ПРОГРАММА "ВОЗДУШНЫЙ ПЛАСТИЛИН"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Урлапова Елена Александровна

Занятия       пластилинографией       способствуют       развитию    таких          психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.   Пластилинография          способствует        развитию        восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций,     которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vozdushnyy_plastilin_s_detmi_mladshego_vozrasta.docx227.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Одоевская средняя общеобразовательная школа имени В.Д. Успенского»  структурное подразделение детский сад «Березка»

Утверждаю:  

 Директор школы

________________Т. И. Кирютина

Программа дополнительного образования по лепке из воздушного пластилина

«Воздушный пластилин»

для детей младшего дошкольного возраста на учебный 2023 – 2024 год

Руководитель: Урлапова Е.А.

Рп Одоев

Содержание:

1. Паспорт программы

2. Целевой раздел

2.1. Пояснительная записка

2.2. Цель и задачи реализации программы 2.3. Принципы, лежащие в основе программы

2.4. Планируемые результаты освоения программы

3. Организационный раздел

3.1. Методы        и        приемы        организации        воспитательно-образовательного процесса

3.2. Форма организации и структура занятий 3.3. Материально-техническое оснащение

4. Содержательный раздел

4.1. Содержание психолого-педагогической работы 4.2. Особенности

4.3. Результативность программы 4.4. Работа с родителями

4.5. Календарно        –        тематический        план        программы дополнительного образования «Чудеса пластилина»

5. Список литературы

2

1. Паспорт программы

Необходимость создания Название

Направление

Составители Цель

Задачи

Сроки реализации Целевая аудитория


Тенденции современного образования, приоритет развития личности ребёнка, его творческого потенциала.

Программа дополнительного образования дошкольников «Воздушный пластилин».

декоративно-прикладное.

Старший воспитатель Урлапова Елена Александровна

Развитие творческих способностей, укрепление мелкой моторики        и        координации        движений        рук        у        детей дошкольного        возраста        посредством      нетрадиционной техники – пластилинография.

Обучающие:

- формировать умение передавать простейший образ предметов,        явлений        окружающего        мира        посредством пластилинографии;

-        обучать        основным        приемам        пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

- дать теоретические знания и формировать у воспитанников практические приемы и навыки работы с пластилином. Развивающие:

- способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, фантазии;

-        способствовать        развитию        пространственного представления и цветового восприятия;

-        развивать художественный        вкус,        изобретательность, интерес к процессу и результатам работы;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать речь воспитанников, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, выражать эмоциональное        сопереживание,        доброту        к        игровым персонажам, воспитывать усидчивость, аккуратность в работе;

-        воспитывать        желание        участвовать        в        создании индивидуальных и коллективных работах.

1 год

Дети 3-4 лет

3

Форма занятий Периодичность занятий

Способы определения результативности

Ожидаемые результаты освоения программы


Групповая

1 раз в неделю.

Мониторинг Выставки работ

Участие в конкурсах художественной направленности

-ребенок овладеет нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином;

- ребенок овладеет техническими приемами: (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

- в творческой работе ребенка будет преобладать новизна и оригинальность;

-будут        хорошо        развиты        сенсорные        способности, композиционные      навыки,      координация      рук,        мелкая моторика;

- будут формироваться знания в области изобразительной деятельности,        развиты        художественно        –        творческие способности;

4

2. Целевой раздел

2.1. Пояснительная записка

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами,        которые        позволяют        ему        узнать        и        изучить        их        свойства. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.

Изобразительная        деятельность        способствует        развитию        сенсомоторики        – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (кисть, карандаш, ножницы).

Пластилинография -        новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости. Работа с пластилином развивает мелкую моторику        рук,        а,     следовательно,        активизирует        мыслительную        и        речевую деятельность ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Актуальность

Дополнительная программа «Воздушный пластилин» для детей дошкольного возраста (далее Программа) строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

В основе Программы лежит использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

5

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих        рук        становятся        более        согласованными,        а        движения        пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается наблюдательность. Эта работа даѐт простор детской фантазии, способствующей развитию творческих способностей. Ничто так не развивает воображение        и        моторику        руки        детей,        как        лепка. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.

2.2. Цель и задачи реализации программы

ЦЕЛЬ данной программы: Развитие творческих способностей, укрепление мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники – пластилинография.

ЗАДАЧИ: Образовательные:

Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

обучать основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

Развивающие:

Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

Способствовать развитию        пространственного        представления        и        цветового восприятия.

