Методический семинар «Развитие детского творчества в пластичных видах и формах изобразительной деятельности»
учебно-методический материал по аппликации, лепке
Лепка один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Методический семинар «Развитие детского творчества в пластичных видах и формах изобразительной деятельности»
Пластик, глину, пластилин
Мы в поделки превратим.
Когда мы форму придаем,
То как процесс тот назовем?
Название то метко —
Процесс зовется... (лепка)
Слайд 2
О роли и значении изобразительной деятельности в воспитании детей писали многие ученые (П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Цель методического семинара: познакомить педагогов с приемами лепки из пластичной массы.
Слайд 3
Шестой год работаю над темой по самообразованию «Развитие творческой личности ребенка средствами изобразительной деятельности». В теоритическом плане опиралась на работы Т. Г. Казаковой, которая подчеркивала важность формирования личностной позиции ребенка как автора своего рисунка, лепки, аппликации, в которых выражен его индивидуальный почерк.
Слайд 4Так как направлений художественным творчеством много, я каждый год работала с одним из видов изобразительной деятельности: нетрадиционное рисование (пластилинография, кляксография, монотипия
Слайд 5граттаж и другие), бумагопластика, квиллинг,
Слайд 6 аппликация из различных материалов декоративно – прикладное творчество, и лепка.
Слайд 7 Последние 2 года работаю над темой «Развитие детского творчества в пластичных видах и формах изобразительной деятельности».
Лепка один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.
Слайд 8 Лепкой дети занимаются не только в образовательной деятельности на занятиях по авторской программе «Цветные ладошки» Ирины Александровны Лыковой, которая входит в образовательную программу нашего детского сада по изобразительной деятельности во всех возрастных группах, но так же в самостоятельной деятельности и в совместной деятельности педагога и детей, в т.ч. в форме кружковой работы.
Я веду кружок с дошкольниками 4-7 лет «Город Мастеров», где мы с ребятами занимаемся лепкой из различных материалов. При разработке программы для кружка использовала методические разработки И.А.Лыковой для занятий в ИЗОстудии, а так же пособия: О. Л. Соломенниковой «Радость творчества», Синди Холт «Изделия и бижутерия из глины полимерной», Н. Г. Мейстер «Лепим из бумаги», А. М. Лельчук «Глина с характером», ресурсы Интернет.
Кружок посещают дети старшего дошкольного возраста и из опыта, могу сказать: даже если, кажется, что у ребенка нет никакого таланта к творчеству, при доходчивом, интересном объяснении, применении разнообразных форм и методов, можно получить хорошие результаты. Главное - заинтересовать ребенка, сделать процесс творчества простым и увлекательным.
Слайд 9 На занятиях мы закрепляем приемы лепки: раскатывание, прищипывание, отщипывание, сплющивание, оттягивание и другие приемы, создаем разные изделия, а затем устраиваем выставки разной тематики, используем изделия в играх, при показе настольного театра.
Из чего можно лепить с детьми? Лепить можно из соленого и съедобного теста, а также пластилина, пластичной массы, глины, воска, вощины и другого материала. А теперь о пластичной массе я расскажу подробнее.
Слайд 10Пластичная масса
Масса для лепки очень приятная на ощупь: мягкая, легкая, бархатистая, и главное, абсолютно не прилипает к рукам и одежде, что делает ее незаменимым материалом для поделок с детьми! Кусочки массы разных цветов отлично смешиваются, благодаря этому можно создать огромное количество любых однородных цветов и оттенков, а также добиться эффекта красивых мраморных узоров. Поделка полностью высыхает на воздухе в течение 6 -8 часов, а фигурки после высыхания становятся настоящими игрушками!
Мои помощники в реализации данного направления – родители воспитанников, они всегда поддерживают, приходят на помощь в организации занятий, в подготовке материалов, выставок. Для привлечения родителей к этой деятельности я проводила мастер-классы, семинар-практикум, консультации по разным направлениям художественно-творческой деятельности.
Слайд 11 Умелые руки, фантазия детей пополняют выставки нашего детского сада «Дюймовочка» работами разной направленности, украшают нашу группу. Мастера нашего «Города Мастеров» достойно представляют свои работы в конкурсах детского сада, района, всероссийских творческих конкурсах: «Чудеса из природного материала», «Космические дали», «Творенье детских рук».
Слайд 12 Они не только участвуют со своими работами, но и являются лауреатами и победителями.
Продукты детской деятельности мы используем как раздаточный материал на занятиях по познавательному развитию, в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности.
Ход семинара
2. Основная часть Сегодня я научу вас довольно простой технике создания луговых цветов. Назовите, какие цветы растут на лугу?
