план по самообразованию
методическая разработка по аппликации, лепке
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА по самообразованию
"АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №14»
Шитвова Анастасия Александровна
Тема по самообразованию
"АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.
Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
- развитие художественно - графических умений и навыков;
- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
- воспитание зрительской культуры;
- возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно - методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
Цель
Совершенствование профессиональной деятельности воспитателя и повышение профессиональной компетентности с использованием достижений науки и внедрения их в практику.
Задачи самообразования по теме:
1) Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.
2) Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.
3) Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.
4) Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.
Этапы изучения темы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и разработка перспективного планирования.
2. Технологический блок – разработка конспектов, планирования, наглядного материала.
3.Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды.
Список изучаемой литературы:
- Закон об образовании - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Примерная основная образовательная программа «Детство»
- Доронова, Т.Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей/ Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
- Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2007. 9
- Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду: учебно-методическое пособие. – М.: «Цветные ладошки», 2010. – 144 с. 44
- Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
«Красота. Радость. Творчество». Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б. Зацепина.; - Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3)
- Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://sdo-journal.ru
- Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.
- Концепция дошкольного воспитания.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.
- Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).
- Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.
- Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - (серия «Вместе с детьми»).
- Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- удожественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) - Волгоград: Учитель, 2005.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Направления работы по самообразованию
Направления работы по самообразованию
№ | Направления работы | 2018-2019 | 2018-2019 | 2019-2021 |
1 | Информационный блок | |||
Анализ программ ДО | В течение года | В течение года | В течение года | |
Изучение современных педагогических технологий | В течение года | В течение года | В течение года | |
Изучение ППО по проблеме | В течение года | В течение года | В течение года | |
Изучение ПО коллег по проблеме | В течение года | В течение года | В течение года | |
2 | Технологический блок | |||
1.Определение целей и задач работы | сентябрь | сентябрь | сентябрь | |
2.Разработка перспективного плана | октябрь | октябрь | октябрь | |
3.Разработка конспектов | В течение года | В течение года | В течение года | |
4.Разработка дидактических игр | «Угадай что это» - октябрь «подбери рисунок» - февраль | «Загадочные картины» ноябрь «Подбери узор» апрель | «Подбери материал » - сентябрь «Найди ошибку и исправь» март | |
5.Совместная работа родителей с детьми | Выставка совместного творчества «Здравствуй зимушка зима» | Выставка совместного творчества «Пасхальные мотивы» | Выставка совместного творчества «Мой город» «Этих дней не смолкнет слава…» | |
6. Выступление по теме (педагогические советы, семинары практикумы, МПС, и т.п) | «Развитие творчества детей дошкольного возраста» март | «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник» февраль | «Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией» март | |
7.Консультации для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства». «Развитие творчества Дома» «Нетрадиционные техники аппликации» | В течение года | В течение года | В течение года | |
8.Анализ работы по теме | «Система работы по развитию творческих способностей детей средствами художественно – изобразительной деятельности» Апрель - май | «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в современном ДОУ» март | Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник Апрель - май | |
3 | Организационный блок | |||
1Оформление уголка | Оформление уголка Художественное творчество | Оформление уголка «наше творчество» | Оформление уголка по тропинке творчества | |
2.Пополнение уголка материалом | В течение года | В течение года | В течение года | |
3.Организация выставок | Фотовыставки: | Выставка | Выставка |
Практический выход
- трансляция опыта работы по реализации системы работы «АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Формирование банка информационно-методических материалов
- выступления на проблемных семинарах и подготовка информационно-методических материалов к ним.
- обобщение опыта работы
- составление картотеки литературы и медиатеки Создание предметно – развивающей среды
Реализация системы работы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов.
- Обогащение развивающая предметно – пространственнойсреды группы новыми играми, пособиями, художественным материалом.
- Разработка серии конспектов для детей старшей, подготовительной группы с учетом разработанного перспективного планирования;
- система работы приводит к крупным сдвигам в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...