Рабочие программы
рабочая программа по аппликации, лепке
Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Волшебный комочек"-средняя группа | 46.66 КБ |
Программа кружка "Волшебный комочек"-подготовительная группа | 43.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детского сада №3 «Аленушка»
Рассмотрен и рекомендован Утверждаю:
к утверждению Приказ №___от________
протокол педсовета № от 30.08.2020 г. Заведующий МБДОУ
детского сада №3 «Аленушка»
____________ Штепа О.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка средней группы
«Волшебный комочек»
на 2020-2021 учебный год
Воспитатель: Жданова И.В.
ст. Егорлыкская
2020г.
Рабочая программа кружка «Волшебный комочек» составлена и адаптирована на основе программы И.А. Лыкова «Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе».
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Волшебный комочек» имеет художественную направленность, которая играет важную роль в развитии и воспитании детей.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного творчества. Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребенка очень широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Формируются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение, а так же способствует развитию мелкой моторики рук.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обит, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение.
Актуальность программы
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного воспитания, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка – любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке – глиной, пластилином, но интересно попробовать и что-то новое, например соленое тесто.
Тесто – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Особенность программы в том, что обычно в детском саду. Школе на занятиях по лепке используют только пластилин. Отличительной особенностью является использование нестандартного материала для работы.
Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научился организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Цель программы:
Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Задачи программы:
Обучающие:
– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать речь;
– расширять словарный запас;
– расширять кругозор;
– развивать наблюдательность;
– развивать эстетический вкус;
– развивать образное и логическое мышление;
– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
– развивать координацию движения рук;
– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Социальные:
– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- Научность и Доступность.
- Системность знаний.
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
Технологии:
- Игровое обучение
- Принцип индивидуального подхода.
Методы:
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический.
Интеграция образовательных областей:
- Познание: ознакомление с окружающим миром, приобретение и закрепление знаний о растительном и животном мире.
- Коммуникация: развитие речи, умение рассказать о работе, делать выводы, высказывать свое мнение.
- Здоровье: физкультминутки.
- Социализация: воспитание дружеских взаимоотношений, решение проблемных ситуаций.
- Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
- Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
- Труд: участие в совместной трудовой деятельности, воспитание бережного отношения к используемым материалам и инструментам.
Режим занятий:
Средняя группа – количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятий. В год проводится 64 занятия. Длительность занятия в средней группе – 20 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы проведения итогов в конце года реализации рабочей программы:
- Проведение выставок детских работ
Условия реализации программы:
- Согласие законных представителей детей на занятия в кружке .
- Наличие материально-технического обеспечения.
- Систематичность посещения кружка «Волшебный комочек».
- Регулярные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада.
Структура занятия:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приемы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Тесто для лепки:
Мука - 300г (2 чашки)
Соль – 3оог (1 чашка)
Вода – 200мл.
Способы приготовления теста:
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
Преимущество соленого теста:
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Планируемые результаты рабочей программы:
-знать историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
– соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– правила оборудования рабочего места;
– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
– понятие теплого и холодного цвета;
– уметь последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– уметь работать в коллективе.
Показатели художественно-эстетического и творческого развития детей дошкольного возраста:
- Общие показатели развития детского творчества и эстетических способностей и умений.
- Компетентность (эстетическая компетентность).
- Восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория).
- Проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни.
- Креативность (творчество).
- Инициативность.
- Способность к самооценке.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов:
Обязательным условием эффективности работы в организации работы с детьми по художественному творчеству является диагностика «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту». Динамика формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности»
(таблица, отражающая индивидуальную динамику и степень формирования интегративного качества воспитанников уровнях и баллах)
Дата проведения:_________________________
Группа:__________________________________
Воспитатели:_____________________________
Старший воспитатель:____________________
Показатели динамики формирования интегративного качества
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
№ п/п | Ф.И.О ребёнка | Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем) | Проблемность как качество ума | Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации | Замысел в рисовании | Замысел в конструировании, лепке | Замысел в речевом творчестве | Всего баллов | Суммарный уровень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
Итого |
Команда специалистов делает вывод о том, какому уровню соответствуют достижения ребёнком планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определённом количестве баллов.
