Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на тему "День народного единства"
материал по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)

Григорьева Дарья Евгеньевна

День народного единства 4 ноября - один из самых патриотичных праздников в году, который обязательно нужно отмечать в детском саду. На занятии мы формируем понятие о России как многофункциональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии с собой. Воспитываем интерес к истории своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_narodnogo_edinstva_rossii.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе

на тему «День народного единства»

   Цель: Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории своей Родины.

   Программное содержание:

   -формировать понятие о России, как о многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой;

   -закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки);

   -развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;

   -развивать сообразительность, умение устанавливать связи, делать выводы и умозаключения;

   -воспитывать духовные ценности и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям, прославившим Россию.

   -дать первоначальные знания об истории праздника «День народного единства». Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе; контроль двигательной активности, обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе НОД.

   Оборудование: мольберт,  карта России, иллюстрации, пластилин, стеки, клеёнки, салфетки, цветной картон.

   Предварительная работа: рассматривание карты России; чтение с детьми стихов, рассказов о Родине, беседы о дружбе, о России, защитниках Отечества, о народных и государственных праздниках; чтение народных пословиц и поговорок, народных игр, слушание гимна Российской Федерации.

   Воспитатель: Ребята, вы любите праздники? (Ответы детей).

А какие праздники вы знаете? (Ответы детей).

    - Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но есть еще один замечательный праздник - День народного единства. Вся наша страна отмечает его 4 ноября. Я предлагаю вам послушать мой рассказ об этом празднике и историей его возникновения? (Ответы детей)

   Россия – великая и могучая страна. В ней проживают люди разных национальностей, в ней живут не только русские люди, но и многие другие национальности: осетины, черкесы, татары… Все национальности равны, имеют свою культуру. На ее территории много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей. Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину. Много лет тому назад наша Родина была занята врагами - поляками. Они грабили, разоряли нашу землю. В то время народы и города России не были едины и, поэтому, не могли справиться с врагами. Казалось, что Русское государство погибло. Но русские люди не могли и не хотели с этим мириться.

   И вот однажды осенью Кузьма Минин – обратился к гражданам Нижнего Новгорода с призывом собирать войско для борьбы с поляками. Весь народ отозвался на его призыв, встали на защиту своей Родины, а те, кто не мог участвовать в сражении несли деньги и драгоценности для того, чтобы купить еду, снаряжения для войско. Но Кузьма Минин не был военным человеком, и он решил обратиться к известному военачальнику к храброму и честному князю Дмитрию Пожарскому с просьбой встать во главе народного войска. Князь Дмитрий Пожарский согласился быть воеводой.

   При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.

   И поднималась Русь с колен.

   В руках с иконой перед битвой,

   Благословенная молитвой.

   Под звон грядущих перемен

    Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался как простой воин. И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было побеждено. Россия стала свободной, а ее народы едиными.

   В честь подвига Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, объединивших людей разных национальностей, богатых и бедных, в борьбе против общего врага, захватившего нашу страну много-много лет назад, установлен памятник, на собранные деньги народа. Посмотрите, какой величественный памятник! Поставили этот памятник в Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. Автор памятника – скульптор Иван Мартос.

   Воспитатель: Дети, вам понравился мой рассказ? Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского? Какими они были? (Ответы детей: они герои, смелые,  мужественные, храбрые, сильные, стойкие, любящие свою Родину). Правильно, дети.

   Минин и Пожарский –

   Русские герои.

   Минин и Пожарский

  Столицу взяли с боем.

  Смогли они народы на подвиг вдохновить,

  Чтоб возвратить свободу

  И мир восстановить.

  Едино государство,

  Когда един народ,

  Когда великой силой

  Он движется вперёд.

   В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства как заслуженный праздник. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России. В этот праздник у всех выходной день. Люди ходят друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях проходят праздничные мероприятия, устраиваются народные гуляния.

   Физкультминутка

   В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)

   Реки глубокие (присели,

   Степи широкие (руки в стороны,

    Леса большие (руками описываем круг,

    мы - ребята вот такие!

   Воспитатель: Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды. И сегодня накануне Дня народного единства я предлагаю вам вылепить Российский флаг.

   (Воспитатель предлагает подойти к столам, где приготовлено все необходимое).

  Воспитатель: (обращает внимание на образец): Посмотрите, вот такой флаг мы с вами будем лепить. Дети, какие же материалы мы будем использовать с вами для лепки флага? (ответы детей). Правильно, молодцы!

   Вот нарисован флаг. Пока здесь нет полос. Какого цвета, сколько их?

   Перечислите, пожалуйста, из каких цветов, состоит флаг России? (Ответы детей). Молодцы! Российский флаг трёхцветный, он состоит из трёх полос – белой, синий и красной. Что же они обозначают? Кто назовёт? (Ответ детей).

   Белый цвет – это цвет мира, долга, благородства, чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападёт.

   Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её,

верен ей.

   Красный цвет – цвет мужества, силы. Это кровь, пролитая за Родину.

   Итак, приступаем к работе. Сначала возьмём белый пластилин и нанесем его на верхнюю полоску флага (воспитатель наносит белый пластилин одновременно с детьми на мольберте). Затем синий цвет и наносим на вторую полоску флага и завершаем красным цветом.

   По окончании работы воспитатель предлагает всем ребятам выйти на ковёр.

   Итог: Воспитатель предлагает вспомнить и назвать те моменты занятия, которые им наиболее понравились и запомнились, и почему.

   Я думаю, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вы запомните, и будете любить свою Родину, держаться всегда вместе, и помогать друг другу, спасибо всем, кто принял активное участие!

 

Дополнительный материал

История праздника

   День народного единства был утвержден в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, а также приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери. В начале 17 века на Руси царила Смута, в стране, измученной распрями, войнами, иноземными захватчиками, не было правителя -  царь Федор I не оставил наследника. Народ, разграбляемый разбойниками и иностранцами, голодал. Русь находилась на грани развала и могла потерять независимость.

   Часть русских земель, в том числе Москву, захватили польские интервенты. В 1612 году в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин вместе с князем Дмитрием Пожарским созвали народное ополчение и смогли освободить от них столицу. Благодаря этому в следующем году был выбран царь Руси из новой династии – Романовых, и  Россия постепенно стала выходить из Смуты.

   Так российский народ, сплотившийся воедино вокруг двух предводителей, смог отстоять независимость собственной страны. Поэтому день народного единства – это праздник героизма, мужества и сплоченности народа.

История праздника 4 ноября

   Этот праздник тесно связан с не самым светлым периодом истории России под названием «Смутное время». На стыке веков поляки решили воспользоваться внутриполитическими неурядицами России, чтобы реализовать свои интересы по отношению к нашим территориям. Они стремились вернуть Смоленск, Чернигов и Новогород-северские земли, потерянные в середине XVIв. Более того, поляки надеялись заполучить контроль над внутренними и внешними делами России. Для этого было необходимо укрепиться в столице. Так в 1605г. в Москву вошел Лжедмитрий I, чужеземец, заявивший, что является царевичем Дмитрием, наследным монархом России. Править ему пришлось недолго, московские бояре быстро подготовили восстание против самозванца.

   Следующий самозванец появился в 1607г., он собрал войско и в 1608г. начал поход на Москву. На этот раз взять столицу не удалось и Лжедмитрий II был вынужден обосноваться в Тушино, где он и учредил свое новое правительство из бояр, дворян и духовенства.

   Чтобы изгнать самозванца Василию Шуйскому пришлось пойти на отчаянные меры, заключить военный союз со Швецией, это спровоцировало русско-польскую войну 1609-1618гг.

    Василий Иванович Шуйский — русский царь c 1606 по 1610 годы. Представитель княжеского рода Шуйских. После низложения жил в плену у поляков. Последний представитель рода Рюриковичей на российском престоле.

   На начальном этапе российские войска терпели сокрушительные поражения, поэтому в 1610г. московские бояре решили поменять сторону и устроили заговор против Василия Шуйского, выдав его полякам. Новым правителем России стал сын польского короля Владислав, однако жить он остался в Польше.

   К счастью, в стране нашлись патриоты, которые не смогли терпеть иностранного владычества над своей страной. В 1612г. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский повели за собой ополчение. Им удалось отбить Китай-город, после чего польско-литовские войска, занявшие Кремль, сдались без боя.

Кто такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

   Известно, что Минин был представителем торгово-промышленной знати и проживал в Нижнем Новгороде. В 1611г. он стал земским старостой, поэтому имел большое влияние на совете, собранным по указу патриарха Гермогена. Минин держал речь, целью которой было воодушевить русский народ на борьбу с интервентами и убедить его в необходимости их изгнания. Старосту поддержали, доверив вести имущественные вопросы и разработать план сопротивления. Также Минин посоветовал избрать Дмитрия Пожарского командиром ополчения.

   Дмитрий Пожарский был представителем княжеского рода и проживал в Москве. Он принимал активное участие в борьбе против Лжедмитрия II и в 1609г. стал воеводой в Зарайск Рязанском уезде, он отказался признавать власть Владислава на территории уезда. В 1611г. он участвует в московском восстании против поляков и получает тяжелые ранения. Пожарский отправляется лечиться и в 1612г. уже возглавляет ополчение и добивается победы.

   Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский стали настоящим олицетворением этого праздника, в дань уважения к их подвигу им воздвигли памятник на Красной Площади в 1818г.

Почему день народного единства 4 ноября и важен для России

   В современном виде праздник был учрежден в 2005г. по инициативе Межрелигиозного совета, высказанной в 2004г. Праздник имеет не только социальное, но и религиозное значение, ведь Пожарский вступил в Китай-город с иконой Казанской Божией Матери. 3-4 ноября была освобождена Москва, и 4 ноября каждый год отмечают праздник народного единства. Это важный праздник, поскольку подчеркивает, что наш народ может объединиться в благих целях, несмотря на разницу в национальности и вероисповедании.

Символы дня народного единства

   Главным символом дня народного единства является икона Казанской Божией Матери, которая считается религиозным. Дело в том, что даты государственного и церковного праздника всегда совпадают, поэтому решили выбрать символ, ознаменовавший героическое освобождение русской столицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему: «День народного единства»

Цель: воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательная·         прививать чувство патриотизма, чести и на...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на тему "Солнце ласково сияет, с юга птицы прилетают"

Открытое занятие в старшей группе "Солнце ласково сияет, с юга птицы прилетают". Материал будет полезен воспитателям, логопедам, музыкальным руководителям....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на тему: «В поисках волшебства природы» с использованием инновационных технологий

Цель: обобщить знания детей о значении воздуха, воды и света для всего живого на земле.Программное содержание:Обобщить знания детей о космосе, планете Земля, звезде Солнце.Продолжать знакомить с ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по аппликации "День народного единства".

Цель: Приобщение детей к истории России. Знакомство детей с праздником России – Днем народного единства....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на тему: Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ «Дети будущего» Лесенка успеха 2023 муниципальный этап

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на тему: Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ «Дети будущего».Тема: Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ «Дети бу...

Занятие в старшей группе на тему: «День народного единства»

Занятие  в старшей  группе на тему:                    «День народного единства»  Воспитатель: 1 квалификационной кате...