ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая группа)

Войтович Марина Викторовна

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является развитие крупной и мелкой моторики ребенка.

Поэтому развитие мелкой моторики — это важная часть подготовки ребенка к школе. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. 

Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач.

Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют»

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Аппликация как средство развития мелкой моторики рук

 младшего дошкольника»

Подготовила:

 воспитатель

высшей квалификационной категории

Войтович Марина Викторовна

Смоленск  2024

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Аппликация как средство развития мелкой моторики рук

 младшего дошкольника»

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

И.П. Павлов

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное

развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к

школе. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это

неоднократно подчеркивается педагогами, психологами специалистами в области дошкольного образования.

   Не секрет, что в современном мире развитие мелкой моторики находится на достаточно низком уровне. Отставание можно связать с уровнем научно- технического прогресса, т.е. уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Для родителей гораздо удобнее посадить ребенка за планшет, гаджет и включить ему мультфильмы, чем заниматься с ним различными поделками. Все это диктует современный ритм жизни. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна, и помогать ее развитию нужно с пеленок.

В своей педагогической деятельности, наблюдая за детьми, мы  столкнулись с рядом проблем: дети зачастую неловко держат ложку, карандаш, ручку; не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки; им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой; их работы на занятиях художественно-эстетического развития выполнены неаккуратно. Это свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике у дошкольников, что с течением времени отразится на уровне развития сложно координированных движений руки. 

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является развитие крупной и мелкой моторики ребенка.

Поэтому развитие мелкой моторики — это важная часть подготовки ребенка к школе. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Учитывая вышеперечисленные проблемы, мы  начали  применять различные средства развития у детей мелкой моторик рук, их мускулатуры, координации движений. Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника,  на наш взгляд, является изобразительная деятельность, как вид детской продуктивной деятельности, а именно аппликация. Поэтому мы в своей работе остановились на аппликации, как одном из видов изобразительной деятельности дошкольника. 

 Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется  реалистическая основа самого изображения.

Актуальность аппликации

  Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач.

Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием.

С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в  разных техниках.

На занятиях аппликацией в качестве основного материала мы используем бумагу. 

Свою работу по развитию мелкой моторики через аппликацию мы начали со второй младшей группы.  

Во второй младшей группе в начале года мы начали знакомить детей с аппликацией без наклеивания, учили выкладывать из готовых форм на столе или фланелеграфе изображения знакомых предметов, составляли  простые композиции.

Так как развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. Поэтому в основном были  занятия с готовыми формами.

 Навык работы с ножницами формировался в семье и индивидуальной работе с ребенком.

Для того  чтобы аппликация стала доступной для маленьких детей, занятия  проводили  с учетом их возрастных особенностей и возможностей, действовали  поэтапно.

Занятия начинали с сюрпризного момента, за которым следовало рассматривание предмета изображения. Это оживляло представления детей об особенностях предлагаемой формы. Мы отчетливо называли малышам цвет предмета, обводили пальцами его по контуру, выделяя особенности. Таким образом, зрительный анализ дополнялся осязательным. Причем, важно, чтобы дети тоже потрогали предмет изображения.

Приступая к первым занятиям, мы подбирали  реалистичную яркую картинку или соответствующую игрушку. Например, ставили  перед ребенком симпатичную неваляшку, слушали ее мелодичный перезвон, вызывая у малышей добрые чувства, симпатию к игрушке. Обращали  внимание детей на то, что неваляшка состоит из двух красных шаров: первый, нижний – большой, второй, верхний – маленький. Затем  с детьми мы выкладывали  неваляшку на столе или фланелеграфе.

Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно в  первое время, готовые формы для наклеивания мы раздавали  каждому ребенку на тарелочке после объяснения задания. После того как объяснение  выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывали их на листе в соответствии с заданием. Мы проверяли  правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставили на столы только после проверки  всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволило нам  следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем всё оборудование  мы  подготавливали заранее.

Поскольку в младшей группе основной задачей обучения являлось ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего мы показывали  для точного повторения. Но также  приучали детей и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске мы предлагали детям  самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.
Показ  приемов работы необходим был для выработки правильных умений у детей. Причем показ наиболее сложных приемов давали до тех пор, пока  не убедились, что дети овладели ими и самостоятельно могут применять в работе.

  На первых занятиях мы  обучали детей  технике наклеивания: правильно держать кисточку, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом клеенкой, раскладывать формы на нужное место намазанной стороной, прижимать их тряпочкой, не сдвигать, класть кисточку только на подставку.

На всех занятиях показывали последовательность выполнения аппликации: какую форму  берём, как кладём ее на бумагу, объясняли, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т. д. После раскладывания  показывали и объясняли процесс наклеивания, до тех пор пока дети  не освоили его. Каждое свое действие  сопровождали объяснением. Показ не проводили в тех случаях, когда детям уже был понятен процесс раскладывания и наклеивания.

Перед непосредственно продуктивной деятельностью мы всегда проводили физкультминутку либо пальчиковую гимнастику, связанную по тематике с занятием.

Во второй младшей группе мы начали проводить занятия по декоративной аппликации, которая развивает у детей чувство ритма, симметрии. Овладение навыком выполнения декоративной аппликации начинали с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги. Даже это несложное задание требовало знания особенностей новой изобразительной формы, ее названия и цвета, умения располагать формы в горизонтальном ряду, навыка правильно намазывать клеем и приклеивать формы на нужном месте. Чтобы ребенок мог справиться с этим заданием, для наклеивания давали форму круга, которая одинаково симметрична по всему контуру, не имеет верха и низа и не меняется в зависимости от расположения; для размещения элементов предлагали узкую полосу бумаги, на которой иначе чем в ряд круги расположить нельзя; все формы имели один цвет. На таких занятиях дети  запоминали название формы, ее цвет и освоили  технику наклеивания.

Дальнейшее усложнение программного материала происходило за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов. Затем внесли  новую форма - квадрат.
Постепенно усложняли и композицию аппликаций — дети располагали и наклеивали формы по углам квадрата и по краю круга. Затем учили наклеиванию в центре круга, квадрата.

 Наряду с освоением принципов ритмичного расположения одного или двух элементов программой предусмотрено наклеивание предметных изображений, сначала состоящих из одной, затем из 2—3 частей (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.).
Трудность этих заданий была в том, что предмет и его части должны быть расположены в зависимости от его конструкции: ножка гриба от середины шляпки идет вниз, над стенами дома располагается крыша и т. п.
Однако дети успешно справлялись с такой работой, так как предметные задания понятны были им по содержанию. 
Мы на своём опыте  рекомендуем начинать аппликационные работы во второй  младшей группе именно с выполнения заданий, имеющих определенную изобразительную задачу — создание знакомого предмета. Интерес к теме помогал детям преодолеть и конструктивные, и технические трудности. Детям была понятнее задача сложить из 2—3 частей предмет, чем расположить геометрические формы по принципу чередования и симметрии в узоре. В первом случае они сами замечали допущенные ошибки, так как нарушалась логика содержания. Принцип чередования и повторения элементов узора был освоен успешно при наклеивании флажков или бус на нарисованную нитку.
Таким образом, для детей данного возраста каждое задание по аппликации, так же как и по рисованию, лепке, должно быть связано с конкретным образом.  Задача воспитателя — ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия — «украсить платочек» (квадрат), «расписать тарелку» (круг) и др.

  Хочется отметить, что методика проведения аппликативного занятия во второй младшей группе предполагала использование различных форм индивидуального подхода: одному ребенку требовалась помощь в составлении изображения, другому — в наклеивании и т.д. Но, уделяя внимание одному воспитаннику, мы всегда  видели всю группу в целом: оценивали темп работы детей, учитывали, кому еще нужна помощь.

Занятие аппликацией в этом возрасте уже включало в себя анализ детских поделок.  Во время анализа вызывали у детей положительные эмоции: хвалили всех детей, предлагали полюбоваться аппликациями.  Это особенно важно было на первых занятиях, когда создавался интерес  к новому виду изобразительной деятельности. Затем внимание ребят направляли на изобразительные характеристики: красивое цветовое решение, выразительность образов. Например, рассматривая неваляшек, мы  предлагали показать веселых и грустных, наиболее красивых, сломанных. То есть дети учились замечать и неудачные моменты.

Со второй половины года мы уже стали четко указывать  детям на ошибки, например, неправильное чередование деталей по цвету или размеру. Также оценивали качество наклеивания: «чисто», «аккуратно» или, наоборот, «неряшливо». Постепенно к такому анализу стали привлекаться и сами дети: мы учили их понимать, что делать в дальнейшем, чтобы избежать ошибок.


Периодически  мы проводили с детьми и  коллективные  работы, особенно летом.  Дети создавали коллективные аппликации из готовых форм и силуэтов, например «Лягушки в пруду», «Цыплята на лугу» и т.д. Коллективные работы радуют детей, стимулируют желание заниматься аппликацией.

Таким образом, во второй младшей группе простейшие навыки аппликации развивают мелкую моторику рук, речь, фантазию малышей, обогащают сенсорный опыт, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию, побуждают к творчеству.

     В средней группе мы начали обучать детей составлять  аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.

В начале учебного года мы закрепили у детей навык раскладывания и наклеивания готовых форм, формировали порядок выполнения работы: выкладывали  узор (предмет или сюжет) на листе, а затем по очереди брали и наклеивали каждую деталь.

В средней группе детей так же обучаем  предметной, декоративной и сюжетной аппликации, соблюдаем  принцип постепенного усложнения — от простых изображений  к более сложным, с большим количеством деталей и форм.

Когда дети выполняют на занятиях декоративные работы или однотипные предметные изображения и нужно показать варианты конструкций, цветового решения, различного расположения, мы  используем  варианты  образцов, например,  показываем, какие разные предметные изображения могут получиться из различных по цвету, величине и расположению элементов: елочные бусы, забавная игрушка, погремушка. Или, как одними и теми же элементами можно по-разному украсить какой-нибудь предмет (например, квадратная салфетка украшена узором из кругов и треугольников по всему краю или по углам и в середине).

Композиция узора остается и в этой группе довольно  элементарной — заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы.  Мы  продолжаем с детьми  составлять композиции из геометрических элементов (треугольник, круг, квадрат + овал), украшаем геометрическими  формами (полосу, квадрат, круг). А также выполняем  композиции на силуэте одежды,  посуде (чашка в горох).

В предметном изображении расположение элементов зависит от содержания задания. Так, елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшаются в размерах.

Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например у дома — окна и дверь, снеговик стоит на снегу, на голове у него шапка или ведро и т. д.

В течение учебного года  предлагаем  детям несложные сюжетные композиции: колобок катится по лесной дорожке, снеговик на горке, цыплята на лужайке, грибы в траве.

Новая задача, стоящая в средней группе, – это освоение навыка резания ножницами. Она требует достаточно развитой координации движений руки, так как для получения четкой формы надо уметь ритмично действовать ножницами, что требует определенного положения пальцев.

Ножницы – это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Первые упражнения с ножницами мы проводили с подгруппой детей  в 8-10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь. Так как работа с ножницами сложная, большая роль  отводилась  индивидуальному обучению.

На первых занятиях провели  «Минутку безопасности», в ходе, которой формировали  представления детей о режущих предметах, что при неправильном их использовании можно получить травму.

Знакомили с правилами безопасности при работе с ножницами:

1. Не держите ножницы концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

3. Не размахивайте ножницами во время работы.

4. Передавайте ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.

Затем  показывали, как нужно правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя, вперед.

Поскольку внимание детей было сосредоточено на том, как правильно держать ножницы, как ими пользоваться, то качество работ стало хуже, чем в предыдущей группе, где дети получали готовые формы. Дети не сразу усвоили  приемы правильного пользования ножницами, потому важно было обучить их умению резать по прямой линии узкие, а затем более широкие полосы бумаги, получая ровный разрез.
Каждое занятие  звучало  для детей иначе, чем предыдущее. На одном из первых занятий дети делали  билеты и чеки для игры в «Магазин». Связь с игрой повысило  интерес к работе. Чтобы избежать однообразия и монотонности в последующих занятиях, когда дети резали  бумагу по прямой линии, мы использовали  в отдельных случаях готовые формы и силуэты. Простые предметные изображения, составленные из нарезанных детьми полосок и дополненные силуэтами, помогали  создать образ, иногда небольшой сюжет. Например, такие популярные темы, как лесенка, забор, скамеечка, ворота, мы  делали  более интересными, так как  давали  для выполнения аппликации готовые силуэты.  По лесенке у нас  карабкался мишка, на скамеечке сидела кошка, на заборе кукарекал петушок, а под воротами проезжала машинка. Из полосок мы делали  тележку для любой игрушки, строили  кукольную мебель, домик, делали  снежинку. После одного-двух таких занятий, одинаковых по своему программному содержанию, но разных по образности и выразительности, мы  провели  занятие на развитие творческой активности детей: предложили  из нарезанных детьми цветных полосок создать различные предметные изображения, узоры, композиции (цветы, звезды, флажки и др.).
На последующих занятиях детей начали обучать делать косые срезы у прямоугольников, разрезать квадраты по диагонали (с уголка на уголок), получая трапеции и треугольники. Дети с помощью их  изображали  дом с крышей и окнами, лодку с парусом, чашку с блюдцем, флажок с вырезом.
     Квадратами и треугольниками  дети украшали  полосу — шарфик, полотенце,  квадрат — ковер, салфетка, открытка; круг — тарелочка. Для выполнения декоративных работ детям предлагали небольшие готовые круги, овалы, силуэты цветов, листьев.
Наиболее трудным в средней группе  является обучение детей приемам вырезывания округлых форм — кругов и овалов. Отбирая предметные изображения,  мы сейчас  учитываем   посильность объема работы. Дети уже  могут вырезать снеговика, неваляшку, фрукты, самолет, пирамидку, забавную игрушку.
На занятиях дети работают не только индивидуально, но и коллективно: они могут сделать большой аппликационный ковер, витрину магазина с разными овощами и фруктами, изобразить самолеты в воздухе.
Кроме того, в средней группе детям предоставляем  возможность выполнять аппликации по своему желанию: сделать открытку для мамы, вырезать любимую игрушку, украсить несложным узором готовый силуэт (фартучек, варежку, шапочку), просто вырезать и наклеить, кто что хочет.
 

Главное внимание в средней группе мы  уделяем  уточнению представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движения руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности.
В средней группе  мы анализируем  детские работы  при самом активном участии детей.  Мы ставим вопросы детям так, чтобы они могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок.
  Например, дети рассматривают свои аппликации на тему «Колобок катится по лесной дорожке».  Мы  отмечает, что не все колобки получились круглыми, и спрашивает почему. Отвечая, дети еще раз  уточняют способы вырезывания круглой формы. Важно обращать внимание и на выразительность образа: спросить, у кого колобок веселый, добрый или грустный и как это получилось (например, дети замечают, что у веселого колобка большой рот, а глаза маленькие, поэтому кажется, что он смеется). 

Таким образом, работа с ножницами — одно из самых полезных занятий для детей дошкольного возраста. Ножницы — отличный тренажёр, который развивает мелкую моторику, внимательность, мышление.

Благодаря работе с ножницами ребёнок привыкает соблюдать правила безопасности, длительное время сидеть за столом и выполнять разные задания, не отвлекаясь на посторонние вещи.

В ходе работы с детьми младшего дошкольного возраста нами так же были  опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации с бумагой: аппликация из салфеток, обрывная аппликация,  аппликация из мятой бумаги.

Одной  из  самых  доступных,  простых  и интересных  видов аппликации является обрывная аппликация.

 Ее техника заключается в том, чтобы передать изображение с

помощью   обрывков   бумаги:   ребенок   заполняет   контуры   рисунка

небольшими   кусочками   бумаги,  подбирая  необходимые   цвета при  этом

дети самостоятельно  отрывают  небольшие   элементы  от   большого  листа

цветной бумаги. В процессе такой аппликации задействована вся мускульная

часть   кисти,   что,   несомненно,   развивает   мелкую   моторику.  

  Отметим, что в своей работе мы  учим детей правильно отрывать бумагу: ведь, часто они просто тянут ее в разные стороны и сминают. Ребенок должен аккуратно взять кусочек двумя пальчиками обеих рук и потянуть — одну ручку на себя, другую — от себя.

Аппликация из мятой бумаги. Достоинство этой нетрадиционной техники в том, что она позволяет получить объемное изображение, которое так нравится детям. Например, таким способом можно оформить грудку снегиря или синички, смастерить яркие пушистые клубочки для игривых котят.

   Аппликация из салфеток:

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы.

Таким образом, определив основное направление в работе, я  разработала Программу дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия»

Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей младшего дошкольного возраста.

Цель программы – развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Решение задач данной программы помогает детям овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук.

Мы знакомим детей с бумагой, ее свойствами, учим действиям с бумагой: отрывать, сминать, скатывать. Таким образом, формируем понятие, что бумага – материал, способный преобразовываться;  имеет свои свойства и качества (мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, разноцветная, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит).

Общение с бумагой влияет на общее развитие ребенка: пальчики становятся гибкими, умелыми, сильными; на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет, форму бумаги: развиваются воображение и фантазия: малыш представляет предмет, который должен у него получиться; развиваются технические приемы – комкать, отрывать, разглаживать, сгибать; способность обыгрывать сделанные из бумаги игрушки.

Мы считаем, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Мы же в свою очередь, при взаимодействии с родителями используем  папки-передвижки, консультации, регулярно проводим индивидуальные беседы. Организуем выставки детских работ. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных видах деятельности, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, развитие их способностей. Практика работы по вовлечению родителей в совместную с детьми образовательную деятельность позволяет решить следующие задачи:

  • родители лучше узнают своих детей, а педагоги родителей;
  • передаётся опыт совместной деятельности;
  • создаётся положительная мотивация у родителей в содействии педагогам;
  • создаются комфортные условия в семье для развития изобразительного творчества, творческих способностей;
  • формируются умения взаимодействовать в процессе организации совместной деятельности родителей и детей в семье (организация праздников, изготовление подарков для родных, походов в музеи и т. п.).

Актуальность нашего опыта заключается в том, что продуктивные виды деятельности, так же как игры и труд, выступают также средствами формирования координации движений руки и глаза, развития у детей мелкой моторики.
Одним из таких направлений творческой деятельности детей является аппликация.

 Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и завершенный характер.

В дальнейшем мы  планируем  продолжить работу по развитию навыков ручной умелости у детей, тренировать точные движения пальцев рук через технику оригами. Продолжать знакомить детей с разнообразием материалов и возможностью работать с ними.

Задание для педагогов «Как правильно расположить материал на занятии по аппликации?»


И закончить хочется словами известного педагога В.А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР

Презентация.   Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...

МАСТЕР – КЛАСС «Средства развития мелкой моторики у дошкольников как метод активизации речевой сферы ребенка»

Затронут вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики. Представлены педагогические находками по данной теме....

МАСТЕР – КЛАСС «Средства развития мелкой моторики у дошкольников как метод активизации речевой сферы ребенка»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастер...

МАСТЕР – КЛАСС «Средства развития мелкой моторики у дошкольников как метод активизации речевой сферы ребенка»

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсом...

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики старших дошкольников

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет...

Обобщение педагогического опыта: "Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

В статье представлены цели, задачи, содержание работы по развитию мелкой моторикик посредством изобразительной деятельности....

Презентация к опыту работы "Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников

Опыт работы был представлен на научно-практической конференции г.Тында, 2018г...