Нетрадиционные способы рисования
опыты и эксперименты по аппликации, лепке (младшая группа)

Акимова Марина Николаевна

Монотипия.

Сложить лист бумаги пополам, затем нанести цветовые пятна на одну половинку сложенного листа. Еще раз лист сложить, плотно прижимая обе половинки. Далее лист раскрывается. Цветовое пятно, полученное от смешения нескольких цветов, дорисовывается до определенного образа. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.

 Диатипия.

 На листок бумаги наносятся цветовые пятна, листок прикладывается к другому, разглаживается и в определенном направлении отрывается от основного. Нанесенные таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости. Рекомендуется для всех возрастных групп, начиная с раннего возраста.

 Акватипия.

На обработанный лист оргстекла наносится краска (преимущественно акварельная), замешенная с мылом. На подсыхающую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдернуть лист по стеклу – оттиск будет интереснее. Полученное изображение доводится до определенного образа. Можно использовать во всех возрастных группах начиная с раннего возраста.

 Кляксография.

 На лист бумаги поставить большую яркую кляксу (тушью, акварелью), чтобы капля кляксы была «живой». Можно потрясти лист, тогда она начнет двигаться; подуть на кляксу (лучше из соломинки или трубочки от сока), и она «побежит», оставляя след. Можно сверху капнуть другим цветом и тоже раздуть. Получившееся изображение доводится до образа. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах, начиная с 2-3 лет.

Линотипия (цветные ниточки).

Потребуется одна или несколько ниточек длиной 25- 30 см. Сложить лист бумаги пополам, а затем разбросать в произвольном порядке предварительно выкрашенные цветными красками ниточки на одну половинку сложенного листа. Затем обе половинки складывают, один конец ниточки(чек) должен оставаться снаружи, плотно прижимают и аккуратно разглаживают. Прижимая сверху одной рукой, другой резким движением ниточки выдергивают. Полученное изображение следует довести до образа. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование по мятой бумаге.

На смятую в комок бумагу наносят цветовые пятна, затем аккуратно расправляют. При закрашивании в местах сгибов краска становится более интенсивной, темной. Проявляется так называемый эффект мозаики. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

 Рисование двумя красками.

На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс – серая, а на кончик – белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста 

Рисование двумя кисточками.

 Краску наносят на две кисточки, затем кисти берут в одну руку, мазок выполняется двумя кисточками одновременно, что позволяет передать элементарный объем. Для всех возрастных групп начиная с 2-3 лет.

 Рисование восковыми мелками.

На чистый, сухой лист бумаги наносится контурное изображение с помощью восковых мелков. Акварелью заполнить участки, образованные от линий, нанесенных мелками. В результате получается изображение, напоминающее технику холодного батика, где присутствует четкий контур, образованный рисунком восковых мелков, и нежные, прозрачные цветовые пятна, подчеркивающие содержание образа, характер контура. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Пальцеграфия.

Рисунок наносится пальчиками, боковой частью ладони, кулаком. Рисовать полностью ладошкой нежелательно, поскольку частое рисование ладошкой приводит к появлению сухости кожи. Техника пальцеграфии используется только в отдельных случаях, фрагментарно. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста .

 Силуэтное рисование.

Изображение выполняется одним цветом, контрастным по отношению к фону. Как правило, рисунок получается из пятна, которое дорисовывается путем добавления деталей до получения целостного силуэта, напоминающего предметы, объекты. Для всех возрастных групп начиная с 2-3 лет.

Невидимые картинки.

 Рисунки получаются после дорисовывания каракуль, появившихся в результате рисования с закрытыми глазами. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Печатки и штампы

 выполняются из овощей и фруктов, путем вырезания из них определенной формы. С помощью штампов и печатей можно получить ритмичный рисунок, узор, орнамент. В качестве печатей могут выступать крышки от пластиковых бутылок и ластики. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Тампонирование.

Изображение получается в результате наложения на лист бумаги трафарета, внутренняя часть которого заполняется краской с помощью губки или тампона, или свободно используются тампон, губка в качестве изобразительного инструмента. То есть рисунок создается благодаря отпечаткам, полученным от соприкосновения тампона с поверхностью листа бумаги. С помощью данной техники можно достигнуть эффекта размытости контура. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

 Простая гравюра на картоне.

 На картон наклеивают отдельные детали целостного образа, причем некоторые детали — многослойно, чтобы получить неровную, неоднородную поверхность. Затем картон покрывают слоем гуаши или темперы. Пока не высохла краска, к картону плотно прикладывают чистый лист бумаги. Чтобы получился четкий оттиск, необходимо по листу прокатать скалку. Получается печатное изображение. Данная техника позволяет многократно использовать картонную заготовку для получения изображения. Для всех возрастных групп начиная с 2-3 лет.

 Рисование мылом.

На кусок мыла нанести краску. Круговыми движениями кисти сделать цветную пену, которой покрыть лист бумаги, предварительно смоченный водой. Высыхая на бумаге, пена создает определенную фактуру, которая может использоваться при изображении моря, снега, пожухлой травы, облаков и т.д. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование солью.

Выполнить фон, на который насыпать соль. Соединяясь с краской, соль оставляет белый ореол, который может создавать эффект падающего снега, многочисленных цветов на лугу, песочного берега и т. п. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

 Рисование манкой.

 Манкой, как и солью, посыпают подготовленный фон. Но в отличие от соли она не растворяется, а формируется в комки, из-за чего образуется фактурное пятно, которое может преобразоваться в скалу, пышную траву, гроздья сирени и т.д. Для всех возрастных групп начиная с 2 лет

 Рисование зубной пастой.

 Зубная паста выступает в качестве красящего вещества. Изображение получается таким же способом, как в технике диатипия. Зубную пасту наносят на небольшой листок бумаги, после чего его прикладывают к основе, затонированной темными оттенками (темно-синий, темно-коричневый, черный, темно- зеленый). Оттиски зубной пасты позволяют создать сельский (зимний), морской пейзаж, стилизованный портрет, натюрморт, поскольку их фактурность сама по себе интересна и выразительна. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование с помощью пищевой пленки

 используется в основном для создания фона. На смоченный водой лист бумаги наносится акварель или жидкая гуашь, после чего весь лист, пока он еще остается влажным, покрывается пищевой пленкой. При этом пленка не должна расправляться. Чем больше она имеет мятый вид, тем интереснее получаются оттиски. Как только высохнет лист, с него снимается пленка. Образовавшиеся от нее следы могут служить самостоятельным фоном, а могут быть частью образов. Рекомендации к использованию: во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста.

Техника рисования тканью.

Принцип выполнения этой техники тот же самый, что и с пленкой, но краску наносят как на лист бумаги с последующим оттиском ткани, так и на саму ткань. При этом смачивают ткань водой, чтобы краска постепенно расплывалась по листу бумаги, меняя свою насыщенность. Для всех возрастных 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по рисованию нетрадиционным способом (рисование тычком + проступающий рисунок) средняя группа "Путешествие в зоопарк"

Конспект открытого занятия по рисованиюнетрадиционным способом(рисование тычком + проступающий рисунок)средняя группа«Животные нашего зоопарка». составила Кузнецова Светлана Владимировна Пут...

Конспект по рисованию в 1 младшей группе Тема: «Колёса для поезда» (нетрадиционный способ рисования)

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Колокольчик»     Конспект непосредственно- образовательной деятельности по рисованию в 1 младшей группе «Винни- пух»Тема: «Колёса для поезда» (нетрад...

Семинар-практикум для родителей на тему: "Волшебное рисование всей семьей" Нетрадиционные способы рисования.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Э...

Рисование медведя (нетрадиционный способ «Рисование тычком»)

В данном конспекте предложен нетрадиционный способ «Рисование тычком», который знакомит детей с  нетрадиционными средствами рисования, используя губку и гуашь....

Конспект образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционного способа рисования - метода кляксографии

Цель: Развивать интерес к окружающей природе, изображению цветов, используя нетрадиционную технику «живопись по сырому»,кляксография.Задачи: Сформировать изобразительные умения и навыки в работе с нет...

Нетрадиционные способы рисования. Рисование пеной для бритья.

Нетрадиционные способы рисования. Рисование пеной для бритья.Нетрадиционные техники рисования развивают у детей креативное мышление, воображение, мелкую моторику, а так же снимает психоэмоциональное н...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...