Проект "Мозаичная пластилинография – как средство развития художественно — творческих способностей у детей дошкольного возраста"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Захаркина Алла Владимировна

Проект для воспитателей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zaharkina_alla_vladimirovna.docx43.05 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №59»

Проект

 «Мозаичная пластилинография – как средство развития

художественно — творческих способностей

 у детей дошкольного возраста».

Автор: Захаркина Алла Владимировна

 воспитатель высшей квалификационной категории

Саранск 2024

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3

Актуальность ……………………………………………………………………………….4

Цель и задачи …………………………………..………………...........................................5

Направленность......................................................................................................................6

Гипотеза……..........................................................................................................................6

 Принципы реализации …………………………………………….…................................7

 Методы и приёмы………………..........................................................................................7

Виды нетрадиционной техники работы с пластилино – пластилинографии....................8

Предполагаемый результат ………………………………………………………………...8

Список занятий …………………………………………………………………………    9

Список использованной литературы…………………………….......................................12

Материалы и инструменты, необходимые для   пластилинографии:………………..…13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В. А. Сухомлинский

 Занятия изобразительным искусством является важным средством всестороннего развития детей. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование.

В сегодняшнее время появились новые техники изображения рисунка. Современные требования к художественному обучению детей направлены на выработку новых подходов к творческому развитию детей. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник, позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка, проявляет творческое воображение.

Универсальным средством в развитии изобразительного творчества, а также в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка. Лепка всегда привлекает детей. А пластилинография интересна в двойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого малыш знакомиться с новой техникой.

Мозаичная Пластилинография- это нетрадиционная художественная техника рисования  с помощью шариков из пластилина на картоне или любой другой плотной основе. Она сравнительно недавно появившийся вид в изобразительной деятельности.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в мозаичной  пластилинографии являются руки (следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занимаясь мозаичной пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, изменить, то к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование гармонично развитой личности.

 

 

 

 

 

Актуальность

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребенка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребенка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

В процессе занятий с пластилином ребенок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом.

Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии детей.

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы дети выросли всесторонне развитыми.

Цель: Развитие художественно – творческих способностей, укрепление мелкой моторики и координации движений рук, у детей дошкольного возраста посредством  мозаичной пластилинографии.

Задачи:

1.Развивать:

-интерес к созданию рисунков с помощью пластилина;

-творческие способности, воображение, эмоции детей при создании сюжетных картин;

-познавательно – исследовательскую деятельность (исследование свойств пластилина, картона);

-художественный вкус, пространственное воображение;

-мелкую моторику рук, глазомер.

2.Воспитывать желание самостоятельно изображать картины с помощью пластилина.

3.Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, терпение.

4.Формировать умения и навыки, связанные с мозаичной пластилинографией.

5.Содействовать вовлечению детей и родителей в совместную творческую деятельность.

Направление:

художественно-эстетическое.

Предмет: нетрадиционная техника изобразительного искусство – мозаичная  пластилинография.

Организация занятий: одно занятие в неделю 10-15 минут.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.  Занятие целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей мозаичной пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

 Инновационная технология  составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие» -  направлена на решение эстетических задач.
«Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с природой, с
явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.
«Речевое  развитие», где осуществляется обогащение

словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

«Физическое развитие» - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.

Гипотеза

Сотрудничество воспитателя, родителей и детей будут способствовать повышению детских творческих способностей и сближению совместной деятельности ребенка и родителя.

Предполагаю, что:

Разовьется творческий потенциал детей;

Дети освоят нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;

Сформируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;

Родители будут проявлять повышенный интерес к творчеству детей.

Принципы реализации инновационной технологии по мозаичной  пластилинографии «Пластилиновые фантазии»

  1. Принцип воспитывающего обучения.
  2. Обучая технике «Мозаичная пластилинография» воспитываются  у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность. 
  3. Обучая технике мозаичной пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.

2.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

Методы и приёмы: в лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Индивидуально-дифференцированный, групповой, практический, наглядный. Ведущий метод – игра.

