Мастер-класс для воспитателей "Работа с глиной в пластовой технике"
методическая разработка

Анотация программы, этапы работы с глиной.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс «Знакомьтесь- «Креативная мастерская» Подготовил: Педагог-организатор Бачурова Н.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Слайд 2

Цель мастер – класса: Передача опыта работы с глиной. Задачи: Знакомство с работой по программе «Креативная мастерская», модуль: «Волшебная глина»; Показать опыт работы по использованию л епки из глины, в технике целого пласта; Способствовать повышению уровня активности педагогов по использованию лепки из глины в МДОУ.

Слайд 3

Содержание рабочей программы включает четыре направления детской деятельности, распределено по 4 модулям: 1. Модуль «Королевство иголочки» - 1 и 3 неделя месяца (14 часов); 2. Модуль «Волшебная глина» - 2 и 4 неделя месяца (14 часов); 3. Модуль «Петелька» - 1 и 3 неделя месяца (4 часа) - с апреля по май месяц: 4. Модуль «Юный столяр» - 2 и 4 неделя месяца (4 часа), что соответствует комплексно-тематическому планированию. Форма организации образовате6льной деятельности: очная, подгрупповая, индивидуальная. Численный состав подгруппы - не более 12 человек. Формы проведения занятий: - теоретические; - практические; - выставки; - творческие отчеты. Срок реализации программы - 2 года. Объём программы (72 часа). Программа состоит из двух уровней: Первый год обучения (дети 5-6 лет); Второй год обучения (дети 6-8 лет), занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

Слайд 4

Модуль «Волшебная глина» Образовательные задачи (программные): - историю возникновения гончарного искусства - создание условий для получения детьми знаний и умений при работе с природным материалом – глиной; -активизировать знания детей о традициях и обычаях гончарного народного творчества; - формировать образно-пластические навыки и образно-пластического и объёмно-пространственного мышления; - формировать навыки лепки в различных техниках: техника из целого куска глины; техника «жгутования»; техника из пласта; гончарный круг. Развивающие задачи: - развивать у детей тонкую моторику рук в отдельных операциях по работе с глиной, глазомер, чувства гармонии и красоты; - развивать навыки наблюдательности и умения самостоятельно определять задачи работы в их логической последовательности; - развивать творческое воображение; - развивать зрительную память, пространственное воображение, художественно-пластические способности. - развивать опыт в создании новых форм, образцов в поиске новых решений. - совершенствовать навыки практических действий с глиной, гончарным кругом в парах, малых группах, с родителями, при совместном творчестве. Воспитательные задачи: - продолжать формировать художественный вкус и восприятие на примерах традиционного гончарного искусства; - воспитывать отзывчивость, понимание и доброжелательное отношение.

Слайд 5

Лепка из глины способствует развитию личности ребёнка, развивает его эстетически. Он учится видеть, чувствовать, созидать по законам красоты собственные замыслы, проявлять свою индивидуальность в художественной форме. На занятиях лепкой у детей вырабатываются волевые качества, сосредоточенность и целеустремлённость в работе.

Слайд 6

Способы применяемые в лепной работе: Конструктивный (лепка по частям) – работа идёт от частного к общему: изделие лепится из отдельных частей (как из деталей конструктора), начиная с крупных и переходя к мелким. Части (одинаковые, похожие, различные) присоединяются к изделию постепенно и так, чтобы швов не было видно. Конструктивным способом можно лепить сложные работы со многими деталями. Этот способ лепки дети осваивают раньше остальных способов. Пластический (лепка из целого куска глины) – изделие формируются из одного куска глины путём вытягивания, оттягивания, загибания, вдавливания, скручивания, сминания , придавливания и др. Работа идёт от общего к частному: сначала лепится форма-основа, а потом она дополняется мелкими деталями (они вытягиваются, прищипываются и т. д.). Этим способом передают образы условно – лепят самые простые фигурки. Комбинированный (смешанным), наиболее универсальным по своим возможностям – в одном изделии сочетаются конструктивный и пластический способы лепки. Чаще всего крупные детали лепятся пластическим способом, а мелкие – конструктивным. Этот способ больше подходит для создания композиционных работ

Слайд 7

Приёмы лепки из глины: Скатывание – кусочек глины превращается в шар путём его катания между ладонями или по рабочей поверхности. Раскатывание – кусочку глины придают цилиндрическую форму: кладут между ладонями, слегка прижимают, после этого с надавливанием и формированием жгута лепят тонкую «колбаску». Сплющивание – кусочку глины придают форму диска или лепёшки: сначала скатывают шар или жгут, затем слегка его прижимают ладонями к столу или между ладонями, придавая форму. Прищипывание – соединёнными большим и указательным пальцами захватывают кусочек глины и слегка вытягивают, придавая нужную форму. Отщипывание – соединёнными большим и указательным пальцами отделяют маленький кусочек глины от большого куска: сначала прищипывают, затем отрывают. Вдавливание – нажатием пальцами на глине делают углубления. Разрезание – кусок глины делят на части с помощью стеки.

