консультация для родителей
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

Морозова Галина Александровна

мелкая моторика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nozhnitsy.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста является  важным и нужным делом.

Так как уровень развития мелкой моторики пальцев и координации движений рук – это один из главных показателей интеллектуального развития готовности ребенка к последующему обучению. Ребенок, который имеет хороший уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь.

Мелкая моторика рук также играет значительную роль при овладении письмом. При высоком уровне ее развития ребенок успешно справляется с выполнением незначительных манипуляций в повседневной жизни и быту (застегивание и расстегивание пуговец, кнопок, молний, завязывании шнурков, лямок от шапки и т.д., что позволяет чувствовать себя более уверенным).

Если своевременно не позаботиться о мелкой моторики рук, у детей может сложиться отставание в развитии. Поэтому развитие мелкой моторики рук – тема очень важная, и начинать работу по данной теме нужно задолго до школы.

Существует широкий спектр различных занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики рук.

Одним из способов развития мелкой моторики рук является работа с ножницами. Уже в средней группе детского сада дети осваивают новый вид деятельности – вырезывание.

В начале работы по данной теме необходимо поставить следующие задачи: 

1.Познакомить детей с ножницами, как орудием труда.

2.Способствовать овладению у детей среднего дошкольного возраста умения правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Для этого необходимо использовать технику работы с ножницами (см. Приложение). А также познакомить детей с правилами работы с ножницами, т.к. ножницы – это не игрушка, а опасный предмет (см. Приложение).

Для того, чтобы дети правильно держали ножницы и пользовались ими можно использовать теневой театр. Тематика может быть разнообразной.

Например:

 1. “Веселый крокодил поет песенку”

2. “Утята крякают, а лягушата квакают”.

3. “Сказка о журавле и цапле”.

Весь эффект в том, чтобы тень была похожа на ту или иную птицу или животное, ножницы необходимо держать правильно. Для того, чтобы “ротики” шевелились, ножницы нужно открывать и закрывать. Ребенок будет стараться правильно держать ножницы. И эта игра детям очень нравится. Постепенно дети научаться открывать и закрывать ножницы, и при этом держать их правильно.

В дальнейшей работе необходимо использовать следующие задачи:

  1. Учить детей различным приемам вырезывания:

а) резать бумагу по прямой линии (на узкие и широкие полоски).

б) учить детей делать косые срезы

в) вырезать предметы округлой формы

г) вырезывание предметов из бумаги, сложенной вдвое

В начале вырезывания дать детям простую бумагу, газеты, журналы, а когда навык сформировывался, использовать цветную бумагу. Далее предложить детям упражнение с ножницами на один “шаг”, на один нажим. Дать детям узкие полоски, обучать технике работы с ножницами. Чтобы детям было интересно, можно использовать игровые приемы.

Например:

  1. “Приготовим зернышки для птичек”.
  2. “Угостим гостей вкусными конфетками”.
  3. “Попрыгаем по веселым ступенькам”.

Далее для упражнения с ножницами с двумя и более “шагами”, нажимами, дать бумагу и учить детей резать ее на узкие, а затем и широкие полоски, использовать  при этом технику продвижения ножниц вперед. “Ножницы шагают”.

Из нарезанных тонких полосок можно выкладывать различные предметы.

Игры с полосками:

  1. “Скамейка для матрешек”.
  2. “Солнечные лучики”.
  3. “Мебель для трех медведей”.
  4. “Красивая елка”.
  5. “Цветы для мамы”.
  6. “Зайкина избушка”.
  7. “Снежинки”.

Такие игры с выкладыванием предметов также способствуют развитию мелкой моторики рук.

Из широких полосок также можно нарезать билеты для сюжетно-ролевых игр: “Автобус”, “Пароход”, “Поезд”, “Самолет”, “Театр”, “Цирк”, вырезать “денежки” для сюжетно-ролевых игр: “Магазин”, “Аптека”, “Почта”.

Далее необходимо способствовать овладению умения детей делать косые срезы. Разрезать квадрат, прямоугольник по диагонали. Также можно использовать игровые приемы:

  1. “Запустим рыбок в аквариум”.
  2. “Красивые мухоморы”.
  3. “Напоим мишку чаем”.

Следующим этапом работы с ножницами: вырезывание из квадратиков кружочки, из прямоугольников – овалы. Очень сложно детям дается эта часть работы с ножницами. Ребенку нужно держать ножницы тремя пальцами одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как второй рукой он держит бумагу, которую нужно поворачивать, чтобы углы получились закругленные (Техника срезания уголков).

 

Можно использовать такие игровые приемы, как:

  1. “Угостим зайку сладкой морковкой”.
  2. “Колобок катиться по дорожке”.
  3. “Забавные игрушки”.
  4. “Воздушные шарики”.
  5. “Мой веселый звонкий мяч”

И последним этапом работы с ножницами является вырезывание предметов из бумаги, сложенной вдвое. Тематика может быть разнообразной.

Всю работу по вырезыванию предметов из бумаги можно брать по 5-10минут 2-3 раза в неделю. Все полученные навыки и умения с ножницами можно использовать в работе по аппликациям в непосредственно образовательной деятельности (НОД).

Заключение

Работая над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, используя приемы вырезывания, можно добиться определенных результатов. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Систематическая работа в данном направлении дает свои результаты. Большинство детей в этом возрасте уже умеют правильно держать ножницы и работать с ними. Дети становятся более внимательны, ответственны, усидчивы, стараются доводить начатое дело до конца, становятся более общительными как со сверстниками, так и со взрослыми, пополняется словарный запас детей. Работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием ножниц необходимо продолжать в старших группах, чтобы дети вырезали предметы легко, радостно и непринужденно.

Приложение 1. Техника работы с ножницами.

Работа с ножницами на один “шаг”, на один нажим.

Большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу. Концы лезвий направлены от себя вперед. Сначала раскрывают лезвия, левой рукой вкладывают полоску бумаги, нажимают на кольца ножниц – получается один разрез.

Работа с ножницами на два и более “шага”, на два или более нажима.

При разрезании широких полосок бумаги, педагог показывает приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге – ножницы “шагают”.

Работа с ножницами по вырезанию предметов округлой формы.

В правую руку берем ножницы, раскрываем лезвие. В левой руке держим бумагу. Вставляем в лезвие ножниц уголок бумаги, делаем нажим, режем правой рукой, а левой осторожно поворачиваем бумагу, делая закругление. Такую манипуляцию проделываем со всеми уголками квадрата или прямоугольника.

Приложение 2. Правила работы с ножницами

  1. В детском саду нужно использовать ножницы средних размеров, с тупыми закругленными концами.
  2. Ножницы нужно держать перед собой в горизонтальном положении, не направляя вверх или в сторону от себя.
  3. Передают ножницы кольцами вперед, держа за лезвия, кладут кольцами к себе.
  4. После работы ножницы убирают в специальный чехол или кармашек.

Нельзя:

  1. Играть с ножницами.
  2. Оставлять ножницы раскрытыми.
  3. Оставлять рабочее место в беспорядке.
  4. Проводить руками по лезвиям ножниц – можно порезаться.
  5. Нельзя брать ножницы без разрешения.

Приложение 3.  Методы и приемы:

  1. Словесный (объяснение, пояснение, указание, художественное слово, стихи, загадки, поговорки).
  2. Наглядный (показ приемов вырезывания)
  3. Игровой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...