Чтение художественной литературы повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Коллективный просмотр рисунков воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности.

Методы:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приемы рисовании пластилином:

Раскатывание

Скатывание

Оттягивание

Сплющивание

Вдавливание

Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:

Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальнойповерхности.

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, сиспользованием «жгутиков».

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с нагоризонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальнойповерхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальнойповерхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Фактурная пластилинография -  изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры.

 

Предполагаемый результат:

* Реализуют познавательную активность.

* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.

* Знакомятся с художественными произведениями:

(стихами, потешками, пальчиковыми играми)

* У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

* Развивают сенсорные эталоны.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.

* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

 

Название занятия

Задачи занятия

ОКТЯБРЬ

1

"Мой веселый, звонкий мяч!" 

 

Создание образа мяча пластическими средствами.

Учить отщипывать небольшие кусочки и примазывать

 пластилин пальчиками.

2

"Осенние листья"

 

Научить пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку,

как будто закрашивая его.

3

"Грибы - грибочки"

Учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части грибочка.

Показать приемы   рисования округлые формы,

преобразовывать их по желанию в овальные.

Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

4

"Чудо - яблоко"

Обучать детей раскатывать пластилин между ладонями прямыми и

округлыми движениями...

Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца.

5

"Натюрморт из овощей"

Научить рисовать пластилином прямых вертикальных и изогнутых линий.

 Развитие образного восприятия, составление композиции овощи в тарелке в

сотворчестве с воспитателем. Учить составлять композицию из нескольких

предметов, свободно располагаяих на листе.

НОЯБРЬ

6

"Растет солнышко на ножке"

Учить аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали.

Формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной

плоскости.

7

"Зеленый виноград"

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира,

 научить замечать и любоваться природными формами растений.

Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать шарики

круговыми движениями пальцев.

Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином.

8

"Лучистое солнышко»

Раскатывание пластилина кругообразными движениями,

преобразование шарообразной формы.

 Учить оттягивать отдельные детали от общей формы.

 Воспитывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.

9

"Дождик, дождик, капелька,

водяная сабелька"

Формировать интерес у детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

Ощипывание и промазывание пластилина пальчиками.

 Укреплять познавательный интерес к природе.

 

 

ДЕКАБРЬ

10

"Зимушка - зима"

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Учить скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы

 (в виде шарика, колбаски), а потом располагать их на поверхности,

 растирая и заполняя детали изображения.

 Воспитывать интерес у детей к природе в разное время года.

Формировать навыки самостоятельной работы.

11

"Веселый снеговик"

Развивать у детей художественно-творческие способности,

воспитывать у детей терпение и усидчивость.

Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми движениями.

 Поощрять инициативу и самостоятельность.

12

"Заика мохнатенький"

Научить детей действовать по образцу воспитателя.  

Учить скатывать мелкие шарики, нужного цвета,

 располагая их на горизонтальной поверхности,

 заполняя поверхность изображаемого объекта.

13

"Елочка - красавица"

Расширять знания детей об истории новогоднего праздника.

Учить рисовать пластилином изображение лепной картины на горизонтальной

 поверхности с использованием многослойных дисков.

Развивать мелкую моторику, координацию движений рук,

глазомер, интерес к процессу и результатам работы.

ЯНВАРЬ.

14

Украсим кукле платье

Развивать самостоятельность решать своих творческих задач.

Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей.

Воспитание творческого воображения.

15

"Сколько на елочке
шариков цветных"

 

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ,

с опорой на жизненный опыт детей.  

Закрепит умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

 Развивать эстетическое и образное восприятие.

16

"Медвежонок косолапый"

Развивать образное восприятие. Продолжать обучать детей размазывать по всей

Основе, не выходя за контур. Закреплять представления о цвете и размерах предметов.

ФЕВРАЛЬ

17

"Такие разные бабочки"

Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. 

Изображение объекта по контуру, с   использованием «жгутиков».

 Развитие эстетического восприятия.

18

"В небе праздничный салют"

Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой

деятельности свои впечатления и наблюдения.

