Для родителей
методическая разработка по физкультуре на тему

Филиппова Валентина Анатольевна

Консультации для родителей по физическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Босохождение

       Босохождение (хождение босиком) - ещё один вид закаливания, который своими корнями уходит в далёкое прошлое. Так в Древней Греции босохождение было своего рода культом. 

       В качестве эффекивного средства профилактики и лечения многих заболеваний босохождение впервые было предложено в научной медицине  немецким учёным-гигиенистом конца XIX века Себастьяном Кнейпом. Он приводил примеры излечения различных заболеваний водными процедурами в сочетании с ходьбой босиком по росе, мокрым камням, выпавшему снегу.

      Для чего же нужно босохождение? Дело в том, что на коже стоп находится большое количество рецепторов, реагирующих на тепло и холод. Постоянное ношение обуви создаёт особый микроклимат для ног, при нарушение которого организм реагирует заболеванием. Вот почему лишь стоит переохладиться или промочить ноги - и простуда тут как тут. Закаливание делает стопы ног менее чувствительным к колебаниям температуры, и следствие этого - снижение заболеваемости. 

    

 Кроме этого, современный учёные приходят к выводу, что постоянная изоляция человека (резиновая подошва, синтетические ткани) приводят к тому, что в теле накапливается значительный электрический заряд, что приводит к хронической усталости, неврозам, бессонице. Это ещё плюс в пользу босохождения. 

    

 Также не следует забывать, что хождение босиком может предупредить, а иногда и вылечить плоскостопие, которым сейчас страдают очень многие дети.

    

  Как и любой вид закаливания, босохождение должно быть постепенным и систематическим. Особенно  осторожным нужно быть с детьми раннего возраста. Начинать лучше с хождения в тёплой комнате по ковру или половику. Очень рекомендую приобрести в  магазине  специальные резиновые коврики с рифлёной поверхностью, которые служат замечательным тонизирующим средством. Дополнительно можно делать массаж стоп с помощью скалки, круглой палки, катая её под подошвами каждый день по нескольку минут.           

 

    Но не забывайте о ходьбе босиком по траве или земле. Исследования электроэнцефалографа показали, что характер почвы по разному действует на нервные центры. Горячий песок, асфальт, острые камни, шлак, шишки и хвоя действуют как сильные раздражители, тёплый песок, трава, дорожная пыль, ковёр на полу успокаивают. 

     При босохождении увеличивается интенсивность деятельности практически всех мышц организма, стимулируется кровообращение, улучшается умственная деятельность. Поэтому используйте хождение босиком для укрепления здоровья.



Предварительный просмотр:

Домашний стадион

     Для занятий детей спортом в домашних условиях рекомендуется использование различных тренажеров. Существует множество конструкций различной сложности для самостоятельного изготовления. Рядом предприятий освоен выпуск мини-стадионов для детей, как в виде спорткомплекса, так и в виде отдельных спортивных снарядов узконаправленного действия.

     До 4-х летнего возраста ребенок может удовлетвориться «стадионом в дверном проеме». Его основа – 3 крюка из 6-ти мм проволоки (или промышленного производства) в притолоке. К среднему можно прикрепит канат, к крайним – качели, трапецию, кольца.

     Но лучше всего для физических занятий детей от 3 до 6 лет подходит домашний спортивный комплекс семьи Никитиных, или аналогичные ему конструкции. При чем целый ряд спортивных комплексов, разработанных на основе принципов заложенных в спорткомплекс Никитиных, сконструированы так, что могут быть использованы и 2-3 летним малышом и его папой. При разработке комплексов учтено, что он должен надежно крепиться, иметь эстетичный вид, позволять выполнять различные виды упражнений для развития различных групп мышц, а самое главное быть компактным.

     Большинство спортивных комплексов занимает в квартире 3,5 - 4,0 кв. метра площади и содержит до 12 различных снарядов, многие комплексы могут использоваться в сокращенных вариантах. Все зависит от свободного места и финансовых возможностей семьи. Комплекс В.В. Скрипалева может быть смонтирован в квартире без креплений к потолку и полу буквально за 20-30 минут.

    Спортивные снаряды комплексов пригодны для выполнения различных упражнений. Так, для упражнений в висе имеются перекладины, кольца и трапеции. Снарядом для прыжков служит прыжковая лиана и компактный батут. Последний одновременно выполняет и функции гимнастического мата и «глушителя» соскоков. Кольца используются для вращений самого различного характера.

    Для ребенка имеются обычные качели. Развитию равновесия служит наклонная треугольная лестница, с небольшим углом подъема (300), которая связывает все снаряды комплекса. Для скатывания предусмотрена наклонная горка. В комплексе имеется большой выбор снарядов для лазания: обычный канат, наклонный канат, наклонная лестница, вертикальные качели.

    В совместных занятиях родителей и детей заключен большой воспитательный смысл. Даже самый маленький ребенок стремится посоревноваться с папой, мамой, братом или сестрой. Домашний стадион – это радость общения на почве укрепления здоровья. Главное не заставлять детей подолгу заниматься на снарядах: до появления чувства усталости и не более!



Предварительный просмотр:

Встаём на лыжи

      Пожалуй, нет более доступного и благотворного вида спорта, чем ходьба на лыжах. Она полезна людям всех возрастов. Во время ходьбы на в работу вовлекаются почти все группы мышц, укрепляются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, опорно-связочный аппарат. Но главное преимущество лыжного спорта над другими видами – это длительная и активная аэрация легких чистым воздухом, что имеет важное значение для жителей городов.

     Трудно найти в зимний период более полезные физические упражнения, чем занятия лыжами, при условии, что на лыжах нужно ходить постоянно, а не от случая к случаю. Лыжные прогулки должны стать привычкой, необходимостью, совершать их рекомендуется 2-3 раза в неделю.

     Детей можно обучать ходьбе на лыжах с 3 лет. Лучше всего воздействует на ребенка личный пример родителей. После приобретения лыжной экипировки дайте ребенку походить на лыжах в комнате, привыкнуть к ним. Затем, по-прежнему в комнате, помогите малышу освоить повороты переступанием на месте.

     Затем выходим на улицу и все названные выше приемы закрепляем на снегу. Полезный прием на первых шагах обучения ребенка – буксировка малыша, стоящего на лыжах, за палку или на веревке по лыжне. Ребенок 4-6 лет в начале занятий способен самостоятельно пройти по лыжне расстояние до 0,5 км, постепенно это расстояние можно довести до 1,5-2,0 километров.

     Прогулки с ребенком на лыжах можно проводить только в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже – 12 0 С. Необходимо следить. Чтобы ребенок не вспотел, если это произошло, нужно переодеть шапку и свитер. Одежда должна быть свободной, для детей лучше всего подходит комбинезон. Привалы для отдыха с ребенком от 3 до 6 лет рекомендуется устраивать через 0,5-1,0 километр, длительность привалов 5-10 минут.



Предварительный просмотр:

Подвижные игры

     Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме того, это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

      Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

      Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут.

      Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов  и наличия перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить малыша, отметив его ловкость, силу, инициативу.

      Вот описание некоторых подвижных игр, в которых могут активно участвовать дети от 3 до 6 лет:

«Удочка»: Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком (удочку). Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.

«Перетягивание через линию»: Участники игры встают друг к другу лицом на расстоянии 1 метра. Каждый игрок захватывает запястье соперника напротив, между ними проводится линия. По сигналу игроки начинают перетягивать друг друга. Побежденным считается тот, кто переступит линию обеими ногами. Продолжительность игры для одной пары играющих 3-5 минут.

«Вытолкни из круга»: В круг диаметром 3-4 метра встают участники игры. По сигналу соперники (стоящие напротив) начинают выталкивать друг друга из круга. Выталкивать можно руками и туловищем. Побеждает тот, кто останется в кругу. Повторить 3-4 раза, меняя игроков местами.

«Подними соперника»: Дети садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями и держась за спортивную палку прямыми руками. По команде начинают тянуть палку к себе, стараясь поднять соперника. Побеждает тот, кому это удается. Палку следует тянуть только на себя, не делая рывков вверх и в стороны. Повторить 4-5 раз.

«Салки»: Водящий поднимает руку и говорит: «Я – салка!». После этого он старается догнать кого-либо из играющих и коснуться его рукой. Убегающие пытаются увернуться от водящего. Игрок, которого водящий коснулся, становится салкой.

«Мы – веселые ребята»: Игроки стоят за чертой на одной стороне площадки. Сказав; «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать!», играющие бегут на другую сторону площадки за черту. Водящий, находящийся в середине площадке, между двумя чертами, должен догнать и коснуться рукой бегущих. Осаленный игрок помогает водящему. Победителем считается последний осаленный игрок.

«Кто обгонит?»: По сигналу играющие прыгают на одной ноге до линии финиша (8-12 метров), стараясь обогнать друг друга.

«Салки с прыжками на одной ноге»: Водящий, прыгая на одной ноге, старается догнать игроков, прыгающих также на одной ноге. После того, как салка догнал и коснулся любого игрока, они меняются местами. Коснувшийся земли двумя ногами, либо становится салкой, либо выбывает из игры (например, на 3 смены салки).

