Консультация
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)

Мищенко Наталия Юрьевна

"Ознакомление дошкольников средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности с народным творчеством"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_narodnomu_tvorchestvu.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Ознакомление дошкольников средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности с народным творчеством»

Филиал МДОУ «Сказка»с.Антоновка,                                                Дергачевского района , Саратовской области

Воспитатель: Мищенко Наталия Юрьевна                                                                                      

                           2022г.

 


Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями,  «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни. Изучение культуры русского народа вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Ведь мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое мы знаем поверхностно.

 Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Целесообразно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и родного края. Поэтому важным моментом в воспитании детей становится целенаправленное возрождение народных ремесел и помыслов русского народа и родного края.

И наиболее эффективным методом работы, в этом направлении, я считаю —это  нетрадиционные техники рисования, которое  не требуется владение привычными инструментами – не всегда нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются ребенка гораздо лучше, чем инструменты художника.

Задачи:
1.Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
2.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
3.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

 Работа по данной теме ведется начиная со средней группы. По началу детям было очень трудно - они не понимали старинных названий предметов быта, элементов росписи, но с каждым новым занятием дети все больше втягивались, проявляли интерес, ждали новых для себя открытий. Свои занятия я стараюсь строить так, чтобы детям было интересно. Формы работы выбираю разные: путешествие в сказку, превращение в мастеров-художников, экскурсия в гончарную мастерскую. Так, знакомство с каждым новым видом народного промысла я начинаю с просмотра компьютерной презентации, из которой дети узнают историю возникновения того или иного вида художественной росписи, его узоры и элементы, используемые цвета, технику рисования, изделия с данным видом росписи. На занятиях применяю  произведения разных жанров художественной литературы В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству,  выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое.  В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Во время занятий с детьми использовала народную музыку, которая наиболее эффективно действует на подсознание ребёнка и на его творческие способности. Во время физминутки организовываю с детьми народные игры. Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.                                                     Создание рисунка нетрадиционным способом является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, у него формируется представление об окружающем его мире. А самое главное ребенок учится видеть окружающий мир и отражать свои чувства.

Существует много известных нетрадиционных техник рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми. Каждый  из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая декоративный рисунок, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание о художественном промысле, декоративно - прикладном искусстве

Изучив различные технологии и методы, был сделан выбор в пользу рисования пальчиком, ватными палочками, поролоном, пластилином. С помощью оттиска пальца украшали фартук дымковской барышни, с помощью ватных палочек украшали дымковских коней. В хохломской росписи пальчиком рисовали ягоды смородины, клубники, гроздья рябины.

А вот для рисунка  на кувшинчиках использовали пластилин белого или тёмно –синего цвета, т.к. гжель - имеет два цвета белый и синий в разных оттенках. Работы получались необычно объемные. Дети с удовольствием рисовать поролоном, пальчиками, пластилином, ватными палочками. Дети получали новые впечатления, с удовольствием участвовали в обсуждениях. В результате у детей появилось желание больше узнать о родном крае, своей семье и выразить эти впечатления в рисунках. Такие приёмы помогают развивать воображение, художественный вкус; воспитывать интерес к народным промыслам.

В группе для этого создан центр «Народного творчества», в котором есть: альбомы: «Народные костюмы», «Народное творчество»  «Дымковская игрушка»Раскраски: «Матрёшки», «Хохлома», «Гжель»и др .Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных... В уголке есть игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, игры. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть. 

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с культурой своего района, края, всей страны; с произведениями народного творчества, с различными видами народного декоративно-прикладного искусства; если работа будет проводится интегративно (в различных видах деятельности) и систематично, с постепенным усложнением на протяжении всего дошкольного возраста, это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....