Низший уровень - 1-3 балла, низший – 4-6 баллов, средний – 7-9 баллов, высокий – 10 – 12 баллов
Распределение баллов по степени соответствия достижения ребёнком планируемых результатов (показателей) определённому уровню
Уровень | Более 2/3 показателей являются стабильными характеристиками, проявляются в разных ситуациях, остальные наблюдаются периодически, нестабильны | Более половины показателей, но менее 2/3, являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны | Менее половины показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны |
Высокий | 12 баллов | 11 баллов | 10 баллов |
Средний | 9 баллов | 8 баллов | 7 баллов |
Низкий | 4 баллов | 5 баллов | 6 баллов |
Низший | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Баллы выставляются в соответствующие графы таблицы «Показатели динамики формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные по возрасту».
Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Уровни | Высокий | Средний | Низкий | Низший |
Количество детей | ||||
Показатели % |
Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребёнка в соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества и вностися в графу «Суммарный уровень» 55 72 балла – высокий, 36 – 54 средний – уровень, 18-35 – низкий уровень, 1-17 низший уровень.
Календарно-тематическое планирование
(средняя группа)
№ занятия | Тема занятий | Программное содержание: |
ОКТЯБРЬ | ||
1,2 | Вот так тесто! | Цели: познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику. Практическая работа: разминание. Оборудование: соленое тесто, мисочка с водой, влажные салфетки, доски. |
3,4 | Путешествие в «Круглую страну» | Цели: вызывать интерес детей к лепке из теста, знакомить с формой шара; учить формообразующему движению – скатыванию округлых форм; развивать тактильную чувствительность, учить смешивать краску на палитре для проведения тонких линий. Практическая работа: 1 день: обследование предметов округлой формы различных размеров, лепка шаров различных размеров, расплющивание шаров в круги. 2 день: обследование с закрытыми глазами предметов шарообразной и круглой формы, раскрашивание кругов и шаров слепленных на предыдущем занятии. Оборудование: соленое тесто, гуашь, мисочки с водой, кисточки. |
5,6 | Лепка овощей | Цель: развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного творчества с применением пальчиковой гимнастики. Практическая работа: лепка овощей из цветного теста. Оборудование: выставка поделок из соленого теста, картинки с изображением овощей и фруктов. |
7,8 | Солнышко | Цель: познакомить детей с формой круга и шара, находить между ними различие; учить формообразующему движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику. мышление, воображение. Практическая работа: лепка солнышка. Оборудование: цветное тесто, вода, кисточки. |
НОЯБРЬ | ||
9,10 | Фрукты | Цель: учить лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края, учить скатывать шары одинакового размера. Практическая работа: лепка фруктов из цветного теста. Оборудование: цветное тесто, фрукты (муляжи, стеки, мисочки с водой, кисточки. |
11,12 | Бублики | Цель: учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, свертывать палочку в кольцо, соединять концы, прижимая их друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца. Практическая работа: лепка из цветного теста. Оборудование: цветное тесто, мисочки с водой, кисти, веревочка. |
13,14 | Подарок для мамы «Необычный цветок». | Цель: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Практическая работа: 1 день: лепка 2 день: раскрашивание. Оборудование: готовое соленое тесто, влажная салфетка, кисточки, старые диски, клей ПВА, гуашь, тарелочки под клей, стаканы с водой, образец готовой поделки. |
15,16 | Гриб | Цель: учить раскатывать из маленьких шариков теста столбики и соединять их с дополнительным материалом, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику. Практическая работа: 1 день: лепка 2 день: раскрашивание. Оборудование: тесто, дощечки, вода, кисточки, картинки с изображением грибов. |
ДЕКАБРЬ | ||
17,18 | «Маленькая куколка» (Неваляшка) | Цель: лепить предмет состоящий из двух частей круглой формы, разной величины, закреплять умение раскатывать тесто между ладонями кругообразными движениями, соединять две части. Практическая работа: 1 день: лепка из соленого теста; 2 день: раскрашивание изделия. Оборудование: соленое тесто, мягкая игрушка, мисочка с водой, кисточки, дощечки, салфетки. |
19,20 | Подсвечник «Снеговик» | Цель: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: украшение и раскрашивание. Оборудование: тесто, дощечки, вода, кисточки, картинки с изображением снеговика. |
21,22 | Елочная игрушка | Цель: учить детей создавать образ животных (лепить из соленого теста); развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук; воспитывать аккуратность; вызвать интерес и желание украсить елку. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: украшение и раскрашивание. Оборудование: соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, гуашевые краски, кисточки, тесьма для петелек, нарезанные на кусочки длиной 10-15 см, колпачок для дырочки. |
