Проект "Пластилиновая радуга"
проект по аппликации, лепке (средняя группа)
Использование возможностей техники «пластилинография» как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_plastilinovaya_raduga.docx | 507.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Пластилиновая радуга»
Подготовила: Килёва Оксана Николаевна
Воспитатель МБДОУ №61 «Лель»
г. Сургут, 2022г.
Содержание:
1. Паспорт проекта.
2. Пояснительная записка.
2.1. Актуальность.
2.2. Цель проекта.
2.3. Задачи проекта.
2.4. Ожидаемый результат.
2.5. Факторы, способствующие реализации проекта.
3. Содержание проекта.
3.1. Модель деятельности.
3.2. Принципы реализации проекта.
3.3. Методы.
3.4. Ресурсное обеспечение проекта.
3.5. Формы работы с детьми и родителями.
3.6. Основные условия в детском саду.
3.7. Мониторинг по рисунку пластилином.
3.8. Литература.
4. Приложения.
Приложение. Перспективно – тематическое планирование (пластилинография)
Паспорт проекта
Целевая аудитория:
Обучающиеся дошкольных учреждений (средний дошкольный возраст), родители.
Количество занятий в месяц: 4
Срок реализации: 1 год
Типовые особенности проекта:
По продолжительности: долгосрочный 2021-2022 учебный год
По содержанию: занятия в технике «пластилинография» способствуют развитию мелкой моторики детей.
По профилю знаний: творческий.
Проблема:
Поиск средств для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования:
Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Использование возможностей техники «пластилинография» как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Формы подведения итогов реализации проекта:
Проведение выставок детских работ.
Презентация проекта.
2. Пояснительная записка
2.1. Актуальность
Целью моей работы было достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей средствами пластилинографии, повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
• Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия - пластилинографией;
• Развивать тонкую моторику рук, стимулирующую развитие речи;
• Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
• Развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;
• Развивать индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с цель исправления недочетов;
• Организовать творческое общение в процессе обучения, воспитывать умение работать в коллективе.
Речь детей пятого года жизни характеризуется рядом особенностей. У дошкольников среднего возраста сохраняется и совершенствуется повышенная восприимчивость к освоению всех сторон родного языка. В речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. При соответствующей работе ребенок к пяти годам правильно произносит все звуки родного языка. Обогащается лексика и формы ее использования. Возрастает интерес к миру людей. Однако бедность словаря, неумение делиться друг с другом впечатлениями, наблюдениями, несформированность речи делают общение скудным, ограниченным.
Речевое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Это направление учебно-воспитательной работы ценно не только самим содержанием материала, но и теми методическими возможностями, которые он открывает для других направлений деятельности малышей. Все мы знаем, что рука тесно связана с речью. По этому очень важно развивать мелкую моторику, но не только традиционными способами, но и используя новые, современные. Одним из таких «универсальных» видов развития является творческое направление пластилинография.
Пластилинография - одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности. Наблюдая за воспитанниками, я заметила, что у детей слабо развита мелкая моторика рук. Из жизни современных детей максимально исключаются мелкие движения пальцев - вместо шнурков на ботинках у детей липучки, вместо рубашки с пуговицами, застежками - футболки. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи, поэтому применение различных пальчиковых игр и упражнение, приёмов самомассажа и массажа, других технологий особенно актуальны при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Занятия пластилинографией предоставляют большую возможность для развития и обучения детей дошкольного возраста, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Чтобы выявить и реализовать возможности детей, я разработала долгосрочный проект на тему «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста». Разработанный проект составлен в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.
Проект составлен с учётом Программы ДОУ, с учетом ее целей и задач, задействованы все виды образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие.
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно эстетическое
- физическое развитие.
2.2. Цель проекта
Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста, через нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию.
2.3. Задачи проекта
• Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия - пластилинографией;
• Развивать тонкую моторику рук, стимулирующую развитие речи;
• Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
• Развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;
• Развивать индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с цель исправления недочетов;
• Организовать творческое общение в процессе обучения, воспитывать умение работать в коллективе
Принципы работы:
• системность занятий;
• поэтапность работы;
• доступность материала;
• индивидуальность;
• интеграция с другими видами деятельности.
