Агрессивный ребенок, что делать?
консультация (средняя группа)
коесультация, что делать, если у тебя агрессивный ребенок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_peredvizhka_pro_agressiyu.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация психолога
«Агрессивный ребенок, что делать?
Агрессивный ребенок, что делать?
Признаки агрессивности:
- По темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
- По характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.
Причины:
- Нарушение эмоционально-волевой сферы:
- Неумение ребенка управлять своим поведением;
- Недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.
- Неблагополучная семейная обстановка:
- Отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
- Нет единства требований к ребенку;
- Ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
- Трудности обучения.
Советы родителям
- Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
- Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
- Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
- Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.
- Направьте его энергию в положительное русло, например в сорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), а также рисование, пение.
- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих .
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
- На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не является защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
- Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
- Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший!»
- Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возвратную агрессивность» и научиться быть гуманным и добрым.
- Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», Кто быстрее пробежит»
- Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлениям, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
- Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: Если, ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением ,объяснением, поощрением. |
Несколько шагов по преодолению
агрессивного поведения у ребенка
Первый шаг – стимуляция гуманных чувств:
- Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживания чувств неловкости, вины за агрессивное поведение;
- Учите его не сваливать свою вину на других;
- Развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим: сверстникам, взрослым и живому миру.
Например:
- «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»
- «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»
- Спросите у ребенка, почему плачет обиженный малыш.
- Предложите помириться с обиженным ребенком ( «Мирись, мирись и больше не дерись…»).
Второй шаг – ориентация на эмоциональное состояние другого:
- Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
Например:
- «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», « Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
- Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
- «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?» «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»
Третий шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:
- Помогите агрессивному ребенку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное;
- Постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость на сочувствия к обиженным;
- Стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;
- Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы;
- Чаще разговаривайте с агрессивным ребенком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
- Чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из к4онфликтной ситуации;
- Объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
- Расскажите, что такое вспышка гнева, что означает «контролировать» собственную агрессию, зачем это необходимо делать;
- Спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становиться сердитым, теряет над собой контроль;
- Объясните ребенку, зачем необходимо и что означает « контролировать» собственную агрессию.
Например:
- « Ты стукнул Веру потому, что…а еще почему?»
- Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злую мордочку изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злую мордочку у волка сотри (или незлую изобрази!). Как ты думаешь, почему у волка злая морда?» (Эти вопросы можно адресовать и ребенку – жертве притеснения.)
- «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А еще почему?»
Игры для агрессивных детей
«Воробьиные драки» (снятие физической агрессии).
Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и «лапки» у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
«Минута шалости» (психологическая разгрузка).
Ведущий по определенному сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнала ведущего через 1-3 минуты завершает детские шалости.
«Добрые - злые кошки» (снятие общей агрессии).
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую – презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга»выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…» Ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает « злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу водящего дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
«Каратист» (снятие физической агрессии).
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит 2превращение» ребенка в каратиста (движение ногами). Дети , стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят:» Сильнее, сильнее, сильнее…» Этим они помогают игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
«Боксер» (снятие физической агрессии)
Это вариант игры «Каратист», проводиться он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
«Упрямый капризный ребенок» (преодоление упрямства, негативизма).
Дети, входящие в круг (обруч), по очереди изображают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…» Затем дети разбиваются на пары « родитель и ребенок»: «ребенок» капризничает, «родитель» уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
«Упрямая подушка» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница – фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать у упрямиться. Давай прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», - отвечает взрослый ( этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).
«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии).
«Клоуны» показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей сердито ругаться, называя друг на друга «овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей.
Взрослый руководит игрой, определенным сигналом обозначает начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей: «Когда клоуны научили детей ругаться «овощами и фруктами», но и ласково называть друг друга разными «цветами». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга различными «цветками»
«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).
Ведущий выбирает «Жужу», которая садиться на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней: Жужа, жужа, выходи, Жужа, жужа догони!
«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала , тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).
«Маленькое приведение» (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившейся гнев).
Ведущий. Будем играть в маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будите делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопыренные) и произносит страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будите пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.
Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры «привидения» превращаются в детей.
«Брыкание».
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты . Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
«Кукла Бобо».
Когда ребенку удается выплескнуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку вместить агрессию на каклй-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.
Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...
Материал для беседы с родителями на тему: «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»
Взрослые были проинформированы о том, что такое агрессия, каковы её причины проявления, чем она опасна для ребенка или окружающих. Были даны конкретные советы и рекомендации, как пом...
Агрессивный ребенок - что делать родителям? Как корректировать агрессивное поведение детей.
Агрессивный ребенок....
Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.
В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...
Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.
Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...
Консультации для родителей «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»
Консультация для родителей "Детская агрессивность"...
Статья «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»
laquo;Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»...