23,24 | Елка | Цель: продолжать учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики и прикреплять их к елочке, учить выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: украшение. Оборудование: соленое тесто, стеки, бисер для украшения, кисточки, картон. |
ЯНВАРЬ | ||
25,26 | Зимние забавы «Снеговик» | Цель: развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение, мышление, мелкую моторику; вырабатывать умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание. Практическая работа: 1 день: фон для снеговика. 2 день: рамочка для снеговика, лепка снеговика. Оборудование: цветное тесто, картон, кисточки, миска с водой. |
27,28 | Снежинки | Цель: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. |
29,30 | «Миска с апельсинами» | Цель: учить лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края, учить скатывать шары одинакового размера. Практическая работа: лепка апельсинов из цветного теста. Оборудование: цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. |
31,32 | Кулон «Сердце» | Цель: продолжать учить детей лепить поделку из солёного теста; расширять представление детей об изготовлении украшения "кулон" из теста. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: слоёное тесто; разнообразные формочки (сердечки, цветочки, звёздочки); крепёж (петелька) для кулона (это может быть скрепка, проволока); длинная лента или цепочка; краски гуаши, кисти, стаканчики с водой, салфетки, доски для лепки. |
ФЕВРАЛЬ | ||
33,34 | Подарок папе | Цель: вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким, развивать внимание, мелкую моторику. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра, картон. |
35,36 | Кошачья семейка | Цель: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. |
37.38 | Плюшки-завитушки | Цель: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. |
39,40 | Подарок мамочке | Цель: воспитывать у детей любовь и заботу к близким (маме, бабушке, вызвать желание порадовать их подарком; закреплять навыки лепки, развивать фантазию, воображение мелкую моторику. Практическая работа: 1день: лепка. 2день: раскрашивание. Оборудование: соленое тесто, картон, фломастеры, картон, мисочка с водой, кисточки. |
МАРТ | ||
41,42 | Гусеница | Цель: продолжать учить скатывать шары различных размеров (от большого к маленькому, учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера. Практическая работа: 1день: лепка листика из цветного теста. 2день: лепка гусеницы, раскрашивание. Оборудование: цветное тесто для листика (зеленое, белое тесто для гусеницы, гуашь, кисточки, стеки, фломастеры, вода. |
43,44 | Пчелка | Цель: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. |
45,46 | Подставка под Пасхальное яйцо | Цель: развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу. Практическая работа: лепка подставки из цветного теста. Оборудование: цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. |
47,48 | Рыбка | Цель: развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. |
АПРЕЛЬ | ||
49,50 | Ежик из шишки | Цель: учить детей формообразующему движению- скатыванию капельки, развивать умение при расплющивание капельки создавать форму листика, вырабатывать умение лепить мелкие детали, продолжать развивать композиционные умения располагая ежика на листе. Практическая работа: 1 день: лепка листика из цветного теста. 2 день: лепка ежика (туловище из шишки). Оборудование: цветное тесто (желтое, зеленое, мисочка с водой, шишка, стек, старый фломастер, мягкая игрушка. |
51,52 | Божья коровка | Цель: вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета. Практическая работа: 1 день: лепка божьей коровки. 2 день: раскрашивание. Оборудование: тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой. |
53,54 | Привидение | Цель: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. |
55,56 | Цветик-семицветик | Цель: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. |
МАЙ | ||
57,58 | Черепашка | Цель: вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета. Практическая работа: 1 день: лепка черепашки. 2 день: раскрашивание. Оборудование: тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой. |
59,60 | Ягода-малина | Цель: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. |
61,62 | Одуванчик | Цель: вырабатывать у детей, умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, развивать внимание, мелкую моторику. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра. |
63,64 | Клумба | Цель: познакомить детей с изделиями из соленного теста; научить детей проявлять фантазию в своих работах; развить моторику рук., воспитать любовь и уважение к труду наших предков. Практическая работа: 1 день: лепка. 2 день: раскрашивание. Оборудование: тесто, клей ПВА, шаблон, картон, стека. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детского сада №3 «Аленушка»
Рассмотрен и рекомендован Утверждаю:
к утверждению Приказ №___от________
протокол педсовета № от 30.08.2022 г. Заведующий МБДОУ
детского сада №3 «Аленушка»
____________ Штепа О.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка подготовительной группы
«Волшебный комочек»
на 2022-2023 учебный год
Воспитатель: Жданова И.В.