Формы работы:
• совместная деятельность с детьми;
• НОД;
• индивидуальная работа;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
2.4. Ожидаемый результат
• Будет более развита мелкая моторика рук, как следствие будет активно развиваться речь.
• Сформируется тактильное восприятие, улучшится цветовосприятие, концентрация внимания, повысится уровень воображения и самооценки.
• Расширится и обогатится художественный опыт.
• Будет формироваться предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; формироваться навыки трудовой деятельности
• Возрастет активность и самостоятельность детей при занятиях изобразительной деятельности.
• Начнет формироваться умение находить новые способы для художественного изображения, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности
2.5. Факторы, способствующие реализации проекта:
Необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
Наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;
Специально оборудованная развивающая среда в группе.
Факторы, препятствующие реализации проекта:
Нерегулярное посещение НОД детьми;
Отсутствие систематизации этапов, методов и приемов работы.
3. Содержание проекта
3.1. Модель деятельности
1 этап. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
2 этап. Процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение.
3 этап. Анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.
3.2. Принципы реализации проекта
Основные принципы развития детского творчества:
Принцип поэтапности (от простого к сложному)
Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)
Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)
Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)
Дополнительные стимулы:
1.Игра является основным видом деятельности детей.
2.Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.
3.Просьба о помощи, помочь слабому, детям важно почувствовать себя значимыми.
4.Музыкальное сопровождение.
5.Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.
3.3. Методы
При разработке данного проекта были подобраны доступные, интересные темы занятий. К каждому занятию подобраны игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный.
Занятия проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
3.4. Ресурсное обеспечение проекта
1. программно-методическое обеспечение;
2. развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
3. взаимодействие всех участников педагогического процесса;
4. система взаимодействия с родителями;
5. система мониторинга.
3.5. Формы работы с детьми, родителями
Формы работы с детьми.
Дидактические игры для развития воображения и фантазии.
Чтение загадок.
Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
Чтение художественной литературы.
Беседы.
Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изобразительной технологии.
Формы работы с родителями.
Консультации.
Беседы.
Наглядная информация: буклеты, памятки.
Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
Участие в конкурсах, выставках.
3.6. Основные условия в детском саду
Наличие богатой предметно - развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.
3.7. Мониторинг по рисунку пластилином
Диагностика процесса и результатов работы детей в технике пластилинография осуществляется в рамках мониторинга всех видов творческой деятельности воспитанников. Процедура оценки осуществляется через наблюдение при осуществлении индивидуальной и групповой работы. При этом педагог оценивает деятельность ребёнка по шести позициям.
Таблица: критерии для мониторинга по пластилинографии
Анализируемый параметр | Критерии оценки (от 1-3) |
Творческая активность | повышенный интерес, творческая активность - высокий уровень; ребёнок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога - средний уровень; ребёнок не активен, выполняет работу без особого желания - низкий уровень. |
Сенсорные способности | форма передана точно, разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень; есть незначительные искажения, отступления от краски - средний уровень; форма не удалась, безразличие к цвету, одноцветность - низкий уровень. |
Композиция | по всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень; рисунок расположен на полосе листа - средний уровень; композиция не продумана, носит случайный характер - низкий уровень. |
Общая ручная умелость | хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень; ручная умелость развита - средний уровень; слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень |
Самостоятельность | выполняет задания самостоятельно, без помощи, ребёнок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень; требуется незначительная помощь - средний уровень; выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень. |
Показатели технических навыков | Раскатывание выполняет самостоятельно - высокий уровень; требуется небольшая помощь - средний уровень; выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень. |
Сплющивание выполняет самостоятельно - высокий уровень; требуется небольшая помощь - средний уровень; выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень. | |
Размазывание выполняет самостоятельно - высокий уровень; требуется небольшая помощь - средний уровень; выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень. |
3.8. Литература
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 2-е изд., испр.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Комплексные занятия в детском саду под программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Средняя группа.
