Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь.
учебно-методический материал

Черницкая Ирина Витальевна

Педагогический процесс ― одна из главных категорий педагогики, имеет множество определений. Понятие «педагогический процесс» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под педагогическим процессом понимается совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной, глобальной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат

на тему: «Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                          Выполнила: Черницкая И.В.


Оглавление

Педагогический процесс - объединяющая все система        3

Структура целостного педагогического процесса        4

Компоненты педагогического процесса        6

Единство компонентов педагогического процесса        8

Список используемых источников:        9


Педагогический процесс - объединяющая все система

Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П. Ф. Каптеревым, ученый рассматривал педагогический процесс как целостное явление [7, c. 102].

            Педагогический процесс ― одна из главных категорий педагогики, имеет множество определений.

  Понятие «педагогический процесс» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под педагогическим процессом понимается совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной, глобальной задачи [1, с. 170].

         Так, педагогический процесс в дошкольном учреждении направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка. В узком смысле педагогический процесс представляет собой сосредоточение содержания обучения, его средств, форм, методов организации на какой – то более конкретной задаче [1, с. 170].

  По мнению И.П.Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых». Б.Т. Лихачев считает, что педагогический процесс – это «целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и само изменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя». Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс – «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач». Б.П.Бархаев видит педагогический процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии».

  Таким образом, педагогический процесс ― одна из главных категорий педагогики, которая имеет множество определений. Педагогический процесс создается педагогом. Рассмотрим педагогический процесс как систему. Первое, что бросается в глаза, - наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогический процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру.

Структура целостного педагогического процесса

  В качестве основания для выявления структурных составляющих педагогического процесса Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают такие типы взаимодействия взрослого с детьми, которые определяются по отношению к детям и определяют меру включения педагога в детскую деятельность. Во-первых, это позиция «педагога», который ставит перед детьми цели и задачи обучения (позиция «над»). Во-вторых, это позиция «равного» партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, где педагог помогает детям в освоении различных способов деятельности. В-третьих, это позиция «создателя» развивающей предметно-пространственной среды, где взрослый, непосредственно не включаясь в процесс деятельности, инициирует активность ребенка, организуя среду, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно исходя из их желаний, потребностей и интересов. Необходимо отметить, что педагогический процесс осуществляется на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольной организации. Это совместная деятельность педагога с детьми, образовательная деятельность во всех режимных моментах, организованная образовательная деятельность (ООД) и самостоятельная деятельность детей.

  Я согласна с  Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, что структура педагогического процесса в ДОУ включает три блока:

  1. Специально организованное обучение в форме занятий. Включает цели, программные задачи, специальные методы, приёмы и средства обучения, специальные задания для детей.
  2. Совместная деятельность взрослого и детей. Педагог занимает позицию «равного партнёра», инициирует различные виды детской деятельности, организует игры, конструирование, изобразительную, трудовую деятельность, приобщает детей к искусству.
  3. Свободная самостоятельная деятельность. Воспитатель занимает позицию «создателя окружающей среды». Предполагает свободный выбор ребёнком деятельности, отвечающей его склонностям, потребностям и интересам, обеспечивая возможность саморазвития ребёнка. Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

       Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Педагогический процесс рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются:

  • цель,
  • задачи,
  • содержание,
  • методы,
  • средства,
  • формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,
  • достигаемые результаты.

Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный, стимульно-мотивационный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса.

Компоненты педагогического процесса

 Целевой. Определение целей и задач дошкольного образования, которые обозначены в ФОП ДОУ. Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели - "всестороннее гармоническое развитие личности" до конкретных задач формирования отдельных качеств.

 Содержательный. Определение содержания образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в ФОП ДОУ и отражено в основной образовательной программе ДОУ. Этот компонент связан с разработкой и отбором содержания образования.

Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся; Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

 Деятельностный.  Методы воспитания и методы обучения наглядные словесные и практические. Средства образовательного процесса это предметы среды окружающей ребёнка, социальное окружение (педагоги, специалисты, родители, сверстники).

Виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная).

Формы организации образовательного процесса: организованная образовательная деятельность  реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленные на решение образовательных задач, самостоятельная деятельность детей.

Условия, обеспечивающие организацию и осуществления образовательного процесса в ДОУ. Организация среды, обеспечивающие активность ребёнка, создание личностно ориентированной модели взаимодействия педагога и ребёнка, реализация принципа интеграции и комплексно-тематического планирования ООД, установление социального партнёрства ДОУ с семьей и социумом.

Условия и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

Стимульно-мотивационный - педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент характеризуется:

- эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);

- мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);

- формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.

 Оценочно-результативный. Анализ результатов работы воспитателя, что характеризует эффективность педагогического процесса.

Эмоционально-ценностный. Уровень эмоциональных отношений между субъектами педагогического процесса, педагогами и обучающимися, а также мотивы их совместной деятельности.

Единство компонентов педагогического процесса

Цель педагогического процесса охватывает не только задачи образования и воспитания, она непосредственно ориентирует педагогов на всестороннее, гармоничное развитие личности учащихся.

Педагогический процесс взаимно усиливает входящие в него процессы: рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательные влияния целостного процесса. Педагогический процесс создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания.

Л. С. Выготский отмечал: "Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию... создает зону ближайшего развития ребенка, то есть вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития". Данная закономерная связь имеется и между обучением и воспитанием. Без обучения практически невозможно осуществлять воспитание, так как человек должен изучать определенные закономерности, знания, на которых основываются его действия в обществе. Вместе с тем нельзя хорошо поставить обучение, если ученики не воспитаны, не имеют позитивного отношения к учебе, не обладают долгом, ответственностью и пр.

Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру. Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса. Все компоненты образовательного процесса в их единстве и взаимосвязи призваны обеспечить наиболее благоприятные возможности и условия для становления и поступательного развития личностных свойств и достижений ребенка.

Список используемых источников:

  1. Фролова А. Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А. Н. Фролова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 251 с.
  2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Издательство Владос, 2010. – 648с.
  3. Данилов М. А. Педагогический процесс как объект педагогической теории/Сб. науч. тр. Вопросы обучения и воспитания. Сост.и ред. Э. Г. Костяшкин. – М.,1991. – С. 54-84
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. и средн. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2000..
  5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.
  6. Амоношвили Ш. А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990. – 254 с.
  7. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. Из книги: Избранные педагогические сочинения. П. Ф. Каптерев ; под.ред. А. М. Арсеньева;Акад.пед.наук. - М.: Педагогика, 1989. – 703 с.
  8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и средн. учеб. заведений / С.А.Смирнов; Под ред. С.А.Смирнова. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагогического процесса с учетом введения Федеральных государственных требований к структуре основной программы дошкольного образования

Целью проекта является  Создание условий для развития профессиональной компетентности педагога; обеспечение информационного и организационно-методического сопровождения педагогического процесса в...

Педагогический процесс сущность, структура, движущие силы

СОДЕРЖАНИЕВведение1.      Педагогический процесс, как целостная система2.      Формы организации педагогического процесса3....

Понятие и структура педагогического процесса в детском саду

На современном этапе вся система образования, в том числе и педагогический процесс приобретают новые качественные характеристики и изменения.  Педагогический процесс является одной из основополаг...

Реферат по семейной педагогике на тему: «Педагогический процесс: сущность, структура, движущие силы».

           Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие лично...

Игрушка: её виды, воспитательно- образовательная ценность. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь.

 Игрушка, что это, для чего она  нужна, классификация, воспитательно- образовательная ценность.   Целостный педагогический процесс (ПП) дошкольного учреждения. Терминология,...

" Структура педагогического процесса в ДОУ,его компоненты,их взаимосвязь"

Реферат по теме : "Структура педагогического процесса в ДОУ,его компоненты ,их взаимосвязь"Где бы ни протекал педагогический процесс,каким бы педагогом ни создавался,он будет иметь одну и ту...