ст. Егорлыкская
2022г.
Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу.
«Константин Георгиевич Паустовский»
Пояснительная записка.
Одной из главных задач дошкольного образования является качественная подготовка детей к школьному обучению. Однако если ребенок, отправляясь в школу, уже умеет читать и может легко говорить, то это еще не является залогом успешного обучения. Ведь помимо этого ему придется много писать, рисовать, лепить и еще много чем заниматься в процессе обучения в школе. А успех в выполнении таких видов деятельности зависит от того, насколько совершенна тонкая координация кистей и пальчиков рук маленького школьника.
По данным научных исследований была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка.
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Аннотация.
Кружок по тестопластике «Волшебный комочек» помогает ребёнку проявить свои художественные творческие способности, стимулирует развитие памяти, активизирует мыслительные процессы, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда, развивает конструктивное мышление, художественный вкус.
Программа кружка соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ. Она содержит:
Цель: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
1)образовательные:
- расширять кругозор по декоративно-прикладному искусству.
2) развивающие:
- раскрывать интеллектуальные и творческие способности через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;
3) воспитательные:
- воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество
- воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки, к малым скульптурным жанрам
- воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
- приучать к оценке и самооценке деятельности.
Принципы:
Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
Обогащения сенсорного опыта.
Последовательности и систематичности.
Личностно-ориентированный подход.
Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
Технологии:
- Игровое обучение
- Принцип индивидуального подхода.
Методы:
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический.
Интеграция образовательных областей:
- Познание: ознакомление с окружающим миром, приобретение и закрепление знаний о растительном и животном мире.
- Коммуникация: развитие речи, умение рассказать о работе, делать выводы, высказывать свое мнение.
- Здоровье: физкультминутки.
- Социализация: воспитание дружеских взаимоотношений, решение проблемных ситуаций.
- Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
- Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
- Труд: участие в совместной трудовой деятельности, воспитание бережного отношения к используемым материалам и инструментам.
Режим занятий:подготовительная группа – количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятий. В год проводится 60 занятия. Длительность занятия в подготовительной группе – 30 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы проведения итогов в конце года реализации рабочей программы:
- Проведение выставок детских работ
Условия реализации программы:
- Согласие законных представителей детей на занятия в кружке .
- Наличие материально-технического обеспечения.
- Систематичность посещения кружка «Волшебный комочек».
- Регулярные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада.
Структура занятия:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приемы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Тесто для лепки:
Мука - 300г (2 чашки)
Соль – 3оог (1 чашка)
Вода – 200мл.
Способы приготовления теста:
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
Преимущество соленого теста:
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Планируемые результаты рабочей программы:
-знать историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
– соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– правила оборудования рабочего места;
– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
– понятие теплого и холодного цвета;
– уметь последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– уметь работать в коллективе.
Показатели художественно-эстетического и творческого развития детей дошкольного возраста:
- Общие показатели развития детского творчества и эстетических способностей и умений.
- Компетентность (эстетическая компетентность).
- Восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория).
- Проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни.
- Креативность (творчество).
- Инициативность.
- Способность к самооценке.
Перспективный план работы кружка
Месяц | Совместная деятельность взрослого и детей | |
тематика | цель | |
октябрь | 1.Осенний урожай 2. Редкие растения (Кувшинка)
3. Дерево береза- символ нашей Родины 4. Овощи на блюде
| Закреплять у детей знание обобщенных понятий «овощи», «фрукты», упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, для украшения поделки использовать стеки, природный материал, продолжать учить детей, смешивать на палитре новые цвета
Учить выполнять работу из соленого тести на картонной основе (отламывать небольшие кусочки теста и расплющивать на картоне), продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки, стебель, ствол) ; вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали. |
ноябрь | 1.Ох уж эти сказки (Мышка-норушка) 2.Съедобные грибы в наших лесах (лисички)
3. Как не навредить своему здоровью (осторожно мухомор)
4. Узоры на окне
| учить передавать в лепке сказочные образы; учить детей применять умения лепить овальную круглую форму при изображении предметов и животных; закреплять умение передавать характер формы Упражнять в лепке грибов конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка, развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке Закрепить умения выполнять работу из соленого тести на картонной основе. |
декабрь | 1.Веселые пингвины.
