Формирование основ здорового образа жизни
статья по физкультуре по теме
Консультация для педагогов, в которой речь идет:
- об основных компонентах здорового образа жизни;
- пути решения проблемы формирования ЗОЖ;
- специфические и общепедагогические задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh.ppt | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные компоненты здорового образа жизни: Правильное питание Рациональная двигательная активность Закаливание организма Развитие дыхательного аппарата Сохранение стабильного психоэмоционального состояния Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становления функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности как значительной части общечеловеческой культуры. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования.
Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка. Только совместными усилиями специалистов разных областей знаний (медицины, физической культуры и спорта, психологии) можно решить эту сложную проблему. Каковы пути решения проблемы? 1. Начинаем с себя, самосовершенствуемся: перестраиваем мышление на здоровый образ жизни; пополняем собственный багаж теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физ.воспитания, гигиена и др.); овладеваем оздоровительными системами и технологиями в области физ.культуры; приобретаем и закрепляем практические навыки ЗОЖ (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.) 2. Второй аспект – работа с родителями: Проведение «ликбезов» по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы и т.д); Практических семинаров; Семейных соревнований «папа, мама, я – спортивная семья»; Дней открытый дверей и др.мероприятий. Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.
Когда надо начинать? Здесь и сейчас. Каждый наш шаг можно оценивать с точки зрения здоровья: как мы сидим (осанка, положение ног) , каков наш настрой (хотя бы на сегодняшние цели). Можно сделать упражнения, даже не вставая со стула (для мышц брюшного пресса, ног, спины и т.д) Первое время приходится контролировать себя постоянно. Когда же эти навыки здорового образа жизни (здорового отношения к себе) войдут в привычку, они станут необходимыми как глоток свежего воздуха. На сегодняшний день основной целью физ.воспитания на любом этапе онтогенеза провозглашено формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Двигательная активность дошкольников должна быть неразрывно связана с интеллектуальной деятельностью. Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок, костей – движения способствуют развитию и всех областей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребенка. Следовательно, умственное и двигательное развитие – это два связанных друг с другом процесса.
Кроме этого, элементарные начальные знания по гигиене, анатомии, режиму дня, соотношению работы и отдыха, закаливанию организма можно непосредственно передавать ребенку в ходе физкультурных занятий, утренней гимнастики, на прогулке и т.д. Конкретизируя задачи физ.воспитания детей дошкольного возраста в контексте его основной цели – формирования физической культуры личности, можно выделить специфические и общепедагогические. I Специфические задачи Оздоровительные задачи: Обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников; Способствовать функциональному развитию органов (сердце, легкие и др.) и систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.); Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы; Закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики закаливания; Способствовать сохранению положительного психо-эмоционального состояния у детей.
2. Образовательные задачи: Формировать и совершенствовать у дошкольника жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д); Сделать достоянием каждого ребенка элементарные базовые знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, биомеханике движений, технике выполнения различных упражнений, правилам соревнований по спортивным играм и т.д II Общепедагогические задачи 1. Воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями. 2. Способствовать развитию воли, целеустремленности. 3. Формировать позитивные качества характера. 4. Способствовать эмоциональному развитию детей. 5. Воспитывать эстетические потребности личности ребенка. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 4-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»
Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи здорового образа жизни детей....
План тематической недели «Мы за здоровый образ жизни» по формированию основ здорового образа жизни для старшего дошкольного возраста
Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье....
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
Проект по формированию основ здорового образа жизни «Мы - за здоровый образ жизни» (для подготовительного возраста)
Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физическ...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...
Комментарии
спасибо
Формирование основ здорового образа жизни
Действительно сейчас очень много проблем не только проблем с физическим здоровьем детей, но и возникают проблемы на психологическом уровне. СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ!
Формирование основ здорового образа жизни
Очень хороший материал. Возьму в свою копилку. Спасибо, Виктория Аркадьевна.