Чем полезен труд для дошкольников
занимательные факты (средняя группа)

Кумилина Татьяна Юрьевна

Основные виды труда в детском саду - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации -поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

Чем полезен труд для дошкольников

Развивает ответственность

Ответственный ребенок осознанно выполняет и доводит до конца свои обязанности, делает это без принуждения и напоминания со стороны взрослых. Труд помогает развить это качество даже в самом маленьком возрасте. Малыши способны убирать за собой игрушки, дети постарше — складывать грязное белье в стиральную машину, убирать со стола посуду, заправлять постель. Так ребенок привыкает к ежедневным обязанностям, зная, что каждый член семьи должен выполнять свою часть домашней работы.

Развивает познавательный интерес

Физическая работа на открытом воздухе развивает наблюдательность. Ребенок увидит, как растут полезные растения и сорняки после полива, что с ними происходит в разные сезоны. Активный труд помогает изучать природные явления, когда дети вместе с родителями подметают дорожки от опавших листьев или убирают снег зимой. Для ребенка это не трудовая повинность, а веселая, познавательная игра: трудно оторваться от наблюдений за тем, как вода впитывается в землю или как ростки становятся все длиннее с каждым днем.

Улучшает мыслительные способности

Любое трудовое задание — это своего рода многоходовая задача. Дети понимают условия задачи, подбирают соответствующий инструмент, прикидывают, как выполнить задание лучше и быстрее, оценивают конечную цель. Например, ребенку нужно помыть посуду и он соображает, где взять чистящее средство, мыть вручную или в посудомойке, сколько сил и времени оставить на задачу. У взрослого эти действия отработаны, поэтому происходят автоматически, а детям нужно время, чтобы принять решение по каждому пункту. Они могут ошибиться и выбрать неправильное действие или инструмент, зато в результате трудового эксперимента узнают, как в будущем с этим проще справляться. Так ребенок не только получает непосредственный практический опыт, но и развивает техническое и абстрактно-логическое мышление.

Давайте работу по силам

Ребенку необходимо четко знать, какую работу он может сделать самостоятельно, какую — под руководством взрос­лых и на какую следует попросить разрешение. Двухлетке уместно доверить уборку игрушек, а школьнику — полноценную помощь по дому. Если кажется, что ребенок не справится, например, поранится или разобьет хрупкие предметы, выполните работу вместе. Так он укрепит свое желание помогать взрослым и чуть больше разовьет нужные практические навыки.

Подавайте правильный пример

Если родители с нежеланием делают домашнюю работу, то дети тоже будут отказываться помогать по хозяйству. Найдите для домашних дел подходящее время, чтобы силы на работу были и у вас, и у ребенка.

Когда дети на своем опыте знают, что такое поддерживать чистоту и порядок в доме, им легче объяснить ценность труда дворников, легче приучить выбрасывать за собой мусор. Если ребенок постоянно мастерит своими руками поделку, то не будет заниматься вандализмом и уничтожать то, что изготовлено другими людьми.

Используйте игру

Игровой подход срабатывает в любом возрасте — малыши, играя, в первый раз прибирают свои игрушки, а младшеклассники с горящими глазами бегут собирать поделки из мусора, забывая о том, что не хотели вставать из-за компьютера несколько минут назад.

Поощряйте усилия, а не результат

Хвалите ребенка за помощь по дому, даже если у него еще не получается вымыть пол или вытереть пыль с полок быстро и хорошо — мастерство приходит со временем и опытом. Аккуратно укажите на ошибки и расскажите, как сделать лучше. Но не ругайте и не говорите, что в следующий раз сделаете сами — такие высказывания отбивают желание трудиться.

Делайте задания понятными

Малышам давайте четкие и простые указания из одного действия: принеси веник, убери кружку со стола. Детям постарше можно уже показывать конечную цель: например, прибраться в комнате — это расставить игрушки по местам, навести порядок на рабочем столе, вытереть пыль на полках, пропылесосить. В любом возрасте ребенку должны быть понятны требования взрослых.

Не превращайте труд в наказание

«Где ты шлялся после школы? Иди быстро мой посуду». Если вы наказываете детей с помощью труда, то будьте готовы к тому, что они быстро потеряют интерес к домашней работе. Наказания хочется избежать — даже если ваш ребенок станет учиться на пятерки, чтобы избавиться от домашней работы, к труду вы его так не приучите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по художественному труду для дошкольников "Осенний букет"

Занятие разработано для друх возрастных групп дошкольников - второй младшей группы и старшей группы. Содержание занятия обозначено для младшего возраста - зелёным шрифтом,  для старшего  - к...

Современные технологии и средства формирования положительного отношения к труду у дошкольников.

Представлен опыт работы детского сада по формированию положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....

поручения как одна из форм организации посильного труда с дошкольниками

СОДЕРЖАНИЕ          Введение ………………………………………………………            3...

«Самообслуживание — основной вид труда младшего дошкольника»

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук....

Ручной труд с дошкольниками.

      Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые не...

«Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности»

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...