Совершенствовать навыки работы с пластилином.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Совершенствовать мелкую моторику, глазомер, координацию движения рук. Развитие фантазии и эстетических чувств.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

6

Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное        отношение        и        взаимопомощь,        формировать        навыки сотрудничества.

А также решаются разнообразные технические задачи:

не выходить за контур рисунка, аккуратно выполнять свои работы.

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина.

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

Научиться пользоваться стеками. Доводить дело до конца.

Восстанавливать последовательности выполняемых действий. Действовать по образцу воспитателя, словесному указанию.

Самостоятельно        решать        творческие        задачи,        выбирать        рисунок        для работы и атрибуты для его осуществления.

2.3 Принципы, лежащие в основе программы

Принцип доступности - простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;

Принцип систематичности и последовательности - постановка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;

Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;

Принцип демократичности и гуманизма - взаимодействие воспитателя и дошкольника в социуме, уважение к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей;

Принцип обратной связи - совместное обсуждение с дошкольниками того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы;

Принцип стимулирования - поощрение и вознаграждение;

Принцип интереса - построение или корректировка программы с опорой на интересы детей;

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской        деятельности        –        лепку. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;

7

2.4 Планируемые результаты освоения программы

Уровень развития интегративных качеств ребенка

Интегративные        Планируемый        уровень        развития        интегративных        качеств качества        (целевые ориентиры)

Эмоционально     - Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения отзывчивый              изобразительного     искусства,     на     красоту     окружающих предметов     (игрушки)     и     объектов     природы     (растения,

животные).

Любознательный, Принимает активное участие в продуктивной деятельности активный        (пластилинография).

Использует        нетрадиционную технику и разные способы создания изображения.

Знаком с миром разных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала.

Способный        Создает        элементарные предметы по образцу, проявляет решать        желание создавать выразительные образы посредством объёма интеллектуальные и цвета        из пластилина с помощью взрослого или и        личностные самостоятельно.

задачи        Проявляет аккуратность в работе, доводит начатое дело до конца. Усидчив, терпелив, трудолюбив.

Умеет работать совместно, коллективно.

Овладевший        Умеет раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми необходимыми        движениями кистей рук; отламывать от большого комка умениями             и пластилина маленькие комочки, сплющивать их ладонями; навыками        соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их

друг к другу.

Умеет пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, пользуется стекой.

Проявляет навыки пользования инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином;

Владеет различными техническими приемами и способами лепки.

Умеет        изготавливать        из        пластилина        простейшие картины;украшаетих          различными        природными        и декоративными материалами;

8

3. Организационный раздел

3.1. Методы и приемы организации воспитательно-образовательного процесса

Методы обучения:

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др., пальчиковая гимнастика, наблюдение за действиями педагога);

- словесный (устное изложение , беседа, пояснение, вопросы, художественное слово, поощрение, обыгрывание игрушки);

- практический (индивидуальная помощь, упражнения с материалом, отработка приемов).

Основные приёмы.

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки: Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием        -        нажимом        пальцев,        стека        или        формирующих        структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п. Прищипывание- осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.

Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.

Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

9

Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться        элементами        природного        материала:        листьями,        скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

3.2. Форма организации и структура занятий.

Организация работы

Освещение. В связи с тем, что данный вид работ связан с цветоразличением, рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. Свет должен падать равномерно и не давать бликов.

Одежда.Обязательными атрибутами в данном виде деятельности являются фартук и давно забытые нарукавники. Нарукавники легко изготавливаются из ткани. Для этой же цели они надеваются резинкой в сторону запястья.

Посадка.Во время работы необходимо следить за правильной посадкой детей. Ребенок не должен низко наклоняться над столом, можно чередовать работу сидя и стоя. Обязательно нужно проводить физкультминутки.

Поддержание        чистоты        и        порядка.        При        любой        творческой        деятельности поверхность

стола накрывают, для того чтобы она осталась чистой. Учитывая специфические особенности пластилина, в данном случае лучше всего использовать прямоугольник из светлого линолеума или специальные салфетки (пластиковые, тефлоновые). Особое внимание нужно уделить коробке с пластилином – она должна оставаться красивой и аккуратной на протяжении всех занятий. Для этого в процессе занятия пластилин        отрезается        ножом,        маленькими        порциями.        Если        образовались неиспользованные        кусочки        пластилина,        их     нужно        присоединить        к        куску соответствующего цвета. Особо следует следить за тем, чтобы пластилин не падал на пол.

Форма проведения занятия.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует        приобретению        детьми        социальных        знаний        о        межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Программа предполагает совместную работу детей с воспитателем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития овладения детьми навыками. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка

10

Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Структура занятия:

1. Подготовительный этап: организационный момент (художественное слово), пальчиковая гимнастика.

2. Основной этап: объяснение и практическая деятельность.

3. Заключительный этап: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

3.3. Методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение Программы

-Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем.

-методические пособия и книги по пластилинографии; -литературные произведения (тематические).

Материалы и инструменты

Воздушный пластилин. В настоящее время существует большое разнообразие пластилина по качеству и цветовой гамме. Качеству пластилина надо уделить особое внимание. Некоторые виды пластилина очень мягкие и от этого плохо держат заданную форму, некоторые, наоборот, очень твердые – и маленьким детям трудно с ними данной технике: у детей быстро устают пальцы, и они не получают удовольствия от работы. Поэтому воздушный пластилин – является идеальным материалом для творчества.

Кроме пластилина для работы понадобятся: • набор стеков;

• пластмассовый нож для резки пластилина; • канцелярский нож для резки картона;

11

• формочки ;

• набор сюжетных картинок • скалочки;

• лак для волос «Прелесть» для лакирования готовой картины;

• хлопчатобумажная ткань и бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.

Картонная основа для работы.

Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определенный комфорт для неокрепших детских пальчиков во время работы.

Материалы и инструменты для каждого занятия одинаковы.

12

4. Содержательный раздел

4.1. Содержание психолого-педагогической работы

1.Занятия        пластилинографией        способствуют        развитию        таких        психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.        Пластилинография        способствует        развитию        восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций,     которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

2.Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

3.Дополнительные занятия  способствуют более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает        выделить        сущность        признаков        изучаемых        объектов        и        явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

4.В интересной игровой форме дети обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих.

5.Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.

6.Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

7.У детей воспитываются тактильные чувства пальцев. Необходимость тактильного чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

8. У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.

9.Также данная программа        обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

10.Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют

13

потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать        деятельность        детей,        развивать        познавательную        активность, наблюдательность, внимание,     память,     мышление,        поддерживает     интерес        к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

11.Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательные и образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного        использования        бросового        материала.        При        этом        расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

4.2. Особенности проведения занятий

Виды пластилинографии

Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Дети способны освоить эту технику уже с раннего возраста — для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем — так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.

При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками — получится подобие рамки.

Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая овладение всеми приемами лепки.


шариков, от детей

Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь — красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.

При контурной        пластилинографии обязательно        используются        тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.

14

Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций — изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков — получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.

Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).

Особенности работы с пластилином

Воздушный пластилин — мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму.

Для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей.

3 Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся .

4 Если работа выполняется в качестве подарка, например «Букет для мамы», или для комнаты,        рекомендуется        поверхность        выполненной        композиции        покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

15

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии воспитанников.

Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной.

Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

Методика пластилинографии для детей, предполагает следующую пошаговую работу:

1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу.

2. Перенос эскиза на основу (картон, оргалит) педагогом в присутствии детей в свободное от занятий время.

3.        Подбор        цвета        пластилина,        смешивание        пластилина        для        получения необходимых тонов.

4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов на несения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое — при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится.

5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках — технике мазка и технике барельефа. Первая используется для передачи образов деревьев, кустов, цветов.

Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.

16

Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

∙        Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.

∙        Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.

∙        Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.

∙        Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.

∙        Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

Поскольку сделать картину целиком за один раз сложно, можно разбить работу на несколько этапов.

1. Вводное занятие.

2. Выполнение подготовительных упражнений. 3. Работа с фоном.

4. Работа с фрагментами основного изображения. 5. Работа с накладными деталями.

6. Оформление рамки. Лакирование.

В зависимости от способностей детей любому времени, сколько потребуется для успешной творческой работы.


этапу нужно посвятить столько и психологически комфортной

В конце каждого занятия необходимо уделить достаточно времени для наведения порядка. Поверхность линолеума легко очищается ножом для пластилина. Все инструменты нужно дочиста очистить от пластилина. Для достижения идеальной чистоты рабочего места после работы линолеум можно протереть тряпочкой, смоченной в растительном масле. После этого необходимо протереть его бумажной салфеткой. Оттирать пластилин промасленной тряпочкой доставляет детям особое удовольствие, так как он оттирается легко и все, к чему этой тряпочкой прикасались, начинает блестеть и сиять чистотой. Тут ребенка надо вовремя остановить, так как в азарте он норовит протереть все вокруг, даже те предметы, которые не имеют отношения к работе с пластилином.

Особым ритуалом нужно сделать мытье рук после работы с пластилином – «с мылом

душистым и полотенцем пушистым»; хорошо выучить маленькие стишки, пословицы и приговаривать их в этот момент.

Во время работы всегда нужно помнить, что любую ошибку можно исправить. Пластилин – материал волшебный. Неудачное изображение просто счищается но-жом, потом снова добавляется фон и работа может быть продолжена. Возможность легко исправить ошибку особенно привлекательна для детей.

17

Способы лепки

Конструктивный – предмет создается из отдельных частей.

Пластический – лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска пластилина.

Комбинированный – объединяет лепку из отдельных частей и целого куска.

Приемы лепки (по возрастным группам).

ДЛЯ детей обучающихся первый год, начинаем с изучения приемов младших групп.

18

4.3. Результативность программы:

Таким образом, данное построение дополнительного образования по пластилинографии «Воздушный пластилин» способствует более успешному освоению образовательной программы, особенно по художественно – эстетическому развитию. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

Дети в интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми. У детей развиваются математические представления о счете, размере, величине; развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного        и        термического        чувства        кончиками        и        подушечками        пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социо-культурного опыта ребенка.

Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Программа удобна в использовании и может быть использована другими педагогами.

4.4. Работа с родителями

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен        опытом,        повышение        педагогической        компетентности        родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Непосредственно индивидуально        изучается запрос семьи на воспитательные и образовательные         услуги,         учитываются их пожелания.

- проводятся консультации, беседы, анкетирования родителей; -организовываются выставки детских работ.

19

4.5. Календарно-тематическое планирование для детей 3-4 лет:

Нед. Тема        Программное содержание

Октябрь


Кол-во часов

1 Листья падают, кружат


Освоение        приемов:        скатывания,        примазывание,        1 нанесение мазка. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать     мелкую     моторику и     ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.

   

             2.     Грибочки

3 Осенний парк

5        Котики


Освоение приемов: раскатывания, расплющивания,        2 скатывание. Формировать умение составлять поделку

из        нескольких        частей.        Воспитывать        интерес        к познанию природы.

Освоение        приемов:        раскатывания,        сворачивание.        2 Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.

Учить детей размазывать пластилиновые шарики        2 справа налево и слева направо, создавая изображение «усов» у кота. Обучать детей работать на заданном пространстве.        Развивать согласованность в работе обеих рук.

20

Ноябрь

6        Собачка


Учить передавать строение фигуры собаки, разное        2 положение туловища животного. Помогать в выборе цвета, поощрять самостоятельность и инициативность

7 Кудрявые овечки

 8.Колючий ёжик


Учить детей для создания «кудряшек» у овечки        2 пользоваться вспомогательными приспособлениями. Совершенствовать        умение        детей        прикреплять пластилиновые        шарики        рядом        друг     с        другом. Развивать мелкую моторику рук.

Учить        приемом        размазывания        рисовать        линии.        2 Обучать размазыванию “ иголочек” на ограниченном пространстве        снизу        вверх.      Развивать      мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе.

9.Снежинки


Продолжать упражнять в раскатывании комочков        2 пластилина        круговыми        движениями        рук        и расплющивании        по          поверхности          основы. Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании     композиции     из     пластилина.     Развивать воображение,        творческие        способности        детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие

её содержание.

21

10 Зимушка-зима


Формировать умение изображать падающий снег        2 посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу. Закрепить приёмы скатывания,        раскатывания,        расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи        стеки.     Учить        дополнять        изображение характерными     деталями     (пуговицами),        используя знакомые          приемы         работы:          раскатывание, сплющивание.

11. Елка новогодняя огоньками светится

12 Игрушки новогодние


Формировать умение детей передавать характерные        2 особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный

цвет) посредством пластилинографии. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении        веток        ёлочки.        Развивать        умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для        более        выразительной        передачи        образа. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в        2 сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений. Упражнять в раскатывании комочков пластилина        круговыми        движениями        рук        и расплющивании        по          поверхности          основы. Поддерживать      радостное      настроение      детей      от предстоящего праздника.

.

22

13.За окошком снегири, синички


Учить детей размазывать пластилин по всей фигуре, не        2 выходя за контур. Учить детей в своей работе использовать        несколько        цветов пластилина. Воспитывать      у        детей      отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.     Развивать        аккуратность     в     работе        с пластилином. Воспитывать любознательность.

14.Цыплята


Учить детей передавать образ цыплят в технике пластилинографии.        Формировать        умение        3 самостоятельно        выбирать        цвет        пластилина        для раскрашивания цыплят.

Совершенствование        приёма        -        надавливания        и размазывания. Выполнение цыплят в технике скручивания.