Луговые цветы особенно нежные и красивые. Но срезанные цветы стоят в вазе очень недолго и сразу увядают. Есть один способ, как создать цветы, которые никогда не увянут. Мы слепим из пластичной массы колокольчик, ромашку, клевер.
Слайд 13 Колокольчик.
Нам понадобится пластичная масса голубого и зеленого цвета.
Скатайте три голубых шарика, раздавите их между ладоней, чтобы получились блинчики.
Наденьте блинчик на палец и опустите края так, чтобы получился наперсток. Приемом прищипывания правой рукой прищипните края "наперстка", одновременно отгибая их наружу.
Снимите заготовку цветка с пальца. Получатся цветы с углублением в центре.
Скатайте толстые колбаски из зеленого пластилина и маленькие шарики из желтого пластилина. Раздавите зеленые колбаски и стекой нарисуйте прожилки листочкам. Внутрь чашечки цветка положите желтые шарики. Соберите композицию.
Слайд 14
Поместите на нашу основу – коврик.
Слайд 15
Ромашка
1. Сразу выберите три цвета из пластилинового набора, скорее всего, вы и сами догадались, какие это должны быть оттенки: белый, желтый и зеленый.
2. Начнем создание цветочка с его сердцевинки. Скатайте желтый шарик, затем слегка придавите его к твердой поверхности.
3. Нарежьте белый брусочек тонкими ломтиками. При этом удобно пользоваться специальным пластмассовым инструментом, который вкладывают в пластилиновые наборы.
Слайд 16
зубочисткой
зубочист10. Налепите зеленый пластилин на спичку, а листья прикрепите по бокам. Не забудьте прорисовать рисунок стекой.
Слайд 17
Пошаговая инструкция по лепке клевера
Слайд 18
Возьмите кусочек белого пластилина и розового, скатайте два шарика. Один, который чуть светлее пойдет в серединку клевера, а второй – наружу.
Светлый шарик заворачиваем в лепешку из более темного шарика.
Остаток пластилина обрежьте ножницами. Шарик еще немножко покатайте руками. Держите шар пальцами с одной стороны, а с другой острыми маникюрными ножницами сделайте на нем надрезы. Так, чтобы получился миниатюрный ежик.
Цветок клевера готов. Теперь к нему нужно приделать листики, раскатайте на доске кусок салатной массы и вырежьте четыре одинаковых сердечка.
Тупой стороной ножа сделайте на каждом листике посередине прорезь и сформируйте красивый листочек. Теперь эти листики приклейте к обратной стороне клевера.
Слайд 19
3.Заключительная часть
Пока коллеги выполняют работу, я предлагаю вам немного отдохнуть
Хор рук
Слайд 20
Презентация готовой работы.
Из таких цветков так же можно создать любое украшение: брошь, декор для шляпки, ободка, туфлей, шпильки для волос.
А теперь давайте покажем, друг другу свою работы, и расскажем о своих ощущениях, которые вы пережили по ходу работы над ними.
Рефлексия
Ответы на вопросы участников мастер-класса по использованию представленного опыта.
Коллеги, как вы думаете – где можно использовать это изделие в нашей с вами работе?
(на занятиях по окружающему миру, на математике (посчитать цветочки)в сюжетно-ролевых играх: магазин, семья, день рождение; в театральных постановках; для оформления какой – либо зоны).
В заключении семинара давайте поиграем, кидаю шарик, кто его поймает, отрывает 1 стикер и ответит на вопрос.
Слайд 21
Закончить Методический семинар хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества!»
Список использованных источников
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2011.
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 2012.
- Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001
- Лыкова ИА. «Изобразительное творчество в детском саду: «Карапуз», Москва, 2009;
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-44944-1372410362.jpg)
Перспективный план по развитию детского творчества в разных видах деятельности посредством ознакомления с родным краем. (старший дошкольный возраст)
Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского художественного творчества посредством ознакомления с родным краем. Формирование и активизация у детей прояв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559786-1420563091.jpg)
Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Конспекты тематических занятий на тему "Жил-был Зайчонок"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/24/picture-87792.jpg)
Методический семинар «Развитие детского творчества в пластичных видах и формах изобразительной деятельности»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инд...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/14/picture-1321647-1615713292.jpg)
Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-171909-1416673190.jpg)
Муниципальный методический семинар «Развитие детской инициативы через использование комплекса современных педагогических технологий»
Уважаемые гости тема нашего семинара «Развитие детской инициативычерез использование комплекса современных педагогических технологий»СЛ. 2. Современный мир динамичен и меняется, поэтому об...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-507786-1602748646.jpg)
Выступление на методическом семинаре "Развитие детской инициативы в условиях организации образовательной деятельности в ДОУ"
Цель: Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиямиФГОС ДО. Расширение знаний педагогов о технологиях ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-914174-1491630577.jpg)
Учебно-методическая разработка "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"
Учебно-методическая разработка...