Слайд 8

Приёмы лепки из глины: Заострение – оттягивают пальцами один конец жгута и раскатывают, чтобы он стал острым. Соединение – детали прикладывают и придавливают друг к другу: на соединяемых частях делают насечку в виде сеточки стекой, ножом или зубочисткой (для мелких форм), затем промазывают шликером ; присоединяют примазыванием с двух сторон (глину с верхней части заглаживают вниз) стекой или влажным пальцем; в некоторых случаях (при изготовлении посуды и др.) для соединения частей изготавливают отдельный жгутик, который при наложении в месте соединения заглаживают вверх и вниз. Заглаживание – кончиками пальцев или увлажнённой губкой сглаживают шероховатости, исправляют неровности, создают плавный переход от одной детали к другой. Освоение этих приёмов позволит ребёнку довольно быстро начать творить самостоятельно и создавать различные образные решения изделия.

Слайд 9

Приготовление глины для лепки. Основные этапы работы с глиной Перед работой природную глину надо тщательно подготовить. Для начала разбить на очень маленькие кусочки, высушить и залить горячей водой. Когда она набухнет, ее следует выложить на стол, застеленный тканью, и периодически переминать и переворачивать. Когда лишняя вода уйдет, материал будет готов к работе. Готовую глину проминают небольшими кусочками, которые затем скатывают в шар, расплющивают его в лепешку, тщательно разминая пальцами и удаляя, если есть, все комочки. После этого пласт глины сворачивают в рулон. Все эти действия повторяют 5 раз. Далее глину необходимо отбить, постукивая по ней ладонями и перебрасывая из одной руки в другую. Делать это нужно в течение 5—10 мин. Следующий способ немного похож на первый. В данном случае тесто необходимо скатать в шар и со всей силой ударить его об стол, чтобы он сплющился, после чего кусок теста надо разрезать на две части при помощи струны . Итак, воспользоваться можно любым из приведенных способов. Если же обжига не предполагается, то приминание теста можно упростить. Готовое тесто хранят, завернув во влажную ткань и упаковав в полиэтиленовый пакет, в прохладном месте. Готовая для лепки глина должна быть пластичной, мягкой, чистой, отбитой.

Слайд 10

Сушка изделия После лепки поделку надо высушить и обжечь, чтобы придать изделию прочность. Во время сушки большая часть воды испаряется, поэтому данный процесс должен протекать равномерно и постепенно, иначе поделка деформируется или расколется. Время сушки зависит от размера изделия. При комнатной температуре поделка сушится в течение 1–2 недель. Обжиг изделия При обжиге испаряется оставшаяся часть влаги, затем запускается процесс остекловывания , и глина становится жесткой, прочной и неспособной присоединять воду. В настоящее время для обжига удобно использовать электрические муфельные печи, которые бывают различных размеров и не требуют установки специальной отдушины.

Слайд 11

Пластовая техника ТЕХНИКИ ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ Спиральная техника из жгутов (жгутовая техника) жгутовка Лепка из целого куска глины Работа на гончарном круге

Слайд 12

Пластовая техника Формование из пластов плоских фигур выполняют при помощи скалки , на рабочей поверхности, покрытой хлопчатобумажной тканью, раскатывают глину скалкой, поворачивая пласт глины с одной стороны на другую (как тесто), до толщины в 3–5 мм ровно раскатывают пласт от центра к краям, периодически слегка смачивая руки. Раскатанный пласт должен получиться без складок. ТЕХНИКИ ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ

Слайд 13

Пластовая техника Лепка из полос (лент) выполняется в следующей последовательности: 1. П о трафарету вырезают ножом нужные фигурки. Полученные фигурки оформляют дополнительными деталями, либо создают рисунок с помощью продавливания стекой или иглой. 2. Н арезают пласт на ленточки шириной до 3 см, а после соединяют их в изделие. Первую полоску укладывают на основание с насечкой, к ней присоединяют следующую, а в месте соединения делают ещё одну насечку (внутри ), затем на эту насечку с внутренней стороны кладут тонкий жгутик, а шов замазывают. Все последующие полосы присоединяются также, они постепенно «вырастают» в задуманную фигуру.

Слайд 14

Примеры работ в пластовой технике

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс "Разноцветные ладошки"по изготовлению поделок, выполненных в технике «Аппликации из ладошек».

Мастер - класс был проведен на секции педагогов художественно-эстетического направления.  Вместе с педагогами мы отправились в путешествие по Стране Мастеров и остановились в городе "Разноцветных...

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

Цель: развитиe художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей  через использование нетрадиционных техник рисования. ...

Мастер-класс по созданию коллективной композиции "Салют победы" в технике батик с детьми средней группы.

Художественно- творческая деятельность детей средней группы по созданию коллективной композиции «Салют Победы» в нетрадиционной технике  росписи по ткани – узелковый батик.Мастер-класс представле...

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

Цель: Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.Задачи:1. Формировать у родителей  умение организовывать совместную творческу...

Мастер- класс для педагогов "Лепим из глины"

Мастер - классдля педагогов«Лепим из глины»Глина – это вид горной породы, представляющий собой мелкозернистую пыль в сухом состоянии, а вязкую и пластичную структуру в увлажненном. С...

Мастер-класс для педагогов "Лепка из глины в детском саду. Дымковская игрушка"

Содержание мастер-класса, проведенного с коллегами....