Мастер-класс воспитателя «Гончарная мастерская»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс воспитателя
«Гончарная мастерская»
Цель: Познакомить детей с гончарным ремеслом.
Задачи: 1) помочь детям овладеть элементарными приемами гончарного дела; 2) расширить у детей познавательный интерес к истории гончарного дела; 3) воспитывать интерес и уважение к русским народным обычаям и традициям.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день, меня зовут Анна Алексеевна, я рада видеть Вас в гончарной мастерской. Здесь представлена мини выставка глиняных изделий.
Воспитатель: Давным-давно в старинном русском селе, жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали скот, сеяли хлеб, воспитывали детей. Однажды этим людям в руки попал небольшой кусочек глины. Глина была серой и некрасивой. Для чего она нужна, никто не знал. Но умелец Иван взял в руки глину, брызнул на нее водой, она согрелась, стала теплой и мягкой словно ожила.
Воспитатель: Несколько умелых движений и кусок глины в руках Ивана превратился в глиняный сосуд, чашку, бокал.
Воспитатель: Изделия высушивались на солнце. Вот так ребята, кусок глины оказался волшебным, ведь из него получились такие нужные предметы. Людей, которые стали лепить изделия из глины назвали гончарами. В древности, для того чтобы изготовить самый простой горшок, нужно было потрать очень много времени и сил. Гончары сначала скатывали глину в валики, которые рядами накладывали друг на друга.
Воспитатель: После этого старательно сглаживали все неровности, но все равно изделия получались с неровностями.
Через некоторое время гончары придумали деревянный гончарный круг. Древний гончарный круг представлял собой колесо, вращая колесо рукой или ногой, получалось более правильное изделие.
Воспитатель: После того как сосуды снимали с круга, их обжигали на костре.
Затем люди решили обжигать изделия в русских печах. Но и в этих печах прокаливалась не вся поверхность. Позднее изобрели гончарную печь «горна». Только в этой печи прокаливалась вся поверхность изделия, потому, что она нагревалась до очень высокой температуры.
Воспитатель: Когда я готовилась к встрече с вами, подул сильный ветер и несколько глиняных изделий упали с полки и разбились. Прошу вашей помощи мне их собрать. Игра «Сложи посуду из кусочков».
Воспитатель: У меня в мастерской есть кусок глины, используя её, мы с вами можем побывать в роли гончаров.
Этапы продуктивной деятельности:
- Подготовка глины. Прежде чем приступить к работе нам нужно подготовить глину. Для этого глина должна быть определенной консистенции. Она недолжна быть слишком жесткой , но при этом она не должна быть слишком мягкой. Я беру небольшой кусочек, смачиваю руки и начинаю проминать глину. Работа с глиной напоминает очень работу с тестом. Нам нужно собрать очень плотный комочек «улиточку». Основной момент здесь в том, что мы должны закрутить очень плотную «улиточку», в которой не останется воздушных полостей, которые потом будут мешать при работе на гончарном круге. Мы начинаем сбивать глину в плотный комочек «снежочек». Теперь глина готова. Получился ровный шар, на нем нет трешин, глина эластична. Эта глина готова, чтобы работать на круге.
- Центровка и промин массы. Работа на круге начинается с того, что нам нужно увлажнить гончарную тарелку (или сделать липучку,взять маленький кусок глины и растереть его по центру гончарной тарелки). Важный момент, нужно бросить глину так, чтобы она попала четко по центру. Начинаем работать. Включаем круг на малых оборотах (первое положение). Первое, что мы будем делоть называется центровка и промин массы. Мочим руки. Пальчики вместе. Правая рука (у правшей) лежит на глине левая ей помогает. И мы начинаем постепенно собирать глину в комочек двумя ручками (руки мы мочем всегда). Начинаем промин вверх, и промин вниз. Во время работы вожно, чтобы руки были зафиксированны, а именно логти лежали на коленях.
Физминутка
Мы осанку исправляем
Спинку дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи Вверх, назад и вниз,
Улыбнись всем и садись.
- Формирование изделия. Первое, что мы делаем у любого изделия это донышко. Размещаем пальчик на центре, другой рукой обязательно придерживаем себя, чтобы рука не скакала. Делаем донышко не до конца, не до гончарной тарелки, чтобы осталось донышко вашего будущего изделия. Дальше мы донышко растягиваем, ровненько пальчиком отводим на себя. Поправляем мокрушкой, собираем губкой воду.
- Декорирование или украшение изделия. Украшать изделие можно как с помощью стеки, так и просто акриловыми красками.
Мой мастер-класс подошел к концу хочу поблагодарить всех за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Творческая мастерская» (рисование шерстью)
Мастер-класс для педагогов «Творческая мастерская»(рисование шерстью)...
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"
Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...
Мастер – класс с родителями «В мастерской Деда - Мороза»
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями.Оборудование: скатерть одноразовая, тарелочки, краска для мармарирования, гуашь, кисточки...
Территориальный конкурс педагогического мастерства "Воспитатель года - 2020". Мастер - класс на тему "Книжная мастерская или иллюстрации в нетрадиционной технике".
Нетрадиционные техники рисования - рисование на наждачной бумаге и ластиком по штриховке....
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....
Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии» Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии»Мастер-класс для воспитателей ДОУ«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенк...