Тема: «День победы, мы помним, мы гордимся».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек" города Смоленска 

подготовила воспитатель: Корчинская Ольга Игоревна

старшая группа 3 "Ягодки"

тема: "День победы, мы помним , мы гордимся"

Смоленск, 2024 год

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

         Цель:

          1. Привлечь внимание детей дошкольного возраста к детям-героям Великой Отечественной войны.

          2. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.

 

           Задачи

           Обучающие:

          1. Расширить представления детей о героическом подвиге советского народа в годы войны. 

          2. Познакомить с детьми-героями Великой Отечественной войны.

           3. Закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии.  

          4. Формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.

          5. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

          6. Учить использовать полученные знания в творческих работах по изобразительной деятельности.

          7. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушать товарища, высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей.

          Развивающие:

          1.Развивать навыки речевой и продуктивной деятельности на патриотическом материале.

          2. Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности.

           3. Продолжать развивать наблюдательность, внимание, мышление,  интерес к деятельности.

          

          Воспитательные:

          1. Воспитывать желание детей бороться за мир. 

          2. Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и, вызывающих у них эмоциональные переживания.

          3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, уважение к истории нашего народа, к детям-героям Великой Отечественной Войны.

 

         Словарная работа: героизм, подвиг, партизаны, листовка.    

    

         Методы и приемы: 

         Словесные: рассказ, беседа, художественное слово, вопросы к детям, объяснение новых слов.

          Наглядные: рассматривание слайдов, предметных картинок.

          Практические: игра, художественный труд, слушание музыки, минута молчания.

 

           Материал и оборудование:  ноутбук, интерактивная доска или экран, слайды: военные действия, военная техника, день Победы, дети - герои Великой Отечественной войны: Леня Голиков, Зина Портнова, Надя Богданова, Аркадий Каманин, ордена: Красного знамени, Красной звезды, Отечественной войны первой степени, медаль «Золотая звезда»; предметные картинки: моряк (бескозырка, корабль, штурвал, якорь), летчик (самолет, планшет), танкист (танк, шлем), артиллерист (пушка, патронташ), десантник (парашют, берет), пограничник (собака, фуражка, бинокль); метроном «Минута молчания», аудио-запись «День Победы»; оборудование для ручного труда: ножницы, клей-карандаш, цилиндрический предмет с основанием 3 см, маркер красного цвета, желтая и оранжевая двусторонняя бумага, заготовки лепестков из белой и желтой бумаги, листьев из зеленой бумаги, корзина-макет.

 

          Предварительная работа: экскурсия в музей боевой славы, к Вечному огню; целевые прогулки к памятным местам воинской славы; беседы о войне, подвигах солдат с просмотром фрагментов фильмов; выставка детских работ; чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне,  разучивание песен, стихов; слушание и пение фронтовых песен;  рассматривание иллюстраций; создание аппликационных и художественных работ.

 

 

          Воспитатель: Ребята! Приближается  праздник - День Победы. Этот праздник отмечает весь народ нашей  страны 9 мая. Что вы знаете об этом празднике?

          Дети: В этот день, много лет назад, закончилась страшная война.

          - В этот день все люди идут на парад.

          - В день Победы ветераны войны надевают ордена и медали.

          -  В этот день возлагают цветы к памятникам,  погибших воинов.

          -  В этот праздник поздравляют ветеранов войны.

         - В этот день вспоминают солдат, которые защищали нашу Родину.

          Воспитатель: Правильно. Вот уже прошло много лет со дня Победы, но наш народ помнит об этой войне. День Победы – особый праздник. Он радостный и грустный. Радостный потому, что наш народ одержал победу над врагом. Грустный потому, что много солдат не вернулось с войны, они погибли. Много дней длилась война, много было разрушено городов и сел, потеряно в боях солдат.

         - Ребята! Посмотрите на экран. Что вы здесь видите и о чем можете рассказать? 

         Дети: Я вижу солдат на полях войны.

         - А я вижу военную технику – самолеты, танки. 

          - Идет война, солдаты защищают нашу страну.

         Воспитатель: Да, ребята, это всё война. Трудно было в  дни войны нашим людям. Враги занимали город за городом, поселок за поселком. Наша Армия отступала. Все люди встали на защиту нашей Родины. 

           - Как вы думаете, почему? 

           Дети: Они не хотели отдавать врагам свою землю.

           - Они встали на защиту своей Родины.

           -  Солдаты защищали своих матерей и детей.

          Воспитатель: Ребята, а как назывались солдаты, которые боролись за Победу? (Танкисты, летчики, моряки и.т.д.)

           - Молодцы! Я вам предлагаю игру «Защитники Отечества». Вы должны правильно подобрать карточки и доказать правильность вашего выбора.

           Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где разложен материал для игры. Дети подбирают к картинкам карточки: танкист (шлем и танк), летчик (планшет, самолет) и т.д.

          Воспитатель:  Все люди на полях сражений проявляли героизм и мужество.  Среди тех, кто жизни не жалел за Родину были и дети. Дети  убегали на фронт и совершали  героические подвиги. 

          - Дети, а что же такое «подвиг»?

          Дети: Подвиг - это смелый, отважный, хороший поступок. 

          Воспитатель: А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг? 

          Дети: Такого человека называют герой! 

          Воспитатель: Среди героев Великой Отечественной Войны были дети - девочки и мальчики. Сегодня я расскажу вам о них.

         - Посмотрите на портреты этих детей.  Их звали Галя Комлева, Богданова Надя, Володя Дубинин, Леня Голиков, Зина Портнова,  Аркаша Каманин – эти девочки и мальчики в годы войны были  чуть постарше вас, и каждый из них в своём городе вел борьбу с фашистами. 

         Это Леня Голиков.  Он воевал в партизанском отряде наравне со взрослыми. Он уничтожил много фашистских солдат и офицеров, участвовал в боевых операциях, взрывал мосты, чтобы не прошли немецкие танки. За мужество Леня Голиков был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу". Леня погиб. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

          А это Надя Богданова.   Этой девочке не было и 10 лет. Она вместе с бойцами – партизанами  взрывала танки, машины с оружием. Все вместе они  уничтожили много вражеских солдат и грузовиков с оружием.

         Два раза она попадала в плен, ее били, но она выжила. Надя дожила до Победы и была награждена орденом Красного знамени и орденом Великой Отечественной войны первой степени.

         Аркадий Каманин – самый молодой летчик, который участвовал в Великой Отечественной войне. Ему было 13 лет. Он пролетел над захваченной врагом территорией   и передал партизанам  детали  для рации, которая не работала. Однажды он посадил свой самолет где были фашисты и успел спас летчика. За спасение летчика  Аркадий был награжден  орденом Красной Звезды.  За боевые заслуги  он был еще раз награжден вторым орденом Красной Звезды, а затем и орденом Красного Знамени. 

            А это Зина Портнова.   Она  Герой Советского Союза.  Ходила в разведку, взрывала вражеские машины.  Уничтожила не много немецких солдат. Ее расстреляли фашисты.

         Ребята, вы узнали из рассказа лишь о немногих девочках и мальчиках, которые участвовали в войне  и погибли ради Победы.

         Воспитатель: Ребята! Во многих городах воздвигнуты памятники и мемориалы погибшим детям-героям. 

                       Юные безусые герои! 
                       Юными остались вы навек. 
                       Перед вашим вдруг ожившим строем 
                       Мы стоим, не поднимая век. 
                       Боль в глазах сейчас тому причина, 
                       Благодарность вечная вам всем, 
                       Маленькие, стойкие мужчины, 
                       Девочки, достойные поэм. 

         Воспитатель:  В этом году мы празднуем 70 лет со дня Великой Победы. 

          - Как мы будем чествовать ветеранов войны в день Победы  в нашем городе? (Ответы детей) 

          - Ребята, а почему мы дарим цветы ветеранам, за что мы их благодарим? (Ответы детей)

          - Расскажите, как же люди чтят память погибших на войне. Передавая звездочку друг другу, вы расскажите о том, как помнят тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ.

          Дети передают, вырезанную из картона звездочку друг другу, говоря о том, как помнят тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ. 
          Дети: В память о героях поэты слагают стихи.
         -  Композиторы пишут песни.
         - Им возводят памятники.
         -  Освящают храмы.
         - Их именем называют города, села, улицы, микрорайоны, учебные заведения.
         - О них снимают фильмы.
         -  Пишут книги.
         - Приходят поклониться на братские могилы, к местам боевых сражений.
         - Возлагают цветы, во время праздников, когда создают семью.

          Воспитатель: Верно, ребята! В этот Великий день принято бывать на могилах погибших воинов, возлагать венки, живые цветы тем, кто не вернулся с войны. 

          В нашем городе есть – Мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, там всегда горит вечный огонь – как символ сердец людей добывших Победу.

          А сейчас, ребята я  предлагаю вам  изготовить цветы  И на праздник Победы  - 9 мая возложим корзину с цветами к мемориалу воинов, павших в Великой Отечественной войне.

          Воспитатель предлагает детям пройти  занять  место за столами.

          Воспитатель: Ребята! Корзину мы с вами  наполним весенними цветами – нарциссами. 

          Воспитатель объясняет последовательность выполнения цветка-нарцисса в технике оригами.

   

                                            Физкультминутка 

     

                                     Пальцы эти – все бойцы,

                                     Удалые молодцы!

                                     Два – больших и крепких малых

                                     И солдат в боях бывалых.

                                     Два – гвардейца-храбреца,

                                     Два смешливых молодца,

                                     Два – героя безымянных,

                                     Но в работе очень рьяных.

                                     Два мизинца – коротышки.

                                     Очень славные мальчишки!

 

                  Самостоятельная деятельность детей под фонограмму «День победы»

            Воспитатель: Отгремела война. Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь. Но мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час  Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришел домой. 

          - Почтим память всех, погибшим за Родину минутой молчания.

 

Все встают. Метроном «Минута молчания»

 

          Воспитатель:  Сегодня мы побеседовали лишь о некоторых детях- героях Великой Отечественной войны. Их было гораздо больше. Посмотрите, какой большой список. 

 

                         Вспомним всех поименно, 
                         С горем вспомним своим… 
                         Это нужно не мертвым, 
                         Это нужно живым!

 

           - Валя Котик, Нина Куковерова, Галя Комлева, Зина Портнова, Герасименко Люся, Володя Дубинин и еще, и еще, и еще. Мы продолжим знакомство с ними. 

            Воспитатель: Наше занятие заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек не зависимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное – не бояться помочь другому в трудный час. А Вам я желаю быть и вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит.

 

 

Литература

 

       1. Кандрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., Творческий центр «СФЕРА», 2003.

       2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, М., ТЦ «СФЕРА», 2008.

       3.Печерская А.Р. Дети - герои Великой Отечественной войны, М, ДРОФА-ПЛЮС, 2012.

        4. Гербова  В. В Приобщение детей к художественной литературе, М.,  2006.

        5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе - М., 2007.

        6. Шорыгина Т.А. О детях-героях Великой Отечественной войны, ТЦ «СФЕРА», 2011.
       7.  Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.

        8.  Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. Как научить детей любить Родину - М., ТЦ «СФЕРА», 2005.

        9. Интернет- ресурсы.

       10. Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании,  Дошкольное воспитание. 2010. - № 5. – С.40-45.

       11.Журнал «Дошкольное воспитание» , № 3/2003, № 6/2004.

       12. Справочник старшего воспитателя,  №5/2010.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы "Мы помним, мы гордимся, мы не забудем!"

Сценарий праздника, посвящённый Дню Победы "Мы помним, мы гордимся, мы не забудем!" для детей средних групп (приглашены ветераны, прадедушки и прабабушки)....

Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы "Мы помним, мы гордимся, мы не забудем!"

Сценарий праздника, посвящённый Дню Победы "Мы помним, мы гордимся, мы не забудем!" для детей средних групп (приглашены ветераны, прадедушки и прабабушки)....

День Победы! Мы помним! Мы гордимся!

Солдаты Мая, слава вам навеки От всей земли, от всей земли! Благодарим, солдаты, вас За жизнь, за детство и весну, За тишину, за мирный дом, За мир, в котором мы живём!...

Доклад на тему «Звезда Победы- мы помним, мы гордимся!»

Доклад на тему «Звезда Победы- мы помним, мы гордимся!» о нравствено- патриотическом воспитании дошкольников. О привлечении родителей к данной теме....

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «День победы». «Мы помним, мы гордимся!»

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой отечественной войне, о ее ...

Краткосрочный проект с детьми с ОВЗ группы компенсирующей направленности на тему: «День Победы: мы помним, мы гордимся!»

Патриотическое воспитание в России в последние годы приобрело большое общественное значение, стало задачей государственной важности.         Федеральный проект ...

Краткосрочный проект с детьми с ОВЗ группы компенсирующей направленности на тему: "День победы: мы помним, мы гордимся!"

Краткосрочный проект с детьми с ОВЗ группы компенсирующей направленности на тему:«День Победы: мы помним, мы гордимся!»  Этот День ПобедыПорохом пропах,Это праздникС сединою на висках...