15. Медаль для папы (Звезда)


Побуждать детей к        изготовлению подарков        для        1 близких.        Развивать        творческое        воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

16 Чайный сервиз. (чашка)

17 Золотая рыбка

Аквариум


Создать условия для обучения изображению на        1 плоскости предмета посуды- чашки, правильному расположению элементов узора на поверхности.

Учить детей создавать образ рыбки в технике        2 пластилинографии.( с использованием формочек) Учить, приемом размазывания, закрашивать рыбку, не выходя за контур. Развивать умение продумывать композиционное построение изображения:        располагать        несколько        рыбок, плывущих в разных направлениях. Учить детей размазывать       пластилиновый       шарик       в       двух направлениях,       создавая       хвостик        у        рыбки. Формировать     умение        в     передаче     характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост,        плавники.           Развивать           внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

23

18 Букет для мамы

Или корзина с цветами


Учить создавать выразительный и интересный сюжет        2 в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения        работы        –        рисование        пластилином. Совершенствовать        умения     и        навыки        работы        с пластилином:       раскатывание       частей       предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

        20 Пасха. Волшебное яичко (верба)


 

Развивать        у        детей        эмоциональное        восприятие        1 окружающего        мира.      Поощрять        инициативу        и самостоятельность        в       построении       композиции, попытки     дополнить     рисунок        по     теме        занятия, использовать        дополнительные       материалы       для украшения поделки.

21 Загадочный космос


Учить покрывать пластилином сложное по форме        2 изображение. Продолжать обучать детей размазывать пластилин,        не        выходя        за        контур.        Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать желание работать самостоятельно.

 22 Весенняя капель Освоение        приемов:        скатывание,        расплющивание,        1

24

раскатывание, размазывание. Формировать умение создавать пейзаж в технике «пластилинография»

23 Радуга-дуга        Формировать умение детей изображать дугообразную        1 форму радуги и порядок цветов в ней. Упражнять детей

в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук. Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных        полос.        Развивать        чувство        прекрасного (красивая        разноцветная        радуга).       Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

24 Бабочка

25 Божья коровка


Освоение        приемов:        скатывание,        раскатывание,        2 сплющивание.        Формировать        интерес        детей        к изготовлению поделок из пластилина. Воспитывать интерес к познанию природы.(С использованием формочек)

Учить использовать знания и представления об        2 особенностях внешнего вида насекомого. Воспитывать самостоятельность

26 Салют Победы


Продолжать        упражнять        в        раскатывании        комочков        2 пластилина        круговыми        движениями        рук        и расплющивании по поверхности основы. Способствовать развитию      мелкой        моторики        рук        при      создании композиции из пластилина.

27 Цветочная поляна


Создать        условия        для        обучения        изображению        на        1 горизонтальной плоскости природного объекта.

25

Список использованной литературы

1. Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией.-Волгоград: Учитель, 2015

2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012.

3. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина.-М.: Мозаика-Синтез, 2013.

4. Новацкая М. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми. –СПБ.: Питер, 2014

5. Издание развивающего обучения.Простая лепка. Ферма.-М.: Карапуз, 2014.

6. Савушкин С.Н. «Мастерилка» № 11. Пластилин и пуговицы.- М.: Сфера, 2018. 7. Жукова О.Г., Белошистая А.В. Волшебны пластилин.-М.:Аркти, 2009.

26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей по нетрадиционной технике использования пластилина «Мир фантазий, мир мечты встретишь в пластилине ты!»

Развитию мелких движений пальцев рук способствует художественное творчество, в частности лепка. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Она является прекрасным упражнен...

Поделки из пластилина и игры с пластилином

Увлекательное занятие для детей дошкольного возраста....

Поделки из пластилина и игры с пластилином

Увлекательное занятие для детей дошкольного возраста....

Районный мастер-класс "Торцевание на пластилине. Изготовление цыпленка в технике торцевания на пластилине".

В рамках районного мастер-класса, была раскрыта тема "Тоцевание на пластилине" и изготовлена декоративная поделка "Цыпленок".Цель данного мастер-класса:1. Научиться работать в техн...

Конспект занятия По лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги)в группе кратковременного пребывания

Конспект занятияПо лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги)в группе кратковременного   пребыванияТема : «Листочки на деревьях»Цель : продолжать знак...

Лепка из пластилина. Как слепить из пластилина овощи и фрукты.

Лепка из пластилина. Как слепить из пластилина овощи и фрукты...

Конспект занятия По лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги) в средней группе

Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами .Продолжать знакомить детей с основными цветами (зеленый)....