4. Давыдова, Г.Н. Пластилинография - 2 / Давыдова Г. Н. - Москва : Скрипторий 2003, 2008.
5. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. И.А.Лыкова, 2009
6. Лепка с детьми. Колдина Д.Н. Издательство Мозаика-Синтез, 2010.
7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией).- Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1985.
8. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1986.
9. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981.
Интернет- источники:
http://dsraduga.mosk.obr55.ru/проект-пластилинография-как-средст/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2022/11/19/dolgosrochnyy-proekt-v-sredney-gruppe-zamechatelnye
https://infourok.ru/dolgosrochnyj-poznavatelno-tvorcheskij-proekt-dlya-srednej-gruppy-po-plastilinografii-na-temu-plastilinovye-fantazii-6367387.html
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-plastilinografi-v-srednei-grupe-plastilinovaja-radost.html
https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/zanyatie-po-lepke-v-srednej-gruppe.html
Перспективный план работы
Сентябрь | ||
Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов и приемов обучения); планирование плана самообразования | ||
№п/п | Тема занятия | Задачи |
1. | Диагностика | Выявить навыки и умения самостоятельного использования в работе основных приёмов лепки. Выявить уровень развития мелкой моторики рук. |
2. | «Соберём урожай» (мозаичная техника) | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период. Познакомить детей с натюрмортом. Знакомство с техникой «мозаика». Формировать умение детей в работе с пластилином на плоскости, в скатывании пластилиновых шариков и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Воспитывать чувство любви к родному краю. |
Октябрь | ||
1. | «Осенние деревья» (мозаичная техника) | Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия средствами художественного слова, произведения живописи. Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев. Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии. |
2. | "Яблоки поспели" (мозаика) | Упражнять в умение работать в мозаичной технике. Закреплять умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху. Развивать мелкую моторику рук. |
3. | «Смородина» | Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности. Закреплять с детьми знания о красном цвете. |
4. | «Чудо-грибочки» | Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет. Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах. |
Ноябрь | ||
1. | «Ветка рябины» (мозаичная техника) | Продолжать закреплять знания детей об осени в процессе наблюдения за природой. Упражнять детей в скатывании пластилиновых шариков – ягод рябины. Формировать умение красиво располагать элементы картины на картоне. Воспитывать любовь к родному краю. |
2. | «Гусеница» | Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. Формировать умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. Развивать аккуратность в работе с пластилином. Воспитывать любознательность, интерес к познанию. |
3. | «Пластилиновые заплатки» | Упражнять детей в скатывании пластилиновых шариков. Создать условия для творческого развития дошкольников. Уточнить у детей названия цвета. |
4. | «Такие разные деревья. Елочка» (модульная лепка) | Учить детей сравнивать деревья, описывать их, передавать характерные особенности внешнего строения елочки. Формировать умение раскатывать жгутики из пластилина, прижимать из к основе. Развивать мелкую моторику рук с помощью техники «пластилинография». |
Декабрь | ||
1. | «Снежинка» | Обобщать знания и впечатления детей о зиме. Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок |
2. | «Елочный шарик» (раскрашивание) | Способствовать развитию фантазии детей, аккуратности при выполнении работы. Побуждать использовать разные материалы при выполнении работы. Создавать условия для развития мелкой моторики рук. |
3. | «Новогодняя елка» (раскрашивание) | Закреплять умение детей раскрашивать пластилином заготовку, стараясь не выходить за контур. Создавать праздничное настроение детей при выполнении работы. Воспитывать аккуратность. Учить украшать работу дополнительными материалами. |
4. | «Снегурочка» (раскрашивание) | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ с опорой на опыт детей. Закреплять умение раскрашивать изображение пластилином. Добиваться реализации выразительного яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Использование данного вида работы как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим. |
Январь | ||
1. | "Снеговик пришёл к нам гости" | Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из двух частей (шариков). Доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала. |
2. | «Укрась шарфик» (раскрашивание) | Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем. Создавать условия для творческого развития ребенка. |
Февраль | ||
1. | «Ежик наш хороший друг» (рисование мазками) | Воспитывать любовь к природе, к родному краю. Продолжать учить детей раскрашивать пластилином (мазками). |
2. | «Клубочки для котёнка» | Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие. |
3. | «Пирамидка» (аппликация, жгутиковая техника) | Учить детей изображать предметы на плоскости. Учить раскатывать жгутики, выкладывать их в определенном порядке, опираясь на образец. Учить прижимать к картону детали. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие. |
Март | ||
1. | «Сосульки на крыше» | Упражнять в скатывании пластилиновых жгутиков. Побуждать детей аккуратно выполнять свою работу. |
2. | «Мимоза» (мозаика) | Продолжать упражнять детей в скатывании жгутиков, шариков из пластилина. Упражнять аккуратность. Учить детей располагать ветки и цветы, прижимая их к бумаге. Научить придавать фактуру цветка с помощью стеки. |
3. | «Праздничный торт» | Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге. Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями, Вызывать радость от проделанной работы. Развивать согласованность в работе обеих рук Воспитывать аккуратность. |
4. | «Праздничное платье куклы Кати» (украсим платье) | Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином. Закрепить знания о цветах. |
Апрель | ||
1. | "Пасхальное яйцо" | Продолжать знакомить детей с праздником Пасхи. Совершенствовать умения в нанесении пластилина на картон тонким слоем. Упражнять в украшении изделия узорами при помощи стеки. |
2. | «Космос» (смешанная техника) | Упражнять детей в разных техниках пластилинографии, закреплять в работе полученный результат. Побуждать детей к самостоятельному поиску средств и приемов изображения. Воспитывать чувство товарищества. |
3. | «Воздушные шары» (аппликация) | Закреплять умение детей скатывать пластилиновые шарики разных размеров, прижимать их к заготовке. Создавать условия для радостного настроения детей, желания аккуратно выполнять задание. |
4. | «Весенний дождь» (мозаика) | Закреплять умение детей в скатывании пластилиновых жгутиков, шариков, прижимать их к картону. Побуждать украшать свою работу, воспитывать аккуратность. |
Май | ||
1. | «Голубь – символ мира» | Упражнять детей в разных техниках пластилинографии, закреплять в работе полученный результат. Побуждать детей к самостоятельному поиску средств и приемов изображения. Воспитывать чувство товарищества |
2. | «Зеленые листочки» (аппликация) | Закрепить умение детей выполнять пластилиновую аппликацию. Показать, как с помощью стека изобразить прожилки на листе. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
3. | "В гости к нам пришла улитка" | Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы. |
4. | «Красивый цветок" | Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем. Учить составлять сюжетную композицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: ознакомление с цветами радуги; "Радуга - дуга"
С помощью этой презентации изучается и закрепляется материал по ознакомлению детей с цветами радуги. А творческий педагог сможет ее применить и на других НОД....
презентация "Наша Радуга" или как мы лепили из теста радугу.
Презентация может быть полезна в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Этот материал так же может пригодиться при работе на интерактивной доске. В интересной и доступной форме можн...
Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 «Лукоморье» Автор проекта: Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории. Ср...
ПРОЕКТ «Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?»
В данном проекте через исследовательскую деятельность планируется показать, что радугу можно сделать и в домашних условиях.Проектом предусмотрен объект исследования, радуга, предметом деятельности явл...
Познавательно-исследовательский проект "Что такое радуга и можно ли сделать радугу в домашних условиях?"
Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.Радуга ...
Проект по развитию речи «Цвета Радуги» (во второй младшей группе «Радуга»)
АкАктуальность: Восприятие цвета происходит при помощи зрительной ориентировки. Знакомство детей с цветом происходит в процессе непосредственного восприятия цвета в связи с предметами окружающего мира...
«Воспитание «Радугой» Внедрение в практику работы ОУ Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»
laquo;Воспитание «Радугой»Внедрение в практику работы ОУПримерной Образовательной Программыдошкольного образования «Радуга»...