всего для этого подходят игровые упражнения с мячом на мелководье, которые проходят в весёлой обстановке и могут продолжаться довольно долго с пользой для здоровья.

Из нетрадиционных методов закаливания наиболее эффективным, не требующим больших затрат времени, является приём контрастного душа, когда потоки тёплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной воды. Тем самым обеспечивается тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки к разнонаправленным термическим воздействиям. Вместе с тем сказывается и стимулирующий эффект на нервную систему.

У детей дошкольного возраста применение контрастного душа может быть только после проведения курсов менее сильных факторов (воздушных ванн, обтираний и т. д.). Процедурой, непосредственно предшествующей приёмам контрастного душа, могут быть контрастные ножные ванны, когда ребёнок погружает ноги поочерёдно в тазы, наполненные водой разной температуры. Методика контрастного душа следующая.

После утренней зарядке ребёнок в ванной обливается от шеи тёплой (+36 градусов) водой в течение 30-40 сек., затем температура воды снижается на 2-3 градуса и действует 15-20 сек., далее процедура повторяется. Через 3-4 дня длительность обливания менее тёплой водой доводится до 30 сек.. Через 10-12 дней разница в температуре воды увеличивается ещё на 2-3 градуса и так постепенно в течение 2,5-3 месяцев разница в температуре горячей и прохладной доводится до 20 градусов у старших и до 15 градусов у младших дошкольников. По окончании каждой процедуры кожа вытирается махровым полотенцем.

Итак, если родители хотят видеть своего ребёнка здоровым, они должны его закаливать с раннего возраста. В «минимум» закаливания входит обязательное использование неперегревающей одежды, пребывание ребёнка в помещениях при температуре воздуха не более +18 градусов, ежедневное применение контрастных воздушных или водных процедур. Одним из самых эффективных методов является сочетание циклических упражнений с закаливающими процедурами. Солнце, воздух и вода должны быть друзьями ребёнка с первых дней его жизни. Задача родителей в содружестве с медиками и педагогами дошкольных учреждений - сделать всё возможное для гармоничного вхождения этих природных факторов в жизнь каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...