Проект "Мозаичная пластилинография – как средство развития художественно — творческих способностей у детей дошкольного возраста"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Проект для воспитателей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zaharkina_alla_vladimirovna.docx | 43.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №59»
Проект
«Мозаичная пластилинография – как средство развития
художественно — творческих способностей
у детей дошкольного возраста».
Автор: Захаркина Алла Владимировна
воспитатель высшей квалификационной категории
Саранск 2024
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..3
Актуальность ……………………………………………………………………………….4
Цель и задачи …………………………………..………………...........................................5
Направленность......................................................................................................................6
Гипотеза……..........................................................................................................................6
Принципы реализации …………………………………………….…................................7
Методы и приёмы………………..........................................................................................7
Виды нетрадиционной техники работы с пластилино – пластилинографии....................8
Предполагаемый результат ………………………………………………………………...8
Список занятий ………………………………………………………………………… 9
Список использованной литературы…………………………….......................................12
Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии:………………..…13
Введение
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. А. Сухомлинский
Занятия изобразительным искусством является важным средством всестороннего развития детей. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование.
В сегодняшнее время появились новые техники изображения рисунка. Современные требования к художественному обучению детей направлены на выработку новых подходов к творческому развитию детей. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник, позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка, проявляет творческое воображение.
Универсальным средством в развитии изобразительного творчества, а также в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка. Лепка всегда привлекает детей. А пластилинография интересна в двойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого малыш знакомиться с новой техникой.
Мозаичная Пластилинография- это нетрадиционная художественная техника рисования с помощью шариков из пластилина на картоне или любой другой плотной основе. Она сравнительно недавно появившийся вид в изобразительной деятельности.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в мозаичной пластилинографии являются руки (следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занимаясь мозаичной пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, изменить, то к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование гармонично развитой личности.
Актуальность
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребенка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребенка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.
В процессе занятий с пластилином ребенок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом.
Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии детей.
В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы дети выросли всесторонне развитыми.
Цель: Развитие художественно – творческих способностей, укрепление мелкой моторики и координации движений рук, у детей дошкольного возраста посредством мозаичной пластилинографии.
Задачи:
1.Развивать:
-интерес к созданию рисунков с помощью пластилина;
-творческие способности, воображение, эмоции детей при создании сюжетных картин;
-познавательно – исследовательскую деятельность (исследование свойств пластилина, картона);
-художественный вкус, пространственное воображение;
-мелкую моторику рук, глазомер.
2.Воспитывать желание самостоятельно изображать картины с помощью пластилина.
3.Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, терпение.
4.Формировать умения и навыки, связанные с мозаичной пластилинографией.
5.Содействовать вовлечению детей и родителей в совместную творческую деятельность.
Направление:
художественно-эстетическое.
Предмет: нетрадиционная техника изобразительного искусство – мозаичная пластилинография.
Организация занятий: одно занятие в неделю 10-15 минут.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д. Занятие целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей мозаичной пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Инновационная технология составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие» - направлена на решение эстетических задач.
«Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с природой, с
явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.
«Речевое развитие», где осуществляется обогащение
словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
«Физическое развитие» - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.
Гипотеза
Сотрудничество воспитателя, родителей и детей будут способствовать повышению детских творческих способностей и сближению совместной деятельности ребенка и родителя.
Предполагаю, что:
Разовьется творческий потенциал детей;
Дети освоят нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
Сформируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
Родители будут проявлять повышенный интерес к творчеству детей.
Принципы реализации инновационной технологии по мозаичной пластилинографии «Пластилиновые фантазии»
- Принцип воспитывающего обучения.
- Обучая технике «Мозаичная пластилинография» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.
- Обучая технике мозаичной пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.
2.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.
Методы и приёмы: в лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Индивидуально-дифференцированный, групповой, практический, наглядный. Ведущий метод – игра.
Чтение художественной литературы повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
Коллективный просмотр рисунков воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности.
Методы:
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Приемы рисовании пластилином:
Раскатывание
Скатывание
Оттягивание
Сплющивание
Вдавливание
Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальнойповерхности.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, сиспользованием «жгутиков».
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с нагоризонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальнойповерхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальнойповерхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры.
Предполагаемый результат:
* Реализуют познавательную активность.
* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.
