статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»
статья по аппликации, лепке

Шестерина Анна Вячеславовна

 

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Всестороннее развитие и представление об окружающем мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Именно с помощью этого восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Для того, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №67»

компенсирующего вида

г. Дзержинск.

Адрес: бульвар Победы,18 А;    тел: 26-47-49

Е – mail:ds67@ uddudzr.ru

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 

«Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»

                                                                                    Выполнила: воспитатель

                                                                                    Шестерина Анна Вячеславовна

Дзержинск 2023г.

Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Всестороннее развитие и представление об окружающем мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Именно с помощью этого восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Для того, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Функция человеческой руки неповторима и универсальна.

В. А. Сухомлинский писал о том, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата характерна моторная неловкость, слабая координация движений. У таких детей страдает зрительно моторный компонент двигательного навыка, плохо ориентируются на листе бумаги, в пространстве, в связи с чем снижается качество выполняемых работ.

Отмечаются нарушения сокращения и расслабления мышц рук, пальцев, ладони могут быть постоянно сжаты в кулаки.

Дети с ДЦП не могут без помощи взрослых выполнять действия, с которыми обычные дети справляются самостоятельно (не могут самостоятельно удерживать предметы, выполнять необходимые манипуляции с пластилином, клеем, красками, заполнять пространство внутри листа бумаги или контура).

У всех детей данной категории ведущими являются двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций), которые могут иметь различную степень выраженности. Двигательные нарушения у детей имеют различную степень выраженности:

- при тяжелой степени двигательных нарушений дети не владеют навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, они не могут самостоятельно обслуживать себя;

- при средней (умеренно выраженной) степени двигательных нарушений дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.), т.е. самостоятельное передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук;

- при легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики. Особенности двигательного стереотипа обычно складываются к 3-м годам, в некоторых случаях дети могут перейти к самостоятельной ходьбе в более поздние сроки.

Проблема развития мелкой моторики рук на занятиях по изо деятельности в настоящее время очень актуальна, т.к. именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики.

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук является главным стимулом развития ЦНС, всех психических процессов, а также речи.

Наиболее эффективной и доступной формой развития мелкой моторики рук является лепка.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и, по мере необходимости, изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, две руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой и карандашом).

По ходу укрепления пальцев развивается и речь ребенка. Для того чтобы он прогрессировал необходимо менять задания, начиная с простого к сложному, добавляя новые приемы, подразумевающие задействование разных движений рук. В процессе работы необходимо отрабатывать разные приемы лепки: раскатывание, прищипывание, сплющивание материала.

Одной из специфических черт лепки является ее тесная связь с игрой. Фигурки, выполненные в объеме, сами по себе стимулируют детей к игровым действиям с ними.

Построение организованной образовательной деятельности в игровой форме углубляет у детей интерес к лепке, способствует общению и взаимодействию со взрослыми и другими детьми. В ходе занятий по лепке дети знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира, обучаются родному языку, знакомятся с произведениями художественной литературы, наблюдают за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур всегда творческий процесс. Так, простой комок глины маленькому ребенку в процессе лепки представляется мячом, солнцем, яблоком. А согнутый глиняный столбик – веткой, хоботом, змеей, дорогой. Занятия лепкой позволяют детям обогащать свой сенсорный опыт, познавая свойства материала, из которого они лепят.

Лепка позволяет развивать в детях различные качества, такие как умственная активность, творчество, художественный вкус и многие другие. Все эти качества служат хорошей основой для формирования в последующем социально-активной личности ребенка.

Выполненные работы лучше объединять в коллективные композиции: неваляшки водят хоровод, зайчики на полянке, угощение для куклы, мишки и зайчика. Вызвать радость от восприятия результата общей работы.

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал для лепки, тем активнее у него развивается общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, допустим в рисовании человека малышу нужно всего дорисовать ноги, а в лепке необходимо слепить ноги, и чтобы человечек на них стоял, необходима большая сообразительность. Занимаясь лепкой, ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать получившейся красоте.

В раннем возрасте доступно овладение приемами работы с мягким пластическим материалом, который легко поддается воздействию рук: восковой пластилин, соленое тесто, глина, мокрый песок, снег.

Для развития мелкой моторики рук очень полезна лепка из солёного теста. Кристаллики соли, которые находятся в тесте, раздражают нервные окончания пальцев и тем самым воздействуют на участки мозга, которые отвечают за формирование речи.

Игры с солёным тестом особенно полезны для детей с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. Они обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребёнка; подготавливают руки к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной, активизируют мелкую моторику рук; способствуют развитию воображения памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка; формируют эмоциональный и речевой контакт с взрослыми; стимулирует пониманию речи и активную речь самого малыша; приручают ребенка к аккуратной работе за столом.

Знакомя детей с лепкой из солёного теста, я предлагаю детям:

1. Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (например, глазки).

2. Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски, шарики ладошкой и каждым из пальчиков.

3. Делать отпечатки ручек детей, пальчиков, палочек.

4. Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).

Мы использовали следующие приемы лепки:

Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Отщипывание — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:

• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

• синхронизировать работу обеих рук;

• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.-М.: УЦ Перспектива, 2014.
  2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 304 стр
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: вторая группа раннего возраста. — М.:
    МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 112 с.
  4.  Обучение и творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Педагогика, 1990.
  5.  Григорьева Г.Г. Пракикум по изобразительной деятельности дошкольников.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
  6. Григорьева Г.Г. и др. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. Просвящение, 2003 – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития двигательных функций с применением нестандартного оборудования у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата наиболее доступный и эффективный - игровой метод.  Он даёт возможность в полной мере воздействовать на ребёнка, раскрывать  компенсатор...

Статья по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей...

Консультация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики с детьми раннего возраста через различные виды деятельности"

Мелкая моторрика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног....

Статья на тему: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивн...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в группе раннего возраста для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В статье описывется взаимодействие участников педагогического процесса при организации работы в группе раннего возраста для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....

Статья на тему "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

В статье представлена информация по особенностям мелкой моторики у детей раннего возраста и предложены варианты развития ее посредствам игр....