Закреплять приём – размазывания. Научить  аккуратно, выполнять свои работы.

19

"Маленький ежик"

Упражнять в умение создавать определенный образ предмета.

. Закреплять скатывать из пластилина колбаски или тонкие жгутики и мелкие шарики.

 Воспитывать бережное отношение к живым существам.

20

"Бабушкин клубочек"

Научить последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.  

Закрепить умение раскатывание между ладонями колбасок и сворачивание по спирали.

 Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие.

МАРТ

21

Кудряшки для овечки

Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику

изображения — пластилинографию.

Научить приему сворачиванию длинной колбаски.

Развивать творческое воображение.

22

"Цветик семицветик"

Упражнять в умение создавать определенный образ предмета с

помощью пластилинографии. Закрепить умение передавать характер формы,

используя знакомые формы лепки: раскатывание пластилиновых шариков.

 Закреплять представления о цвете и размерах предметов.

23

"Дерево с листочками"

Воспитание интереса к природным явлениям.

Закрепление техники рисования пластилином.

Добиваться реализации выразительного, яркого образа.

24

"Зачем жирафу пятна?"

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного

образа посредством пластилинографии.

Научить пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Учить доводить начатое дело до конца.

АПРЕЛЬ.

25

"Божья коровка, полети на небо..."

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства в своей работе.

Научить пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Учить аккуратно выполнять свои работы.

26

"Милая гусеница"

Учить действовать по словесному указанию воспитателя.

 Освоение техники рисования пластилином: скатывание шарика.

 Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках зеленого.

27

"Душистые цветочки"

Научиться аккуратно, выполнять свои работы. Учить раскатывать пластилин в ладошках,

придавая нужную форму. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,

усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

28

"Рыбки в аквариуме"

Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

 Учить детей приему сворачивания длиной колбаски по спирали.

Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, интерес

к процессу и результатам работы.

Список литературы:

1.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.  Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. –  М.: Мозаика – Синтез, 2006

3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80с.

4.  Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.

5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007.

6. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.:

Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.

7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М, 1995 – 156 с.

8. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с.

9. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1976. – 158 с.

10. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: мозаика-Синтез, 2008. – 64с.  

11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование , конспекты, занятия, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с.

12. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

13. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.

 14. ШкицкаяИ.О.Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009.

15. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010.

16. Чернова Е.В.  Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006

17. Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.

Приложение 1

Перспективное планирование занятий по пластилинографии

Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии:

Пластилин. Выбирать нужный пластилин необходимо в процессе работы методом проб и ошибок, т.к. иной раз купишь разрекламированный, дорогой, яркий, а он так липнет к рукам, что к картону его не приклеишь, а бывает такой, что не липнет ни к рукам, ни к картону. Такой пластилин подходит для объемной лепки. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком», т.к. она легко открывается и закрывается.

Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки можно использовать нож, деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку. Можно воспользоваться старым маникюрным набором или каким-то своим, только вам удобным и понятным, предметом. К набору пластилина часто прилагается одна стека.

Подкладная доска. Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно покупать в магазине, а сделать самостоятельно. Для этого подойдет кусок линолеума или отслужившая сухо стираемая доска. Работать на клеенке не удобно, т.к. она будет подниматься за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.

Бумажная или полотняная салфетка. Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, когда нужно поменять цвет: с темного на светлый.

Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной можно пользоваться прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Пластилинография – очень увлекательное занятие. Интересен и сам процесс создания картинки без кисточки, красок, бумаги. Завораживает и результат – замечательная объёмная картинка. Не менее интересно и...

пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Консультация на тему "Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста". В данной консультации раскрывается понятие пластилинографии, как нетрадиционной техни...

Пластилинография как средство развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Пластилинография  это  новый  вид  декаративно -  прикладного  исскуства,  который  доступен  детям  дошкольного  возраста....

Консультация для родителей на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и...

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ , КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

laquo;ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ , КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»...

Консультация на МО воспитателей: Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Консультация на МО воспитателей: Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста....