Конспект по художественно-эстетической деятельности - пластилинография "Золотая рыбка" для детей дошкольного возраста 3-4 года.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

Харькова Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №4 г. Сочи

КОНСПЕКТ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РИСОВАНИЮ  

 ТЕМА: «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ - НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-й ГОД ЖИЗНИ).

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

РАЗРАБОТАЛ: Харькова Наталья Викторовна

ВОСПИТАТЕЛЬ МДОБУ детский сад № 4 г. Сочи

г. СОЧИ, 2021 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сценарий образовательной деятельности «Пластилинография – нетрадиционная техника рисования «Золотая рыбка» разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования для детей дошкольного возраста МДОБУ детского сада № 4              г. Сочи с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Данная образовательная деятельность ориентирована на младших дошкольников (2-3 года) и носит интегрированный характер.  Его отличительной особенностью является то, что реализация задач достигается средствами разных видов совместной деятельности с детьми. При этом каждый вид деятельности ориентирован на решение своей конкретной задачи.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел.

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, прикладывания, прижатия, растирания пальчиками пластилина, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые шедевры.

Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста. 

Образовательные области: художественно – эстетическое развитие

Раздел программы:    художественно – эстетическое развитие

Виды деятельности: 

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

Трудовая

Музыкальная

Изобразительная

Интеграция  образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Цель:

- формировать представление о строении рыбки;

- формировать у детей интерес к лепке;

- активизировать речевые процессы;

- познакомить с новой техникой - пластилинографией;

- формировать у детей умение доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия;

- воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции.

Задачи:

Образовательные: ·

- закреплять умение отщипывать маленькие комочки пластилина от основного куска, скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальцами в виде шариков или на себя и от себя в виде колбаски;

- учить приемом надавливания указательным пальцем «чешуйки», «водоросли» и др. рядом друг с другом, прикрепляя их к основе;

- закреплять знания об основных цветах, формах (учить сравнивать их с другими предметами).

Развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- развивать усидчивость, собранность, старательность, аккуратность;

- развивать память, мышление;

- развивать речь (фразовую речь при ответах, расширить словарный запас);

- развивать умение внимательно слушать воспитателя;

- развивать слуховое восприятие в сочетании музыки и звуков природы (шума моря, голоса птиц);

- развивать стремление к совместным играм, отгадыванию загадки;

- способствовать развитию эстетического восприятия.

Воспитательные:

- прививать интерес к творческой деятельности;

- воспитывать любовь к рыбкам и желание ухаживать за ними;

- воспитывать аккуратность и усидчивость в работе;

- воспитывать эмоциональный отклик на красоту рыбки.

Используемые методы, приемы и технологии:

Технологии (какие используются)

Как и где используются

(кратко описать)

Системно – деятельностный подход

В течение всей ООД

Здоровьесберегающие технологии

Пальчиковая гимнастика «Рыбка», физминутка

Личностно-ориентированные технологии

В течение всей ООД

игровая технология

Загадывание загадки

технология портфолио дошкольника и воспитателя

Рассматривание рисунков с предыдущего занятия по нетрадиционному рисованию ладошкой и пальчиком «Золотая рыбка»

информационно-коммуникационные технологии

Рассматривание иллюстраций (фото рыбки, пластилинография «Рыбки»)

Музыкальный

Заслушивание аудиозаписи шума моря, голоса птицы в сопровождении с музыкой.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный

Раздаточный

1

Аудиозапись шума моря, голоса птицы в сопровождении с музыкой

1

Картонные заготовки с изображением рыбки с водорослями

2

Устройство для прослушивания аудизаписи.

2

Доски

3

Иллюстрации (фото рыб, пластилинография «Рыбки»)

3

Пластилин

4

Модель, вылепленного заранее образца рыбки, с незаконченным украшением.

4

Стеки

5

Мольберт

5

Салфетки бумажные для рук

Предварительная работа:

На предыдущих занятиях дети ознакомились с  темой «Водный мир и их обитатели»: понаблюдали за рыбками в аквариуме детского сада; изучили название моря в Сочи и реки, рядом с которой, расположен наш детский сад, название города, в котором живём; нарисовали красками рыбку и водоросли в аквариуме, путём прикладывания ладошек и пальчиков к бумаге; заслушали сказку «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; просмотрели иллюстрации рыб (фотографии, рисунки, пластилинография); узнали о строении рыбки, где живёт, чем питается. На уроках ФЭМП ребята знакомились с простыми геометрическими фигурами, изучали и закрепляли названия цветов; счёт один, много.

Активизация  словаря:  

- расширить словарный запас детей на основе обогащения представлении о ближайшем окружении;

- учить детей находить сходство и различие между предметами, опираясь на их внешний вид и их назначение.

- учить детей вводить в речь новые слова, используя правильное построение предложений.

Способы организации воспитанников: подгрупповой

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I этап – мотивационный (вводная часть):

Воспитатель:

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

Замечательно! От ваших улыбок в группе стало светлее.

Ребята, мы сегодня с вами будем рисовать пластилином, а кого, догадайтесь сами, отгадав мою загадку.

Содержание

(вопросы воспитателя

по ходу ОД)

Предполагаемые ответы детей по ходу ОД

Обратная связь на высказывание детей

Примечания, пояснения,

виды детской деятельности

1

Загадка:

«Я живу на глубине,

В морской, речной воде.

Под водой дышать умею,

Но не говорю.

Рот я часто открываю,

Это я так дышу.

Чешуя блестит красиво,

Кто же я? Конечно…»

Рыба

Молодцы! Отгадали загадку!

Коммуникативная

2

Дети, а где живут рыбки?

В реке, море, океане, озере.

Я с вами согласна!

Коммуникативная

3

А где ещё могут жить рыбки?

В аквариуме

Правильно!

Коммуникативная

4

Они живут у нас в саду? (Подсказка)

В аквариуме

Правильно!

Коммуникативная

II этап - планирования:

Содержание

(вопросы воспитателя по ходу ОД)

Предполагаемые ответы детей по ходу ОД

Обратная связь на высказывание детей  

Примечания, пояснения,

виды детской деятельности

1

2

3

4

5

1

Ребята, давайте посмотрим на картинки с рыбками! Сколько здесь рыб?

Много.

Много!

Коммуникативная

2

Обратите внимание, какая здесь самая красивая, яркая рыбка? Она похожа на рыбку из сказки

Да

 (после прикосновения указкой на одну из рыбок).

Конечно, дети, это самая красочная рыбка, потому что это

Коммуникативная

1

2

3

4

5

«О рыбаке и рыбке». Я вам ее показывала на картинке.

«Золотая рыбка»

3

А каким цветом она?

Оранжевая.

Молодцы!

Коммуникативная

4

Определим что есть у рыбки и чем она покрыта?

У рыбок есть туловище. У неё есть чешуйки, плавнички, хвостик, глазки, ротик.

Да, есть!

Коммуникативная

5

А где рыбка любит прятаться?

В камушках, водорослях.

Правильно!

Коммуникативная

6

Детки, вспомните, как называется море в г. Сочи

Чёрное.

Умницы!

Коммуникативная

7

А как называется река, которая протекает рядом с нашим садиком

Мацеста.

Да! Мои хорошие!

Коммуникативная

8

А вы плавали на море или на речке?

Я! Да!

Молодцы!

Коммуникативная

9

А как плавали?

Дети показывают движениями частей тел.

Здорово!

Коммуникативная

10

Ребят, у вас на столах лежат рыбки «Золотые», но они потеряли окрас. Давайте с вами слепим красивые рыбки и поселим их  в аквариум нашей группы?

Давайте.

Давайте!

Коммуникативная

Мы вместе украсим наших рыбок разноцветными чешуйками и прикрепим им глазки. Но, сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

 «Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть. (Плавные движения сложенными кистями)

Рыбка, рыбка — озорница, (погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок  ладошками)

Рыбка спинку изогнула, (выгнуть кисти)

Крошку хлебную взяла, (имитируем захват)

Рыбка хвостиком махнула, (имитировать движение хвостиком)

Рыбка быстро уплыла. (быстрые движения сложенными кистями).

III этап - реализации: способствуем реализации детского замысла

 Дети делятся на подгруппы по 10-12 человек. Воспитатель на модели, вылепленного заранее образца «Золотая рыбка», заканчивает украшение.  Самостоятельная деятельность детей. Звучит музыка в сопровождение со звуками природы (шум моря, голос птицы).                                                      Дети отщипывают маленькие комочки пластилина от основного куска, скатывать кусочки пластилина (жёлтый, красный или оранжевый цвета) кругообразными движениями между пальцами в виде шариков и  приемом надавливания указательным пальцем выкладывают «чешуйки» рядом друг с другом, прикрепляя их к основе; затем по такой же технологии выполняется глаз, рот; далее - плавнички (указательным пальцем растирают пластилин от туловища рыбки); водоросли выполняются  в виде раскатывания колбаски ладошками на себя и от себя, прикладывания и растирания с низу вверх, в стороны (можно светло-, темно-зелеными цветами пластилина.

 №

Содержание

(вопросы воспитателя по ходу ОД)

Предполагаемые ответы детей по ходу ОД

Обратная связь на высказывание детей  

Примечания, пояснения,

виды детской деятельности

1

2

3

4

5

1

Ребята, посмотрите много красивых рыб у нас получилось?

Да

Конечно!

Коммуникативная

1

2

3

4

5

2

А теперь вы готовы запустить ваши «Золотые рыбки в наш аквариум? (После ответа дети передают свои работы воспитателю. Воспитатель раскладывает «Рыб» на ватмане)

Да

Хорошо!

Коммуникативная

3

Вам понравились рыбки в нашем аквариуме?

Понравились

И мне тоже понравились! Мы все очень рады, что у нас в группе появился аквариум с красивыми «Золотыми рыбками». Спасибо вам, ребята за то, что вы сегодня очень хорошо потрудились! Вы все молодцы!

Коммуникативная

После выполнения ОД  дети выполняют физминутку.

Физминутка «Пять маленьких рыбок»:                                                           Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)                                                                                           Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)                                                                                        Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)                                                                                               Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)                                                                          Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)                                                                                   Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)                                                                                    Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)                                                                     Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Убегают).

IV этап - рефлексии:

Содержание

(вопросы воспитателя по ходу ОД)

Предполагаемые ответы детей по ходу ОД

Обратная связь на высказывание детей  

Примечания, пояснения,

виды детской деятельности

1

Ребята, расскажите, чем вы сегодня на занятии занимались?

Картинки смотрели, играли, отгадывали, лепили (рисовали)

Правильно!

Коммуникативная

2

С каким разноцветным материалом вы работали?

Пластилином

Молодцы! Правильно ответили. Занятие окончено.

Всем спасибо!

Коммуникативная

        

Используемая литература:

Название

Автор

Издательство

Год издательства

1

Пластилинография. Игры-занятия с детьми раннего возраста (2–3 лет) с тематическим планированием и методическими рекомендациями.

Рябкова Н.В. 

— М.: Школьная Книга

2020. — 128 с.: ч/б илл.

Используемые интернет ресурсы:

Название

Автор

Интернет ресурс

1

Загадка о рыбе

https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-ryb-dlya-detej-36-luchshix.html

2

Комплекс пальчиковых игр «Рыбка»

Самокиш Екатерина Петровна  

Dosholnik.ru

3

Тематическая подборка игр и упражнений для детей

Автор Давыдова Светлана Алексеевна.

Vospitatei.com.ua

4

Шаблон «Рыбка»

https://yandex.by/collections/api/links/

redirect/?url=https%3A%2F%2Fwww.

pinterest.ru%2Fpin%2F740349626216695480%2F

5

Фотографии и рисунки рыб.

Яндекс картинки.

6

8. Звуки природы-Шум Финского залива....mp3

Неизвестен

Beatspot.org


Результаты работ (фотоотчёты, заключения):

Ход работы

Примечание (ссылка)

Итог работ

Примечание (ссылка)

1

Приложение №1

20200207_091427.jpg

2

Приложение №2

20200207_112627.jpg

3

Приложение №3

20200205_073442.jpg

4

Приложение №4

20200207_112733.jpg

5

Приложение №5

20200207_112755.jpg

6

Приложение №6

20200207_112808.jpg

7

Приложение №6

20200207_114434.jpg

Таблица заполняется с приложением фотоматериалов после проведения занятия.

В процессе работы у малышей пробуждалась эмоциональная отзывчивость, что благотворно влияло на атмосферу занятия. Дети учились воспринимать окружающий мир и по-своему выражать свои чувства и эмоции. Занятие пластилинографией объединяло близкое общение воспитателя и ребёнка.               В процессе всего занятия вёлся непрерывный диалог с детьми.

Для развития речи детей раннего возраста 2-3 года, на занятие началось с весёлого стихотворения и загадки, что помогло эмоционально затронуть каждого ребёнка и увлечь его в творчество. Ведь детям раннего возраста очень важно, чтобы со стороны взрослого всегда были поддержка, одобрение, похвала. Подобное внимание сыграло на занятии сильную мотивацию, которая побудила их к деятельности и достижению результата.

Я и дети радовались новой поделке и их маленьким успехам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 лет

Рабочая программа музыкального руководителя разработана в сответствии с ФГОС, для проведения воспитательно - образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательной области "Худож...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА на 2015/16 учебный год образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" направление "Музыка" для детей дошкольного возраста(4-7 лет).

Рабочая программа по музыкальному воспитанию в детском саду "Берёзка" филиале МБДОУ детского сада №3 "Сказка",  разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...

Педагогическая программа по образовательной области" Художественное-эстетическое развитие" раздел "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста" "РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ"

В постоянно меняющем мире возрастают требования к детям как в умственном развитие, так и в психологическом развитии, что порождает ПРОБЛЕМУ: Агрессивное поведение, негативное отношение к окружающему м...

Педагогическая программа по образовательной области" Художественное-эстетическое развитие" раздел "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста" "РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ"

В постоянно меняющем мире возрастают требования к детям как в умственном развитие, так и в психологическом развитии, что порождает ПРОБЛЕМУ: Агрессивное поведение, негативное отношение к окружающему м...