* Знакомятся с художественными произведениями:
(стихами, потешками, пальчиковыми играми)
* У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
* Развивают сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
№ | Название занятия | Задачи занятия | |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | "Мой веселый, звонкий мяч!" |
Создание образа мяча пластическими средствами. Учить отщипывать небольшие кусочки и примазывать пластилин пальчиками. | |
2 | "Осенние листья" |
Научить пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. | |
3 | "Грибы - грибочки" | Учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части грибочка. Показать приемы рисования округлые формы, преобразовывать их по желанию в овальные. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. | |
4 | "Чудо - яблоко" | Обучать детей раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями... Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца. | |
5 | "Натюрморт из овощей" | Научить рисовать пластилином прямых вертикальных и изогнутых линий. Развитие образного восприятия, составление композиции овощи в тарелке в сотворчестве с воспитателем. Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагаяих на листе. | |
НОЯБРЬ | |||
6 | "Растет солнышко на ножке" | Учить аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали. Формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости. | |
7 | "Зеленый виноград" | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать шарики круговыми движениями пальцев. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. | |
8 | "Лучистое солнышко» | Раскатывание пластилина кругообразными движениями, преобразование шарообразной формы. Учить оттягивать отдельные детали от общей формы. Воспитывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. | |
9 | "Дождик, дождик, капелька, водяная сабелька" | Формировать интерес у детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Ощипывание и промазывание пластилина пальчиками. Укреплять познавательный интерес к природе. | |
ДЕКАБРЬ | |||
10 | "Зимушка - зима" | Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. Учить скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски), а потом располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения. Воспитывать интерес у детей к природе в разное время года. Формировать навыки самостоятельной работы. | |
11 | "Веселый снеговик" | Развивать у детей художественно-творческие способности, воспитывать у детей терпение и усидчивость. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми движениями. Поощрять инициативу и самостоятельность. | |
12 | "Заика мохнатенький" | Научить детей действовать по образцу воспитателя. Учить скатывать мелкие шарики, нужного цвета, располагая их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта. | |
13 | "Елочка - красавица" | Расширять знания детей об истории новогоднего праздника. Учить рисовать пластилином изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием многослойных дисков. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, интерес к процессу и результатам работы. | |
ЯНВАРЬ. | |||
14 | Украсим кукле платье | Развивать самостоятельность решать своих творческих задач. Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей. Воспитание творческого воображения. | |
15 | "Сколько на елочке
| Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. Закрепит умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Развивать эстетическое и образное восприятие. | |
16 | "Медвежонок косолапый" | Развивать образное восприятие. Продолжать обучать детей размазывать по всей Основе, не выходя за контур. Закреплять представления о цвете и размерах предметов. | |
ФЕВРАЛЬ | |||
17 | "Такие разные бабочки" | Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. Изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Развитие эстетического восприятия. | |
18 | "В небе праздничный салют" | Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Закреплять приём – размазывания. Научить аккуратно, выполнять свои работы. | |
19 | "Маленький ежик" | Упражнять в умение создавать определенный образ предмета. . Закреплять скатывать из пластилина колбаски или тонкие жгутики и мелкие шарики. Воспитывать бережное отношение к живым существам. | |
20 | "Бабушкин клубочек" | Научить последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. Закрепить умение раскатывание между ладонями колбасок и сворачивание по спирали. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие. | |
МАРТ | |||
21 | Кудряшки для овечки | Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию. Научить приему сворачиванию длинной колбаски. Развивать творческое воображение. | |
22 | "Цветик семицветик" | Упражнять в умение создавать определенный образ предмета с помощью пластилинографии. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые формы лепки: раскатывание пластилиновых шариков. Закреплять представления о цвете и размерах предметов. | |
23 | "Дерево с листочками" | Воспитание интереса к природным явлениям. Закрепление техники рисования пластилином. Добиваться реализации выразительного, яркого образа. | |
24 | "Зачем жирафу пятна?" | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Научить пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Учить доводить начатое дело до конца. | |
АПРЕЛЬ. | |||
25 | "Божья коровка, полети на небо..." | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства в своей работе. Научить пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Учить аккуратно выполнять свои работы. | |
26 | "Милая гусеница" | Учить действовать по словесному указанию воспитателя. Освоение техники рисования пластилином: скатывание шарика. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках зеленого. | |
27 | "Душистые цветочки" | Научиться аккуратно, выполнять свои работы. Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. | |
28 | "Рыбки в аквариуме" | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить детей приему сворачивания длиной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, интерес к процессу и результатам работы. |
Список литературы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика – Синтез, 2006
3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.
Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80с.
4. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007.
6. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.
7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М, 1995 – 156 с.
8. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с.
9. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1976. – 158 с.
10. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: мозаика-Синтез, 2008. – 64с.
11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование , конспекты, занятия, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с.
12. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
13. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
14. ШкицкаяИ.О.Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009.
15. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010.
16. Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006
17. Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.
Приложение 1
Перспективное планирование занятий по пластилинографии
Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии:
Пластилин. Выбирать нужный пластилин необходимо в процессе работы методом проб и ошибок, т.к. иной раз купишь разрекламированный, дорогой, яркий, а он так липнет к рукам, что к картону его не приклеишь, а бывает такой, что не липнет ни к рукам, ни к картону. Такой пластилин подходит для объемной лепки. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком», т.к. она легко открывается и закрывается.
Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки можно использовать нож, деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку. Можно воспользоваться старым маникюрным набором или каким-то своим, только вам удобным и понятным, предметом. К набору пластилина часто прилагается одна стека.
Подкладная доска. Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно покупать в магазине, а сделать самостоятельно. Для этого подойдет кусок линолеума или отслужившая сухо стираемая доска. Работать на клеенке не удобно, т.к. она будет подниматься за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.
Бумажная или полотняная салфетка. Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, когда нужно поменять цвет: с темного на светлый.
Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной можно пользоваться прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Пластилинография – очень увлекательное занятие. Интересен и сам процесс создания картинки без кисточки, красок, бумаги. Завораживает и результат – замечательная объёмная картинка. Не менее интересно и...
пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Консультация на тему "Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста". В данной консультации раскрывается понятие пластилинографии, как нетрадиционной техни...
Пластилинография как средство развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Пластилинография это новый вид декаративно - прикладного исскуства, который доступен детям дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и...
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ , КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»
laquo;ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ , КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»...
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
пластилинография -статья...
Консультация на МО воспитателей: Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Консультация на МО воспитателей: Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста....