Методический семинар «Развитие детского творчества в пластичных видах и формах изобразительной деятельности»
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Кузуб Наталья Владимировна

Лепка один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов  создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Методический семинар «Развитие детского творчества в пластичных видах и формах изобразительной деятельности»

Пластик, глину, пластилин

Мы в поделки превратим.

Когда мы форму придаем,

То как процесс тот назовем?

Название то метко —

Процесс зовется... (лепка)

Слайд 2

О роли и значении изобразительной деятельности в воспитании детей писали многие ученые (П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Цель методического семинара: познакомить педагогов с приемами лепки из пластичной массы. 

Слайд 3  

Шестой год работаю над темой по самообразованию «Развитие творческой личности ребенка средствами изобразительной деятельности». В теоритическом плане опиралась на работы Т. Г. Казаковой, которая подчеркивала важность формирования личностной позиции ребенка как автора своего рисунка, лепки, аппликации, в которых выражен его индивидуальный почерк.

Слайд 4Так как направлений  художественным творчеством много, я каждый год работала с одним из видов изобразительной деятельности: нетрадиционное рисование (пластилинография, кляксография, монотипия

    Слайд 5граттаж и другие), бумагопластика, квиллинг,

Слайд 6 аппликация из различных материалов декоративно – прикладное творчество, и лепка.

Слайд 7 Последние 2 года работаю над темой «Развитие детского творчества в пластичных видах и формах изобразительной деятельности».

Лепка один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов  создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

Слайд 8 Лепкой дети занимаются не только в образовательной деятельности на занятиях по авторской программе «Цветные ладошки» Ирины Александровны Лыковой, которая входит в образовательную программу нашего детского сада по изобразительной деятельности во всех возрастных группах, но так же в самостоятельной деятельности и в совместной деятельности педагога и детей, в т.ч. в форме кружковой работы.

Я веду кружок с дошкольниками 4-7 лет «Город Мастеров», где мы с ребятами занимаемся лепкой из различных материалов. При разработке программы для кружка использовала  методические разработки  И.А.Лыковой для занятий в ИЗОстудии, а так же пособия: О. Л. Соломенниковой «Радость творчества», Синди Холт «Изделия и бижутерия из глины полимерной», Н. Г. Мейстер «Лепим из бумаги», А. М. Лельчук «Глина с характером», ресурсы Интернет.

Кружок посещают дети старшего дошкольного возраста и из опыта, могу сказать: даже если, кажется, что у ребенка нет никакого таланта к творчеству, при доходчивом, интересном объяснении, применении разнообразных форм и методов, можно получить хорошие результаты. Главное - заинтересовать ребенка, сделать процесс творчества простым и увлекательным.

Слайд 9 На занятиях мы  закрепляем приемы лепки: раскатывание, прищипывание, отщипывание, сплющивание, оттягивание  и другие приемы,  создаем разные изделия, а затем устраиваем выставки разной тематики, используем изделия  в играх, при показе настольного театра.

Из чего можно лепить с детьми? Лепить можно из  соленого и съедобного теста, а также  пластилина, пластичной массы, глины, воска, вощины и другого материала.  А теперь о пластичной массе я расскажу подробнее.

Слайд 10Пластичная масса

Масса для лепки очень приятная на ощупь: мягкая, легкая, бархатистая, и главное, абсолютно не прилипает к рукам и одежде, что делает ее незаменимым материалом для поделок с детьми! Кусочки массы разных цветов отлично смешиваются, благодаря этому можно создать огромное количество любых однородных цветов и оттенков, а также добиться эффекта красивых мраморных узоров. Поделка полностью высыхает на воздухе в течение 6 -8 часов, а фигурки после высыхания становятся настоящими игрушками! 

Мои помощники в реализации данного направления – родители воспитанников, они всегда поддерживают, приходят на помощь в организации занятий, в подготовке материалов,  выставок. Для привлечения родителей к этой деятельности я проводила мастер-классы, семинар-практикум, консультации по разным направлениям художественно-творческой деятельности.

Слайд 11 Умелые руки, фантазия детей  пополняют выставки  нашего детского сада «Дюймовочка» работами разной направленности,  украшают нашу группу. Мастера нашего «Города Мастеров» достойно представляют свои работы в  конкурсах детского сада, района, всероссийских творческих конкурсах: «Чудеса из природного материала», «Космические дали», «Творенье детских рук».

 Слайд 12 Они не только участвуют со своими работами, но и являются лауреатами и победителями.

Продукты детской деятельности мы используем как раздаточный материал на занятиях по познавательному  развитию, в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности.

Ход семинара

2. Основная часть Сегодня я научу вас довольно простой технике создания  луговых цветов. Назовите, какие цветы растут на лугу?

Луговые цветы особенно нежные и красивые. Но срезанные цветы стоят в вазе очень недолго и сразу увядают. Есть один способ, как создать цветы, которые никогда не увянут. Мы слепим из пластичной массы колокольчик, ромашку, клевер.

Слайд 13 Колокольчик. 

C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI72.568\IMG_4955.JPG  C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI10.272\IMG_4959.JPG

Нам понадобится пластичная масса голубого и зеленого цвета.

Скатайте три голубых шарика, раздавите их между ладоней, чтобы получились блинчики.

Наденьте блинчик на палец и опустите края так, чтобы получился наперсток. Приемом прищипывания правой рукой прищипните края "наперстка", одновременно отгибая их наружу.

C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI98.272\IMG_4961.JPG  C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI44.272\IMG_4962.JPG

Снимите заготовку цветка с пальца. Получатся цветы с углублением в центре.

Скатайте толстые колбаски из зеленого пластилина и маленькие шарики из желтого пластилина. Раздавите зеленые колбаски и стекой нарисуйте прожилки листочкам. Внутрь чашечки цветка положите желтые шарики. Соберите композицию.

Слайд 14

C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI44.273\IMG_4963.JPG

Поместите на нашу основу – коврик.

Слайд 15

Ромашка

1. Сразу выберите три цвета из пластилинового набора, скорее всего, вы и сами догадались, какие это должны быть оттенки: белый, желтый и зеленый.

C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI96.816\IMG_4929.JPG

C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI01.520\IMG_4930.JPG

2. Начнем создание цветочка с его сердцевинки. Скатайте желтый шарик, затем слегка придавите его к твердой поверхности.

  C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI66.520\IMG_4932.JPG3. Нарежьте белый брусочек тонкими ломтиками. При этом удобно пользоваться специальным пластмассовым инструментом, который вкладывают в пластилиновые наборы.

  C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI61.224\IMG_4937.JPGСлайд 16

C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI62.224\IMG_4938.JPG зубочисткой 

зубочист10. Налепите зеленый пластилин на спичку, а листья прикрепите по бокам. Не забудьте прорисовать рисунок стекой.

Слайд 17

C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI01.928\IMG_4941.JPG

Пошаговая инструкция по лепке клевера

Слайд 18

Возьмите кусочек белого пластилина и розового, скатайте два шарика. Один, который чуть светлее пойдет в серединку клевера, а второй – наружу.

C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI90.048\IMG_4947.JPG    C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI78.048\IMG_4948.JPG

Светлый шарик заворачиваем в лепешку из более темного шарика.

C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI08.752\IMG_4950.JPG     C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI37.752\IMG_4951.JPG

Остаток пластилина обрежьте ножницами. Шарик еще немножко покатайте руками. Держите шар пальцами с одной стороны, а с другой острыми маникюрными ножницами сделайте на нем надрезы. Так, чтобы получился миниатюрный ежик.

Цветок клевера готов. Теперь к нему нужно приделать листики, раскатайте на доске кусок салатной массы и вырежьте четыре одинаковых сердечка.

Тупой стороной ножа сделайте на каждом листике посередине прорезь и сформируйте красивый листочек. Теперь эти листики приклейте к обратной стороне клевера. C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\Rar$DI68.456\IMG_4953.JPG

Слайд 19

3.Заключительная часть

Пока коллеги выполняют работу, я предлагаю вам немного отдохнуть

Хор рук

Слайд 20

Презентация готовой работы.

Из таких цветков так же можно создать любое украшение: брошь, декор для шляпки, ободка, туфлей, шпильки для волос.

А теперь давайте покажем, друг другу свою работы, и расскажем о своих ощущениях, которые вы пережили по ходу работы над ними.

Рефлексия

Ответы на вопросы участников мастер-класса по использованию представленного опыта.

Коллеги, как вы думаете – где можно использовать это изделие в нашей с вами работе?

(на занятиях по окружающему миру, на математике (посчитать цветочки)в сюжетно-ролевых играх: магазин, семья, день рождение; в театральных постановках; для оформления какой – либо зоны).

В заключении семинара давайте поиграем, кидаю шарик, кто его поймает, отрывает 1 стикер и ответит на вопрос.

Слайд 21

Закончить Методический семинар хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества!»

Список использованных источников

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2011.
  2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 2012.
  3. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001
  4. Лыкова ИА. «Изобразительное творчество в детском саду: «Карапуз», Москва, 2009;
  5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
  6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию детского творчества в разных видах деятельности посредством ознакомления с родным краем. (старший дошкольный возраст)

   Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского художественного  творчества посредством ознакомления с родным краем.  Формирование и активизация у детей прояв...

Методический семинар «Развитие детского творчества в пластичных видах и формах изобразительной деятельности»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инд...

Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...

Муниципальный методический семинар «Развитие детской инициативы через использование комплекса современных педагогических технологий»

Уважаемые гости тема нашего семинара «Развитие детской инициативычерез использование комплекса современных педагогических технологий»СЛ. 2. Современный мир динамичен и меняется, поэтому об...

Выступление на методическом семинаре "Развитие детской инициативы в условиях организации образовательной деятельности в ДОУ"

Цель: Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиямиФГОС ДО. Расширение знаний педагогов о технологиях ...