«Волк во рву»: На площадке чертят две параллельные линии (ров) шириной 55-60 см. Играющие (козлята) находятся на одной стороне рва, а во рву (между линиями) 2-3 водящих (волка). По сигналу «козлята» прыгают через ров, а «волки» стараются их поймать (осалить). Пойманные (осаленные) «козлята» выходят из игры. Когда число не пойманных «козлят» сравняется с числом «волков» игра заканчивается. «Волки» и не пойманные «козлята» меняются ролями.

«Охотники и утки»: На площадке на расстоянии 10-15 метров проводятся две параллельные линии. Все играющие делятся поровну на «охотников» и «уток». «Охотники» становятся снаружи линии, а «утки» между линиями. «Охотники» бросая мяч, стараются попасть им в «уток». Осаленные «утки» выбывают из игры. Когда все «утки» осалены, команду меняются ролями. Выигрывает команда, которая за меньшее время осалить всех «уток».

«Бой петухов»: Чертится круг диаметром 1,5-2,0 метра, в который заходят два участника игры и располагаются на расстоянии полшага друг от друга. Оба сгибают одну ногу, придерживая ее рукой сзади за стопу, другая рука за спиной. Суть игры заключается в том, что, прыгая на одной ноге и, толкая соперника плечом, вывести его из равновесия и вытолкнуть из круга.

      В возрасте 5-6 лет детей нужно постепенно обучать правилам таких спортивных игр как бадминтон, пляжный волейбол, баскетбол, мини-футбол. Дети, как правило, с восторгом играют с родителями в эти игры, приобретая определенные навыки, и знакомятся с упрощенными правилами этих игр, что пригодится им при общении с подростками во дворе и в школе.



Предварительный просмотр:

Развитие движений у детей

Чем  менее разнообразия в движениях мы

допускаем у ребенка, тем менее ловкости

и грациозности мы у  него встретим.

       П.Ф.Лесгафт

Насколько важно разнообразие движений для развития ребенка?

Давно замечено, что ребенок, мало  что умеющий делать, с трудом овладевает новыми движениями. И наоборот, кто больше умеет, тот быстро и легко усваивает новые движения и действия, выполняет их с большей  радостью и всегда вносит в них элементы творчества.

Двигательный опыт - это, по существу, многочисленные вариации движений,

в основе которых лежат  обратные акты, связанные в определенном порядке в новое действие. Чем больше видов и способов движений знает ребенок, тем содержательнее и богаче его деятельность в целом.

Важно обеспечить осознанное овладение каждым движением.

Вот несколько  упражнений в этом направлении, по аналогии с которыми можно придумать другие.

Построить  вместе с детьми две параллельные дорожки и из кубиков: одну сплошную, другую с промежутками, как шпалы на железной дороге. Предложите детям сначала пройти по одной, затем по другой дорожке и ответить на вопрос: по какой         из них идти легче? Позднее детям дается задание построить " легкие" и трудные дорожки из однородных  предметов( веревочек, скакалок, плоскостных геометрических фигур, мешочков с песком, обручей, ) , а затем из разнородных ( например, из доски, лежащей на полу, и приставленных к ней кубиков, обручей).

Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности , используя совсем незначительное количество пособий: во- первых, расставляя их по - разному, во- вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом пособии, в третьих, развивая у детей  умение выполнять на каждом пособии все знакомые движения.

Вот несколько советов алгоритмов.

Совет № 1.( основанный на психологии малыша -" исследователя").

Научите познавать  любую новую игрушку, бытовой предмет движениями рук, глаз, локомоциями ( движениями с перемещением рук в пространстве).

Пример: принесем в группу деревянный шарик 3-5 см. в диаметре ( у воспитателя они припасены). Игра начинается с 2-3 детьми: " Вот шарик, его можно крепко зажать, спрятать в ладонях, чтобы не выглядывал, покатать, чтобы не выскочил из рук, переложить из одной руки в другую( перед собой. над головой, за спиной, покатать медленно по полу, прокатить между какими-то предметами- по полу, доске, по рейке. ( " Как вы хорошо, здорово  по -разному придумали"). Как вы будите играть с этими шариками? Можно предложить детям поменяться шариками, отгадывать, у кого какой, прятать и искать, складывать в корзинку, дарит куклам…

В следующий раз приносятся шары и мячи разного цвета, размера и из разного материала.

Интересно наблюдать, внесут ли ребята в  игры с этими   предметами какие-либо новые движения  с  учетом новизны материала: резиновый мяч прыгает, с большим мячом интересно играть вдвоем,  на нем можно кататься лежа на животе, отталкивать носкам ног и др. Можно с  уверенностью сказать, что, увидев движение- образец воспитателя, получив какое-то движение спонтанно, подражая другим, дети будут каждый раз радоваться появлению предметов круглой формы в группе и без конца искать новые варианты движений.