2.Елочка-красавица
3.Новогодние маски
4. Скоро Новый год
| Продолжать учить детей применять умения лепить овальную форму при изображении предметов и животных; лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, учим выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму. |
январь | 1. Мастерим снеговика 2.Лыжник
| Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу
Развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях |
февраль | 1.Оберег
2 Дымковская народная игрушка
3.Подарок папе 4.Солнышко | Вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы. Закрепить умения выполнять работу из соленого тести на картонной основе, развивать творческое воображение. Учить лепить самолет и танк конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета и танка, развивать любовь к близким. |
март | 1.Подарок для любимой мамочки
2.Повар
3. Первые цветы
4. Загадки подводного мира | Вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон, вырабатывать у детей умение заполнять круглый формат, закомпановав на нем цветок. Вызывать интерес к созданию композиций: «аквариум» и «подводный мир», развивать чувство формы и композиции; вырабатывать навыки смешивания необходимых цветов на палитре, закрепляем знания о теплых и холодных тонах. |
Апрель | 1. Веселый клоун
2. Цветик семицветик
3. Ракета 4. Подарок малышам | Развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу. Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения. Вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать еенеобходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки) ; учить передавать настроение средствами лепки. |
май | 1.Подарок ветеранам 2.Ангелочек 3. Сердечко Валентинка 4. Спорт и здоровье (спортивные медали)
| Развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях |
Ожидаемые результаты.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально и педагогом.
Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
Оригинальность предлагаемых художественных решений.
Окрепшая моторика рук.
К концу обучения дети должны знать рецепты приготовления соленого теста, теоретические основы цветоведения и светотени, должны уметь лепить по представлению отдельные предметы и натюрморты, фигуры человека, животных и птиц бытовые украшения.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов:
Обязательным условием эффективности работы в организации работы с детьми по художественному творчеству является диагностика «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту». Динамика формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности»
(таблица, отражающая индивидуальную динамику и степень формирования интегративного качества воспитанников уровнях и баллах)
Дата проведения:_________________________
Группа:__________________________________
Воспитатели:_____________________________
Старший воспитатель:____________________
Показатели динамики формирования интегративного качества
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
№ п/п | Ф.И.О ребёнка | Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем) | Проблемность как качество ума | Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации | Замысел в рисовании | Замысел в конструировании, лепке | Замысел в речевом творчестве | Всего баллов | Суммарный уровень | ||||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
16 | |||||||||||||||
17 | |||||||||||||||
18 | |||||||||||||||
Итого |
Команда специалистов делает вывод о том, какому уровню соответствуют достижения ребёнком планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определённом количестве баллов.
Низший уровень - 1-3 балла, низший – 4-6 баллов, средний – 7-9 баллов, высокий – 10 – 12 баллов
Распределение баллов по степени соответствия достижения ребёнком планируемых результатов (показателей) определённому уровню
Уровень | Более 2/3 показателей являются стабильными характеристиками, проявляются в разных ситуациях, остальные наблюдаются периодически, нестабильны | Более половины показателей, но менее 2/3, являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны | Менее половины показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны |
Высокий | 12 баллов | 11 баллов | 10 баллов |
Средний | 9 баллов | 8 баллов | 7 баллов |
Низкий | 4 баллов | 5 баллов | 6 баллов |
Низший | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Баллы выставляются в соответствующие графы таблицы «Показатели динамики формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные по возрасту».
Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Уровни | Высокий | Средний | Низкий | Низший |
Количество детей | ||||
Показатели % |
Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребёнка в соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества и вностися в графу «Суммарный уровень» 55 72 балла – высокий, 36 – 54 средний – уровень, 18-35 – низкий уровень, 1-17 низший уровень.
Список используемой литературы
1. И. Гусева СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2006.
2. Знатных Ольга, сост. Дородин Ю.Г. Мезенская роспись. – М. Мозаика-Синтез, 2003 г.
3. Кискальт И. «Соленое тесто» - М. Провиздат, 2004 г.
4. Поделки и сувениры из соленого теста – ткани, бумаги и природных материалов. – М. «Мой мир» 2006 г.
5. Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. – М. Эксмо, 2003 г.
6. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
7. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста.- Издательский дом « Цветной мир».-2012
8. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста.- ООО ТД «Издательство Мир книги» - 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...