Множество вариантов движений дают обручи, скакалки. Сюжетные игрушки ( зверята, птицы, домашние животные) также могут войти в игры детей в единстве с движениями: поиграем в прятки - спрятать лисичку за спину, под мышку, под ноги( присев), построить для нее домик, придумать сюжет: " Жила- была в лесу лисичка, что она умела? Она сама сейчас это покажет: ходить, бегать, искать корм, играть с зайчиками, прятаться под деревьями, ходить в гости к деткам,…."

При внесении  физкультурного пособия нужно показать, как можно выполнить  на нем все основные движения и разные  их способы (например, ходить по доске обычно, на носках, боком, спиной; показать, как по ней пройдет Петя-петушок, пробежит лошадка, пропрыгает воробышек и др.)

Совет № 2.

Верните интерес к надоевшим игрушкам через яркую новизну с использованием движений.

В группе новая кукла…..Чем она отличается от десятка таких же ? - У нее длинные волосы, вот какие ( движения рук), пышная юбочка ( вот какая), умеет танцевать рядом с Таней, и даже втроем, если взяться за руки, а еще она может показать, как можно кружиться вдвоем.

Заканчивается  знакомство с  куклой тем, что она " предлагает" научить  всех кукол, который есть в группе, кружиться,  только по - разному (подняв над головой, перед собой, спрятав за спину, встав на носочки, в  полуприсяди, низко присев, объединившись с  кем - нибудь  из детей)

Можно обыграть простой сюжет: " Научи кукол ходить по доске, возить за веревочку машину и кататься на ней, нагружать кубики в машину".

Совет № 3.

Почаще   меняйте   расположение мебели, пособий в группе, находите новые варианты размещения предметов в пространстве, объединяйте отдельный предметы, пособия, игрушки в разнообразные  комплексы, специально устраивайте различные  преграды в группе - натяните  веревочки на разной высоте, на свободном месте поставьте корзину с мячами, мешочками для метания, вынесите обручи, приставьте к гимнастической лестнице доску, куб или постройте дорожку из кубиков,  плоскостных предметов.

Совет № 4.

Периодически в часы самостоятельной деятельности детей появляйтесь перед ними в спортивных брюках, и как бы не обращая внимания на них, отбивайте мяч, прыгайте на скакалке, под магнитофонную запись выполняйте простые ритмические движения. Дети будут с интересом наблюдать за вами и попытаются подражать вам.

Совет № 5.

Сделаем так, чтобы  в любую минуту дня  каждый  ребенок  мог для себя найти " занятие - движение": в  группе обязательно  нужно  предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь; игрушки- двигатели меняются несколько раз в день (например, большие  мячи, обручи  заменяют средними, малыми, другого  цвета, вместо  их  можно  внести  воздушные  шары, кольца и др.). 

В  режиме  дня  надо четко закрепить время для самостоятельной двигательной активности. Малоподвижным детям - особое внимание!  Детей большей  подвижности чаще ориентировать на движения, требующие сдержанности, осторожности  (например, ходьба и бег по ограниченной площади).

Совет № 6.

Каждому движению при первоначальном разучивании старайтесь придать образность: ходит петушок, цапля, лошадка (с высоким поднимание колен), ходят гуси (в полуприседе), косолапый мишка - внешней стороны стопы, идет маленький человечек, малыш - мелким шагом, идет великан - широким шагом, подбирается кошка к мышке ( крадучись) и др.

Для развития двигательного творчества можно использовать любые физические упражнения _ все зависит от условий, созданных для двигательной деятельности детей, и методик обучения. Основное - не допускать трафаретности движений, больше предоставлять детям возможность для самовыражения в играх и занятиях.

Могут использоваться и специальные приемы развития двигательного творчества - проблемные ситуации, двигательные загадки, интересные игры- задания:

- придумать разные способы упражнений, с использование всех имеющихся пособий;

- найти в группе предметы, которые  можно катать (мячи, шары, обручи, каталки, палки, колечки); построить "каталки" (например, на палки или мячи положить на доску, в 2 кольца вставить палку).

Полезны упражнения и соревнования, которые помогают детям почувствовать уверенность в движениях, оценить свои умения: пробежать змейкой, не задев предметы или не уронив их, метать в различно расположенные цели, и др.

Указанные выше упражнения и игры помогут воспитателю сделать игры детей целесообразными, внести подвижность, увлечь движениями малоподвижных, обогатить содержание двигательной деятельности в целом, приобрести двигательный опыт.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей

  1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
  9. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  10. Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна   ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
  11. Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...


 

Комментарии

Березняк Людмила Николаевна

Валентина Анатольевна, СПАСИБО ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